СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для воспитателей «Тема "Золотая осень". Чтение художественной литературы во второй младшей группе».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подборка художественной литературы для чтения детям 3 – 4 лет по теме "Золотая осень". Приведены примеры использования данных произведений в работе с детьми.

Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей «Тема "Золотая осень". Чтение художественной литературы во второй младшей группе».»

Консультация для воспитателей

«Тема "Золотая осень".

Чтение художественной литературы во второй младшей группе».


Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка», — писал Василий Александрович Сухомлинский.

Вторая половина сентября. Тема недели «Золотая осень». Чтение художественной литературы во второй младшей группе тесно связано с наблюдениями за сезонными изменениями в природе. Основные задачи: развивать умение детей замечать изменения в природе, расширять и активизировать словарный запас детей.

Стихотворение Ахмеда Фазыловича Ерикеева «Наступила осень», в переводе с татарского Львом Владимировичем Гинзбург, поможет нам познакомить детей с приметами осени.

Прочитав рассказ Надежды Дмитриевны Калининой «Осень» посмотрите вместе с детьми в окно и поищите приметы осени, о которых говорилась в рассказе.

Наблюдая на прогулке за птицами, читаем детям стихотворение Василия Андреевича Жуковского «Птичка», рекомендованное для чтения программами: «От рождения до школы», «Детство».

В ветреный день читаем стихотворение И. Плакида «Осень».

Заклички – это короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы. В дождливый день читаем детям русские народные заклички «Дождик» и «Солнышко», в обработке Ольги Иеронимовны Капицы. Повторяйте заклички несколько раз, чтобы дети их запомнили.

Упражняем детей в чётком произношении гласного звука "О", читая стихотворение Нины Васильевны Пикулевой «Песенка про дождик».

Выбор, уважаемые педагоги, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, обогащает словарь.


Примерный список литературы для чтения детям 3 – 4 лет.

Тема «Золотая осень».


Рассказ

  1. Калинина Н. Д. «Осень».

Стихотворения

  1. Ерикеев А. Ф. «Наступила осень». Перевёл с татарского Л. В. Гинзбург.

  2. Жуковский В. А. «Птичка».

  3. Пикулева Н. В. «Песенка про дождик».

  4. Плакида И. «Осень».

Малые формы фольклора

  1. Русская народная закличка «Дождик». В обработке О. И. Капицы.

  2. Русская народная закличка «Солнышко». В обработке О.Е. Капицы.


Примечание. Текст произведений некоторых авторов в более раннем издательстве не всегда совпадает с современным вариантом.


Рассказ


Надежда Дмитриевна Калинина

«Осень».


На дворе дождь, ветер, холодно. А в детском саду тепло, хорошо, уютно.

Саша наигрался, захотел посмотреть, что делается на дворе. Подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Вот сейчас ветками до стекла достанет. Ветки уже все голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается, будто в детский сад просится. Заметил его Саша, закричал:

— Смотрите, какой листочек красный!

Подбежали ребята, а сильный ветер налетел, ветку тряхнул, листок сорвал и унёс.

После обеда дождь прошёл, ветер стих. Оделись ребята потеплее и вышли в сад.

В сером небе, над голыми деревьями, вороны кричат, кружатся. На сырой дорожке прутья, сучки валяются, а внизу, под деревьями, пёстрые листья всю землю закрыли. Шуршат листья у ребят под ногами. Собирают их ребята. Ищут самые красивые – жёлтые, коричневые, пёстрые. Саша красный листок отыскал, может быть, как раз тот самый, что на ветке качался, в детский сад просился. Всяких листьев много. Только зелёных ребята найти не могут. Зелёных листьев нет. Это – осень.


Стихотворения


Ахмед Фазылович Ерикеев

«Наступила осень».

Перевёл с татарского

Лев Владимирович Гинзбург.


Наступила осень,
Пожелтел
наш сад.
Листья на берёзе
Золотом горят.
Не слыхать весёлых
Песен соловья.
Улетели птицы
В дальние края.


Упражнять детей в чётком произношении гласного звука "О"


Нина Васильевна Пикулева

«Песенка про дождик».


Дождик бегает по крыше –

Бом! Бом! Бом!
По весёлой, звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!
— Дома, дома посидите, –
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите, –
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте -
в дом, дом, дом!
А уйду – тогда гуляйте...

Бом...

Бом...

Бом...






Наблюдение за птицами.


Василий Андреевич Жуковский

«Птичка».


Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поёт;
Птичка летала,
Птичка играла,
Птички уж нет!
Где же ты, птичка?
Где ты, певичка?
В дальнем краю
Гнёздышко вьёшь ты;
Там и поешь ты
Песню свою.


Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами: в первой младшей группе – «От рождения до школы», во второй младшей и средней группах – «Детство».


В ветреный день прочтите детям стихотворение.


И. Плакида

«Осень».


Дует, дует ветер,
Дует, задувает,
Жёлтые листочки
С дерева срывает.
И летят листочки,
Кружат по дорожке.
Падают листочки
Прямо нам под ножки















Малые формы фольклора


Задачи. Формировать интерес детей к устному народному творчеству. Знакомить детей с русскими народными закличками.


Заклички – это короткие рифмованные приговоры, обращения в стихотворной форме к различным явлениям природы. Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу.


В дождливый день прочтите детям заклички.


Русская народная закличка

«Дождик».

В обработке Ольги Иеронимовны Капицы.


Дождик – дождик,

Полно лить,

Малых детушек

Мочить!


Русская народная закличка

«Солнышко».

В обработке Ольги Иеронимовны Капицы.


Солнышко – вёдрышко,

выгляни в окошко:

твои детки плачут.

по камушкам скачут.


Источники художественных произведений.


  1. Жуковский В. А. «Жаворонок». Москва, «Детская литература», 1976 г.

  2. Калинина Н. Д. «Малыши». Москва, Детгиз, 1959 г.

  3. Пикулева Н. В. «Ой, какие мы большие!» Челябинск, «Урал LTD», 1997 г.

  4. Сборник «Запел петушок». Составитель Л.Н. Елисеева. Москва, «Малыш», 1978 г.

  5. Сборник «Музыка в детском саду». Выпуск 3. Москва, «Музыка», 1973 г.

  6. Сборник «Песенки». Собрала О. И. Капица. Москва, «Детская литература», 1935 г.

  7. Сборник «Стихи к осенним детским праздникам». Москва, ТЦ Сфера, 2010 г.