СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация «Нетрадиционные формы занятий»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для воспитателей ДОУ

Просмотр содержимого документа
«Консультация «Нетрадиционные формы занятий»»

Консультация «Нетрадиционные формы занятий»

 

      В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.


Виды нетрадиционных занятий.

• Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

• Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

• Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

• Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

• Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

• Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

• Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

• Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

• Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

• Занятия-путешествия.

• Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

• Занятия-фантазии.

• Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

• Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

• Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

• Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

• Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?). 


Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном  подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.


Методы повышения познавательной активности(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

• Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

• Сравнение.

• Метод моделирования и конструирования.

• Метод вопросов.

• Метод повторения.

• Решение логических задач.

• Экспериментирование и опыты. 


Методы повышения эмоциональной активности

 (проф. С. А. Смирнов)

• Игровые и воображаемые ситуации.

• Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

• Игры-драматизации.

• Сюрпризные моменты.

• Элементы творчества и новизны.

• Юмор и шутка (учебные комиксы). 



Методы обучения и развития творчества

 (проф. Н. Н. Поддьяков)

• Эмоциональная насыщенность окружения.

• Мотивирование детской деятельности.

• Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

• Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

• Игровые приемы.

• Юмор и шутка.

• Экспериментирование.

• Проблемные ситуации и задачи.

• Неясные знания (догадки).

• Предположения (гипотезы).


     Нетрадиционные формы занятий могут сочетаться с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

      Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

       Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

  Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

      В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

      Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

      Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

      Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

      Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.