Опыт работы учителя -логопеда Шильчиковой О.В. на тему:
«Формирование словаря прилагательных у
дошкольников с общим недоразвитием речи 5-8 лет посредством дидактических игр и упражнений на занятиях»
Введение.
Обоснование актуальности темы-«Дидактическая игра
как средство развития словаря прилагательных».
В ряду задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, важное место занимает задача подготовки детей к школе.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, В.В. Виноградов, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин.
Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку знания об окружающем мире отражено в речевой форме, и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития мышления. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования А. Н, Богатыревой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, И. П, Ивановой, В. И, Логиновой, Е. М. Струниной, , В. И. Левиной.
Особенности словарной работы в дошкольном детстве состоит в том, что она включена во всю образовательную работу с детьми. Обогащение словарного запаса происходит во всех видах организованной детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка- дошкольника.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Особые затруднения, наряду с другими, вызывает употребление имени прилагательного.
Становление этой части речи в онтогенезе происходит позднее остальных.
К концу четвертого года словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500-2000 слов. Разнообразнее становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия; появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов ( холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные ( папин стул, мамина чашка ).
На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в речевом развитии. Увеличение активного словаря (от 2500 и 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка).
На шестом году жизни обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояния предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом).
На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. Характерным является дифференцированный подход к объяснению предметов (автомашина легковая и грузовая, а не просто автомашина; одежда, обувь зимняя и летняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами. По мере расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта, формируется и словарь ребёнка в количественном и в качественном отношении.
По мере развития мышления ребёнка, его речи, лексика ребёнка не только обогащается, но и систематизируется, то есть упорядочивается. Слова как бы группируются в семантические поля. Семантическое поле- это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков.
Нарушение формирования лексики детей с общим недоразвитием речи проявляется в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объёма активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, несформированности семантических полей.
В активном словаре преобладают существительные и глаголы. У дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются трудности в назывании многих прилагательных, употребляющихся в речи их сверстников с нормальным речевым развитием.
Характерной особенностью словаря детей с общим недоразвитием речи является неточность употребления слов. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком значении, в других- появляется слишком узкое понимание значения слова. Распространены замены слов, относящихся к одному семантическому полю.
Замены прилагательных свидетельствуют о том, что дети не выделяют существенные признаки, не дифференцируют качества предметов. Распространёнными являются, например, такие замены: высокий- длинный, низкий- маленький, узкий- тонкий, короткий- маленький. Замены прилагательных осуществляются из- за недифференцированности признаков величины, высоты, толщины, ширины. Выполнения заданий на подбор антонимов и синонимов требует достаточного объёма словаря, сформированности семантического поля,в которое включено данное слово, дифференциальный семантический признак.
Если дети с нормой речевого развития испытывают трудности в подборе антонимов и синонимов лишь к отдельным словам, то у дошкольников с общим недоразвитием речи выявляются ошибки при подборе антонимов и синонимов к преобладающему большинству слов.
Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи занимались такие отечественные ученые, как О.Н.Громова, Л.П. Ефименкова, Н.С, Жукова, Р. И. Лалаева, Р. Е.
Левина, Е.М. Мастюкова, В. И. Селивёрстов, Т. А.Ткаченко, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина и другие.
В книге «Логопедия» под редакцией Л. С, Волковой и С. Н. Шаховской в главе «Обучение воспитания детей с общими развитии речи» Р. Е. Левина выделяет три уровня речевого развития детей с общим недоразвитием речи. Здесь же раскрываются цели, методы работы на каждом уровне речевого развития при формировании лексики у детей с общим недоразвитии речи.
Вопросу формирования лексики посвящена книга для логопедов «Преодоление общего преодоления общего недоразвития речи у дошкольников» « Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева».
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина в работе «Подготовка к школе детей с общими недоразвитии речи в условиях специального детского сада» раскрывают содержания и методы работы по формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста.