СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация практической направленности «Развитие фонематических процессов у старших дошкольников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестановка и пропуски слогов в словах. Грамотное обучение звукобуквенному анализу и синтезу, которое в дошкольных учреждениях проводят учителя-дефектологи, – это залог успеха обучению грамоте в школе.

Просмотр содержимого документа
«Консультация практической направленности «Развитие фонематических процессов у старших дошкольников»»

Все чаще в школе встречаются дети, которым очень тяжело дается обучение чтению и письму. На письме эти дети допускают такие ошибки, как пропуски гласных звуков, замена и пропуски согласных, перестановка и пропуски слогов в словах.


Предлагаем вашему вниманию консультацию практической направленности

«Развитие фонематических процессов у старших дошкольников»


Для того чтобы понять причину этих проблем, необходимо знать, что же такое речь, из каких компонентов она состоит. Наша речь имеет две стороны: звуковую и смысловую. Смысловая сторона включает в себя лексику, т.е. словарный запас, грамматику, а также связную речь. К звуковой стороне речи относятся звукопроизношение и фонематические процессы: фонематический слух и фонематическое восприятие. Одной из причин плохой успеваемости по русскому языку и чтению является именно несформированность фонематических процессов.

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения, человек воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Фонематическое восприятие – способность воспринимать и различать звуки речи.

Есть несколько несложных заданий, которые родители могут предложить своим деткам, для того чтобы узнать уровень сформированности их фонематических процессов. Вот несколько из них:

«Поймай звук». Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, если он услышит заданный звук, например звук [ш]. Взрослый произносит разные звуки в среднем темпе, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Это делается для того, чтобы ребенок не смотрел на вашу артикуляцию, а именно слушал звуки.

«Есть ли звук в словах». Примером служит все тот же звук [ш]. Взрослый называет слово, или показывает и называет предметную картинку. Ребенок должен ответить есть ли в этом слове заданный звук.

«Эхо». Взрослый называет цепочку слогов, прикрывая рот ладонью или листом бумаги. Ребенок должен повторить именно эти слоги и в этой последовательности. Скажите ему, что это волшебные слова, и вы не должны ничего в них нарушать, иначе волшебства не произойдет. Это задание помогает понять, насколько хорошо ребенок различает на слух парные звонкие и глухие согласные.

Предлагаются следующие цепочки слогов:

па-ба-па, ту-ду-ту, ка-га-ка

«Первый звук». Взрослый называет слова, которые начинаются на гласный звук в ударной позиции. Например: аист, утка, ослик, иволга. Ребенка просят назвать первый звук в этих словах. Если ребенок не знаком с понятием «звук», можно спросить, какую букву ребенок написал бы первой в этом слове.

«Последний звук». Выделение последнего согласного звука в таких словах, как мак, нос, стол, пар. Нельзя предлагать слова, которые заканчиваются на звонкий согласный, т.к. в речи происходит его оглушение. Это слова типа дуб, рог и т.д. Инструкция будет совпадать с предыдущим заданием с той разницей, что ребенка просят назвать последний звук в слове.

Начинать тренировать фонематический слух необходимо с тренировки неречевого слуха. Другими словами мы учим ребенка слушать и слышать звуки, которые нас окружают. Такие игры хорошо проводить на улице. Попросите ребенка прислушаться, а потом назвать те звуки, которые он услышал. Это может быть шум ветра, звук проезжающей машины, звук закрывающейся двери и т.д. Для тренировки неречевого слуха хорошо использовать различные музыкальные инструменты: бубен, дудка, барабан, колокольчик. Предварительно проводится работа по знакомству с этими инструментами. Ребенку предлагается на них поиграть, запомнить издаваемые ими звуки. Только после этого мы можем предложить ребенку отвернуться или закрыть глаза и отгадать, какой музыкальный инструмент звучит.

Далее ребёнок, благодаря направленному обучению, делает ещё один шаг в своём языковом сознании. Наступает этап осознания звуковой стороны слова и сегментов, из которых она состоит – этап фонематического анализа. Поэтому не спешите учить детей читать в раннем возрасте. Первый этап – это знакомство со звуками речи, а только потом с буквой. Грамотное обучение звукобуквенному анализу и синтезу, которое в дошкольных учреждениях проводят учителя-дефектологи, – это залог успеха обучению грамоте в школе.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!