Содержание полоролевого воспитания детей направлено на удовлетворение потребности ребенка в познании себя как представителя определенного рода и окружающих взрослых и сверстников, овладении полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, самореализации богатства внутреннего мира, женского (мужского) своеобразия.
Анализ научных исследований л. В. Абдульмановой, О.В.Дыбиной, С.А.Козловой, М.В.Корепановой, И.Э.Куликовской, В.И.Ляскало, Л.А.Паромоновой, Т.Н.Тарановой, и Р.М.Чумичевой позволил определить логику построения культур сообразной технологии полоролевого воспитания дошкольников «Семь-О» , способствующей само проявлению полоролевого образа мальчиками и девочками. Она представляет собой определенный педагогический алгоритм, побуждающий ребенка к выполнению действий (интеллектуальных, ролевых, рефлексивных), обеспечивающих достижение достаточного уровня полоролевой воспитанности. Рассмотрим ступени этого развития и методы, способствующие их решению.
Обнаружение ребенком своего мужского (женского) образа и опознание его свойств и характеристик. |
темы деятельности | «кто такие мальчики и девочки» «мальчики и девочки - разные и похожие» «одежда девочек, одежда мальчиков» «любимые игры мальчиков и девочек» «такие разные-разные профессии» «мальчики и девочки сходства и различия история мужской и женской одежды увлечения мальчиков и девочек семейные традиции о рыцарях и принцессах |
игры-занятия | с куклами «накормим куклу Дашу», «оденем Дашу на прогулку», «куклы встречают гостей», «отвезем Дашу в детский сад, Йкуклы болеют». |
игры-состязания | «кто больше скажет красивых слов о маме, папе» «то скажет, что знает: о мальчиках, девочках; о себе и родителях; о себе и другие т.д.» кто составит мини рассказ о мальчике (девочке, маме, папе, дедушке, бабушке) по заданным словам: существительным, прилагательным, сравнениям и т.д. кто найдет больше сходства: в цветке-женщин, в мужчине-льве и т.д. кто загадает больше загадок о женских (мужских) персонажах известных произведений . и др. |
сюжетно-ролевые игры | »дочки-матери», «у нас гости», «идем в кукольный театр», «в магазин всей семьей», «детский сад» и др. |
дид игры | «кто что носит» «наши прически» «кто что делает» «сундучок русской хозяюшки» мама в семье и н работе мое настроение кем я буду и каким? |
подвижные игры | «надень и попляши» народные – «голубка», «утка и утята», «сокол и лебедушка» |
моделирование ситуации | каждая включает проблему и действия, которые ребенку нужно выбрать и руководствоваться в жизни. предлагается ситуация и варианты ответа. Ребенок должен сделать свой выбор. «ты с мамой выходишь из магазина. У мамы тяжелая сумка. Твои действия: бежишь впереди, разглядывая витрины; громко требуешь купить понравившуюся игрушку; предлагаешь помочь маме». |
имитационные игры | «рассерженная девочка», «испуганный мальчик», «любящая мама», «веселый папа» и т.д. |
символические игры | «кто живет в сердце мальчика (девочки)», карточки-символы : добро, красота, человечность, смелость, сила, заботу, красоту, силу, отвагу и т.д. – дети отбирают те , которые обозначающие ценности, определяющие и направляющие поведение мальчика и девочки. ты кто? узнай по описанию. |
проектирование ситуаций произошедших ранее с детьми, где они проектируют возможную социальную ситуацию (дома, на улице, в саду)и способы своего поведения в ней. | случай на прогулке. мамин помощник. девичьи слезы. в нашей группе новичок. прививки. |
НОД | беседа о проявлении заботы, нежности, ласки по отношению к близким, маленьким детям, пожилым людям могут не только женщины , но и мужчины |
Отождествление со взрослыми своего и противоположного пола, и |
диалоговая форма | беседы-диалоги об эталоне мужской и женской красоты, способах мужского и женского поведения: что любят девочки, что любят мальчики? я как папа, я как мама. из чего же из чего же сделаны наши мальчики? на примерах сказок, произведений художественной литературы. пословиц, поговорок, иллюстраций к сказкам, картин известных художников: крошечка-хаврошечка, рукодельница и ленивица, храбрый мальчик о чем мечтают мальчики? о чем мечтают девочки? кем я стану? |
диалоговые методы смысло-открытия | кто такая настоящая женщина и настоящий мужчина? какой женщиной ты хочешь быть? каким мужчиной ты хочешь стать? открытие «тайн»: секретные совещания настоящих мужчин; женские тайны. диалог с самим собой: кем я буд,у и каким; что я хочу в себе изменить? |
диалого-побуждающие методы | открой свой физический образ мальчика (девочки) узнай о своих чувствах собери в чемодан свои лучшие чувства мне нравиться (не нравиться )в себе поддержи разговор – расскажи историю об интересном событии, случае |
коммуникативные методы | подскажи на ушко посмотри в глаза сделай комплимент |
проблемные ситуации, способствующие накоплению полоролевого опыта | у нас гости. бабушка заболела. спасаем щенка. девочка-ревушка. |
схемы действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола | мальчик открывает перед девочкой дверь и пропускает е вперед девочка подметает пол мальчик помогает нести тяжелые вещи |
игровые задания и ситуации | что я люблю? на кого я хочу быть похожим? как порадовать папу? мама устала. отчего плачет мальчик? стоп. |
метод диалога с произведениями искусства | диалог с картиной на основе импровизации: если бы я был в картине…(о чем бы узнал; о чем спросил героев; как бы поступил; что бы рассказал героям картины?) картины: витязь на распутье богатыри. В. Васнецова прибыл на каникулы . Ф. Решетникова косцы .Г.Мясоедова за хворостом И.Творожникова инженер Кузмин В. Чекмасова победитель. А.Учаева – передача мужского образа. картины художников О. Кипренского, И.Аргунова, О. Ренуара, Левицкого, В.Боровиковского, А.Веницианова, В.Тропинина создавали собирательный образ женщины, включающие в себя эстетическое представление о женщине-матери, труженице, хранительнице домашнего очага, красавице. |
Отношение к себе и другому как к представителя пола и открытие смысла полоролевого поведения для себя |
рефлексивно-игровая модель деятельности направлена на развитие потребности в самореализации, становлении культуры личности и полоролевой культуры. | логика построения модели: -рефлексия по поводу конкретной ситуации (мальчик обидел девочку; мальчик нагрубил маме; мальчик не уступил место в автобусе; девочка- неряха); -мозговой штурм и коммуникация по проблеме, возникшей в ситуации(что вы об этом думаете; как вы предлагаете ее решить; какова ваша позиция в ней?); -коммуникация по предложенным моделям сценария (сюжетно-ролевая игра »поездка в транспорте», моделирование проблемной ситуации «как остановить хулигана» драматизация стихотворения Благининой «как у нашей Ирки», этическая беседа «как встретить маму с работы»); -самооценка и контроль своих коммуникаций и деятельности в сценарии, рефлексия способов творческой самореализации и личностных способов разрешения ситуации. |
рефлексо диалоговые методы , обеспечивающие развитие полового самосознания, самоанализа, целеустремленности. | -упражнения направленные на развитие полового самосознания (я девочка, и поэтому; я люблю играть с мальчиками, потому что…; мальчики должны уметь…;если бы я был девочкой, то…; если бы я была мальчиком, то…; в моей семье папа и мама; если бы ты был(а), то…); -упражнения развивающие навык самоанализа(мне грустно, потому что…;мне радостно, и я…; мне бывает страшно, когда…;больше всего я люблю…); -упражнения направленные на развитие целеустремленности (когда я вырасту…; когда я буду мамой (папой)…;у меня получается, потому что…); -на развитие активности(предложи свой выход из ситуации; я догадался об этом, потому что…). |
определение или осознанный выбор личностью мужской (женской) позиции, позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах и ситуациях |
в игровых и реальных обстоятельствах и ситуациях | игровой, театрализованной, экспериментальной, проблемно-поисковой формах организации жизнедеятельности детей. |
методы игрового цикла занятий | -состязательные игры (рыцарский турнир; маленькая хозяйка; модница; самый умный; а ну-ка , девочки; дружная семья); -с/р игра(дочки-матери; переезжаем на новую квартиру; ожидаем гостей; дети заболели; в семье именины); -игры с элементами театральной педагогики, проигрывание в ролях подмеченных случаев, произошедших с детьми(джентльмен в раздевалке; неприятность за столом; мы в театре; маленькая помощница) –мальчики и девочки выбирают роли как своего , так и противоположного пола; -фольклорные игры, способствующие овладению нормами межполового общения, повышению самооценки ребенка (царевна-королевна; в хороводе были мы; утка). |
экспериментальная форма организации деятельности в НОД по ознакомлению с мужским и женским трудом. | мальчики – юные помощники. кто такие мастера. что умеют делать твои папа, дедушка, брат. как стать настоящим мастером. девочки – маленькие хозяюшки. мальчики и девочки в совместной деятельности. мужская и женская работа. |
Технология полоролевого воспитания требует от педагога умения вести за собой детей, позволив им самим делать самостоятельный выбор, подготовленный не педагогом, а всем содержанием деятельности. Использование потребности ребенка в развитии женской или мужской индивидуальности – неоспоримое условие жизненности технологии полоролевого воспитания. Идея самореализации богатства внутреннего мира, женского или мужского своеобразия ребенка- одна из основных задач технологии.