Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, последствия, помощь
Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.
Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.
Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами:
физическое;
сексуальное (развращение);
психическое (эмоциональное) насилие;
пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).
Пренебрежение основными нуждами ребенка
Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых.
Формы пренебрежения нуждами ребенка:
оставление ребенка без присмотра;
не предоставление ребенку медицинской помощи;
отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
отсутствие получения адекватного образования.
Основные виды пренебрежения нуждами ребенка
отказ от ребенка;
недостаток заботы;
отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены;
нехватка медицинской помощи;
недостаток соответствующего образования;
недостаток необходимого питания;
нехватка необходимого крова.
Признаки отсутствия заботы о ребенке:
недостаточный возрасту вес и рост ребенка;
плохая, неопрятная одежда;
плохая гигиена кожи, зубов;
попрошайничество, воровство пищи;
непосещение школы, прогулы;
приходит очень рано в школу или уходит слишком поздно;
повышенная утомляемость, апатичность.
Последствия пренебрежения основными нуждами у детей младшего школьного возраста:
энурез, энкопрез;
трудности в обучении;
плохое внимание;
отсутствие уверенности в себе;
гиперактивность;
агрессивность;
склонность к уединению;
плохие взаимоотношения с другими;
деструктивное поведение.
Последствия пренебрежения основными нуждами у подростков:
отставание в весе и росте или ожирение;
частые заболевания;
неопрятность;
задержка полового развития;
плохая способность к обучению;
пропуски занятий;
раннее вовлечение в употребление алкоголя, токсических веществ и т.п.;
деструктивное поведение.
Эмоциональное насилие
Эмоциональное насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.
Основные виды эмоционального (психологического) насилия:
угрозы, запугивание;
оскорбления, крики;
брань, унижение человеческого достоинства;
ложь, обман ребенка;
завышенные требования не соответствующие возрасту;
принуждения к одиночеству, отвержение ребенка;
негативное оценивание с акцентированием на недостатках;
лишение родительской любви, заботы и безопасности;
причинение вреда родителям на глазах у детей.
Последствия эмоционального насилия у детей младшего школьного возраста:
эмоциональная незрелость;
неуспешность в учебной деятельности;
агрессивность;
низкая самооценка;
противоречивый стиль поведения.
Последствия эмоционального насилия у детей подросткового возраста:
фобии;
депрессии;
аффективно-тревожное восприятие одиночества;
академическая неуспеваемость;
дисгармоничность в отношениях;
коммуникативная некомпетентность;
нарушение самосознания и идентичности;
неконтролируемое аффективное поведение.
Физическое насилие
Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни.
Разновидности физического насилия:
избиение;
истязание;
сотрясение;
удары;
пощечины;
прижигания;
удушение;
утопление;
дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты;
заточение с лишением еды и питья;
лишение теплой одежды (выгоняют на мороз);
другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов.
Признаки физического насилия:
царапины и рубцы;
ожоги;
ссадины;
травмы головы;
травмы скелета;
ушибы тела, ягодиц или головы;
внутренние травмы в результате ударов по животу (кровоизлияния в кишечнике, ушиб печени, селезенки и поджелудочной железы, травма почек, напряженность брюшины или мягкость брюшной полости и др.).
Последствия физического насилия у детей младшего школьного возраста:
страхи;
«эмоциональная тупость»;
эмоциональная неустойчивость;
амбивалентные чувства к взрослым;
нарушение познавательной деятельности;
стигматизация;
девиации.
Последствия физического насилия у подростков:
депрессии;
ПТСР;
академическая неуспеваемость;
нарушение межличностных отношений;
низкая самооценка;
аутоагрессивное поведение;
девиантное поведение.
Сексуальное насилие (злоупотребление детьми)
Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.
Формы сексуального насилия над детьми:
ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка;
рассматривание половых органов ребенка;
принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека;
эксгибиционизм;
вуайеризм;
притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями;
порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки);
мастурбация в присутствии ребенка;
инцест;
изнасилование;
принудительная проституция
Индикаторы сексуального насилия над детьми:
оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание;
анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры;
вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции
Физические симптомы сексуального насилия над ребенком:
наличие ушибов, покраснений, разрывов, потертостей и ссадин в генитальной и анальной областях;
наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;
наличие заболеваний, передающихся половым путем;
вагинальное или ректальтное кровотечение;
уретральное воспаление;
наличие боли при уринации;
беременность
Последствия сексуального насилия у детей младшего школьного возраста:
страхи;
низкая самооценка;
ПТСР;
школьная неуспеваемость;
нарушение базового доверия;
открытость границ;
поведенческий диапазон от регрессии до псевдовзрослости;
сексуализированное поведение.
Последствия сексуального насилия у подростков:
фобии;
депрессия;
ПТСР;
побеги из дома;
низкая самооценка (стигматизация);
суицидальные попытки и мысли;
употребление наркотиков и алкоголя;
проституция, промискуитет.
Что следует знать и уметь специалисту для оказания помощи ребенку, пострадавшему от насилия
Свои должностные обязанности, права, которые можно использовать для защиты интересов ребенка.
2. Законы о защите прав ребенка.
3. Возможности, имеющиеся у других организаций, куда можно обратиться для защиты ребенка.
4. Какие учреждения оказывают медицинскую и психологическую помощь детям.
5. Признаки характерные для различных видов насилия у детей разного возраста.
6. Свои собственные сильные и слабые стороны.
Основные принципы работы с ребенком – жертвой жестокого обращения и насилия
1. Соблюдение прав ребенка.
2. Приоритет интересов ребенка.
3. Обеспечение безопасности.
4. Тщательный анализ информации о случившимся.
5. Конфиденциальность.
6. Командный принцип работы.
7. Использование и применение власти.
Алгоритм работы специалистов с ребенком, пострадавшим
от жестокого обращения
Сбор информации.
Оценка объективности и полноты, имеющейся информации.
Обеспечение безопасности ребенка.
Планирование работы с семьей.
Спасибо за внимание!
Педагог-психолог Зотова Е.А.