СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование методов пластилинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста» для воспитателей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая – в лепке работают две руки (развитие мелкой моторики), и координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), у детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца, развивается воображение, эстетический вкус.

Просмотр содержимого документа
«КОНСУЛЬТАЦИЯ «Использование методов пластилинографии в работе с детьми младшего дошкольного возраста» для воспитателей»







КОНСУЛЬТАЦИЯ

для воспитателей



«Использование методов пластилинографии в работе с детьми

младшего дошкольного возраста»







Подготовил воспитатель

Цымбал Ирина Владимировна


















2021 год

город Ессентуки

В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГОС, говорится о развитии интереса детей к различным видам изобразительной деятельности. Проанализировав программу, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе «Художественно-эстетическое развитие» уделено рисованию, нежели лепке. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая – в лепке работают две руки (развитие мелкой моторики), и координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), у детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца, развивается воображение, эстетический вкус. В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.

Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Планируя свою работу с детьми я ставила перед собой следующие задачи: общеразвивающие развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать пространственное мышление, элементарные творческие способности, чувство цвета, формы, пропорции; формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни), образовательные: (продолжать знакомить с разными приемами и способами, в рисовании пластилином, учить смешивать пластилин, находить разные оттенки, учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом), воспитательные: (воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца, воспитывать оценочное отношение детей к деятельности сверстников).

Я использую следующие методы обучения детей рисованию пластилином:

- Наглядный: Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.

- Словесный: Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.

- Практический: Индивидуальная коррекционная работа с детьми в свободной деятельности. Дидактические игры, Пальчиковые игры.

- Исследовательский: ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать;

В рамках реализации задачи по оздоровлению детей при рисовании пластилином применяю приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:

  • пальчиковые гимнастики

  • чтение стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями

  • музыка эмоций, ароматерапия

Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.

Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.

Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинаю обучение с наиболее простых, таких как:

1. Использование только приёма надавливания.

2. Использование только приёма размазывания.

3. Использование обоих приёмов.

Обучение происходит поэтапно с возрастанием. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует провожу поэтапно:

  1. при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка;  

  2. научить надавливать на пластилин;

  3. затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру;

  4.  сочетать  приёмы.

Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.

Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина. Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко - вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик). На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.

В итоге, работая в технике «рисуем пластилином» сначала под руководством взрослого, а затем в совместной и самостоятельной деятельности, дети учатся создавать своими руками интересные картинки, которые они могут повесить на стену, подарить своим близким и друзьям, узнают много интересного об окружающем их мире и в достаточной степени развивают мелкую моторику пальцев рук.