СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Подборка художественной литературы для чтения детям 6 – 7 лет по теме "Грибы и ягоды". Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.
Консультация для воспитателей
«Тема "Урожай. Грибы и ягоды".
Чтение художественной литературы в подготовительной школе группе».
Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка», — писал Василий Александрович Сухомлинский.
В рамках недели «Урожай», отдельно уделим внимание лексической теме «Грибы и ягоды». Основные задачи: расширять знания детей о грибах и ягодах, обогащать природоведческий словарь детей. Какие произведения помогут нам раскрыть эту тему?
Стихотворения Владимира Александровича Степанова «Что такое лес?» и Евгения Алексеевича Алексеева «Подарки леса» расширят знания детей о лесных ягодах и грибах.
Провести с детьми беседу о съедобных и несъедобных грибах помогут рассказ Евгения Ивановича Чарушина «Белка»: стихотворения Александра Андреевича Прокофьева «По грибы»; Виктора Ильича Викторова «Грибы».
Поддержат интерес детей к грибам весёлое стихотворение Леонида Антоновича Мезинова «Грибничок» и русская народные потешки «Ваня, Ваня, где ты был?», «Ножки, ножки, где вы были?»
Беседуя с детьми о ягодах, читаем детям русскую народную закличку «Ветер, тучи разгоняй»; русскую народную песенку «Пошли девушки в лес по ягоды»; стихотворения Елены Александровны Благининой «По малину»; Наталья Александровна Астахова «Малина»; Наталии Константиновны Бромлей «Смородина»; Михаила Спартаковича Пляцковского «Морошка»; Ирины Гуриной «Ягоды»; отрывок из стихотворения Светланы Николаевны Алёшиной «Уральский хоровод».
Формировать умение детей оценивать поступки литературных персонажей нам поможет рассказ Валентина Петровича Катаева «Грибы». Поясните детям, что не зря в народе говорят: не хвали себя, есть лучше тебя. Произведение можно прочитать по ролям.
Сказка Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик» напомнит детям, что не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «Детство», «Развитие».
Поддерживать интерес детей к народным традициям нам поможет рассказ Владимира Ивановича Даля «Кузовок».
Отрывок о грибах из рассказа Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Осень», из цикла «Год в лесу» учит детей вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Писатель подбирает яркие, образные слова, чтобы показать нам красоту осеннего леса.
Побуждаем детей интересоваться смыслом слов. Загадайте детям загадку «Шляпка, да ножка, вот и весь Антошка». Расскажем детям о многозначности слов «шляпка», «ножка».
Развиваем способность детей воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Осенью часто бывают туманы. Читаем детям стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Туман». Предложите детям запомнить это стихотворение и покажите, как по-разному можно его прочитать: например, таинственно, так как будто мы рассказываем тайну. Или восхищённо-радостно: мы гордимся волшебником, восхищаемся его проделкой. Или грустно: мы грустим, что ничего не видно. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство».
Поддерживаем интерес детей к пальчиковым играм и скороговоркам. Разучите скороговорку «В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка», для закрепления умения детей отчётливо произносить согласный звук "р".
Загадки формируют умение детей узнавать грибы и ягоды по описанию.
Количество произведений о грибах и ягодах велико. Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, развивает речь детей, приобщает к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения.
Примерный список литературы для чтения детям 6 – 7 лет.
Тема «Грибы и ягоды».
Сказка
Катаев В. П. «Дудочка и кувшинчик».
Рассказы
Даль В. И. «Кузовок».
Чарушин Е. И. «Белка», цикл «В лесу».
Соколов-Микитов И. С. «Осень», цикл «Год в лесу». Отрывок.
Катаев В. П. «Грибы». Чтение по ролям.
Стихотворения
Алексеев Е. А. «Подарки леса».
Алёшина С. Н. «Уральский хоровод». В сокращении.
Астахова Н. А. «Малина».
Благинина Е. А. «По малину».
Бромлей Н. К. «Смородина».
Викторов В. И. «Грибы».
Гурина И. «Ягоды».
Мезинов Л. А. «Грибничок».
Пляцковский М. С. «Морошка».
Прокофьев А. А. «По грибы».
Степанов В. А. «Что такое лес?» В сокращении.
Токмакова И. П. «Туман». Чтение наизусть.
Малые формы фольклора
Русская народная закличка «Ветер, тучи разгоняй…»
Русская народная песенка «Пошли девушки в лес…» В обработке Н. П. Колпаковой.
Русская народная потешка «Ваня, Ваня, где ты был?»
Русская народная потешка «Ножки, ножки, где вы были?»
Русские народные пословицы о грибах и ягодах.
Загадки о грибах.
Загадки о ягодах.
Скороговорка «Грибы».
Пальчиковая игра «Ягоды».
Рассказы
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Осень», цикл «Год в лесу».
Отрывок.
Задачи. Приобщать детей к восприятию произведений о природе. Формировать умение вслушиваться в текст произведения, выделяя красочные эпитеты. Воспитывать любовь детей к родной природе.
Чтение.
— Дети, приглашаю вас в удивительный мир природы. Мы с вами мысленно окажемся в осеннем лесу вместе с русским писателем Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым. Дети, слушайте, пожалуйста, рассказ внимательно. Выделяйте и запоминайте красивые слова, с помощью которых писатель показал яркие образы осеннего леса.
Педагог читает, выделяя прилагательные голосом.
Пришёл сентябрь. После знойного лета, после августовских тёплых дней наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
О каком времени года рассказывает писатель?
Что интересного заметил писатель осенью в лесу?
Дети, вспомним яркие образные, красивые слова, с помощью которых Иван Сергеевич описывает свои впечатления. Какое было лето, по словам автора?
— После знойного лета.
Какая наступила осень? — Наступила золотая осень.
Дети, что растёт по опушкам леса? — По опушкам лесов ещё растут грибы.
Подосиновики какие? — Красноголовые подосиновики.
Сыроежки какие? — Зеленоватые и розовые сыроежки.
Грузди какие? — Скользкие грузди.
Рыжики какие? — Душистые рыжики.
Опята какие? — Тонконогие опёнки.
Дети, какие ягоды увидел писатель в лесу?
— Моховые, значит покрытые мхом. В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Педагог ещё раз читает рассказ, выделяя голосом названные прилагательные.
— Иван Сергеевич подбирает яркие, образные слова, чтобы показать нам красоту осеннего леса. Как выразителен, ярок, образен волшебный русский язык! Дети, богатство русского языка собираем, красиво и образно говорить не забываем.
Владимир Иванович Даль
«Кузовок». Игра.
Задачи. Поддерживать интерес детей к народным традициям. Обогащать словарь детей. Развивать память, внимание.
Материал для игры: кузовок - корзинка, разные мелкие предметы для детей.
Чтение.
— Дети, вы хотели бы узнать, как играли дети в давние, давние времена?
— Игра называется «Кузовок». Кузовок – это плетённая из бересты сумочка, в которую собирали грибы и ягоды. Залог – это какой-либо предмет. Послушайте, как в старину играли дети.
Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:
— Вот тебе кузовок, клади в него что есть на ок, обмолвишся – отдашь залог.
Дети по очереди говорят слова в рифму на ок: «Я положу в кузовок клубок; а я платок; я замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и проч.
По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзинку, и один из детей спрашивает:
— Чей залог вынется, что тому делать?
Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп – например, попрыгать по комнате на одной ножке или в четырёх углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвёртом посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.
— Дети, в игру «Кузовок» играем, слова на –ик собираем. Вот эта корзинка, наш кузовок. А вот залог. Дети разбирают мелкие предметы. Предметы не должны повторяться.
— Дети, залог запоминаем, игру начинаем. Кто готов положить слово в кузовок, и оставить свой залог?
— Если дети не могу придумать слово, педагог может подсказать. Например, подосиновик. Когда все дети назовут слова – разыгрываются залоги.
Евгений Иванович Чарушин
«Белка».
Надоело белочке скакать по веткам да шишки грызть-шелушить. Захотелось ей грибков поесть. Скок-прыг, скок-прыг с ветки на ветку, с прутика на прутик – да с дерева на землю.
Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку, и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник. Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор – отравишься.
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
Какие грибы собирала белочка?
— Белочка-белочка, ты рыжики ешь, подосиновики, сыроежку, и груздь, и белый гриб, сморчок, боровик и масляник.
Какой гриб не советуют белочке кушать?
— Только смотри не ешь красивый красный гриб в белых пятнышках: это ядовитый гриб мухомор – отравишься.
Валентин Петрович Катаев
«Грибы».
Задачи. Познакомить детей с рассказом Валентина Петровича Катаева «Грибы». Формировать умение оценивать поступки литературных персонажей. Побуждать детей рассказывать о своём восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Воспитывать скромность.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно рассказ русского детского писателя Валентина Петровича Катаева «Грибы».
К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела околачиваться. Надо работать! Марш в лес за грибами! Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.
— Нет, я лучше, — сказала Женя.
А Инночка промолчала.
— Посмотрим, — сказала мама.
Вот побежали дети в лес и разошлись в разные стороны. Через час возвращаются.
— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась:
— Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю: глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась: — Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
— А ты, Инночка, что молчишь? Показывай, что насобирала.
— У меня совсем мало, — говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там – десять превосходных крепких, пузатых боровик в бархатных шапочках.
— Дети, сядем рядком, да поговорим ладком.
Вопросы к детям.
Кто приехал к Жене и Павлику из города?
К Жене и Павлику приехала из города погостить двоюродная сестра Инночка.
Что предложила мама детям?
— Ну, дети, — сказала мама, — нечего вам без дела околачиваться. Надо работать! Марш в лес за грибами! Посмотрим, кто из вас лучше грибы собирает.
Что ответили дети?
— Я лучше всех собираю, — сказал Павлик.
— Нет, я лучше, — сказала Женя.
А Инночка промолчала.
Что вы можете сказать о мальчиках, какие они?
Кто из детей был самым сдержанным?
Что собрал Павлик?
— Я лучше всех собрал! — кричит Павлик издали. — У меня больше всех грибов, глядите: полное ведро!
Посмотрела мама и улыбнулась: — Неудивительно, что у тебя полное ведро: ни одного хорошего гриба, одни только поганки. Неважно ты собираешь грибы, друг мой Павлик.
Что собрала Женя?
— Ага! — кричит Женя. — Я же говорила, что я лучше всех собираю: глядите: у меня самые большие и самые красивые грибы — красные в белый горошек. Ни у кого нет таких красивых грибов!
Посмотрела мама и засмеялась: — Глупенькая, это же мухоморы. Они хоть и красивые, да никуда не годятся. Ты тоже плохо собираешь грибы, Женечка.
Что делала Инночка, когда мальчики хвалились?
А Инночка стоит в сторонке и помалкивает.
Как вы понимаете слово – кузовок?
— Кузовок – это берестяная корзина для сбора даров леса: грибов, ягод, орехов.
Что было в кузовке у Инночки?
— У меня совсем мало, — говорит Инночка.
Заглянула мама в Инночкин кузовок, а там – десять превосходных крепких, пузатых боровик в бархатных шапочках.
Кто из ребят лучше, знал какие грибы можно собирать?
Дети, чему учит нас рассказ Валентина Петровича Катаева «Грибы»?
— Дети, не зря в народе говорят: не хвали себя, есть лучше тебя.
Игровая ситуация «Театр».
Чтение по ролям рассказа Катаева В. П. «Грибы»
Задачи. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребёнку возможность выступить. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении по ролям. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Воспитывать культуру речевого общения, артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал.
Игра.
— Дети, в театр вас приглашаю, артистами стать предлагаю. Мы репетируем мини-спектакль по произведению Катаева «Грибы».
Педагог эмоционально, выразительно читает рассказ.
— Дети, вы сегодня артисты театра. Кто из вас, возьмёт на себя роль Жени, Павлика, Инны, мамы? Из желающих детей выбираются герои рассказа.
— Дети, я возьму на себя роль рассказчика. Артисты, не забывайте, что вы не только повторяете слова героев рассказа, но и передаёте их характер, интонацией, жестом, мимикой. Послушайте, пожалуйста, рассказ ещё раз.
Педагог эмоционально, выразительно повторно читает рассказ.
— Артисты приглашаю вас на сцену. Зрители внимательно следите за диалогом героев спектакля, оцените их выступление. Дети, а каким жестом зрители выражают благодарность актёрам за выступление?
— Хлопки в ладоши – это знак благодарности зрителей актёрам, знак восхищения их игрой.
Дети-артисты читают рассказ по ролям. Педагог поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. После окончания выступления слушатели и педагог хлопают в ладоши. В роли артистов могут выступить другие дети.
— Восхитительно! Спасибо, артисты! Ваше выступление ярко, образно, эмоционально.
Стихотворения
Владимир Александрович Степанов
«Что такое лес?»
В сокращении.
Задачи. Расширять знания детей о лесных ягодах и грибах. Развивать умение внимательно и заинтересовано слушать стихотворения. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость к поэтическому слову.
Материал к деятельности: картинки или фотографии лесных ягод и грибов.
Чтение.
— Дети, по вашему мнению, что такое лес?
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно, как описал лес поэт Владимир Александрович Степанов.
Что такое лес? Сосны до небес, Берёзы и дубы, Ягоды, грибы...
| Звериные тропинки, Пригорки и низинки, Мягкая трава, На суку сова.
| Ландыш серебристый, Воздух чистый-чистый И родник с живой Ключевой водой. |
— Дети, что дарит нам лес?
— Дары природы, дары леса – это ягоды, грибы, орехи. Дети, какие лесные ягоды вы знаете?
— Дети, отгадайте о какой лесной ягоде рассказал поэт Владимир Александрович Степанов.
Эту ягоду-красу
Любят многие в лесу.
Но больше всех красавица
В лесу медведю нравится.
— Правильно! Это малина. Вот ещё какие лесные ягоды встретил поэт в лесу.
Брусника. Журавлей не слышны крики, Улетели в тёплый край… Зреют ягоды брусники, Сколько хочешь собирай! | Ежевика. Что кладёт в корзину Вика? Это еже – ежевика. Много ягодок пахучих На ветвях, как ёж колючих.
|
Земляника.
Покраснела ягода, Ягода в лесу. Землянику спелую Я домой несу. Земляника спелая – Вкусная еда. Угощу синичку, Угощу дрозда.
| Рябина. Есть в лесу ложбина, Там растёт рябина. Бусы – ягоды на ней, Словно россыпи огней.
|
Черёмуха. Черёмуха кустистая, Черёмуха душистая. Когда она цветёт, То облаком плывёт. |
— Дети, о каких ягодах рассказал поэт?
Педагог рассказывает и показывает фотографии или картинки ягод.
— На лесных опушках, среди травы, в начале лета спеет земляника, в зарослях леса – прячется брусника, на колючих кустарниках растут малина и ежевика. Рябина и черёмуха – деревья. Дети, ягоды чаще всего красного цвета, а какие ягоды, из названных, чёрные?
— Ягоды ежевики – похожа на малину, только она чёрного цвета. Ягоды черёмухи тоже чёрные, мелкие, а внутри них косточка.
— Дети, какие грибы растут в лесу?
— Дети, послушайте внимательно, как описывает грибы поэт Владимир Александрович Степанов.
Волнушки — Кто такие вы, подружки? Мы грибы, грибы–волнушки Наши шляпки, как колечки, Как колечки волн у речки.
| Лисички Под опавшие листочки Дружно спрятались грибочки. Очень хитрые сестрички Это жёлтые лисички.
|
Боровик Он растёт под хвойной лапой, Он растёт, а с ним и шляпа. Никогда на мой поклон Не снимает шляпы он.
Он к поклонам не привык Толстый важный боровик.
| Опята Сбились в стайку, как цыплята, Возле пня грибы – опята. Вот какая возле пня Собралась в лесу родня.
|
Мухомор Хоть наряден он на вид И красив, но ядовит. Словно красный светофор В красной шляпке мухомор.
| Загадка Один – ПОД берёзой, Другой – ПОД осиной. Иду я за ними По тропке лосиной. |
— Дети, что за грибы растут под берёзой и под осиной?
— Правильно! Под берёзой – подберёзовик, под осиной – подосиновик. Дети, а какой гриб самый важный?
— Он к поклонам не привык толстый важный боровик. Дети, название какого гриба похоже на название животного?
— Это жёлтые лисички. Дети, какие грибы живут возле пней семейкой?
— Возле пня грибы – опята. Дети, грибы – полезная еда, а вот какой гриб есть нельзя?
— Хоть наряден он на вид
И красив, но ядовит.
Словно красный светофор
В красной шляпке мухомор.
— Дети, кто ездил с родителями или родственниками в лес?
Педагог выслушивает рассказы детей. В заключении читает описание леса их стихотворения «Что такое лес?»
:
Виктор Ильич Викторов
«Грибы».
— Дети, грибы – это дары леса. Грибы собирают и едят люди и животные.
Грибы, как и люди, Живут на опушке
Кто любит, где сухо,
Поганки
Вот дружных маслят Меньше копейки.
| А крошек-опят
Найдётся и белый
А вот кто-то важный С осанкою строгой
Живёт без забот
У каждого жителя |
— Дети, внимание ваше проверяю, на вопросы ответить предлагаю.
Вопросы к детям.
О каких грибах рассказал автор в стихотворение?
— Лисички, волнушки, рыжики, поганки, сыроежки, маслята, опята, белые, мухоморы – это грибы
Дети, какие грибы несъедобные?
— Поганки и мухоморы – несъедобные, ядовитые грибы.
— Дети, грибы запоминайте, съедобные от несъедобных отличайте.
Евгений Алексеевич Алексеев
«Подарки леса».
За колхозными полями,
В синей дымке, лес густой
Манит первыми грибами,
Спелой ягодой лесной.
Как чудесно летом жарким
Побродить в родном лесу!
Сколько из лесу подарков
Ребятишки принесут!
Земляника Солнцем ласковым согрета, Ребятишек балуя, Первая встречает лето Земляника алая.
| Лисички Вся полянка от лисичек Запестрела, словно ситчик. Ростом хоть и невелички, Хороши грибы лисички. |
Голубика Голубика голубая, Сладким соком налитая, Среди кочек и болот На густых кустах растёт.
| Подберёзовик Под берёзой на болоте Подберёзовик найдёте. Гриб хорош, пока он мал, А чуть-чуть постарше стал, Так под шляпкою всегда В губке пористой вода.
|
Черника Прячется от света, Но поспеет в срок. Много будет летом Чёрных губ и щёк.
| Подосиновик С яркокрасной головой, Прямо у дорожки, Гриб стоит перед тобой На точёной ножке. Это вырос под осиной Подосиновик красивый.
|
Малина Согретая солнцем, В кустах созревая, Как пахнет чудесно Малина лесная! Пускай поцарапают Ветки немножко, Зато будет полон И рот, и лукошко.
| Белый гриб Белый гриб – боровик Всех грибов отличнее, Богатырь – лесовик С головой коричневой.
|
Сыроежки Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали заметных. Собирай, не мешкай – Это сыроежки!
|
Брусника Точно сказочный ковёр Устилает косогор. Это ягода брусника Пёстрый выткала узор.
| Моховик Там, где мох как пуховик Вырос крепкий моховик. И, хоть много грибников, Хватит всем моховиков.
|
Клюква В мягком мху среди болот Клюква – ягода растёт. Стебельки, как усики, На концах – по бусинке.
| Волнушки Из-под листьев друг за дружкой – Видишь? – выросли волнушки. Шляпки в розовом пушке, А на них кружок в кружке.
|
Костяника Прилепилась долька к дольке, Стала ягода; смотри: В каждой дольке видно только Сок да косточка внутри. Вот за то её народ Костяникой и зовёт.
| Грузди Растут семьёю дружною Под листьями в тиши Большие грузди, грузные, А рядом - малыши.
|
Маслята Тёплый дождь прошёл, грибной, Над полянкою лесной. Много будет для ребят После дождика маслят.
| |
Волчьи ягоды Сколько зреет по кустам. Волчьих ягод тут и там! Хороши они на вид. Только сок их ядовит.
| Рыжик Сколько сыщешь поутру Сочных рыжиков в бору! Хоть косою их коси Да лукошками носи.
|
Вороний глаз В зелени кудрявой Сверкнул вороний глаз. Не гляди лукаво, – Не обманешь нас!
| Опята На пеньке гнилом, горбатом Кучка выросла опят. Хоть и тесно им, опятам – Дружно на пеньке сидят.
|
Мухомор Возле леса на опушке, Украшая тёмный бор, Вырос пёстрый, как игрушка, Ядовитый мухомор.
| Бледная поганка Белеет на полянке Противная поганка. Под тонкой кожей тело Насквозь от яда бело.
|
… Устали за день грибники,
Но потрудились славно:
Полны корзинки, кузовки,
А туески – подавно.
И вот довольные вполне
Ребята спать ложатся.
И даже ночью им во сне
Подарки леса снятся.
Леонид Антонович Мезинов
«Грибничок».
Шёл грибник Издалека А в корзинке Ни грибка! Ни единого Грибочка – Только травка Да листочки. Утомился Грибничок И уселся На пенёк. — Ты скажи, Скажи мне, лес, Ты с грибами Или без? | Поглядел На грибника Лес дремучий Свысока. Покачался – Скрип да скрип! – Показал под ёлкой Гриб… — Я с грибами, — Молвил лес, — — А ты С глазами Или без? |
Александр Андреевич Прокофьев
«По грибы».
Боровик По дорожке шли – Боровик нашли. Боровик боровой В мох укрылся с головой. Мы его пройти могли, Хорошо, что тихо шли. Егор и мухомор Шёл Егор Через бор, Видит: Вырос мухомор. — Хоть красив, а не беру, — Вслух сказал Егор в бору. — Верно ты сказал, Егор! — Так ему ответил бор.
| Сморчок Сморчок, сморчок, От рожденья старичок. Вырос на опушке. Шапка на макушке. Дунул ветер … и сморчок Повалился на бочок, Весь в морщинах – Старичина!
Опёнок Влез опёнок на пенёк, Простоял один денёк, А потом склонился, Чуть не свалился, Тоненький, тоненький, Ножка – что соломинка!
|
Елена Александровна Благинина «По малину».
Я надела поясок, Подвязала туесок, Побежала по малину Через луг, через лесок. Я раздвинула кусты – Ну тенисты, ну густы! А малина-то, малина – Самой крупной крупноты, Самой красной красноты! Побродила я часок, Вижу – полон туесок. Побежала я обратно Через луг, через лесок. Солнце бродит в вышине, Хорошо ему и мне!
| Наталья Александровна Астахова «Малина».
Сочную, сладкую Да, такое вкусное!
|
Ирина Гурина «Ягоды». Белый гусь спросил осу: — Где тут ягоды в лесу? Дали мне с собой лукошко, Чтобы я собрал немножко! Говорит оса: — Гляди, Вон малинник впереди, Там малину волк берет На малиновый компот. Земляничка – на опушке, Рядом с домиком кукушки. Посреди сырых болот Клюква сладкая растёт. Там, где прыгают лягушки, Есть черника для ватрушки. Вдоль трясины, у дорожки Набери себе морошки. На горе, в бору – брусника, А за речкой – ежевика. Бегай, пробуй, выбирай И в корзину собирай! Головой качает гусь: — Как теперь я разберусь? Сколько ягод-то в лесу! Я же все не донесу!
| |
Михаил Спартакович Пляцковский «Морошка». В сокращении.
Есть на Севере у нас Съешьте хоть немножко! Какая это ягода? Ничего на всей земле
|
Наталия Константиновна Бромлей «Смородина».
Смородина есть красная. Смородина есть белая. Зелёная смородина, Ты просто недозрелая. Смотри на солнышко, пока Созреют круглые бока. И соберу проворно я, И соберу умело я Смородину и чёрную, И красную, и белую.
| Светлана Николаевна Алёшина «Уральский хоровод».
На земле уральской мы живём Так привольно нам в краю родном: Горы и вершины, реки и долины, Нам всегда ласкают взор. Сосны исполины, кедры и рябины, Манит нас лесной шатёр. Зеленей, расцветай мой родимый край! Зеленей, расцветай мой любимый край! Утром по тропинке в лес пойдём, Много спелых ягод наберём. Чёрную чернику вместе с земляникой Мы в лесной траве найдём. Красную бруснику, клюкву, голубику В кузовках домой несём. Зеленей, расцветай мой родимый край! Зеленей, расцветай мой любимый край! |
Нина Петровна Найдёнова
«Хоровод в лесу».
Задачи. Поддерживать интерес детей к дарам леса. Продолжать развивать навыки инсценирования песен.
Игровой материал: Головной обруч – картинки: землянка, ежевика, подосиновик,
Игра.
— Красны девицы да добры молодцы, подходите! В хоровод со мной поиграть вы хотите? Становитесь в круг смелей, и игру начнём скорей. Вот дары природы: земляника, ежевика, подосиновик и орешек. Педагог выбирает землянику, ежевику, подосиновик, орешек, одевая им головной обруч с картинкой.
— На полянке отдыхаете, кто найдёт вас ожидаете.
Дары природы в центре круга. Дети выполняют движения хоровода по показу педагога.
1. Мы пойдём, пойдём, пойдём. Землянику мы найдём.
Земляника-ягода. Как же ты красна Земляника-ягода, Как же ты вкусна.
Земляника-ягода, Руку нам давай! Земляника-ягода В хоровод вставай!
| Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Земляника, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. Земляника останавливается, и встаёт в хоровод там где остановилась. |
2. Мы пойдём, пойдём, пойдём, Ежевичку мы найдём.
Ежевика-ягода, Синий-синий цвет. Ежевики-ягоды, В хороводе нет!
Ежевика-ягода Руку нам давай. Ежевика-ягода. В хоровод вставай!
| Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Ежевика, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. Ежевика останавливается, и встаёт в хоровод там где остановилась. |
3. Мы пойдём, пойдём, пойдём, Подосиновик найдём.
Красный подосиновик, Где тебя найти? Красный подосиновик, Вырос на пути. | Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Подосиновик, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. |
Красный подосиновик, Руку нам давай. Красный подосиновик, В хоровод вставай
| Подосиновик останавливается, и встаёт в хоровод там где остановилась. |
4. Мы пойдём, пойдём, пойдём, И орешек мы найдём.
Ты, орешек кругленький, Не сиди в тени. Ты на нас, на ягодки Поскорей взгляни!
Ты, орешек кругленький, Руку нам давай. Ты, орешек кругленький, В хоровод вставай!
| Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. Останавливаются, поворачиваются в круг лицом и ритмично хлопают в ладоши. Орешек, руки на пояс, бежит внутри круга, мимо детей по кругу. Орешек останавливается, и встаёт в хоровод там где остановилась. |
Мы идём, идём, идём, Дары леса несём.
| Дети, держась за руки, идут хороводным шагом по кругу. |
— Красны девицы, Добры молодцы! Хоровод вы красиво танцевали, лесные дары собрали.
Ирина Петровна Токмакова
«Туман».
Задачи. Познакомить детей со стихотворением Ирины Петровны Токмаковой «Туман». Развивать способность воспринимать эмоциональный настрой художественного произведения. Воспитывать артистические качества детей, раскрывать их творческий потенциал. Формировать умение оценивать выступления товарищей.
Чтение.
— Дети, вы знаете, что такое туман?
— Туман – это чудо природы. Когда встречаются холодный и тёплый воздух, образуется много-много очень маленьких капель воды. Капелек воды так много, что они скрывают всё вокруг: дома, деревья, людей. В тумане мы видим только то, что находится близко, а то что далеко – не видно. Вот как описала туман поэтесса Ирина Петровна Токмакова в своём стихотворение.
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
— Дети, это стихотворение можно прочитать по-разному. Например, таинственно, так как будто мы рассказываем тайну.
Педагог читает стихотворение таинственным голосом.
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез!
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
Где же прячутся птица и зверь?
И куда ж за грибами теперь?
— Дети, можно прочитать стихотворение восхищённо-радостно. Мы гордимся волшебником, восхищаемся его проделкой. Дети, помогите мне, пожалуйста, прочитать это стихотворение. Читаем восхищённо радостно.
Дети договаривают предложение хором.
Кто-то ночью утащил …
Был он вечером, а утром …
Не осталось ни пенька, ни …
Только белая кругом …
Где же прячутся птица и …?
И куда ж за грибами …?
— Дети, можно прочитать стихотворение грустно. Мы грустим, что ничего не видно. Дети, помогите мне, пожалуйста, прочитать это стихотворение. Читаем грустно.
Дети договаривают предложение хором.
Кто-то ночью …
Был он вечером, а …
Не осталось …
Только белая …
Где же прячутся …?
И куда ж …?
— Дети, кто желает, как настоящий артист, со сцены прочитать стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Туман». Артисты, не забывайте, что стихотворение можно читать по-разному.
Желающие дети читают стихотворение со сцены.
— Дети, оцените, пожалуйста, выступление товарищей. Назовите, чьё выступление вам понравилась. Объясните, почему?
Дети, оценивают выступления товарищей.
Педагог поощряет тех детей, чья оценка не предвзята, корректна.
— Чудесно! Я думаю, что стихотворение Ирины Петровны Токмаковой «Туман» вы обязательно расскажете свои родным и близким.
Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «Детство».
Сказка
Валентин Петрович Катаев
«Дудочка и кувшинчик».
Задачи. Познакомить детей со сказкой Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик». Помочь понять скрытые мотивы поведения героини произведения. Формировать умение детей оценивать поступки сказочных персонажей. Воспитывать положительное отношение к труду. Поддерживать интерес детей к народным пословицам.
Чтение.
— Дети, послушайте, пожалуйста, внимательно сказку детского писателя Валентина Петровича Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Поспела в лесу земляника.
Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пришли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт.
Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:
— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.
Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит – у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.
— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.
— А ты хорошенько искала?
— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.
— А под листики ты заглядывала?
— Не заглядывала.
— Вот видишь! Надо заглядывать.
— А почему Павлик не заглядывает?
— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.
А папа говорит: — Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.
Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал таскать ягодку за ягодкой, приговаривая:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.
Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках. «Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала»
Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.
Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок – даже дно ещё не закрыто. «Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну».
Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:
«Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!»
Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.
— Здравствуй, девочка, — говорит.
— Здравствуй, дяденька.
— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?
— Обидели меня, дедушка, ягоды.
— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?
— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит: — Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.
Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.
— Перестань, дудочка.
Дудочка перестала, и ягодки спрятались. Обрадовалась Женя:
— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!
— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.
— Хорошо. С большим удовольствием.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:
— Играй, дудочка.
Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер.
Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше – одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые – крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики – почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками. И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.
— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!
Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше – так много, что под ними совсем не стало видно листиков. Но Женя не унималась:
— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.
Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик. Пчёлы перестали сталкивать бабочку с цветка; бабочка захлопнула крылья, как книгу, птенцы малиновки выглянули из своего лёгкого гнезда, которое качалось в ветках бузины, и в восхищении разинули жёлтые рты, грибы поднимались на цыпочки, чтобы не пропустить ни одного звука, и даже старая лупоглазая стрекоза, известная своим сварливым характером, остановилась в воздухе, до глубины души восхищённая чудной музыкой.
— Вот теперь-то я начну собирать! — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.
— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!
Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:
— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.
— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.
Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку. Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно – одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть – дудочки не хватает. Как тут быть? Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой. Приходит и говорит:
— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!
— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.
— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.
— Ну, так я тебе не дам дудочку.
Женя взмолилась:
— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.
— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.
— Не обойдусь, дедушка.
— А как же другие-то люди обходятся?
— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки. С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк.
Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится… Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.
— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?
— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой – папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком. А про дудочку Женя никому ничего не сказала…
— Вот и сказке конец, а кто слушал молодец. А теперь, разумные мои дети, на вопросы мои, пожалуйста, ответьте.
Вопросы к детям.
Какие ягоды собирала семья Жени?
— Поспела в лесу земляника.
Почему Женя не могла найти ягоды?
— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать.
Каким словам научил папа дочку при сборе ягод.
— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.
Дети, как, вы думаете, понравилось ли Жене так собирать ягоды? Почему?
— Так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно.
С кем познакомилась Женя в лесу?
— Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами.
Что старичок предложил Жене?
— Давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик.
Дети, что бы выбрали вы: дудочку или кувшинчик?
Как вы считаете, помогла ли дудочка собрать Жене ягоды? Почему?
Как назвал Женю старичок? Почему?
— Да ты, оказывается, просто лентяйка!
Какой вывод для себя сделала Женя?
— Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…
Дети, как вы думаете, почему «Дудочка и кувшинчик» сказка, а не рассказ?
— Только в сказке можно встретить говорящие грибы, волшебную дудочку.
Дети, чему вас научила эта сказка?
— Сказка – вымысел, да в ней намёк, добрым молодцам, да красным девицам урок: не поклонясь до земли, и ягодку не сорвёшь, труд человека кормит, а лень – портит.
Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «Детство», «Развитие».
Малые формы фольклора
Задача. Пополнять литературный багаж детей малыми формами фольклора.
Русская народная потешка «Ваня, Ваня, где ты был?»
— Ваня, Ваня, Где ты был? Куда, Ванечка, ходил? — Я ходил в лесочек. — Что видал? — Пенёчек. Под пенёчком Грибок! Хвать, да в кузовок!
| Русская народная закличка «Ветер, тучи разгоняй».
Ветер, тучи разгоняй, Солнышко, прогляни! Солнце красное, объявись – Мы по клюкву собрались. Клюкву – ягоду брать, По кочкам скакать. Солнышко, проявись, Красное, покажись! |
Русская народная потешка «Ножки, ножки, где вы были?»
— Ножки, ножки, где вы были? — За грибами в лес ходили. — Что вы, ручки, работали? — Мы грибочки собирали. — А вы, глазки, помогали? — Мы искали да смотрели, Все пенёчки оглядели. Вот и Ванюшка с грибком, С подосиновичком!
| Русская народная песенка «Пошли девушки в лес по ягоды». В обработке Натальи Павловны Колпаковой.
Пошли девушки В лес по ягоды – За калиною, За малиною, За чёрною За смородиной. По домам идут – Кузовки несут.
|
Занимательная беседа «Секреты русского языка».
«Слова-близнецы. Шляпка да ножка».
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Картина «Шляпка да ножка».
Беседа.
— Дети, мы говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка?
— Дети, отгадайте, пожалуйста, загадку. Шляпка, да ножка, вот и весь Антошка.
Педагог показывает картинку «Шляпка да ножка».
— Шляпка – это верхняя расширенная часть чего-либо. Например, шляпка – головной убор. Шляпка, верхняя расширенная часть гвоздя, по которой ударяют молотком. Шляпка – верхняя часть гриба. Шляпка – цветок подсолнуха. Дети, слово «шляпка» – многозначное слово, слово-близнец. Слова-близнецы называют похожие вещи. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой шляпке вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
Девочка надела красивую шляпку.
Я ударила молотком по шляпке гвоздя.
У маслёнка шляпка маслянистая.
На полях поникли золотые шляпки подсолнухов.
— Шляпка, да ножка. Дети, как вы думаете, слово «ножка» – многозначное слово или нет?
— Дети, объясните, пожалуйста, какие ножки вы видите?
— Ножка ребёнка, ножка жука, ножка стола или стула, ножка фруктовницы, ножка циркуля, ножка гриба и ножка подсолнуха. Ножка – опора, которая поддерживает что-то. Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой ножке вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
Девочка прыгала на одной ножке.
Жук поджал под себя ножку.
Одна ножка стула была сломана.
Фруктовница стояла на столе на изящной ножке.
Ножка циркуля отошла в сторону.
Ножка у боровика толстая, крепкая.
Крупная шляпка подсолнуха раскачивалась на тонкой ножке.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слова «шляпка, да ножка» поясняйте.
Словесная игра «Грибные загадки».
Задачи. Закрепить знания детей о грибах. Формировать умение узнавать грибы по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Грибные загадки» играем, правила не нарушаем.
Игровые правила:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, гриб называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Он по виду, как воронка, Беленький по цвету, Часто прячется в сторонку От дневного света. Грибники все наизусть Скажут вам, что это … (груздь) | Коренастый, в шляпе новой Гриб в бору растёт сосновом. Ножка толстая как пень, Шапка лихо набекрень, Он не мал и не велик, Важный, белый … (боровик) | Вдоль лесных дорожек Много белых ножек В шляпках разноцветных, Издали приметных. Грибы бери, не мешкай, Ведь это – ... (сыроежки). |
Скромный, тоненький и бледный... Этот гриб, представьте, вредный. Попадёт грибочек в суп – Вас в больницу увезут. Потому что ядовитый, И на всех вокруг сердитый. Мы оставим на полянке Эту вредную… (поганку). | В ряд построились грибочки, Приподняв собой листочки, Прячут рыжие береты И такие же жакеты. В ельнике средь братишек Растёт золотистый … (рыжик). | Знают даже малыши Красно–белые грибы. Те, что с мухами не дружат. Не бери ты их на ужин – Несъедобен этот гриб, Хоть красавец он на вид. Называют с давних пор Гриб тот – красный… (мухомор). |
В шляпке розовой мохнатой, Но не выглядит растяпой. Будто плюшевое ушко, Для соления ... (волнушка). | В мягкой травке на опушке Всюду жёлтенькие ушки. Ростом хоть и невелички, Хороши грибы … (лисички). | На пеньке сидят братишки. Все в веснушках, шалунишки. Эти дружные ребята Называются ... (опята). |
Под берёзкой у дорожки Кто стоит на крепкой ножке? Он, в коричневом берете, Самый вкусный гриб на свете. (подберёзовик). | Растут грибочки В хвойном лесочке, Скользкие ребята В масле все … (маслята) | Под осинкой притаился, Жёлтым листиком накрылся Гриб на крепкой ножке серой, В красной шляпке, загорелый. (подосиновик). |
— Грузди, сыроежки, боровики, рыжики, волнушки, маслята, лисички, опята, подберёзовики, подосиновики – это… съедобные грибы.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, грибы по описанию узнали.
Русские народные загадки о грибах.
Маленький, удаленький, сквозь землю прошёл, красну шапочку нашёл. – Гриб.
Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. – Гриб
Словесная игра «Ягодные загадки».
Задачи. Закрепить знания детей о ягодах. Формировать умение узнавать ягоды по описанию. Упражнять детей в умение подбирать слова, сходные по звучанию. Развивать слуховое внимание. Поддерживать интерес детей к загадкам.
Игра.
— Дети, в «Ягодные загадки» играем, правила не нарушаем.
Правила игры:
внимательно слушаем загадку;
пока загадку читают, молчим;
хором отвечаем, ягоду называем.
Педагог после каждой загадки, просит детей, объяснить: какие слова в тексте помогли отгадать загадку.
Кто любит её, тот рад поклониться. А имя дала ей родная землица. Ты под листик загляни-ка! Там лесная … (земляника). | На колючей тонкой ветке В полосатых майках детки. Куст с шипами — не шиповник, Как зовётся он? … (крыжовник). | Запасают её люди Как лекарство при простуде. Не страшны и грипп, ангина, Если рядом есть … (малина). |
Эту ягоду найдёте Не в саду, а на болоте. Кругла, а не брюква Кислая … (клюква). | Это ягода прекрасна, Чёрная, белая, красная. В саду их родина. Что это? … (смородина). | На болоте уродилась, В мягкой травке притаилась. Жёлтенькая брошка — Ягодка ... (морошка). |
Вот лозы родные детки — Ягоды на тонкой ветке. Гроздья крупные висят, Как янтарь они горят. Солнцу южному рад, Сочный … (виноград). | В наших водится лесах На раскидистых кустах. Куст колючками покрыт, Неприступен он на вид, Черна и круголика, Растёт … (ежевика). | Куст с шипами, куст колючий, Но совсем, совсем не злючий! Розой он цветёт прелестной, Ягод нет его полезней! Молодой садовник Посадил … (шиповник). |
Красненькие бусинки Качаются на кочках. Маленькие ягодки, Твёрдые листочки. Догадалась Вика, Здесь растёт … (брусника). | Что за ягода такая — голубая – голубая? На болоте, там и тут эти ягоды растут. Догадалась Вика, Это … (голубика). | На зелёненьком кусточке, Чёрны ягодки-дружочки. Зрения улучшают, Здоровья добавляют. Догадалась Вика, Это… (черника). |
— Земляника, малина, клюква, крыжовник, виноград, шиповник, смородина, морошка, ежевика, голубика, брусника, черника – это… ягоды.
— Потрясающе, дети! Загадки отгадали, ягоды по описанию узнали.
Русские народные загадки о ягодах
Сижу на дереве, кругла как шар, красна, как кровь, сладка, как мёд. – Вишня
“Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка”.
Занимательная игра
«В краю Скороговория».
«Грибы».
Задачи. Поддерживать интерес детей к скороговоркам, желание их запоминать. Обогащать словарь детей. Закреплять умение отчётливо произносить согласный звук "р". Отрабатывать интонационную выразительность речи детей. Упражнять в передаче ритмического рисунка слов. Развивать память детей.
Игра.
Понедельник. Знакомство со скороговоркой.
— Дети, в край Скороговория приглашаю, с новой скороговоркой познакомить обещаю.
Педагог читает скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, какие слова вам незнакомы?
— Перелесок – небольшой молодой лес, пригорок – небольшая горка. Дети, в перелеске у пригорка собирал грибы кто?
Педагог контролирует, чтобы дети отвечали на вопрос полным предложением, не переставляя слова, логическим ударением выделяя нужное слово. При необходимости педагог показывает пример.
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. Дети, в перелеске у пригорка собирал что Егорка?
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. Дети, в перелеске у пригорка что делал Егорка?
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка. Дети, где собирал грибы Егорка?
— В перелеске у пригорка собирал грибы Егорка.
— Отлично! Дети, кто самостоятельно прочитает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
Желающие дети читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "р".
— Чудесно, дети! Скороговорку запоминали, чётко читали.
Вторник. Школа актёрского мастерства.
Педагог читает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, открываем Школу актёрского мастерства. Мы произнесём скороговорку с разной интонацией. Один актёр удивлённо спросит: в перелеске у пригорка собирал грибы Егорка? А другой радостно ответит: в перелеске у пригорка собирал грибы Егорка!
— Дети, кто хочет выступить на сцене?
Педагог приглашает на сцену поочерёдно детей парами.
— Актёры, не забывайте, скороговорку нужно произносить, чётко проговаривая все слова.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "р".
— Прекрасно, дети! Скороговорку запоминали, как актёры читали.
Среда. Ритмический рисунок.
Педагог читает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, познакомимся с ритмом скороговорки. Мы произносим скороговорку и с помощью ладоней измеряем ритм скороговорки. Дети, не забывайте, скороговорку нужно произносить чётко, проговаривая все слова.
Педагог произносит скороговорку медленно по слогам, чётко проговаривая все звуки, и одновременно прохлопывает ритм скороговорки (слог-хлопок), делая паузу после каждого слова. Предлагает желающим детям прочитать скороговорку, прохлопывая ритм. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все звуки и поддерживали ритм. Затем педагог повторяет скороговорку, ускоряя ритм. Дети произносят скороговорку вместе с педагогом.
— Восхитительно, дети! Ритм скороговорки поймали, чётко повторяли.
Четверг. Конкурс чтецов.
Педагог читает скороговорку.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
— Дети, «Конкурс чтецов» открываю, скороговорку повторить предлагаю. Не забывайте дети, скороговорку произносим, чётко проговаривая все слова. Начинаю я.
Педагог произносит скороговорку. Все дети по очереди читают скороговорку. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова.
— Потрясающе, дети! Скороговорку быстро читали, чётко слова сказали.
Пятница. Игра «Раз, два, три, быстро повтори».
— Дети, игру «Раз, два, три…» начинаем, скороговорку три раза повторяем. Вот так.
В перелеске у пригорка
собирал грибы Егорка.
Педагог повторяет скороговорку три раза, ускоряя темп.
Раз, два, три! Раз, два, три!
Скороговорку быстро, чётко повтори!
Желающие дети читают скороговорку три раза. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили все слова.
— Замечательно, дети! Скороговорку быстро повторяли, слова не потеряли.
Примечание. Скороговорку повторяют два раза в день.
Совет педагогу. Если ребёнок стесняется при всех повторять скороговорку, с ним педагог повторяет скороговорку индивидуально.
Русские народные пословицы о грибах и ягодах
Грибов ищут – по лесу рыщут.
Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь.
Ленивый и грибу не поклониться.
Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.
Пальчиковая игра «Ягоды».
Задачи. Поддерживать интерес детей к ягодам. Обогащать речь существительными, обозначающими названия ягод. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
— Дети, в пальчиковую игру играем, ягоды изучаем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия ягод.
В лес по ягоды идём, | «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки по левой руке. |
|
И корзиночки возьмём. | Ладони и пальцы рук, сложенные в горсти. |
|
Здесь растут земляника, клубника, брусника, черника ежевика. | Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке, начиная с мизинца.
(Дети проговаривают названия ягод).
Загибаем указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке, начиная с мизинца.
|
|
Клюква, малина, рябина, калина, шиповник. |
| |
Ягоды мы собираем,
| Шевелим пальчиками обеих рук. |
|
На зиму запасаем. | Соединяем руки перед собой, сложив ладонь к ладони, пальцы к пальцам. |
|
— Прекрасно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, ягоды назвали.
Самомассаж пальцев рук «Дары леса».
Задачи. Поддерживать интерес детей к дарам леса. Обогащать речь глаголами повелительного наклонения множественного числа. Продолжать знакомить детей с массажем пальцев рук. Воспитывать желание заботиться о своём здоровье. Формировать умение детей управлять своими движениями.
Игра.
— Дети, как вы думаете, для чего нужно делать самомассаж? (предположения детей).
Самомассаж здоровье укрепляет,
Жизненную силу повышает.
— Дети, мы разучим текст «Дары леса» для массажа пальцев рук колечками. Большой и указательный пальцы правой руки замыкаем в колечко и надеваем по очереди на все пальцы: от большого до мизинца. На каждый палец медленно надеваем «колечко» от ногтя к основанию пальца. Колечко надеваем, пальцы растираем, от ногтя вниз колечко опускаем. Затем — меняем руки. Педагог показывает движения.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, слова стихотворения повторяйте. На каждую строку стихотворения одеваем «колечко» на один палец.
Педагог читает текст, выделяя голосом глаголы, и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, повторяя строчки стихотворения.
Текст | Движения |
| ||
Левой рукой массаж правой руки. | ||||
Не ленитесь, не зевайте, | Большой палец. | |||
Дары леса собирайте. | Указательный палец. | |||
Грибы, ягоды, орехи, | Средний палец. | |||
Ребятишкам для потехи. | Безымянный палец. | |||
Дары леса собирайте, | Мизинец. | |||
Правой рукой массаж левой руки. | ||||
Лес от бед оберегайте. | Мизинец. | |||
Деревья не руби́те, | Безымянный палец. | |||
Огонь не разводи́те. | Средний палец. | |||
Красота живая – лес! | Указательный палец. | |||
Пусть растёт он до небес! | Большой палец. |
— Здóрово! Молодцы, дети! Пальчиками играли, новые слова запоминали.
Интеллектуальная разминка
«Грибы».
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания о грибах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
Лисички, маслята, рыжики, опята – это … (грибы).
Брусника – ягода, а боровик – … (гриб).
Ягоды срывают, грибы … (срезают).
Вместо корней у грибов — … (грибница).
Человек, который собирает грибы — … (грибник).
Лисица – животное, лисичка – … (гриб).
Подберёзовик растёт под … (берёзой).
Маслёнка – посуда, маслёнок – … (гриб).
Подосиновик растёт под – … (осиной).
Лисички – жёлтые, а рыжики – … (рыжие).
Волнушки – съедобные, поганки – … (несъедобные, ядовитые).
Какие опята несъедобные? … (ложные опята).
Суп из грибов — … (грибной).
Чего больше в лесу: маслят или грибов? … (грибов).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Интеллектуальная разминка
«Ягоды».
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания о ягодах.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные или ответ неверный, педагог повторяет вопрос ещё раз. Если дети не называют верный ответ, педагог читает вопрос и ответ.
Вопросы.
Клюква, земляника, малина, калина – это … (ягоды).
Ягоды, которые растут в лесу какие? — … (лесные).
Ягоды, растущие в саду? — … (садовые).
Шиповник – полезный, бересклет – … (ядовитый).
Крыжовник твёрдый – малина … (мягкая).
Брусника – кустарничек, клубника – … (трава).
Малина – кустарник, рябина – … (дерево).
Клубника сладкая – клюква … (кислая).
Черёмуха растёт высоко, а черника – … (низко).
Арбуз тяжёлый – крыжовник … (лёгкий).
Виктория крупная – земляника … (мелкая).
Виктория растёт в саду, а брусника – … (в лесу).
Малина – красная, ежевика – … (чёрная).
Не спелые ягоды не срываем, ветки деревьев – … (не ломаем).
Ежевика – ягода, ежиха – … (животное).
Варенье из земляники … (земляничное).
Цвет, похожий на малину, – … (малиновый).
Чипсы вредны для здоровья – ягоды… (полезны).
Чего больше в лесу: ягод или земляники? … (ягод).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!!!
Источники художественных произведений.
Журнал "Весёлые картинки", 1956, № 2. Москва, «Молодая гвардия», 1956 г.
Журнал "Мурзилка", 1941, № 4, Москва, Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 г.
Журнал "Мурзилка", 1975, № 6. Москва, «Молодая гвардия», 1975 г.
Алексеев Е. А. «Подарки леса». Ленинград, Детгиз, 1954 г.
Даль В. И. «Старик годовик». Москва, «Детская литература», 1959 г.
Катаев В.П. «Дудочка и кувшинчик». Москва, Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 г.
Мезинов Л. А. «Весенний рыболов». Москва, «Малыш», 1989 г.
Прокофьев А. А. «Красный платочек». Москва, «Детская литература», 1976 г.
Сборник «Весёлое лето», Москва, «Малыш», 1984 г.
Сборник «Детские песни». Москва, «Медицина», 1996 г.
Сборник «Загадки». Москва, Детиздат, 1936 г.
Сборник «Музыка в детском саду». Выпуск 4. Москва, «Музыка», 1966 г.
Сборник «Наливное яблочко». Москва, «Малыш», 1990 г.
Сборник «Подарок». Ленинград, «Детская литература», 1960 г
Сборник «Русские народные загадки». Москва, Детгиз, 1954 г.
Сборник «Сказки, пословицы, загадки». Москва, «Детская литература», 1988 г.
Сборник «Солнышко-колоколнышко». Песенки, потешки, считалки. Новосибирск, Западно-Сибирское книжное издательство, 1979 г.
Сборник «Старинные русские пословицы и поговорки». Москва, «Детская литература», 1983 г.
Сборник «Стихи к осенним детским праздникам». Москва, ТЦ Сфера, 2010 г.
Соколов-Микитов И. С. «Год в лесу». Москва, «Детская литература», 1977 г.
Степанов В. А. «Родная природа». Москва, «Фламинго», 2003 г.
Токмакова И. П. «Карусель». Москва, «Детская литература», 1967 г.
Чарушин Е. И. «В лесу». Москва, Детгиз, 1942 г.