КОНСУЛЬТАЦИЯ
для воспитателей
«Использование методов пластилинографии в работе с детьми
младшего дошкольного возраста»
Подготовил воспитатель
Цымбал Ирина Владимировна
2021 год
город Ессентуки
В примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» в соответствии с ФГОС, говорится о развитии интереса детей к различным видам изобразительной деятельности. Проанализировав программу, я пришла к выводу, что большее внимание в разделе «Художественно-эстетическое развитие» уделено рисованию, нежели лепке. Значение же лепки для развития ребенка огромно. Лепка – один из самых эмоциональных видов изобразительной деятельности. Техника лепки - самая развивающая – в лепке работают две руки (развитие мелкой моторики), и координируется работа двух полушарий, происходит обогащение сенсорного опыта (цвет, пластика, форма, материал, вес), у детей формируется умение планировать работу, доводить начатое дело до конца, развивается воображение, эстетический вкус. В воспитании ребёнка нет, и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьёзная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребёнку освоить объём, сделать картинку рельефной и за счёт этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это ещё и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку.
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Планируя свою работу с детьми я ставила перед собой следующие задачи: общеразвивающие развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер; развивать пространственное мышление, элементарные творческие способности, чувство цвета, формы, пропорции; формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни), образовательные: (продолжать знакомить с разными приемами и способами, в рисовании пластилином, учить смешивать пластилин, находить разные оттенки, учить принимать совместное участие в работе в соответствии с общим замыслом), воспитательные: (воспитывать усидчивость, аккуратность в работе, желание доводить начатое дело до конца, воспитывать оценочное отношение детей к деятельности сверстников).
Я использую следующие методы обучения детей рисованию пластилином:
- Наглядный: Обследование предметов. Образец. Показ способов действия: общий, частичный (воспитателя и ребенка), поэтапный. Обрисовывание жестом. Анализ детских работ.
- Словесный: Объяснение. Пояснение. Указание. Вопросы к детям. Художественное слово. Поощрение.
- Практический: Индивидуальная коррекционная работа с детьми в свободной деятельности. Дидактические игры, Пальчиковые игры.
- Исследовательский: ребенок проводит исследования: какой цвет картона, пластилина выбрать;
В рамках реализации задачи по оздоровлению детей при рисовании пластилином применяю приемы, способствующие сохранению и укреплению здоровья воспитанников:
пальчиковые гимнастики
чтение стихов, загадок, поговорок, проговаривание их с движениями
музыка эмоций, ароматерапия
Приёмы ручной работы с пластилином те же, что и при лепке: раскатывание «жгутиков» различной толщины, скатывание шариков, а затем расплющивание их в кружки, прищипывание и так далее. Рисование пластилином, особенно детское, в принципе не отличается по характеру этих приёмов – только детали укладываются на поверхность картины из пластилина, и далее им придается желаемая форма и рельеф поверхности.
Рисование пластилиновых картин с детьми раннего возраста можно начать с создания коллективных композиций в сотворчестве с воспитателем. В процессе обучения детей пластилинографией не следует ставить очень сложные задачи, чтобы не испугать ребенка. Творчество должно создавать радость, желание вновь и вновь заниматься этим интересным рисованием.
Так как существует множество различных приемов рисования пластилином, я начинаю обучение с наиболее простых, таких как:
1. Использование только приёма надавливания.
2. Использование только приёма размазывания.
3. Использование обоих приёмов.
Обучение происходит поэтапно с возрастанием. Формируя навыки надавливания и размазывания, важно научить детей прилагать усилия пальчиками. Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует провожу поэтапно:
при помощи пластилиновых «жгутиков» выделить контур рисунка;
научить надавливать на пластилин;
затем размазывать его от центра к краям контура или от краёв к центру;
сочетать приёмы.
Воспитатель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.
Основные направления размазывания - сверху вниз, слева направо.
Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребёнка не загибался, а оставался прямым и напряжённым; чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем. В зависимости от тематики занятия предоставляйте детям возможность самостоятельно выбрать цвет пластилина. Рисование пластилином не занимает много времени у ребёнка, хотя требует от воспитателя тщательной подготовки основы. Например, воспитатель рисует пластилином зебру, намечает примерное расположение полосок на её туловище, на занятии дети рисуют эти полоски. Вносятся дополнения: трава, солнце, по желанию. В результате получается красивая композиция. Таким же образом можно изобразить красивого петушка (перья на крыле и хвосте рисуют дети), солнышко - вёдрышко (дети рисуют лучики, глазки, ротик). На занятиях с детьми используйте простые сюжеты, близкие опыту детей: травушка - муравушка, дождь - проказник, плывёт, плывёт кораблик, шубка для ёжика и т. д.
В итоге, работая в технике «рисуем пластилином» сначала под руководством взрослого, а затем в совместной и самостоятельной деятельности, дети учатся создавать своими руками интересные картинки, которые они могут повесить на стену, подарить своим близким и друзьям, узнают много интересного об окружающем их мире и в достаточной степени развивают мелкую моторику пальцев рук.