СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентационное занятие по профориентации «Выбираем профессию».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентационное занятие, диагностика.Выявление склонности учащихся к определенному типу профессии.

Просмотр содержимого документа
«Профориентационное занятие по профориентации «Выбираем профессию».»

Консультационное занятие по профориентации «Выбираем профессию».



Конспект занятия:

Групповое занятие с учащимся 8 классов.

 Цели и задачи:

  1. Выявить склонности учащихся к определенному типу профессий

  2. Информирование подростков об основных типах профессий и требований к ним.

  3. Обсуждение с подростками основных ошибок, которые могут возникнуть при выборе

профессии; Проведение диагностики профессиональных склонностей.

Методический материал: 

- «Дефференциально диагностический опросник» Е.А.Климова. Определение степени выраженности интересов в каждой из сфер профессиональной деятельности

- «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Е. Голомшток),

- Профориентационная беседа.
Время проведения: 40 минут.

Организационный момент: раздача тестовых материалов.

Основная часть.

Психолог: Цель нашего занятий состоит в том, чтобы каждый из вас попытался определиться с выбором будущей профессии. Если кто-то сделал выбор, то это занятие поможет ему утвердиться в правильности выбора. На занятие вам будут предложены тесты.

В мире насчитывается  более 50 тысяч профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, 12% из них возвращаются обратно…  К выбору будущей профессии надо идти не методом проб и ошибок, а сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности.  

Все профессии можно разделить на 5 типов, каждый из которых предъявляет определенные требования

к способностям человека.

• «человек–природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством; 
• «человек–техника» –все технические профессии; 
• «человек–человек» –все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением; 
• «человек–знаковая система» -все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности; 
• «человек–художественный образ» – все творческие специальности. 

Чтобы определить, к какому из пяти типов профессий вы имеете склонность,  вам ,будет предложен опросник Климова. Он позволит выявить ваши профессиональные предпочтения. 

(Проводится тестирование). ДДО Климова Е.А.

Опросник «Предположим, что после соответствующего обучения Вы сможете выполнить любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»

1а. Ухаживать за животными

или

1б. Обслуживать машины(приборы)

2а. Помогать больным людям, лечить их

или

2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин

За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов

или

3б. Следить за состоянием и развитием растений

4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)

или

4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)

5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

или

5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6а. Содержать животных

или

6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)

или

7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.

8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)

или

8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище

или

9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10а. Лечить животных

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты

11а. Выводить новые сорта растений

или

11б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)

12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности

или

13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов

14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты

или

14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.

15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п.

или

15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)

16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице

или

16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение

17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий

или

17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов

18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.

или

18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах

19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания

или

19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты

20а. Разрабатывать средства защиты от вредителей и вирусов

или

20б. Писать компьютерные программы



Ч.-природа

Ч.-техника

Ч.-чел.

Ч.-знак.сис.

Ч.-худ.образ








10а



10б


11а

11б

12а

12б

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а


16б


17а


17б

18а


18б


19а


19б


20а



20б


итог

итог

итог

итог

итог

Подсчитывается количество баллов в каждом столбце. Рекомендуется выбрать тот тип профессий,

который получил максимальное количество знаков баллов!

0-2 балла, интерес к данной профессиональной сфере не выражен.

3-6 баллов профессиональная направленность и интерес выражены в средней степени

7-8 баллов - профессиональная направленность к данному типу профессий выражена довольно ярко.


1."Человек-природа". К данному типу можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных.

Профессии: агроном, микробиолог, лесовод, овощевод, животновод, пчеловод, ветеринар.

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе.

2."Человак-техника". Включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники.

Профессии: инженер-строитель, инженер по горным работам, фармацевт, повар, штукатур, слесарь, электромонтажник, оператор станков, радиотехник. 

Подходит людям которым нравятся лабораторные работы по физике, химии.

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3."Человек-знаковая система". Объединяет профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами.

Профессии: редактор, корректор, наборщик текстов, программист, оператор компьютера, экономист, статистик, конструктор, инженер-технолог, чертежник, радист, юрист, звукооператор,мконструктор.

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4."Человек художественный образ" все творческие специальности. Можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием, изготовлением различных произведений по эскизу, образцу.

Профессии: писатель. художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф, ювелир, столяр, музыкант, актер, мастер по росписи фарфора, шлифовальчик по камню и хрусталю, печатник.

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, богатое и яркое воображение.

5. Тип "Человек-человек". относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой.

Профессии: воспитатель, учитель, спортивный тренер, врач, медсестра, няня,' продавец, парикмахер, официант, вахтер, работник столовой, библиотекарь, экскурсовод, лектор, юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий, менеджер.

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.


Благодаря тесту мы определили ваши склонности к профессиям.



Психолог: Для успешного выбора профессии человек должен определиться в трех вещах:

  • «Хочу» - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;

желание выполнять конкретную работу, интерес к ней, увлеченность, направленность именно на эту деятельность;

  • «Могу» - это все, что мне по силам, по способностям; наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностей личности специфике выбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней;

  • «Надо» - это все, что нужно для общества, страны. Определить, востребована ли данная профессия на рынке труда.

Психолог: Ребята давайте разберем ошибки при выборе профессии:

Ответы детей:

- «Давят» родители.

- Идут за модой.

- Ничего не знают о профессии, которую выбрали.

- Выбирают «за компанию».

- Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии.

- Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии.

- переоценка собственных сил и способностей.

Все верно. Вы перечислили наиболее распространенные ошибки которые не стоит допускать.



Психолог: Следующая диагностика касается вашего отношения к различным направлениям деятельности. Нравится ли вам делать то, о чем говориться в опроснике? Если да, то в бланке ответов рядом с номером вопроса поставьте +, если не нравится - .

10 горизонтальных строк с номерами вопросов в бланке - это 10 возможных направлений профессиональной деятельности:



Проведение тестирования с использованиемметодики «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А.Е. Голомшток) направленности личности.

Тестовый материал

  1. Узнавать об открытиях в области физики и математики.

  2. Смотреть передачи о жизни растений и животных.

  3. Выяснять устройство электроприборов.

  4. Читать научно-популярные технические журналы.

  5. Смотреть передачи о жизни людей в разных странах.

  6. Бывать на выставках, концертах, спектаклях.

  7. Обсуждать и анализировать события в стране и за рубежом.

  8. Наблюдать за работой медсестры, врача.

  9. Создавать уют и порядок в доме, классе, школе.

  10. Читать книги и смотреть фильмы о войнах и сражениях.

  11. Заниматься математическими расчетами и вычислениями.

  12. Узнавать об открытиях в области химии и биологии.

  13. Ремонтировать бытовые электроприборы.

  14. Посещать технические выставки, знакомиться с достижениями науки и техники.

  15. Ходить в походы, бывать в новых неизведанных местах.

  16. Читать отзывы и статьи о книгах, фильмах, концертах.

  17. Участвовать в общественной жизни школы, города.

  18. Объяснять одноклассникам учебный материал.

  19. Самостоятельно выполнять работу по хозяйству.

  20. Соблюдать режим, вести здоровый образ жизни.

  21. Проводить опыты по физике.

  22. Ухаживать за животными растениями.

  23. Читать статьи об электронике и радиотехнике.

  24. Собирать и ремонтировать часы, замки, велосипеды.

  25. Коллекционировать камни, минералы.

  26. Вести дневник, сочинять стихи и рассказы.

  27. Читать биографии известных политиков, книги по истории.

  28. Играть с детьми, помогать делать уроки младшим.

  29. Закупать продукты для дома, вести учет расходов.

  30. Участвовать в военных играх, походах.

  31. Заниматься физикой и математикой сверх школьной программы.

  32. Замечать и объяснять природные явления.

  33. Собирать и ремонтировать компьютеры.

  34. Строить чертежи, схемы, графики, в том числе на компьютере.

  35. Участвовать в географических, геологических экспедициях.

  36. Рассказывать друзьям о прочитанных книгах, увиденных фильмах и спектаклях.

  37. Следить за политической жизнью в стране и за рубежом

  38. Ухаживать за маленькими детьми или близкими, если они заболели.

  39. Искать и находить способы зарабатывания денег.

  40. Заниматься физической культурой и спортом.

  41. Участвовать в физико-математических олимпиадах.

  42. Выполнять лабораторные опыты по химии и биологии.

  43. Разбираться в принципах работы электроприборов.

  44. Разбираться в принципах работы различных механизмов.

  45. “Читать” географические и геологические карты.

  46. Участвовать в спектаклях, концертах.

  47. Изучать политику и экономику других стран.

  48. Изучать причины поведения людей, строение человеческого организма.

  49. Вкладывать заработанные деньги в домашний бюджет.

  50. Участвовать в спортивных соревнованиях.

Ф.И________________________________


Кл._______


Сфера интересов

Вопросов

итог

Физика и математика

1

11

21

31

41


Химия и биология

2

12

22

32

42


Радиотехника и электроника

3

13

23

33

43


Механика и конструирование

4

14

24

34

44


География и геология

5

15

25

35

45


Литература и искусство

6

16

26

36

46


История и политика

7

17

27

37

47


Педагогика и медицина

8

18

28

38

48


Предпринимателельство и домоводство

9

19

29

39

49


Спорт и военное дело

10

20

30

40

50


Обработка:

Подсчитайте число плюсов в каждой строчке таблицы. Чем их больше, тем выше интерес к этим занятиям.

5 баллов - ярко выраженный интересе к предмету или виду деятельности. Это – необходимое, но не достаточное условие правильного выбора профессии.

Если сумма баллов ни в одной строчке не превышает 2 баллов - проф. интересы слабо выражены.



Ролевая Игра «Защити свой выбор»

Цель игры – научиться аргументировано отстаивать свой профессиональный выбор перед родителями (товарищами, учителям и т.д.).

Процедура проведения игры: Между школьниками распределяются роли: «учащийся» (играет самого себя), его «родители» или «родственники» (папа, мама, бабушка, старшая сестра и т.д.).

Психолог: Инструкция: «Представьте, что учащийся приходит домой и заявляет о своих профессиональных намерениях (если профессия еще не выбрана, учащийся может заявить, что ему все равно и думать об этом вообще он не собирается).

Родители не согласны с позицией учащегося и пытаются его отговорить.

Разыгрывается домашний конфликт, при этом выигрывает тот, чьи аргументы убедительнее. Старайтесь не прибегать к насилию, т.к. насилие – признак слабости аргументов».

Заключительное слово

Психолог: Сегодня вы узнали о типах профессий, о том, как правильно выбирать свое дело в жизни. Выбор профессии - это очень важное событие в жизни каждого человека. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учитывать свои способности, возможности.

Использованная литература.

  1. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001

  2. Смирнова Е.Е. «На пути к выбору профессии» СПб, 2003.

Педагог психолог Соснина О.П.