СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.
Значение сенсорного воспитания
- является основой для интеллектуального развития ребенка
- упорядочивает хаотичные представления малыша, полученные при взаимодействии с внешним миром
- развивает наблюдательность
- позитивно влияет на эстетическое чувство
- является основой для развития воображения
- развивает внимание
- влияет на расширение словарного запаса
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Сенсорное развитие ребенка
Происходит через знакомство с предметами и явлениями окружающего мира. Все формы познания (память, мышление, воображение) строятся на основе восприятия полученных образов, являются результатом их переработки. Восприятие окружающего мира детьми необходимо организовать с помощью всех органов чувств (зрение, слух, чувствительность кожи…).
Сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Формирование индивидуальных способностей ребенка имеет сенсорную основу (изобразительная деятельность, музыкальная и др.)
Задачи сенсорного развития
формирование у детей систем перцептивных действий – умение обследовать предметы и явления) |
|
формирование у детей системы сенсорных эталонов – обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов |
|
формирование у детей умений самостоятельно применять способы обследования предметов и умение применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности |
|
создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире. |
Содержание сенсорного воспитания
Представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком в дошкольном возрасте. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой, требует специального обучения
Для ребенка важно уметь выделять в предметах:
- форму, величину, цвет
- материал
- части, их соотношение
- соотношение предметов по величине
- тактильное ощущение (шершавое-гладкое, твердое-мягкое…)
- масса и др.
Сенсорное воспитание формирует у ребенка систему сенсорных эталонов:
- цвет (спектр)
- форма (геометрические тела и формы)
- величина (метр, килограмм)
- пространственное положение (вверху, внизу, слева…)
- длительность времени (минута, час, сутки…) и т.п.
На начальном этапе важно привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Необходимо помочь детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности: покатать в ладошках шарик, обвести пальчиком кружок – нарисовать круг. В результате выполнения задания, рисунок или поделка похожа на образец или удовлетворяет определенным требованиям: круглое яблочко.
В дальнейшем необходимо обучить детей последовательным действиям обследования предметов для накопления представлений о сенсорных признаках: показать и назвать действие и чувственное впечатление. При этом, необходимо следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Упражнения повторяются многократно (яблочко, мячик, клубок…)
В дошкольном возрасте ребенок пользуется предметными эталонами, способен соотносить образцы свойств с определёнными предметами: круг похож на мячик, треугольник похож на крышу у домика… А в старшем, ребенок усваивает общепринятые системы эталонов: солнышко круглое, домик квадратный, трава зеленая… К школе дети могут самостоятельно применять освоенные знания и навыки в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.