СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Тема "Золотая осень". Чтение художественной литературы в средней группе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка художественной литературы для чтения детям 4 – 5 лет по теме "Золотая осень".  Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Тема "Золотая осень". Чтение художественной литературы в средней группе».»

Консультация для воспитателей

«Тема "Золотая осень".

Чтение художественной литературы в средней группе».


Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка», — писал Василий Александрович Сухомлинский.

Вторая половина сентября. Тема недели «Золотая осень». Чтение художественной литературы в средней группе тесно связано с наблюдениями за сезонными изменениями в природе. Основные задачи: развивать умение детей замечать и называть изменения в природе; пополнять и активизировать словарь детей.

На прогулке обратим внимания детей на приметы осени. В этом нам поможет стихотворение Майи Ходяковой «Осень».

Наблюдая за дождиком, читаем детям стихотворение Елены Александровны Благининой «Дождик, дождик, не дожди», Евгения Львовича Скрипкина «Осень к нам пришла».

Наблюдая за листопадом, читаем стихотворения Галины Фёдоровны Вихаревой «Листик жёлтый», Ольги Ивановны Высотской «Осень», четверостишье из стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад», рекомендованное для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга».

Заклички – это короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы. В дождливый день читаем детям русские народные заклички «Дождик» и «Солнышко», в обработке Ольги Иеронимовны Капицы. Повторяйте заклички несколько раз, чтобы дети их запомнили.

Рассказ Елены Александровны Благининой «Осень спросим» поможет нам разучить с детьми новую игру. Поддерживайте интерес детей к пальчиковым играм.

Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, обогащает словарь.


Примерный список литературы для чтения детям 4 – 5 лет.

Тема «Золотая осень».


Рассказ

  1. Благинина Е. А. «Осень спросим».

Стихотворения

  1. Благинина Е. А. «Дождик, дождик, не дожди».

  2. Бунин И. А. «Листопад». В сокращении.

  3. Вихарева Г. Ф. «Листик жёлтый».

  4. Высотская О. И. «Осень».

  5. Скрипкин Е. Л. «Осень к нам пришла».

  6. Ходякова М. «Осень».

Малые формы фольклора

  1. Русская народная закличка «Дождик». В обработке О. И. Капицы.

  2. Русская народная закличка «Солнышко». В обработке О. И. Капицы.

  3. Пальчиковая игра «Листочки».


Рассказ


Елена Александровна Благинина

«Осень спросим».


В эту игру мы играем так: посчитаемся, выберем Осень и Дождик… Дождик куда-нибудь пока прячется, а Осень выходит в середину круга. На ней венок из осенних листьев, рябиновое ожерелье, в руках – сноп.

Мы начинаем медленно ходить и петь:

— Здравствуй, Осень!

Здравствуй, Осень!

Хорошо, что ты пришла,

У тебя мы, Осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Осень отвечает:

— Принесла я вам муки!

— Значит, будут пирожки! — кричим мы хором.

— Принесла вам гречки! — говорит Осень.

— Каша будет в печке! — радуемся мы.

— Принесла вам овощей! — говорит Осень.

— И для каши, и для щей! — кричим мы.

— Рады ли вы грушам?  спрашивает Осень.

— Мы их впрок насушим! — отвечаем мы.

— А уж яблоки – что мёд!

— На варенье, на компот! — радуемся мы.

— Принесла и мёду! — говорит Осень.

— Полную колоду!  удивляемся мы.

После этого опять кружимся и поём:

— Ты и яблок, ты и мёду,

Ты и хлеба принесла.

А хорошую погоду

Нам в подарок припасла?

— Дождику все рады? — хитро улыбается Осень.

— Не хотим, не надо! — кричим мы и бросаемся врассыпную.

Но Дождик тут как тут – он гоняется за нами, звонко приговаривая:

— Кто под дождик попадёт,

Тот сейчас водить пойдёт.

Мы бегаем до тех пор, пока Дождик кого-нибудь не поймает. Тот, кого он поймает, становится Дождиком, а Осень мы выбираем новую. Посчитаемся и выберем.












Стихотворения


На прогулке обратите внимания детей на приметы осени.


Майя Ходякова

«Осень».


Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далеки птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.


Наблюдая за дождиком, прочтите детям стихотворения.


Елена Александровна Благинина

«Дождик, дождик, не дожди».


Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому!


Евгений Львович Скрипкин

«Осень к нам пришла».


Тише, тише, тишина.

Осень в гости к нам пришла.

Дождик песенку поёт

И на землю слёзки льёт.


Дружно зонтики возьмём,

Под дождём гулять пойдём.

Веселее, веселей,

Дождик, капай, не жалей.


Наблюдая за листопадом, прочтите детям стихотворение.


Галина Фёдоровна Вихарева

«Листик жёлтый».


Посмотри скорей в окошко –

И увидишь листопад.

Листик жёлтый, листик красный –

Всё летят, летят, летят.


Улетели к югу птицы

И дождинки моросят

Листик жёлтый, листик красный –

Всё летят, летят, летят.


Это осень наступила

И украсила наш сад.

Листик жёлтый, листик красный –

Всё летят, летят, летят.

Ольга Ивановна Высотская

«Осень».


Осенние денёчки,

В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.


Вон листочки жёлтые,

Вон листочки красные.
Соберём в кошёлку

Мы листочки разные!


Будет в комнате красиво,

Скажет мама нам «спасибо»!









Иван Алексеевич Бунин

«Листопад».

В сокращении.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга».


Малые формы фольклора


Задачи. Формировать интерес детей к устному народному творчеству. Знакомить детей с русскими народными закличками.


Заклички – это короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу.


В дождливый день прочтите детям заклички.


Русская народная закличка

«Дождик».

В обработке Ольги Иеронимовны Капицы.


Дождик – дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!


Русская народная закличка

«Солнышко».

В обработке Ольги Иеронимовны Капицы.


Солнышко – вёдрышко,

выгляни в окошко:

твои детки плачут.

по камушкам скачут.












Пальчиковая игра «Листочки».


Задачи. Поддерживать интерес детей к лиственным деревьям. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать мелкую моторику, динамическую координацию рук детей. Увеличить подвижность пальцев.

Игра.

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.


— Дети, в пальчиковую игру играем, листья деревьев собираем. Движения пальчиками, пожалуйста, за мной повторяйте, рассказ читать мне помогайте.

Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом, проговаривают названия листьев деревьев.


Ветер по лесу летал,

Ветер листочки считал:

Плавные волнообразные движения рук вверх и вниз.


С дуба дубовые,

С клёна кленовые,

С рябины рябиновые,

С берёзы берёзовые,

С осины осиновые.

Загибаем одновременно по одному пальчику на обеих руках, начиная с мизинца.

(Дети проговаривают названия листьев деревьев).


Ветер листочки срывал,

На тропинки бросал.

Резко раскрываем кулачки и встряхиваем кисти рук.


— Чудесно! Молодцы, дети! Пальчиками играли, листья деревьев назвали.



Источники художественных произведений.


  1. Благинина Е. А. «Осень спросим». Москва, «Детская литература», 1956 г.

  2. Бунин И. А. «Листопад». Москва, «Малыш», 1976 г.

  3. Вихарева Г. Ф. «Осенние картинки». Санкт-Петербург, «Музыкальная палитра», 2009г.

  4. Сборник «Запел петушок». Составитель Л.Н. Елисеева. Москва, «Малыш», 1978 г.

  5. Сборник «Песенки». Собрала О. И. Капица. Москва, «Детская литература», 1935 г.

  6. Сборник «Я расту». Москва, «Русский язык», 1976 г.