21. Составьте план-конспект консультации с родителями для 1 класса по теме: «Если у вас гиперактивный ребенок», определите цели и задачи, используя методическую литературу; выделите структуру, продумайте возможности использования ИКТ.
Цель: содействовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Задачи:
- познакомить с понятиями «гиперактивность» и диагностическими симптомами гиперактивного ребенка;
- раскрыть проблемы обучения гиперактивных детей и причины возникновенияэтих проблем;
- дать рекомендации родителям по взаимодействию с гиперактивными детьми;
- обучать родителей решению возникающих педагогических ситуаций, играм с гиперактивными детьми.
Во истину несчастен человек, который ни на чём не может сосредоточиться.
Эмма Баркер
I. Организационная часть.
II. Выступление классного руководителя по теме: «Гиперактивный ребенок в школе»
Проблема гиперактивности ребёнка стара как мир. Переход к массовому школьному образованию заставил внимательнее рассмотреть этот вопрос. Ведь не только в нашей стране, но и во всем мире количество таких детей неуклонно возрастает. Еще несколько лет назад в начальных классах гиперактивных детей было по одному-два в классе, а сейчас в эту группу попадает уже около 20-30% учащихся. Феномен «плохого поведения» превратился в патологический синдром, который нуждается в диагностике, коррекции, в отдельных случаях – в лечении. Если ребенок гиперактивен, то трудности испытывает не только он сам, но и его окружение: родители, одноклассники, учителя. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность часто приводит к конфликтам в семье , школе, социуме.
( Игра для родителей «Маленький зверёк» см. Приложение №1)
Именно так ощущает себя гиперактивный ребёнок в школе. И сегодня, обсуждая эту проблему, мы должны найти ответ на вопрос: как правильно взаимодействовать с гиперактивным ребёнком, чтобы помочь процессу его обучения и социализации?
Что же такое гиперактивность?
Под гиперактивностью принято понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность ребёнка, когда возбуждение преобладает над торможением. В переводе с латинского языка "активный" значит деятельный, действенный, а греческое слово "гипер" указывает на превышение нормы.
В психолого-педагогической литературе в описании таких детей употребляются термины: “подвижные”, “импульсивные”, “шустрики”, “вечный двигатель”, “живчик”, “вулканчик”. Некоторые авторы используют и такие понятия, как “моторный тип развития”, “дети с повышенной активностью”, “дети с повышенной аффективностью”.
Как проявляется гиперактивность?
Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем детстве. Наиболее ярко гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени, доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные проблемы и негативные последствия у своего ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с педагогом и психологом.
Каков он, гиперактивный ребёнок? Предлагаю Вам ответить на этот вопрос.
(Упражнение для родителей «Портрет гиперактивного ребёнка»)
Каждая группа родителей получает задание составить портрет гиперакивного ребёнка Представитель каждой команды выступает с результатами обсуждения. Педагог подводит итоги предлагает более детально рассмотреть эту проблему.
Психологи выделяют следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных детей.
1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.
6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).
7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.
8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
9. Не может играть тихо, спокойно.
10. Болтливый.
11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей, в разговоры взрослых).
12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.
13. Часто теряет вещи, необходимые в детском саду, школе, дома, на улице.
14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).
Диагноз считается правомерным, если отмечаются, по меньшей мере, шесть из всех симптомов.
Все эти признаки можно сгруппировать по следующим направлениям:
– чрезмерная двигательная активность;
– импульсивность;
– отвлекаемость-невнимательность.
У кого чаще наблюдается гиперактивное поведение: у мальчиков или девочек?
По данным психологов, гиперактивность среди детей от 7 до 11 лет в среднем составляет 16,5%. Среди мальчиков — 22%, среди девочек — около 10%.
Почему гиперактивных мальчиков гораздо больше, чем девочек? Возможно, свою роль играют функциональные и генетические факторы.Видимо, над девочками больше довлеют нормы социального поведения, с детства, внушающие им послушание. В качестве разрядки девочка может простозаплакать, тогда, как мальчик в аналогичной ситуации скорее станет “бегать по потолку”.
Проблемы в обучении гиперактивных детей
В настоящее время проблемы гиперактивных детей и эффективности их обучения становится все более актуальной и обсуждаемой среди педагогов и школьных психологов. Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а значит, к будущей или настоящей учебной деятельности.
Гиперактивные дети, особенно младшие школьники, испытывают следующие проблемы:
1. Противоречие между повышенной двигательной активностью и требованиями школьной жизни. Школьные правила не позволяют детям свободно двигаться во время урока и даже во время перемены. А просидеть за партой 4-6 уроков подряд по 40 минут для них задача непосильная. Именно поэтому уже через 15-20 минут после начала урока гиперактивный ребенок не в состоянии сидеть за партой спокойно. Этому способствует малая подвижность на уроке, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня.
2. Противоречие между импульсивностью поведения ребенка и нормативностью отношений на уроке, что проявляется в несоответствии поведения ребенка установившейся схеме: вопрос учителя — ответ ученика. Гиперактивный ребенок, как правило, не ждет, пока учитель разрешит ему отвечать. Он начинает отвечать, не выслушав вопрос до конца, и часто кричит с места.
3. Неустойчивая работоспособность является причиной нарастания большого количества ошибок при ответах и выполнении письменных заданий при наступлении состояния утомления. Фиксированная (стандартная) система оценивания знаний, умений и навыков, принятая в современной школе, выполняет не столько функцию регулирования, сколько санкционирования для ребенка, т. к. увеличивающееся в связи с утомлением количество ошибок приводит к увеличению замечаний и негативных оценок со стороны учителя, что воспринимается ребенком как отрицательное оценивание себя в целом, а не как оценку своей работы.
4. Трудности формирования навыков письма и чтения нередко возникают из-за недостаточного развития координации движений, зрительного восприятия, речевого развития. Навыки чтения и письма у гиперактивного ребёнка значительно ниже, чем у сверстников, и не соответствуют его интеллектуальным способностям. Письменные работы выполняются неряшливо, с ошибками из-за невнимательности. При этом ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
5. Несоответствие способов предъявления учебного материала (его недостаточного разнообразия) многоканальному восприятию гиперактивного ребенка. Система предъявления учебного материала в школе представляет собой прежде всего педагогический монолог, который требует от ребенка внимательного слушания и исполнительского поведения, тогда как гиперактивным детям нужны прежде всего визуальные и тактильные опоры в получении информации.
7. Отсутствие игрового пространства в школе. Эта особенность школьной среды не позволяет гиперактивным детям чувствовать себя комфортно , тогда как для них оно необходимо и позволяет организовать игры на снятие статичного напряжения, обыгрывание агрессивности, коррекцию механизмов эмоционального реагирования, развитие навыков социального поведения. А поскольку в школе пространство для игры не определено, то гиперактивные дети строят его не всегда там, где это считается возможным, и, следовательно, снова не соответствуют предъявляемым им школьной жизнью требованиям.
Помощь гиперактивному ребенку это очень сложный процесс и много подводных камней на пути к полному восстановлению. Сопутствующее нарушение поведения и проблемы обучения поддаются коррекции, но процесс улучшения состояния ребенка занимает обычно длительное время и наступает не сразу. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это комплексная проблема требует внимания как педагогов, врачей и психологов, так и пристального внимания и активного участия со стороны родителей.
Коррекция в семье
Обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности – значит, изменить взаимоотношения его с близким взрослым и прежде всего с мамой. Этому будет способствовать любое действие, любая ситуация, событие, направленные на углубление контактов, их эмоциональное обогащение.
Конечно, указывая на важность эмоционально насыщенного взаимодействия ребенка с близким взрослым и рассматривая атмосферу семьи как условие закрепления, а в некоторых случаях даже и возникновения гиперактивности как способа поведения ребенка, мы не отрицаем, что свой негативный вклад в формирование гиперактивности могут привнести также болезнь, травма или их последствия. В последнее время некоторые ученые связывают гиперактивное поведение с наличием у детей так называемых минимальных мозговых дисфункций, то есть врожденного неравномерного развития отдельных мозговых функций. Другие объясняют явление гиперактивности последствиями ранних органических поражений головного мозга, вызванных патологией беременности, осложнениями при родах, употреблением алкоголя, курением родителей и т.д. Однако в настоящее время проявления гиперактивности у детей не всегда, как отмечают физиологи, связаны с патологией. Нередко некоторые особенности нервной системы детей в силу неудовлетворительного воспитания и жизненных условий являются только фоном, облегчающим формирование гиперактивности как способа реагирования детей на неблагоприятные условия.
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должна избегать двух крайностей:
– с одной стороны, недостаток твёрдости в воспитании и отсутствие надлежащего контроля за поведением;
– с другой – предъявление завышенных требований, которые ребёнок не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью и санкциями (наказаниями).
Обсуждение педагогических ситуаций родителями в группах.
Ситуация 1
«В воскресенье Настя побывала на игровой программе в развлекательном детском центре, в зоопарке, в гостях у бабушки. А вечером Настя попросилась погулять во дворе с подружками. Она была очень весёлая, активная и подвижная. Даже спать не хотела долго. Уснула в 12 часов ночи».
- Правильно ли поступили родители Насти? Как в данной ситуации поступили бы вы?
Ситуация 2.
«Родителям надо пойти в магазин. Их сын, первоклассник Валера, играет на компьютере в своей комнате. Мама входит в комнату сына и говорит: «Выключай компьютер и одевайся. Мы идем в магазин». Валера увлеченно продолжает играть. Мама повторяет просьбу и просит поторопиться, но сын продолжает игру. Через некоторое время в комнату входит отец и выключает компьютер. Валеру наказывают и ставят в угол. Мальчик начинает кричать и плакать. Поход в магазин откладывается.»
- Какие ошибки допустили родители в данной ситуации?
Рекомендации родителям
Родители гиперактивных детей, как правило, испытывают много трудностей при взаимодействии с ними. Какие же рекомендации дают психологи родителям гиперактивного ребенка и тем самым помогают им в процессе воспитания?
Первая группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения близких ребенку взрослых людей:
-придерживайтесь «позитивной модели» в отношениях с ребёнком;
-избегайте категоричных слов и выражений, жестких оценок, упрёков, угроз;
-следите за своей речью: говорите сдержанно, спокойно, мягко;
- воспитывайте в себе интерес к глубокому познанию ребёнка.
Вторая группа рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье:
- предоставьте ребёнку собственную « территорию»;
- соблюдайте чёткий распорядок дня;
- определите круг обязанностей, контролируйте их исполнение;
- оберегайте ребёнка от переутомления;
- предоставьте возможность для расходования избыточной энергии.
Третья группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать друг друга, сблизиться:
- эмоциональное воздействие через интонацию голоса, мимику, жесты;
- игровая деятельность.
Эта группа особенно значима, поскольку позволяет снять напряжение как у ребёнка, так и у взрослого, сблизиться, почувствовать желания и потребности друг друга, наладить нормальную эмоционально-насыщенную жизнь ребёнка. Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
III. Практикум для родителей «Игры с гиперактивными детьми» см. Приложение2.
Каждая микрогруппа родителей получает лист с описанием игровых упражнений. Члены каждой микрогруппы знакомятся с содержанием и готовят выступление, в котором необходимо кратко рассказать о том, как проводятся описанные игры с детьми, что они развивают, демонстрируют другим родителям, как провести игру со своими детьми. В игре могут принять участие все участники родительского собрания.
Гиперактивность ребёнка может сдерживаться с помощью вышеназванных мер. По наблюдениям большинства врачей и психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные невротические изменения постепенно нивелируются. К подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребенок подошел к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным и преодолеть школьные трудности. В. Оклендер писал: « Когда таким детям уделяют внимание, слушают их, и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьёз, они способны каким-то образом свести до минимума симптомы своей гиперактивности».
И помните, что “Норовистые дети похожи на розы – им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту” (Мэри Ш. Курчинка). Так что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
IY. Решение собрания.
Y. Минута благодарности.
Классный руководитель благодарит родителей за участие в собрании. Каждому родителю вручается памятка «Взаимодействие с гиперактивным ребёнком».
Приложение 1.«Маленький зверёк» (модификация игры «Маленькая птичка»). Содержание: закройте глаза, положите руки на колени, соединив ладони вместе, представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Он такой крохотный, что свободно помещается в ваших ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легкими движениями больших пальцев. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Теперь можете открыть глаза.
Вопросы: Что чувствовали? Трудно ли было сидеть неподвижно? А после завершения такого упражнения?
Приложение 2. Игры с гиперактивными детьми.
«Расскажи стихи руками», «Попробуй показать, попробуй угадать».
Цель: обогащение эмоциональных ощущений, развитие воображения, снятие физического напряжения.
Мама и ребёнок по очереди и вместе пытаются различными движениями рук с использованием мимики показать содержание стихотворения, изобразить различные предметы и действия с ними (например, съесть кислый лимон, тающее мороженое или изобразить снежную бабу, поднять тяжелый чемодан и др.).
«Успевай-ка»
Цель: упорядочение реакции при восприятии инструкций и развития умений удерживать цель.
Содержание: Взрослый договаривается с ребенком о том, что будет, допустим, называть цифры, а тот должен следить и сказать «стоп», если произнесена условленная цифра, например «7». Можно усложнять правила: «стоп» говорить только в том случае, если перед цифрой «7» называлась цифра «6». Поддержать интерес ребенка к данной игре можно, заменив слуховой материал на зрительный.
«Клубочек»
Цель: обучение приему саморегуляции.
Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше.Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается.
Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует что он огорчен, устал или «завелся».
«Разговор с руками»
Цель: научить детей контролировать свои действия.
Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки - нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики.
После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина.Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Археология»
Цель: развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее.
Ребенок осторожно «откапывает» руку - делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
«Шариковые бои»
Цель: развитие координации движений.
Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5 - 1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.
«Маленькая птичка»
Цель: развивать мышечный контроль.
Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ».
Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.