МБДОУ «ЦРР – детский сад № 57 «Ладушка»
г. Димитровграда Ульяновской обл.
Консультация
«Экологическое воспитание дошкольников
через художетственно - творческую деятельность»
Автор: Янталева И.А.
2024г.
Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям, развития чувства доброты и гуманности, залогом успешности и полноты дальнейшей жизни. Формирование радостного, оптимистического отношения к жизни является важнейшей задачей воспитательного процесса в период жизни.
Особое место в своей работе я отвожу экологическому воспитанию дошкольников. В современном мире остро стоит экологическая безответственность людей. С каждым годом она приобретает всё более крупный масштаб, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Я думаю, что только живое, искреннее переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг способного тоже ощущать боль, может изменить отношение к нашему Зелёному дому. Так как знания, полученные с первых лет жизни, в дальнейшем преобразуются в твёрдые убеждения, К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития.
Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности и повышает познавательную активность.
Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое образование - актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Поэтому одним из направлений нашей творческой деятельности является изучение роли изобразительного искусства в воспитании основ экологической и эстетической культур.
Изучив ряд исследований по данной теме, мы определили сущность эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности.
Природа во все времена служила потенциалом для развития творчества, в том числе и детского.
Стремление передать образы природы в рисунке приводит к углублению, уточнению знаний о природе, её объектах и явлениях. Вместе с тем, обогащается содержание детского творчества образами природы, в рисунках появляются новые темы. И в процессе познания природы, и в процессе изображения у детей развиваются психические процессы, лежащие в основе познания природы и отражения её в художественном творчестве: восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение). Именно художественная деятельность является и формой выражения, и средством воспитания.
Воздействуя на эмоции ребёнка своими эстетическими качествами - совершенством форм, разнообразным колоритом, природа вызывает эстетические чувства. Это способствует проявлению эмоционального отношения к объектам природы.
Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих рисунках большее количество образов, используют более разнообразные средства выразительности.
Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить пока элементарные, но нужные знания о природе, о месте и роли человека, живущего в единстве с ней. Ребёнок - художник, наблюдая за природой, выражает в творчестве своё видение происходящих в них явлений. В этом раскрывается творческий потенциал ребёнка, его наблюдательность, фантазия и воображение. Воспитываются нравственные качества.
Детские рисунки убеждают нас в том, что ребёнок способен в них выразить своё мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и поэтому их можно назвать выразительными.
Одним из самых доступных для детей средств выразительности является цвет. Использование ярких красок в разнообразных сочетаниях присуще детям, но наблюдая за цветовым разнообразием окружающего мира, во время знакомства с произведениями художников ребёнок начинает использовать цвет более разнообразно, выразительно. Через цвет они передают своё настроение и отношение к образу.
Другое чувство выразительности, используемое дошкольником – линия. Исследователи отмечают, что явления, которые близки ребёнку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие, по его мнению, события изображает небрежной линией.
Как и взрослые, дошкольники используют приём гиперболизации – преувеличение каких-то признаков. Они выделяют в изображённом предмете или явлении то, что на их взгляд, особенно значимо. Главный образ выделяется размером или цветом.
Композиция – это способ построения произведения. В рисунках дошкольников встречаются как с сюжетами, передающими развёрнутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия. Усвоив навыки композиции, ребёнок начинает чувствовать центр, стороны листа, что даёт развитие творчества.
Рисуя, ребёнок использует и такое средство выразительности как агглютинация – склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-либо частей, качеств, разных предметов (цветок с глазами и ртом, руками вместо листьев). В выразительном рисунке форма служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определённых поз, жестов, определённого расположения фигур.
Творческая выразительность детских рисунков развивается под влиянием обучения. Эмоции являются движущей силой воображения, а, следовательно, и выразительности детского творчества.
В своей работе я использую программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой.
Изображение в рисунках создаётся при помощи разнообразных материалов, которые предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.
Можно рисовать не только кистью, карандашом, но и палочкой, поролоном, пальцами, ладошками. Используется монотипия, «кляксография», «точечный рисунок». Интересно способ рисования краской из тюбика, по мокрой бумаге.
Для ознакомления детей с произведениями искусства различных видов и жанров используются репродукции картин известных художников, через восприятие произведений художников и скульпторов ребята учатся подмечать индивидуальные особенности объектов, распознавать авторское видение данного объекта или явления, эмоциональную окраску.
Для повышения эффективности обучения, зрительного восприятия и наглядно-образного мышления можно использовать разнообразие дидактических и развивающих игр.
В творческом процессе огромную роль играет восприятие, поэтому всё, что окружает детей в группе: эстетический вид, предметно-развивающая среда, выставки работ детей, наблюдения живой и неживой природы отражается в рисунках детей.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
В работе с дошкольниками по их экологическому воспитанию и обучению важно использовать интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности:
1- наблюдения явлений природы;
- рассматривание репродукций с картин;
- беседы на темы природы;
- чтение художественной литературы;
2 - обследование;
- игровые приёмы;
- экспериментирование с цветом;
- составление коллажей;
- вопросы для развития творческого замысла;
3 - проблемные ситуации;
- работа по неоконченному рассказу на темы природы;
- рисование музыки;
Важно отметить, что методы должны соответствовать общей цели, специфике вида деятельности, возрастным особенностям.
Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой работы с детьми. На ней дети приобретают опыт работы с материалами, способами изображения. Чем более увлечены дети, тем более они раскрепощены и творчески себя проявляют.
Интегрированное занятие отличается использованием меж предметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материалов. Предметом анализа в нём выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных программах или разделах программы (например, рассматривание такого понятия, как «настроение» через произведения живописи, музыки, литературы) .
Детям предоставляется возможность экспериментировать, искать новые пути, сравнивать, анализировать, проявлять большую самостоятельность. Эти занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Структура интегрированного занятия строится следующим образом:
1. Вводная часть. Создаётся проблемная ситуация, стимулирующая активность детей к поиску её решения («Как вы думаете, что произойдёт, если на Земле не будет воды?»)
2. Основная часть. Поисковая деятельность детей для решения проблемного вопроса (например, значение воды в природе, жизни человека и в работе художника-мариниста) на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Параллельно идёт работа по обогащению и активизации словаря, обучению связной речи.
3. Заключительная часть. Детям предлагается практическая работа (дидактическая игра, рисование) на закрепление полученной информации или актуализации ранее усвоенной.
Составление конспектов, самостоятельный поиск новых оптимальных схем – моделей требуют проявления творческой активности педагога. Последовательное усвоение знаний, способов действия, сопровождаемое усложнением задач, методами и техниками в соответствии со структурой занятия, а также проведение предварительной работы благотворно влияют на формирование выразительного образа природы в детских рисунках.
Благодаря правильной организации и экологолизации развивающей среды, интеграции и системности в обучении, а также разнообразию нетрадиционных форм и методов в организованной деятельности решаются главные задачи экологического и художественно-эстетического воспитания дошкольников.
Единая позиция педагогов в понимании перспектив развития детей и взаимодействия разных субъектов образовательной деятельности очень важно для развития детского творчества. Решая единые задачи, предъявляя единые требования к детям, преследуя единую цель, мы помогаем детям раскрыть своё творческое «Я». Совместно с воспитателями проводятся экскурсии в парк, в музей, праздники и развлечения. В совместной работе с детьми готовятся подарки для родителей.
Объекты и явления природы, предлагаемые для наблюдения, анализ художественных произведений искусства развивает детское воображение, фантазию, так необходимые в изобразительной деятельности.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике дошкольного воспитания.
Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое образование - актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Я считаю, что, если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
В нашем ДОУ имеется подборка художественной литературы, экологические игры, разработана серия конспектов непосредственно-образовательной деятельности для разных возрастных групп, используя которые, решаются следующие задачи:
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
- познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты.
- учить анализировать, делать выводы; учить видеть красоту русской природы.
- развивать у детей познавательный интерес к жизни животных в лесу, наблюдательность, творческое воображение. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе, изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно – правильного взаимодействия с окружающим его большим миром природы.
Большое внимание необходимо уделять общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц.
Большое значение придаётся ведущей форме деятельности дошкольников - игре (подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы.
Такие формы работы дают возможность детям познать окружающий мир, получить необходимые знания о природе необходимые для формирования основ экологической культуры.
Как сказал великий русский писатель М.М. Пришвин «Природа — источник творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не только взрослого, но и подрастающего. Именно в раннем возрасте необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней».
Список литературы:
Воспитание здорового образа жизни учащихся. Педагогическая энциклопедия. — М.: изд-во УО РИПО, 2005.
Лыкова И. А., Рыжова Н. А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду: Учебно- методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144с., илл.
Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средней и старшей групп детского сада. — М.: Просвещение, 2002.
Сорочук Т.А. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Код доступа: 10. 11. 2016.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Код доступа: 20. 11. 2016.