22. Составьте план-конспект консультации с родителями для 3 класса по теме: «Заниженная самооценка ребенка», определите цели и задачи, используя методическую литературу; выделите структуру, продумайте возможности использования ИКТ.
Признаки заниженной самооценки
Заниженную самооценку у ребенка формируют внешние и внутренние факторы, в том числе внешность, вес, индивидуальные особенности психики, социальный статус родителей, количество достижений, оценки окружающих.
Признаками заниженной самооценки являются:
высокая самокритичность, неудовлетворенность своей деятельностью;
высокая чувствительность к критике, обидчивость;
нерешительность и страх совершить ошибку;
боязнь не оправдать чьи-либо ожидания, желание всем угодить;
необоснованное чувство вины;
пессимизм и меланхоличность;
враждебность и беспричинная защитная позиция к окружающим.
Ребенок с заниженной самооценкой всячески старается получить признание окружающих, считая его критерием оценки собственной личности.
Причины формирования заниженной самооценки
Проблемы с самооценкой ярче всего проявляют себя с 13 до18 лет в период переходного возраста. Особенно остро они переживаются в больших городах с интенсивным темпом жизни.
В больших городах люди существуют в условиях жесткой конкуренции. Дети с самого раннего возраста ориентированы на достижения, которые высоко поощряются социумом. Изучение языков, оценки в школе, победы на олимпиадах, участие во всевозможных соревнования становятся критериями успешности ребенка.
На самооценку ребенка влияет несколько факторов.
Форма взаимодействия родителей с ребенком может привести к заниженной самооценке. Родители вкладывают в ребенка много собственных ресурсов, формируют свои ожидания, но часто критикуют ребенка. Это делает его уязвимым перед негативными оценками окружающих и сверстников;
Отсутствие у ребенка опыта и достижений также не способствует формированию нормальной самооценки. Для повышения самооценки хорошо помогает спорт. Он развивает уверенность в своих силах, учит самодисциплине. Сферу, где ребенок сможет проявить себя, необходимо искать, ориентируясь на его таланты. Это может быть физика, декоративные искусства. Главное, чтобы были небольшие достижения, ощущение движения вперед.
Методы и приемы коррекции заниженной самооценки
Хвалить ребенка необходимо правильно. Поводом для похвалы могут становиться конкретные достижения, а не красота, здоровье ребенка и его природные способности. Из жалости хвалить ребенка не следует;
Просите у ребенка совета или помощи как у равного, чтобы он осознал свою значимость;
Поощряйте инициативность ребенка и поддерживайте его стремление к достижениям;
Не сравнивайте его с другими людьми. Правильнее будут сравнения его с ним же в прошлом с выделением роста и изменений в лучшую сторону;