СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Консультирование в острых кризисных ситуациях"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-терапевтические техники, такие как рисование красками, помогают в первую очередь, снизить градус напряжения, переключить фокус внимания с болезненных переживаний на бумагу. Контакт человека с творческой составляющей уже сам по себе является терапевтическим. Например, можно предложить клиенту изобразить своё эмоциональное состояние в виде погодного явления, что даст возможность легализовать чувства, эмоции, дать им название и выход.

Просмотр содержимого документа
«"Консультирование в острых кризисных ситуациях"»

Консультирование в острых кризисных ситуациях, варианты использования арт-терапии

Кризисная ситуация, как феномен рассматривается психологией в целом. Но, так как мы работаем и развиваемся в определенном направлении, помогут нам в решении данной проблематики – арт-терапевтические техники.

Консультирование в острых кризисных ситуациях – это далеко не типичная история. Кризисная терапия – комплекс мероприятий, имеющих своей целью помочь человеку справиться с тяжёлой жизненной ситуацией – кризисным событием.

Под кризисным понимают событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, разрушающее привычные стереотипы поведения. Можно сказать, что это нетипичная реакция на нетипичные условия. В работе с клиентами в данном случае, важно проговаривать то, как они переживают и проживают травмирующее событие. Здесь может возникнуть целый набор сложных, а порой противоречивых чувств – тревога, страх, состояние фрустрации. Фрустрация появляется в том месте, где наши возможности пересекаются с желаниями. И когда желание (потребность) не может быть удовлетворено по каким-то причинам, появляется чувство неудовлетворённости, обиды, горя. Затяжное пребывание в состоянии фрустрации может привести к возникновению невроза и как следствие – депрессии.

В кризисной ситуации страдает не только эмоциональная сфера, но и поведенческая. Нарушения поведения проявляются излишней суетливостью, гиперактивностью, раздражительностью, нервозностью, апатией.

Кризисное событие может протекать в разных уровнях сложности: стресс, фрустрация, острая фаза проживания горя. Основная задача терапии (консультирования) в любом случае – смягчение воздействия стрессовой ситуации и её последствий в жизни клиента.

Арт-терапевтические техники, такие как рисование красками, помогают в первую очередь, снизить градус напряжения, переключить фокус внимания с болезненных переживаний на бумагу. Контакт человека с творческой составляющей уже сам по себе является терапевтическим. Например, можно предложить клиенту изобразить своё эмоциональное состояние в виде погодного явления, что даст возможность легализовать чувства, эмоции, дать им название и выход.

Однако когда человек находится в острой стадии проживания горя ему сложно взаимодействовать с чем-либо, его нужно просто поддержать. В данном случае вы можете просто о нём позаботиться – предложить поесть, выпить горячий чай, тепло укрыть или просто обнять (если человек допускает тактильный контакт). Одним словом обеспечить базовые потребности человека.

Этапы разрешения кризисной ситуации

Приведем работу на примере упражнения «Светофор».

  1. Первый этап. Предлагаем клиенту нарисовать красным свою проблему, в чём она заключается, как она возникла? Красный буквально транслирует – остановись и подумай о своей ситуации.

  2. Второй этап. Предлагаем рисовать желтым цветом, ставя, клиенту задачу составь план, благодаря которому возможно разрешить проблемную ситуацию. Задаём вопросы по типу: «Можешь ты что-то менять в данной ситуации?» Если за консультацией обращается семья – каждый расписывает свой план. Психолог, как медиатор в данной ситуации даёт возможность высказаться каждой стороне, прояснить и озвучить свои потребности. А также выявить, что скрывается за бунтарским поведением, если речь идет, например, о подростке. Далее происходит осознание позитивных и негативных сторон травмирующей ситуации и как она повлияла на все сферы жизни клиента (семьи).

  3. Третий этап. Предлагаем нарисовать зеленым цветом о том, что случится, если мы составленный план претворим в жизнь? Здесь происходит поиск оптимальных вариантов решения и у каждого члена семьи своя мера ответственности. Психолог вместе с клиентом рассматривает и прорабатывает стратегии разрешения кризисной ситуации и совместно договаривается о реализации принятого плана. В дальнейшей работе предполагается – анализ и пересмотр стратегии по мере надобности. Важно пошагово решать проблему, находя позитивные стороны травмирующей cитуации, помогая клиенту присвоить новый опыт и интегрировать его в повседневную жизнь; присвоить ответственность за свою жизнь и действия. Данная техника помогает упорядочить свои мысли и чувства переживания.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!