СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "гендерное воспитание".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация содержит подборку игр- занятий, игр- состязаний, сюжетно-ролевых игр, подвижных игр, моделирование ситуаций, имитационных игр, символических игр, проектирование различных ситуций по вопросам полеролевого воспитания дошкольников.

Просмотр содержимого документа
«Консультация "гендерное воспитание".»



Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного рода и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.

Анализ научных исследований л. В. Абдульмановой, О.В.Дыбиной, С.А.Козловой, М.В.Корепановой, И.Э.Куликовской, В.И.Ляскало, Л.А.Паромоновой, Т.Н.Тарановой, и Р.М.Чумичевой позволил определить логику построения культур сообразной технологии полоролевого воспитания дошкольников «Семь-О» , способствующей само проявлению полоролевого образа мальчиками и девочками. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, побуждающий ребенка к выполнению действий (интеллектуальных, ролевых, рефлексивных), обеспечивающих достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности. Рассмотрим ступени этого развития и методы, способствующие их решению.

Обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа и опознание его свойств и характеристик.

темы деятельности

«кто такие мальчики и девочки»

«мальчики и девочки - разные и похожие»

«одежда девочек, одежда мальчиков»

«любимые игры мальчиков и девочек»

«такие разные-разные профессии»

«мальчики и девочки сходства и различия

история мужской и женской одежды

увлечения мальчиков и девочек

семейные традиции

о рыцарях и принцессах


игры-занятия

с куклами «накормим куклу Дашу», «оденем Дашу на прогулку», «куклы встречают гостей», «отвезем Дашу в детский сад, Йкуклы болеют».


игры-состязания

«кто больше скажет красивых слов о маме, папе»

«то скажет, что знает: о мальчиках, девочках; о себе и родителях; о себе и другие

т.д.»

кто составит мини рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, дедушке, бабушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и т.д.

кто найдет больше сходства: в цветке-женщин, в мужчине-льве и т.д.

кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений . и др.

сюжетно-ролевые игры

»дочки-матери», «у нас гости», «идем в кукольный театр», «в магазин всей семьей», «детский сад» и др.

дид игры

«кто что носит»

«наши прически»

«кто что делает»

«сундучок русской хозяюшки»

мама в семье и н работе

мое настроение

кем я буду и каким?

подвижные игры

«надень и попляши» народные – «голубка», «утка и утята», «сокол и лебедушка»

моделирование ситуации

каждая включает проблему и действия, которые ребенку нужно выбрать и руководствоваться в жизни. предлагается ситуация и варианты ответа. Ребенок должен сделать свой выбор. «ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия: бежишь впереди, разглядывая витрины; громко требуешь купить понравившуюся игрушку; предлагаешь помочь маме».

имитационные игры

«рассерженная девочка», «испуганный мальчик», «любящая мама», «веселый папа» и т.д.

символические игры

«кто живет в сердце мальчика (девочки)»,

карточки-символы : добро, красота, человечность, смелость, сила, заботу, красоту, силу, отвагу и т.д. – дети отбирают те , которые обозначающие ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки.

ты кто?

узнай по описанию.

проектирование ситуаций произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию (дома, на улице, в саду)и способы своего поведения в ней.

случай на прогулке.

мамин помощник.

девичьи слезы.

в нашей группе новичок.

прививки.

НОД

беседа о проявлении заботы, нежности, ласки по отношению к близким, маленьким детям, пожилым людям могут не только женщины , но и мужчины

Отождествление со взрослыми своего и противоположного пола, и

диалоговая форма

беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты, способах мужского и женского поведения: что любят девочки, что любят мальчики?

я как папа, я как мама.

из чего же из чего же сделаны наши мальчики?

на примерах сказок, произведений художественной литературы. пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам, картин известных художников: крошечка-хаврошечка, рукодельница и ленивица, храбрый мальчик

о чем мечтают мальчики?

о чем мечтают девочки?

кем я стану?

диалоговые методы смысло-открытия

кто такая настоящая женщина и настоящий мужчина?

какой женщиной ты хочешь быть?

каким мужчиной ты хочешь стать?

открытие «тайн»: секретные совещания настоящих мужчин; женские тайны.

диалог с самим собой: кем я буд,у и каким; что я хочу в себе изменить?

диалого-побуждающие методы

открой свой физический образ мальчика (девочки)

узнай о своих чувствах

собери в чемодан свои лучшие чувства

мне нравиться (не нравиться )в себе

поддержи разговор – расскажи историю об интересном событии, случае

коммуникативные методы

подскажи на ушко

посмотри в глаза

сделай комплимент

проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта

у нас гости.

бабушка заболела.

спасаем щенка.

девочка-ревушка.

схемы действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола

мальчик открывает перед девочкой дверь и пропускает е вперед

девочка подметает пол

мальчик помогает нести тяжелые вещи

игровые задания и ситуации

что я люблю?

на кого я хочу быть похожим?

как порадовать папу?

мама устала.

отчего плачет мальчик?

стоп.

метод диалога с произведениями искусства

диалог с картиной на основе импровизации: если бы я был в картине…(о чем бы узнал; о чем спросил героев; как бы поступил; что бы рассказал героям картины?)

картины: витязь на распутье

богатыри. В. Васнецова

прибыл на каникулы . Ф. Решетникова

косцы .Г.Мясоедова

за хворостом И.Творожникова

инженер Кузмин В. Чекмасова

победитель. А.Учаева – передача мужского образа.

картины художников О. Кипренского, И.Аргунова, О. Ренуара, Левицкого, В.Боровиковского, А.Веницианова, В.Тропинина создавали собирательный образ женщины, включающие в себя эстетическое представление о женщине-матери, труженице, хранительнице домашнего очага, красавице.

Отношение к себе и другому как к представителя пола и открытие смысла полоролевого поведения для себя

рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становлении культуры личности и полоролевой культуры.

логика построения модели:

-рефлексия по поводу конкретной ситуации (мальчик обидел девочку; мальчик нагрубил маме; мальчик не уступил место в автобусе; девочка- неряха);

-мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей в ситуации(что вы об этом думаете; как вы предлагаете ее решить; какова ваша позиция в ней?);

-коммуникация по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра »поездка в транспорте», моделирование проблемной ситуации «как остановить хулигана» драматизация стихотворения Благининой «как у нашей Ирки», этическая беседа «как встретить маму с работы»);

-самооценка и контроль своих коммуникаций и деятельности в сценарии, рефлексия способов творческой самореализации и личностных способов разрешения ситуации.

рефлексо диалоговые методы , обеспечивающие развитие полового самосознания, самоанализа, целеустремленности.

-упражнения направленные на развитие полового самосознания (я девочка, и поэтому; я люблю играть с мальчиками, потому что…; мальчики должны уметь…;если бы я был девочкой, то…; если бы я была мальчиком, то…; в моей семье папа и мама; если бы ты был(а), то…);

-упражнения развивающие навык самоанализа(мне грустно, потому что…;мне радостно, и я…; мне бывает страшно, когда…;больше всего я люблю…);

-упражнения направленные на развитие целеустремленности (когда я вырасту…; когда я буду мамой (папой)…;у меня получается, потому что…);

-на развитие активности(предложи свой выход из ситуации; я догадался об этом, потому что…).

определение или осознанный выбор личностью мужской (женской) позиции, позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях

в игровых и реальных обстоятельствах и ситуациях

игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей.

методы игрового цикла занятий

-состязательные игры (рыцарский турнир; маленькая хозяйка; модница; самый умный; а ну-ка , девочки; дружная семья);

-с/р игра(дочки-матери; переезжаем на новую квартиру; ожидаем гостей; дети заболели; в семье именины);

-игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми(джентльмен в раздевалке; неприятность за столом; мы в театре; маленькая помощница) –мальчики и девочки выбирают роли как своего , так и противоположного пола;

-фольклорные игры, способствующие овладению нормами межполового общения, повышению самооценки ребенка (царевна-королевна; в хороводе были мы; утка).

экспериментальная форма организации деятельности в НОД по ознакомлению с мужским и женским трудом.

мальчики – юные помощники.

кто такие мастера.

что умеют делать твои папа, дедушка, брат.

как стать настоящим мастером.

девочки – маленькие хозяюшки.

мальчики и девочки в совместной деятельности.

мужская и женская работа.

Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им самим делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Использование потребности ребенка в развитии женской или мужской индивидуальности – неоспоримое условие жизненности технологии полоролевого воспитания. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского или мужского своеобразия ребенка- одна из основных задач технологии.