ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕНННОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №168 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
КОНСУЛЬТАЦИЯ
Тема «Использование Лего-технологий
в коррекционной работе по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ»
Подготовила
учитель-дефектолог
Ганислав Ирина Николаевна
Дата проведения
18.07.2025 г.
В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте.
Цитируя ФГОС ДО, хотелось бы обратить ваше внимание на п. 3.2.5 «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». В этом разделе среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, прописано:
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми и детей друг с другом в разных видах деятельности;
– поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, в том числе игровой;
– поддержка игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
– возможность выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
Специфика современной жизни показывает, что неотъемлемой её частью стали – информационные технологии, сложнейшие электронные устройства, тем самым, пришли игры нового поколения, игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат.
Такими играми в современных группах стали игры с конструкторами типа ЛЕГО. ЛЕГО-педагогика – это новейшее направление в современном коррекционно-образовательном процессе, а ЛЕГО-технология – одна из известных и распространённых педагогических систем. Одной из главных причин внедрения ЛЕГО-технологии в коррекционно-образовательный процесс было введение Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, предполагающих использование инновационных развивающих технологий в образовательном процессе. Системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка, легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Помимо этого, конструктивно-игровое средство ЛЕГО позволяет сделать предметно-пространственную среду содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что также соответствует современным требованиям ГОС ДО.
Помимо этого, мы учитывали тот факт, что одним из основных видов деятельности в дошкольном возрасте является игровая, а ЛЕГО-технология имеет ярко выраженный моделирующий характер, что в свою очередь важно для оказания коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка в процессе формирования речи, перцептивных и интеллектуальных способностей, повышения мотивации к обучению.
ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, увидеть имеющиеся у него трудности. В настоящее время обучающие наборы ЛЕГО имеют несколько модификаций:
ПРИМА – предназначены для детей от 6 месяцев до 2 лет;
ДУПЛО – для детей от 2 до 5 лет;
ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет.
Наиболее доступными для детей дошкольного возраста с ОВЗ являются наборы ЛЕГО-ДУПЛО (ЛЕГО)
В этот вид конструктора входят достаточно крупные детали, окрашенные в основные цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм, элементов, модификационностью, большим диапазоном построек и возможностью создания различных игровых ситуаций. Кроме того, наборы ЛЕГО содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.
Игры с ЛЕГО-конструктором дают возможность детям проявлять многие свои скрытые качества, индивидуальность и развить индивидуальные способности. Лего позволяет детям играя проявлять инициативу, самостоятельность, поддерживать игру в течение неопределенного игрового времени.
Лего-конструирование организовывается в играх, в свободной деятельности взрослых и детей, в режимных моментах и индивидуальной деятельности с детьми.
Лего-конструирование и робототехника – эффективное и воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка.
Для формирования интереса у детей к конструированию с элементами программирования, развития конструкторского мышления, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, в детских садах создается развивающая предметно-пространственная среда, в группах организовываются Центры «Лего».
Лего – конструирование помогает детям адаптироваться к учебной деятельности, делая процесс перехода от игровой деятельности к учебной более эффективным.
Лего-конструирование оказывает благотворное влияние на все аспекты речевого развития ребенка, и является одним из средств в коррекционной работе по исправлению недостатков произношения, развитие всех сторон речи.
Кроме того, ЛЕГО –конструирование влияет на развитие мелкой моторики, тренируя пальцы ребенка, оказывается мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а следственно, и на развитие речи.
При использовании ЛЕГО-технологий, можно отметить некоторые преимущества их перед другими, инновационными конструктивно-игровыми приёмами, используемыми для коррекции речевого развития дошкольников:
• При использовании конструктора ЛЕГО у ребенка получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков. Он испытывает психическое состояние успеха.
• Конструктор ЛЕГО не вызывает у ребёнка негативного отношения, и вся коррекционно-развивающая работа воспринимается им как игра.
• Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для наших детей.
• При работе с ЛЕГО хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике).
• При создании построек по определенной сюжетной линии дети учатся правильно соотносить «право», «лево», «сзади», «спереди», «под», «над», различать понятия «между тем-то и тем-то» т. д., тем самым формируется понимание пространственных отношений между предметами.
• Работа по лексическим темам с помощью ЛЕГО-конструктора, имеющего широкий ассортимент наборов, даёт возможность детям с ОВЗ запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Лучше всего у таких детей накопление словаря происходит через увиденное и осознанное.
• Конструирование фигур животных помогает детям научиться выделять части целого и отработке падежных окончаний (котёнок без чего? - без хвоста). Составление частей разных животных помогает развивать понимание образование сложных слов (игра «Волшебный зоопарк» где соединяется голова крокодила и туловище тигра и получается крокотигр).
• Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора, помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.
• Лего-конструктор можно использовать в ходе театрализованной игры: у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Посредством героев сказки, выполненных своими руками, ребенку легче раскрыть свои индивидуальные особенности.
• Кроме того, после создания конструкции ребенок может презентовать свою работу: рассказать, что построил, какие детали лего-конструктора использовал и как будет её обыгрывать.
• Элементы ЛЕГО-конструктора можно использовать при проведении речевых упражнений.
Работа по развитию речи с применением ЛЕГО-технологий делает коррекционно-развивающий процесс более результативным. Дети воспринимают занятия как игру, которая не вызывает у них негативизма, а приучает к внимательности, усидчивости, точному выполнению инструкций. Это помогает лучшему усвоению необходимого материала.