СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация педагога-психолога на тему "Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, последствия, помощь"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал полезен педагогам-психологам для проведения консультирования на тему "Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, последствия, помощь"

Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога-психолога на тему "Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, последствия, помощь"»

Насилие и жестокое обращение с детьми: причины, последствия, помощь

Насилие над ребенком – это физическое, психологическое, социальное воздействие на ребенка со стороны другого человека (ребенка или взрослого), семьи, группы или государства, вынуждающее его прерывать значимую деятельность и исполнять другую, противоречащую ей, либо угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности.

Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны взрослых, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают его правам и благополучию.

Различают 4 основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их интересами:

  • физическое;

  • сексуальное (развращение);

  • психическое (эмоциональное) насилие;

  • пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость).



Пренебрежение основными нуждами ребенка

Пренебрежение основными нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, неопытность, психические болезни) и без таковых.

Формы пренебрежения нуждами ребенка:

  • оставление ребенка без присмотра;

  • не предоставление ребенку медицинской помощи;

  • отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);

  • отсутствие получения адекватного образования.

Основные виды пренебрежения нуждами ребенка

  • отказ от ребенка;

  • недостаток заботы;

  • отсутствие подходящей одежды и хорошей гигиены;

  • нехватка медицинской помощи;

  • недостаток соответствующего образования;

  • недостаток необходимого питания;

  • нехватка необходимого крова.

Признаки отсутствия заботы о ребенке:

  • недостаточный возрасту вес и рост ребенка;

  • плохая, неопрятная одежда;

  • плохая гигиена кожи, зубов;

  • попрошайничество, воровство пищи;

  • непосещение школы, прогулы;

  • приходит очень рано в школу или уходит слишком поздно;

  • повышенная утомляемость, апатичность.

Последствия пренебрежения основными нуждами у детей младшего школьного возраста:

  • энурез, энкопрез;

  • трудности в обучении;

  • плохое внимание;

  • отсутствие уверенности в себе;

  • гиперактивность;

  • агрессивность;

  • склонность к уединению;

  • плохие взаимоотношения с другими;

  • деструктивное поведение.

Последствия пренебрежения основными нуждами у подростков:

  • отставание в весе и росте или ожирение;

  • частые заболевания;

  • неопрятность;

  • задержка полового развития;

  • плохая способность к обучению;

  • пропуски занятий;

  • раннее вовлечение в употребление алкоголя, токсических веществ и т.п.;

  • деструктивное поведение.



Эмоциональное насилие

Эмоциональное насилие – периодическое или постоянное психологическое воздействие родителей или других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушению психического развития.

Основные виды эмоционального (психологического) насилия:

  • угрозы, запугивание;

  • оскорбления, крики;

  • брань, унижение человеческого достоинства;

  • ложь, обман ребенка;

  • завышенные требования не соответствующие возрасту;

  • принуждения к одиночеству, отвержение ребенка;

  • негативное оценивание с акцентированием на недостатках;

  • лишение родительской любви, заботы и безопасности;

  • причинение вреда родителям на глазах у детей.

Последствия эмоционального насилия у детей младшего школьного возраста:

  • эмоциональная незрелость;

  • неуспешность в учебной деятельности;

  • агрессивность;

  • низкая самооценка;

  • противоречивый стиль поведения.

Последствия эмоционального насилия у детей подросткового возраста:

  • фобии;

  • депрессии;

  • аффективно-тревожное восприятие одиночества;

  • академическая неуспеваемость;

  • дисгармоничность в отношениях;

  • коммуникативная некомпетентность;

  • нарушение самосознания и идентичности;

  • неконтролируемое аффективное поведение.

Физическое насилие

Физическое насилие – преднамеренное или неосторожное нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают его жизни.

Разновидности физического насилия:

  • избиение;

  • истязание;

  • сотрясение;

  • удары;

  • пощечины;

  • прижигания;

  • удушение;

  • утопление;

  • дача алкоголя, наркотиков или других ядовитых, одурманивающих препаратов, включая медикаменты;

  • заточение с лишением еды и питья;

  • лишение теплой одежды (выгоняют на мороз);

  • другие нарушения режима с принуждением к исполнению приказов.

Признаки физического насилия:

  • царапины и рубцы;

  • ожоги;

  • ссадины;

  • травмы головы;

  • травмы скелета;

  • ушибы тела, ягодиц или головы;

  • внутренние травмы в результате ударов по животу (кровоизлияния в кишечнике, ушиб печени, селезенки и поджелудочной железы, травма почек, напряженность брюшины или мягкость брюшной полости и др.).

Последствия физического насилия у детей младшего школьного возраста:

  • страхи;

  • «эмоциональная тупость»;

  • эмоциональная неустойчивость;

  • амбивалентные чувства к взрослым;

  • нарушение познавательной деятельности;

  • стигматизация;

  • девиации.

Последствия физического насилия у подростков:

  • депрессии;

  • ПТСР;

  • академическая неуспеваемость;

  • нарушение межличностных отношений;

  • низкая самооценка;

  • аутоагрессивное поведение;

  • девиантное поведение.

Сексуальное насилие (злоупотребление детьми)

Сексуальное насилие (злоупотребление детьми) – это вовлечение ребенка в действие с сексуальной окраской с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.

Формы сексуального насилия над детьми:

  • ласки, ощупывание, целование, тайное прикосновение к интимным частям тела ребенка;

  • рассматривание половых органов ребенка;

  • принуждение ребенка прикасаться к половым органам другого человека;

  • эксгибиционизм;

  • вуайеризм;

  • притеснение ребенка смущающими взглядами и сексуальными высказываниями;

  • порнография (принуждение ребенка рассматривать порнографические снимки);

  • мастурбация в присутствии ребенка;

  • инцест;

  • изнасилование;

  • принудительная проституция

Индикаторы сексуального насилия над детьми:

  • оральные симптомы: экзема, дерматит, герпес на лице и губах, в ротовой полости, отказ от еды или переедание;

  • анальные симптомы: повреждения прямой кишки, покраснение ануса, варикозные изменения, ослабление сфинктера, запоры;

  • вагинальные симптомы: нарушение девственной плевы, расширение влагалища, свежие повреждения (раны, ссадины), сопутствующие инфекции

Физические симптомы сексуального насилия над ребенком:

  • наличие ушибов, покраснений, разрывов, потертостей и ссадин в генитальной и анальной областях;

  • наличие гематом и укусов на груди, ягодицах, ногах, нижней части живота, бедрах;

  • наличие заболеваний, передающихся половым путем;

  • вагинальное или ректальтное кровотечение;

  • уретральное воспаление;

  • наличие боли при уринации;

  • беременность

Последствия сексуального насилия у детей младшего школьного возраста:

  • страхи;

  • низкая самооценка;

  • ПТСР;

  • школьная неуспеваемость;

  • нарушение базового доверия;

  • открытость границ;

  • поведенческий диапазон от регрессии до псевдовзрослости;

  • сексуализированное поведение.

Последствия сексуального насилия у подростков:

  • фобии;

  • депрессия;

  • ПТСР;

  • побеги из дома;

  • низкая самооценка (стигматизация);

  • суицидальные попытки и мысли;

  • употребление наркотиков и алкоголя;

  • проституция, промискуитет.

Что следует знать и уметь специалисту для оказания помощи ребенку, пострадавшему от насилия

  1. Свои должностные обязанности, права, которые можно использовать для защиты интересов ребенка.

2. Законы о защите прав ребенка.

3. Возможности, имеющиеся у других организаций, куда можно обратиться для защиты ребенка.

4. Какие учреждения оказывают медицинскую и психологическую помощь детям.

5. Признаки характерные для различных видов насилия у детей разного возраста.

6. Свои собственные сильные и слабые стороны.

Основные принципы работы с ребенком – жертвой жестокого обращения и насилия

1. Соблюдение прав ребенка.

2. Приоритет интересов ребенка.

3. Обеспечение безопасности.

4. Тщательный анализ информации о случившимся.

5. Конфиденциальность.

6. Командный принцип работы.

7. Использование и применение власти.

Алгоритм работы специалистов с ребенком, пострадавшим
от жестокого обращения

  1. Сбор информации.

  2. Оценка объективности и полноты, имеющейся информации.

  3. Обеспечение безопасности ребенка.

  4. Планирование работы с семьей.

Спасибо за внимание!

Педагог-психолог Зотова Е.А.