СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация "Создание условий для эмоционального развития ребенка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для эмоционального развития

Просмотр содержимого документа
«Консультация "Создание условий для эмоционального развития ребенка"»

Создание условий для эмоционального благополучия ребёнка.


Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, прежде всего ребёнка.

Л. Выготский.


Эмоции сопровождают человека с самого раннего возраста. Выготский называл ребёнка раннего возраста «ярким образцом эмоционального типа поведения»: «Очень редко такого ребёнка можно застать в состоянии нейтральном, очень редко он уравновешен, почти всегда находится во власти положительных или отрицательных эмоций. Ребёнок в эту пору легко переходит от смеха к слезам, от явной радости и удовольствия к отчаянному крику и огорчению. Самые первые шаги ребёнка в области мышления и в области его внешнего поведения оказываются под главенствующим воздействием этих эмоций». Трудно найти более эмоциональное существо, чем маленький ребёнок. Если он плачет, то слышно на три этажа вверх и вниз. А уж если смеётся, площадь «охвата» эмоцией ещё больше.

Эмоции выполняют регулирующую и охранную функцию (например, препятствуют осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения); способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей; побуждают к определённым поступкам, окрашивают поведение в целом; помогают приспособиться к ситуации; сопровождают общение (выбор партнёра, привязанности и т.д.) и все виды деятельности; являются показателем общего состояния ребёнка, его физического и психического самочувствия.

Если в начале жизни эмоции имеют «диктаторскую власть» над ребёнком, то к концу дошкольного возраста его эмоциональная жизнь претерпевает существенные изменения. Ребёнок учится своими эмоциями управлять.

Это, однако, возможно лишь в том случае, когда ребёнок к концу дошкольного возраста обладает достаточным опытом эмоциональной жизни. Если опыт беден, у него просто не достанет «материала» для того, чтобы научиться подобному управлению. А неумение управлять своими эмоциями приведёт к проблемам в школьном обучении, то есть скажется на психологической готовности к школьному обучению. Что происходит с такими детьми на уроке в школе? Учительница задаёт детям вопрос. В ответ – лес рук. Хотят отвечать. Одного поднимает – тот не знает, что хотел сказать, другого поднимает – отвечает невпопад, третьего – говорит о чём-то совершенно своём, не связанном с темой. В основе подобной неадекватности – недоразвитие эмоций.

К сожалению, сегодняшние дети обделены эмоциональными событиями, им не хватает яркости эмоциональной жизни. Жизнь современного ребёнка невероятно монотонна. Попробуем нарисовать картинку: обычный день ребёнка. Из чего он состоит?

Ребёнок приходит в детский сад. Мы думаем, что обеспечиваем ему жизненное разнообразие, потому что сегодня у него занятие по физкультуре, а завтра по музыке. Но для малыша занятие есть занятие. И разница между ними небольшая. После занятий все идут гулять. Для взрослых, может, и существенно, что вчера ребёнок катался с горки, а сегодня качается на качелях, вчера играл с Васей, а сегодня дерётся с Машей. Но для малыша все эти ситуации до некоторой степени равнозначны. С эмоциональной точки зрения между ними можно поставить знак равенства. Потом все возвращаются с прогулки, обедают, ложатся спать. При этом Вася (как обычно) мешает всем засыпать, и на радость всех Мария Ивановна его наказывает. Потом наступает полдник. Через некоторое время ребёнка забирают из детского сада. По дороге домой его, как правило, ни о чём не спрашивают. В лучшем случае задают вопрос: «Что ты сегодня ел?» Не то, чтобы родителей действительно интересовало, что ребёнок ел. Просто они не представляют, о чём ещё можно было бы спросить. Затем ребёнок приходит домой и усаживается перед телевизором. Начинаются сериалы, которые ребёнок смотрит и под которые частенько засыпает. С утра начинается то же самое. Где здесь эмоциональное событие, которое знаменовало собой день?

Нашим современным дошкольникам катастрофически не хватает праздников – того, что порождает новые эмоции. Конечно, праздники «прописаны» в программе, но их крайне мало и качество их не всегда соответствует потребностям детей. Ведь игровое действо, действительно радующее детей, так называемый «сюрпризный момент» порой занимает в них десятую часть. А всё остальное – абсолютно «не сюрпризное» и адресовано не детям. Если ребёнок никак не отражает праздник в своей жизни, в своих действиях и рассказах, значит, такой праздник не привнёс в его жизнь нового эмоционального заряда.

Взрослый должен помогать ребёнку, наполнять его жизнь новым эмоциональным содержанием. Возможности совместной деятельности для развития эмоциональной сферы обширны. Дети не связаны строгими временными рамками, более раскованы в общении, свободны в выборе – участвовать или не участвовать и т.д. Совместная деятельность, как правило, проходит в непринуждённой, свободной от жёстких предписаний атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Работу важно строить с учётом следующих положений:

  1. Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорными сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, осязательного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствуют эмоциональным проявления малыша. Это убедительно показано в работах Л.С. Выготского, А.В.Запорожца и др. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает ребёнку выстраивать свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.

  2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

  3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно, что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. Игра создаёт благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребёнок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экпрессивных действий.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Необходимо также отметить игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырём годам у детей складывается определённый эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определённого лица, ориентироваться на установки взрослого и др.

В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Проводя различные релаксационные упражнения дыхательную и психогимнастику, педагог не только влияет на физическое состояние детей, но и способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы в коллективе детей.

Каждое утро можно начинать с проведения ритуалов: «Приветствие», «Тропа здоровья», «Ритмы» и другие. В утренние часы рекомендуется проводить работу в уголках эмоций, где воспитатель может не только выяснить знание тех или иных эмоциональных состояний, но и настроение малыша. В дальнейшем для детей с низким эмоциональным фоном можно провести игры-поддержки «Ласковушки», «Хромой петушок», «Скажи приятное о друге» и т.п.

Сегодня в психологии выделяют две категории детей с проблемами эмоционального развития: в одну категорию попадают эмоционально возбудимые дети, в другую – неэмоциональные дети. При чём американские психологи внесли эти отклонения в реестр психических заболеваний. На фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчивом негативном поведении и т.п. Таким детям полезно проводить время в уголках релаксации, где они могут снять своё эмоциональное напряжение через игры с песком, водой, перекладывание, пересыпание природных материалов (для старшего возраста) и мелких предметов. Снятию напряжения также может содействовать эстетично оформленный аквариум в окружении здоровых красивых растений, небольшой фонтанчик или водоём, спокойная музыка или запись шума моря, пения птиц и т.д. В таких уголках могут располагаться: мягкая мебель, любимые мягкие игрушки, фотографии родных людей. Важно, чтобы такой уголок находился в уединённом месте, можно отгородить его ширмой или прозрачным занавесом.

Чаще всего мы, взрослые, не понимаем, что у ребёнка есть проблемы, если он тихий и спокойный. Это ведь очень удобно: его посадили – он сидит, поставили – стоит. И никаких проблем, ничего не надо делать. Но приходит подростковый возраст – и взрослые начинают хвататься за голову. Исследования Института физиологии детей и подростков показывают, что дети, страдавшие эмоциональным дефицитом в дошкольном возрасте, в подростковом начинают вести раннюю половую жизнь. Человек устроен таким образом, что не выносит психологических «долгов». Если он в каком-то периоде чего-то не добрал, это обязательно аукнется в будущем, потребует компенсации, пусть даже плохой, неправильной, но единственно возможной, как в приведённом примере. С такими детьми полезно проводить раскрепощающие игры и упражнения, игры повышающие самооценку, ролевые игры.

Итак, эмоции являются центральной психической функцией дошкольника. Поэтому, с одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры и упражнения, которые помогают им учиться управлять своими эмоциями и их осознавать. Если эта магистральная линия развития – линия развития эмоций – нарушается, нарушается и нормальный процесс личностного развития в целом. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребёнка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!