Консультация на тему «Речевое развитие»

  В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Концетрировать внимание, то есть выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4отличиямежду предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.

2. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

3. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

4. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один;  выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине(ширине, высоте, длине).

5. Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под: употреблять предложение с однородными членами.

6. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

7. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать2-3дерева;по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи «обувь», «мебель», «посуду»); знать и называть 6 основных цветов (красный, желтый, синий, белый, черный); различать времена года ;называть существенные детали и части предметов (у машины- колесо, кабина, кузов и.т.д.).

8. Словарный запас у ребенка 2-2,5года 250-280 слов. К 3годамон увеличивается в 3-3,5 раза.

          Если ребенок в 2,5-3 года совсем не говорит или говорит очень мало слов- это вызывает тревогу родителей. Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет),и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

           В раннем возрасте нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность .Основное внимание уделяется воспитанию у ребенка умение слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

             1. Разговор самим с собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните разговаривать в слух, о чем что , слышите, чувствуете, думаете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию ребенка. Например : »Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

             2. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становиться «глухим» и «глупым». Например, если ребенок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас , дайте ему не ту игрушку, которую он хочет. Конечно, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

             3. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствовать непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

                 4. Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он самостоятельно может делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми:»Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».

                  5. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удается изолировать движение пальцев,- говорящие дети. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

                    Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод-массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно чтоб вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

                       Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

             Совместными играми с детьми:

Запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие кусочки бумагу; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка; делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «Ходить по стулу указательным и средним пальцем правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами; кистями рун делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались); нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной в цветной с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешки, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальчиками в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.               

Просмотр содержимого документа
«Консультация на тему «Речевое развитие»»

  В 3 ГОДА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

1.Концетрировать внимание, то есть выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4отличиямежду предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить 2 предмета похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.

2. Уметь запоминать 3-4 картинки, знать наизусть несколько четверостиший, повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

3. Уметь быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4-х частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.

4. Уметь находить в окружающей обстановке много предметов и один;  выражать словами каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине(ширине, высоте, длине).

5. Уметь правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под: употреблять предложение с однородными членами.

6. Изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.

7. Называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения; называть и отличать2-3дерева;по опорным обобщающим словам находить предметы (покажи «обувь», «мебель», «посуду»); знать и называть 6 основных цветов (красный, желтый, синий, белый, черный); различать времена года ;называть существенные детали и части предметов (у машины- колесо, кабина, кузов и.т.д.).

8. Словарный запас у ребенка 2-2,5года 250-280 слов. К 3годамон увеличивается в 3-3,5 раза.

          Если ребенок в 2,5-3 года совсем не говорит или говорит очень мало слов- это вызывает тревогу родителей. Однако воспитатели из опыта работы с детьми знают, что речевое развитие ребенка может идти скачкообразно: сначала накапливается пассивный словарь, хотя в активной речи еще большое место занимает лепет, произнесение отдельных звукосочетаний. Затем происходит резкий скачок (обычно после полутора лет),и очень быстро растет запас активно употребляемых слов.

           В раннем возрасте нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность .Основное внимание уделяется воспитанию у ребенка умение слушать и понимать речь окружающих, подражать речи взрослых. Если ваш ребенок почти не играет в игрушки, редко проявляет интерес к детским песенкам и почти не рассматривает книжки с яркими картинками, то приемы, стимулирующие развитие его речи, окажут вам полноценную помощь.

             1. Разговор самим с собой. Когда малыш находится недалеко от вас, начните разговаривать в слух, о чем что , слышите, чувствуете, думаете. Говорить нужно медленно и отчетливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию ребенка. Например : »Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьет молоко».

             2. Провокация, или искусственное понимание ребенка. Этот прием состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становиться «глухим» и «глупым». Например, если ребенок показывает на полку с игрушками, просительно смотрит на вас , дайте ему не ту игрушку, которую он хочет. Конечно, он будет возмущен, но охотно активизирует свои речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

             3. Приговоры. Использование игровых песенок, потешек, приговоров в совместной деятельности с малышами доставляет им огромную радость, способствовать непроизвольному обучению, умению вслушиваться в звуки речи, улавливать ее ритм и постепенно проникать в ее смысл.

                 4. Выбор. Предоставлять ребенку возможность выбора. Уже к двум годам он самостоятельно может делать выбор, если это право ему предоставляется взрослыми:»Ты хочешь играть с куклой или с медвежонком?», «Тебе целое яблоко или половинку?».

                  5. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Случайно ли это? В электрофизиологических исследованиях было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удается изолировать движение пальцев,- говорящие дети. До тех пор, пока движение пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

                    Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного возраста. Простейший метод-массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Делать так надо 3 минуты ежедневно. Приемы могут быть самыми разнообразными, важно чтоб вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно энергичными.

                       Чтобы развивать ручную умелость, а следовательно, и речевую активность ребенка, можно:

             Совместными играми с детьми:

Запускать пальцами мелкие волчки; разминать пальцами пластилин, глину, мять руками поролоновые шарики, губку; рвать на мелкие кусочки бумагу; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка; делать сжатый кулачок мягким (его можно легко разжать) и крепким; «Ходить по стулу указательным и средним пальцем правой и левой руки (по очереди) сначала медленно, потом быстро; показать отдельно только один большой палец; махать в воздухе только пальцами; кистями рун делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе; собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе -разбежались); нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку; наматывать тонкую проволоку в цветной в цветной с конструктором, мозаикой, кубиками; складывать матрешки, играть с вкладышами; рисовать рукой и пальчиками в воздухе; играть с песком, водой; рисовать мелом, мелками, гуашью, углем.               

.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей