СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Консультация СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

В ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Сенсорное воспитание – система целенаправленных педагогических действий, направленных на формирование у ребенка способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий. Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование и развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Сенсорные процессы неразрывно связаны с деятельностью органов чувств.


Значение сенсорного воспитания

- является основой для интеллектуального развития ребенка

- упорядочивает хаотичные представления малыша, полученные при взаимодействии с внешним миром

- развивает наблюдательность

- позитивно влияет на эстетическое чувство

- является основой для развития воображения

- развивает внимание

- влияет на расширение словарного запаса

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти

Сенсорное развитие ребенка

Происходит через знакомство с предметами и явлениями окружающего мира. Все формы познания (память, мышление, воображение) строятся на основе восприятия полученных образов, являются результатом их переработки. Восприятие окружающего мира детьми необходимо организовать с помощью всех органов чувств (зрение, слух, чувствительность кожи…).

Сенсорное развитие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе. Формирование индивидуальных способностей ребенка имеет сенсорную основу (изобразительная деятельность, музыкальная и др.)















Задачи сенсорного развития


формирование у детей систем перцептивных действий – умение обследовать предметы и явления)



формирование у детей системы сенсорных эталонов – обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов



формирование у детей умений самостоятельно применять способы обследования предметов и умение применять системы эталонов в практической и познавательной деятельности



создание условий, способствующих развитию у детей широкой ориентировки в окружающем предметном мире.



Содержание сенсорного воспитания

Представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком в дошкольном возрасте. Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой, требует специального обучения


Для ребенка важно уметь выделять в предметах:

- форму, величину, цвет

- материал

- части, их соотношение

- соотношение предметов по величине

- тактильное ощущение (шершавое-гладкое, твердое-мягкое…)

- масса и др.

Сенсорное воспитание формирует у ребенка систему сенсорных эталонов:

- цвет (спектр)

- форма (геометрические тела и формы)

- величина (метр, килограмм)

- пространственное положение (вверху, внизу, слева…)

- длительность времени (минута, час, сутки…) и т.п.







На начальном этапе важно привлечь внимание детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Необходимо помочь детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности: покатать в ладошках шарик, обвести пальчиком кружок – нарисовать круг. В результате выполнения задания, рисунок или поделка похожа на образец или удовлетворяет определенным требованиям: круглое яблочко.



В дальнейшем необходимо обучить детей последовательным действиям обследования предметов для накопления представлений о сенсорных признаках: показать и назвать действие и чувственное впечатление. При этом, необходимо следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений. Упражнения повторяются многократно (яблочко, мячик, клубок…)



В дошкольном возрасте ребенок пользуется предметными эталонами, способен соотносить образцы свойств с определёнными предметами: круг похож на мячик, треугольник похож на крышу у домика… А в старшем, ребенок усваивает общепринятые системы эталонов: солнышко круглое, домик квадратный, трава зеленая… К школе дети могут самостоятельно применять освоенные знания и навыки в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.