Одна из актуальных проблем сегодняшнего дня, относящаяся к вечным проблемам человечества – воспитание детей. Таким же несомненным является тот факт, что первоначальное воспитание ребенок получает в семье.
Преобладающая часть родителей – непрофессиональные воспитатели, их искусство воспитания строится на базе любви, традиций, опыта, собственных воспоминаний детства, они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Именно поэтому, семейное воспитание сегодня требует поддержки специалистов: педагогов, психологов, логопедов, дефектологов и др. В.А. Сухомлинский считал, что педагогика должна стать наукой для всех – и для педагогов, и для родителей. «…Сколь-нибудь успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры…» (Сухомлинский В.А., Павлышская средняя школа, - М.: Просвещение, 1979).
Повышение педагогической культуры родителей возможно, если основные субъекты воспитания ребенка (педагоги и родители) осознают значимость своего взаимодействия и в ходе осознания и преобразования реальных взаимных связей обрели элементарные основы культуры и профессионализма, столь важные для решения проблем ребенка. Искать пути же налаживания взаимоотношений с семьей должен педагог, так как он имеет для этого специальное профессиональное образование и он знает, что может предложить семье в целях их достойного воспитания.
Педагогическая практика накопила многообразие форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи, форм просвещения родителей. Наиболее распостраннеными формами повышения педагогической культуры родителей являются лекции, семинары, практические занятия, консультации. Из всего многообразия форм можно выделить как наиболее продуктивные интерактивные формы педагогического просвещения родителей, то есть те, на которых родители не просто слушатели, а активные участники процесса принятия решений и нахождения выводов. К таким формам относятся деловые игры, проигрывание и обсуждение проблемных ситуаций, решение педагогических задач и др.
Подобные формы взаимодействия, построенные на диалоге с семьей, учитывающие личностный опыт родителей, направленные на развитие родительской рефлексии, ведут к объединению, консолидации родителей и воспитателей в процессе образования, реально способствуют повышению педагогической культуры родителей, развивают эмоциональную и содержательную сторону взаимоотношений родителей с ребенком. В условиях вариативности образования, разных образовательных запросов и возможностей современной семьи требуется активный поиск новых форм взаимодействия ОУ и семьи, основанных на сотрудничестве.