СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация по информатике 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В8.  Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.  

Просмотр содержимого документа
«Консультация по информатике 9 класс»

Название точной последовательности действий связано с именем этого ученого. Догадайся какое?   Муха́ммад ибн Муса́  аль-Хорезми́( Al-Khwarizmi )  — один из крупнейших средневековых персидских учёных математик ,  астроном ,   географ   и  историк )  IX века, один из основателей классической алгебры.

Название точной последовательности действий связано с именем этого ученого. Догадайся какое?

  Муха́ммад ибн Муса́

аль-Хорезми́( Al-Khwarizmi )

 — один из крупнейших средневековых персидских учёных математикастроном ,

  географ   и  историк )

IX века, один из основателей классической алгебры.

Понятие алгоритма  Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к результату.

Понятие алгоритма

Алгоритм – это конечная последовательность действий, приводящая к результату.

b then a := a - b else b := b – a; n:= a;  writeln ('НОД = ', n); End . Шахматный этюд Мат в два хода. Белые начинают и выигрывают с помощью блок-схемы – стандартных графических объектов (геометрических фигур) запись алгоритма на языке программирования Решение: Комментарии Интерактивные элементы - фигурные прямоугольники, вызывают появление примера записи алгоритма, повторный щелчок восстанавливает экран Переход на следующий слайд - щелчок вне изображений или пробел Черные № Белые Черные № Белые 1 K h8-g8 Ф f1-a1 1 Ф f1-a1 g6-g5 Ф a1-a8 2 2 K f6-f7 Черные Белые № Ф f1-a1 С h7-g8 1 2 K f6-g6 3 " width="640"

Способы записи алгоритмов

словесная запись алгоритма на естественном языке

запись алгоритма с помощью формул, рисунков, таблиц

Сложение смешанных дробей

Нахождение максимума из 10 целых чисел

  • Привести дробные части чисел к наименьшему общему знаменателю.
  • Сложить только целые части.
  • Отдельно сложить дробные части.
  • Сложить результаты, полученные в п.2 и п. 3.
  • Если при сложении дробных частей получилась неправильная дробь, выделить целую часть из этой дроби и прибавить к полученной целой части.
  • Сократить полученную дробь.

Нахождение НОД

Program NOD;

var a, b, n: integer ;  

Begin  

writeln ('Введите два числа: ');

readln (a, b);  

while a b do

if ab then a := a - b

else b := b – a;

n:= a; 

writeln ('НОД = ', n);

End .

Шахматный этюд

Мат в два хода.

Белые начинают и выигрывают

с помощью блок-схемы – стандартных графических объектов (геометрических фигур)

запись алгоритма на языке программирования

Решение:

Комментарии

Интерактивные элементы - фигурные прямоугольники, вызывают появление примера записи алгоритма, повторный щелчок восстанавливает экран

Переход на следующий слайд - щелчок вне изображений или пробел

Черные

Белые

Черные

Белые

1

K h8-g8

Ф f1-a1

1

Ф f1-a1

g6-g5

Ф a1-a8

2

2

K f6-f7

Черные

Белые

Ф f1-a1

С h7-g8

1

2

K f6-g6

3

Основные алгоритмические конструкции Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических конструкций: следования, ветвления, повторения.  ( Э. Дейкстра ) Эдсгер Вибе Дейкстра (1930–2002). Выдающийся нидерландский учёный, идеи которого оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии.

Основные алгоритмические конструкции

Для записи любого алгоритма достаточно трёх основных алгоритмических конструкций:

  • следования,
  • ветвления,
  • повторения.

( Э. Дейкстра )

Эдсгер Вибе Дейкстра (1930–2002). Выдающийся нидерландский учёный, идеи которого оказали огромное влияние на развитие компьютерной индустрии.

Алгоритм приготовления отвара шиповника Начало Столовую ложку сушёных плодов шиповника измельчить в ступке Залить стаканом кипячёной воды Кипятить 10 минут на слабом огне Охладить Процедить Конец

Алгоритм приготовления отвара шиповника

Начало

Столовую ложку сушёных плодов

шиповника измельчить в ступке

Залить стаканом кипячёной воды

Кипятить 10 минут на слабом огне

Охладить

Процедить

Конец

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.

В8. Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке.

Проверяемые элементы содержания  Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке Проверяемые элементы содержания по кодификатору - 1.3.1/1.3.2 1.3.1  Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании 1.3.2  Алгоритмические конструкции.  Уровень сложности задания: базовый  Требования к уровню подготовки по кодификатору -  2.1 Уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы; Максимальный балл – 1  Время выполнения – 3 минуты

Проверяемые элементы содержания

Умение исполнить линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

Проверяемые элементы содержания по кодификатору - 1.3.1/1.3.2

1.3.1 Алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи

алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

1.3.2 Алгоритмические конструкции.

Уровень сложности задания: базовый

Требования к уровню подготовки по кодификатору - 2.1

Уметь: выполнять базовые операции над объектами: цепочками

символов, числами, списками, деревьями;

проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

Максимальный балл – 1

Время выполнения – 3 минуты

Типы величин: I) Постоянные ( с постоянным значением) g=9,8м/с 2 , число дней в неделе II) Переменные ( изменяющие значение) 1) имя: a, b, c, x, y, a1, b2, mp, alfa, beta 2) типы:  А) числовые: целые( цел ), вещественные( вещ )      100 или 15 100.25 или 0. 15  Б) текстовые: символьные( сим ), литерные( лит )  1 символ слова, фразы  В) логические ( лог ) И, ИЛИ, НЕ  Г) табличные( таб)

Типы величин:

I) Постоянные ( с постоянным значением)

g=9,8м/с 2 , число дней в неделе

II) Переменные ( изменяющие значение)

1) имя: a, b, c, x, y, a1, b2, mp, alfa, beta

2) типы:

А) числовые: целые( цел ), вещественные( вещ ) 100 или 15 100.25 или 0. 15

Б) текстовые: символьные( сим ), литерные( лит )

1 символ слова, фразы

В) логические ( лог ) И, ИЛИ, НЕ

Г) табличные( таб)

(больше) * (умножение) НЕ (инверсия) / (деление) = (не меньше) = (равно) Операнды - объекты, над которыми выполняют операции. " width="640"

Операции над величинами

Операции над величинами

Арифметические

Логические

Отношения

И (конъюнкция)

+ (сложение)

ИЛИ (дизъюнкция)

  • (вычитание)

(больше)

* (умножение)

НЕ (инверсия)

/ (деление)

= (не меньше)

= (равно)

Операнды - объекты, над которыми выполняют операции.

Команда присваивания :=  Свойства присваивания Пока переменной не присвоено значение, она остаётся неопределённой Значение, присвоенное переменной, сохраняется до следующего присваивания Если переменной присваивается новое значение, то предыдущее её значение теряется

Команда присваивания

:=

Свойства присваивания

Пока переменной не присвоено значение, она

остаётся неопределённой

Значение, присвоенное переменной, сохраняется

до следующего присваивания

Если переменной присваивается новое значение,

то предыдущее её значение теряется

Выражения: I ) Арифметические: Язык алгебры Алгоритмический язык Правила записи математических функций Модуль числа Х Корень из числа Х | X | Число Х в квадрате abs ( x) √ X sqrt (x)  Число Х в любой степени X 2 Остаток от деления a на b X n sqr (x) Целая часть от деления a на b X **n mod( 5, 3)=2 mod(a, b) div (5, 3)=1 div ( a, b)

Выражения:

I ) Арифметические:

Язык алгебры

Алгоритмический язык

Правила записи математических функций

Модуль числа Х

Корень из числа Х

| X |

Число Х в квадрате

abs ( x)

X

sqrt (x)

Число Х в любой степени

X 2

Остаток от деления a на b

X n

sqr (x)

Целая часть от деления a на b

X **n

mod( 5, 3)=2

mod(a, b)

div (5, 3)=1

div ( a, b)

Переведите арифметические выражения из линейной записи в общепринятую

Переведите арифметические выражения из линейной записи в общепринятую

Задача 1 В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a и b. Символ ≪:=≫ обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–» , «*» и «/» — операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики. Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма. a := 8 b := 6+3*a a := b/3*a  Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .

Задача 1

  • В алгоритме, записанном ниже, используются переменные a и b. Символ ≪:=≫ обозначает оператор присваивания, знаки «+», «–» , «*» и «/» — операции сложения, вычитания, умножения и деления. Правила выполнения операций и порядок действий соответствуют правилам арифметики.
  • Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
  • a := 8
  • b := 6+3*a
  • a := b/3*a
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .
Задача 2 Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма. a := 16 b := 12 – a / 4 a := a + b * 3 Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .

Задача 2

  • Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
  • a := 16
  • b := 12 – a / 4
  • a := a + b * 3
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .
Задача 3 Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма. a:= –3 a:= –a – a b:= a + 2 a:= –b + a*b Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .

Задача 3

  • Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
  • a:= –3
  • a:= –a – a
  • b:= a + 2
  • a:= –b + a*b
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .
Задача 4 Определите значение переменной с после исполнения данного алгоритма. a:= 6 a:= (a + 3) – a – a b:= 21 + a*a c:= b/(–a) + 5 Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной с .

Задача 4

  • Определите значение переменной с после исполнения данного алгоритма.
  • a:= 6
  • a:= (a + 3) – a – a
  • b:= 21 + a*a
  • c:= b/(–a) + 5
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной с .
Задача 5 Определите значение переменной с после исполнения данного алгоритма. a:= 8 a:= –5 + (a + 2) b:= –a +(a*2) c:= (b – a)*(2 – a) Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной с .

Задача 5

  • Определите значение переменной с после исполнения данного алгоритма.
  • a:= 8
  • a:= –5 + (a + 2)
  • b:= –a +(a*2)
  • c:= (b – a)*(2 – a)
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной с .
Задача 6 Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма. a:= 4 a:= a *(–a) b:= –a/2 a:= (a + b) + 13 Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .

Задача 6

  • Определите значение переменной a после исполнения данного алгоритма.
  • a:= 4
  • a:= a *(–a)
  • b:= –a/2
  • a:= (a + b) + 13
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной a .
Задача 7 Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма. a := 5 b := 4 b := 100 - а * b а := b / 16 * a Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной b .

Задача 7

  • Определите значение переменной b после исполнения данного алгоритма.
  • a := 5
  • b := 4
  • b := 100 - а * b
  • а := b / 16 * a
  • Порядок действий соответствует правилам арифметики. В ответе укажите одно число – значение переменной b .
Что нужно знать :   переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы оператор присваивания служит для записи значения в переменную если в переменную записывают новое значение, старое стирается знаки + , - , * , / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления запись вида a \ b означает результат целочисленного деления a на b (остаток отбрасывается) запись вида a mod b означает остаток от деления a на b запись вида a = b + 2*c + 3; означает «вычислить значения выражения справа от знака присваивания = и записать результат в переменную a »; при этом значения других переменных (кроме a ) не изменяются

Что нужно знать :

  • переменная – это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы
  • оператор присваивания служит для записи значения в переменную
  • если в переменную записывают новое значение, старое стирается
  • знаки + , - , * , / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления
  • запись вида a \ b означает результат целочисленного деления a на b (остаток отбрасывается)
  • запись вида a mod b означает остаток от деления a на b
  • запись вида a = b + 2*c + 3; означает «вычислить значения выражения справа от знака присваивания = и записать результат в переменную a »; при этом значения других переменных (кроме a ) не изменяются


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!