СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация: "Формирование математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностям».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация: "Формирование математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностям».»









Консультация для педагогов:

«Формирование математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностям».



















Оглавление

Введение …………………………………………………………………3

Основная часть

 1. Средства формирования элементарных математических представлений для детей с особыми образовательными потребностями……………………………………………...……….…..5

2. Палочки Кюизенера……………………………………………..…..8

Заключение……………………………………………………………..11

Литература……………………………………………………………...12









































Введение

В обществе всё больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию детей. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном возрасте, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности. Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников. Методика формирования элементарных математических представлений  у дошкольников с трудностями в обучения базируется на основных положениях методики  формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся  детей.  Но вместе с  тем, процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью  в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности.  Это, прежде всего, индивидуальный  и дифференцированный  подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно-образное восприятие, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математического развития детей с общим недоразвитием речи положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающий в себя его сенсорную, моторную и интеллектуальную готовность.

Главной задачей остается научить детей счету, измерениям, подвести их к понятию числа.

Не менее важной и значимой является задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая реализуется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Математическое содержание раскрывается в 3-х направлениях:

- арифметическое (цифра и число от 0 до 10, основные свойства натурального ряда и др.);

- геометрическое (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение фигур на плоскости, в пространстве, изготовление их моделей из бумаги и др.);

- содержательно-логическое, обеспечивающее условия для развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления у детей.

Основными методами, используемыми на занятиях по математике, являются: метод дидактических игр и метод моделирования, которые представлены в различном сочетании друг с другом. При этом ведущим является практический метод, позволяющий детям узнавать и осмысливать практический материал (выполнение действий с предметами, моделирование геометрических фигур, зарисовка, раскрашивание и др.).

При планировании содержания образовательного процесса, учитываются следующие факторы успешного обучения:

- формирование культуры эмоционального контакта со взрослыми и детьми;

- обучение ребенка способам выявления количественных и пространственных отношений: практическому сопоставлению численностей множеств, сравнению размеров предметов, счету и измерению величин.

Начало формы

 






1. Средства формирования элементарных математических представлений для детей с особыми образовательными потребностями.

Педагог руководит процессом формирования элементарных математических представлений, который осуществляется в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их. Такая работа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных дидактических средств.

Необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно для того, чтобы были реализованы задачи развития элементарных математических представлений у воспитанников  с особыми образовательными потребностями. Этому способствует использование разнообразных дидактических средств, которые являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

Под средствами обучения понимаются совокупности предметов, явлений, знаки (модели), действия, а также слово, участвующие непосредственно в коррекционно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей.

В настоящее время в практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями широко используют дидактические средства формирования элементарных математических представлений :

  • комплекты наглядного дидактического материала для занятий;

  • оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;

  • сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у детей с особыми образовательными потребностями;

  • учебно-познавательные книги для подготовки детей данной категории к усвоению математики.

При формировании элементарных математических представлений у воспитанников с особыми образовательными потребностями дидактические средства выполняют следующие функции:

  • реализуют принцип наглядности;

  • адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для воспитанников с особыми образовательными потребностями форме;

  • помогают детям дошкольного возраста овладевать способами действий, которые необходимы для возникновения математических представлений;

  • способствуют накоплению у детей чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению;

  • дают возможность воспитателю организовать познавательно-исследовательскую деятельность детей и управлять этой работой;

  • увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их;

  • расширяют возможности педагога в решении воспитательных и образовательных задач.

Использование современных дидактических средств в образовательной деятельности позволяет воспитателю разносторонне решать задачи по формированию элементарных математических представлений.

Процесс формирования элементарных математических представлений требует комплексного использования разнообразных дидактических средств и соответствия их содержанию, методам и приемам, формам организации работы по предматематической подготовке детей с особыми образовательными способностями.

 









































2. Палочки Кюизенера.

Одним из наиболее эффективным средств для развития элементарных математических представлений воспитанников с особыми образовательными потребностями являются палочки, разработанные бельгийским математиком Дж. Кюизенером (1952 г), которые используются в работе по формированию элементарных математических представлений.

В педагогической практике палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход занимают все большее место. Палочки Кюизенера предназначены непосредственно для обучения математике и объяснения математических концепций, они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка с особыми образовательными потребностями: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, стимулируют воображение, развивают речь, приучают к порядку. Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, коррекционная направленность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел – это неизменные атрибуты монографического метода, оказались весьма созвучными современной дидактике. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной детям форме, в овладении способами действий, необходимых для формирования у дошкольников с особыми образовательными потребностями элементарных математических представлений.

Главное назначение игр с палочками Кюизенера – развитие маленького человека, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с другой стороны - предоставляется поле для фантазии и общего умственного развития. Благодаря этим играм у детей с особыми образовательными потребностями развиваются все психические процессы, мыслительные операции, развиваются способности к моделированию и конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Совместная деятельность ребёнка и взрослого помогает открыть пространственно-количественные характеристики не столь очевидные для воспитанников с особыми образовательными потребностями, как цвет, форма, размер. Цветные числа предоставляют замечательную возможность конструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

  • познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету);

  • познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);

  • познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа, при построении горизонтальной, вертикальной и симметричной цветных лесенок;

  • осваивать прямой и обратный счет;

  • познакомить со свойствами геометрических фигур;

  • развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т. д.);

  • развивать логическое мышление, внимание, память, комбинаторные способности;

  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В работе с палочками Кюизенера выделяют несколько этапов.

I этап. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети с особыми образовательными потребностями играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения.

II этап. Пространственно-количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Ребёнок с особыми образовательными потребностями быстро научается переводить игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

Таким образом, палочки Кюизенера просты, понятны и воспринимаются детьми с особыми образовательными потребностями в качестве игрового материала, а не как скучное заучивание чисел. Перед педагогами стоит задача чрезвычайной важности развивать умственные математические способности детей: логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать свое мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребенок с особыми образовательными потребностями в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.

 









Заключение

Под развитием элементарных математических представлений детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями понимают не только сумму знаний в области числа и счета, пространственно – временной ориентировке, представлений о геометрических формах и величинах, но и математические способности, которые помогают ребенку успешно овладевать математическими категориями.

Для развития интереса к математике детей с особыми образовательными потребностями, созданы условия для проявления стимуляции обследования предметов для познания математических отношений и зависимостей. Палочки Кюизенера, дают возможность успешного осуществления поставленных задач развития математических способностей детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.

Выполнение заданий с математическим уклоном с образовательными материалами и палочками Кюизенера особенно полезно для детей с особыми образовательными потребностями, так как развивает интеллектуальные способности. Особенно хочется выделить три категории игровых заданий, направленных на развитие отдельных компонентов математических способностей:

  1. упражнения на определение свойств предметов, выявление объектов по обозначенному признаку (аналитико-синтетические способности);

  2. игры на сопоставление различных свойств, выявление существенных признаков, абстрагирование от второстепенных, обобщение;

  3. игры на развитие логических умозаключений на основе мыслительных операций.





Литература

  1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций. -  М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. -  400 с.

  2. Белкина, В. Н Математическое развитие дошкольников в условиях реализации новых государственных образовательных стандартов./. В. Н. Белкина, Н. А. Тимофеева // Ярославский педагогический вестник – 2014. - №4 – с. 17-21.

  3. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. / СПб.: Издательство «Детство-пресс», 2021.-128 с.

  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с Общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 624с.

  5. Нищева Н. В. Играйка 13. Соображайка. Игры для развития мыслительной и речевой деятельности, математических представленией у старших дошкольников ФГОС / Н. В. Нищева ‒ СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. ‒ 156с.

  6. Новикова В. П., Тихонова Л.И. Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Для работы с детьми 3-7 лет / В П. Новикова, Л.И Тихонова «Мозаика синтез», 2015. - 72 с.

  7. Чуракова Р. Г. Кронтик учится считать: книга для работы взрослых с детьми / Р. Г. Чуракова; под ред. О. А. Захаровой. ‒ М. : Академкнига / Учебник, 2015. ‒ 96

  8. Устиненко, С. О. Развитие математических способностей дошкольника / С. О. Устиненко. [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 38-39.






15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!