Консультация для воспитателей «Православные праздники для детей».
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию.
Православные праздники, обогащая ребёнка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа, способствуют формированию основ национального самосознания, любви к Родине.
Православные праздники - это важные праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи, слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными для их понимания рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. Детям необходимо представлять наглядно демонстрационный материал в форме видео презентаций, фрагментов о рождении Христа и детских мультфильмов. К праздникам детям нужно учить стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.
Значимое явление русской народной культуры – это православные праздники. Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с праздниками, педагог имеет возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания.
Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята ещё долго сохраняют в душе радость от праздничного события рассказывают в семье о своих впечатлениях.
Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника, детям необходимо быть дружелюбными, лучше общаться и взаимодействовать друг с другом, свободно чувствовать себя во время бесед, смело выражать свои мысли и чувства.
Православные праздники в детском саду раскрывают педагогам, необычный мир церковного праздника. Важно уметь испытывать чувство радости души в эти праздники.
Взрослые для себя, редко открывают историю Рождества, события Пасхи. Таким образом необходимо в процессе подготовки к празднику и родителям и детям, изучать литературу и создать атрибуты своими руками.
Одним из самых любимых на Руси праздников всегда было Рождество Христово. Полезно приглашать в детский сад духовных наставников. Например из духовной семинарии в детский сад приглашается заместитель заведующего по образовательной деятельности Панов Петр, который рассказывает детям и родителям библейский материал о рождении Иисуса Христа, что это веселое время, когда можно поделиться радостью с другими, помочь слабым, проявить радушие, щедрость и любовь. Затем духовный наставник Петр поздравляет детей с праздником, вручает подарки. На празднике ребята приобщаются к участию в сценарии составленном на основе сказок с нравственным содержанием. Например по мотивам сказки «Морозко» дети читали рождественские стихи, показывали сценки, пели песни и другое.
Праздник Пасхи самый величайший, самый светлый, торжественный. Светлая Пасха — это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего — Иисуса Христа. Задачей праздника является ознакомление воспитанников с традицией празднования Пасхи; важно расширять представление о народной культуре; привлекать внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям. Предварительно дети и родители участвуют в выставке «Светлая Пасха». А на праздник дети готовят по мотивам сказки «Теремок» танцевальные композиции, песни, инсценировки и игры. По доброй традиции праздник посещает Панов Петр поздравляет детей, родителей и дарит подарки.
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности.
Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Можно сказать, что весь период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.
Основные черты личности и характера человека, как и основы его мироощущения, складываются в период приблизительно к семилетнему возрасту.
Самое первое, самое главное, что необходимо понять и принять каждому воспитателю, это – основное положение христианской педагогики: истинная нравственность невозможна без религиозной основы. Больше того, истинная нравственность невозможна без помощи Церкви. Без помощи св. Таинств церковных невозможно дать прочное истинное духовно- нравственное воспитание ребенку.
Проводя работу по духовно – нравственному воспитанию на основе православных традиций в дошкольном учреждении, важно, чтобы дети не были перегружены информацией и нужно наладить тесную связь с семьей в деле духовного воспитания ребенка.
Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности, является семья. Многим родителям необходимо нацелено усваивать и прививать детям социальные нормы, моральные требования и образцы поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться духовные ценности и обычаи, традиции и праздники, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители являются ответственными за воспитание детей.
Систематическое духовно – нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.
Основы православной культуры закладываются с самого раннего возраста. У детей следует формировать на ценностях православной культуры отношение к своим родителям, близким, родному краю, родной природе и своему Отечеству!
Дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей - все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирование основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение.
У детей необходимо проявлять интерес к духовно-нравственным традициям и укладу жизни в семье, воспитывать любовь, уважение и милосердное отношение к ближним, формировать умение понимать своё место в семье и участие в домашних делах. Воспитанников важно учить соблюдать православные праздники и следовать православным традициям, а также формировать ценностные отношения к прекрасному, представлению об эстетических идеалах и ценностях, проявлять интерес к произведениям искусства, к занятиям художественным творчеством.
Опыт проведения православных праздников в детском саду положительно влияет на детей, обогащает ребёнка духовными представлениями и образами, помогает в восстановлении связи времён и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры русского народа. Ребята сохраняют в душе радость от праздничного события, делятся в семье своими впечатлениями.
Работа по духовно-нравственному воспитанию помогает педагогам образовательных организаций воспитать духовно-нравственные чувства, раскрыть значение православия в жизни ребенка, как стремление к любви, добру, человечности, милосердию.
Под влиянием праздничной атмосферы православного праздника дети становятся более дружелюбными, менее раздражительными, они лучше общаются друг с другом, свободно чувствуют себя во время беседы перед выступлением, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что уверенны, что их любят и заботятся о них. И постепенно вырастая ребёнок понимает, что он – частица большого коллектива – детского сада, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становится основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтоб у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.
Только путем совместного воспитательного влияния образовательного учреждения, семьи, церкви, государства можно заложить в человеке семена любви и добра к людям, духовно-нравственные основы.