СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
21 | Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами. Цель психолога-консультанта при работе с супружескими конфликтами заключается не только в том, чтобы помочь разрешить конфликт, но и в том, чтобы показать супружеской паре конструктивные стороны конфликта, а также научиться их анализировать. Одним из эффективных методов решения конфликтов является модель «семейного совета», предлагаемая Т.Гордоном для разрешения конфликтов в детско-родительских отношений, но потенциально столь же эффективная для разрешения супружеских конфликтов. Центральной идеей модели «семейного совета» является тезис о том, что в конфликтной ситуации, какова бы она ни была, какими бы причинами ни была инициирована, не должно быть «победителей» и «побежденных». Автор считает, что выяснение причин возникновения конфликта, выявление его виновника и инициатора не помогут разрешить проблему, а лишь усугубят ее. Конструктивный подход, по мнению Гордона, состоит в поиске решения проблемы на основе принципа равноправия всех участников независимо от возраста и ролевой позиции в семье. Незыблемым при этом является правило обязательной приемлемости способа разрешения конфликта для всей семьи. В модели «семейного совета» выделяются шесть основных этапов разрешения проблемы: 1. индентификация и определение конфликта как следствие противоречивости мотивов и интересов членов семьи; 2. генерирование и регистрация всех возможных альтернатив разрешения проблемы независимо от того, насколько они устраивают участников конфликта; 3. обсуждение и оценка каждой из предложенной альтернатив. Правило: альтернатива не принимается, если хотя бы один из участников не согласен. Если в процессе группового обсуждения всех альтернатив ни одна из них не принимается, то обсуждение будет продолжаться до тех пор, пока не будет найдено решение, устраивающее всех; 4. выбор лучшего приемлемого для всех членов семьи решения проблемы; 5. выработка путей реализации решения, составление конкретного плана его исполнения, включая ответственность и обязанности каждого из участников, их действия, условия выполнения с точностью до деталей; 6. определение критериев оценки результата семейного договора, форм и способов контроля и оценки.
|
22 | Роль семейного консультанта . Семейное консультирование - целенаправленное психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановления, оптимизации ее функционирования и совершенствования отношений между ее членами, создания благоприятных внутрисемейных условий для развития семьи и ее членов. |
23 | Стратегическая модель работы с семьей. Сторонники стратегической модели утверждали, что невозможно изменить семью частично, не изменяя ее как целое, что нельзя сохранить стабильность и добиться изменений. Поэтому они предлагают парадокс пожелания семьи преодолеть с помощью контрпарадокса психологов: «хотя мы как психологи являемся побудителями изменений, однако мы считаем, что вы не должны изменяться». Для того чтобы эти пожелания были реализованы, психолог должен исполнить роль катализатора - активизировать процессы изменения семьи, формирование установок на появление нового поведения и создание новой модели поведения. |
24 | Особенности личности членов неблагополучных семей. На всех стадиях развития родителей видно множество незаконченных попыток добиться определенности в плане своей идентичности. Эти люди шли по пути формирования своей идентичности как социальной. Они пытались спрятаться от переживаний, связанных с неопределенной, диффузной идентичностью, за счет сверхвключенности сначала в роль супруга (супруги), а затем в роль сверхвоспитывающего родителя. При этом цель у них - не стать по-настоящему компетентным супругом или родителем (они в большинстве случаев просто не понимают этой задачи), а усвоить определенные внешние, наиболее часто отмечаемые атрибуты социальных ролей. Роль супруга или родителя привлекает подобных людей тем, что помогает организовать напряженный межличностный контакт с другим через вовлеченность, в которой снижается их тревожность. Это ярко проявляется в том, что в процессе общения для них весьма характерен сдвиг с содержания темы на выяснение межличностных отношений в ущерб результату обсуждения. Таким образом, вместо результатов, которые могли бы улучшить жизнь семьи, можно наблюдать бесконечные, не приводящие ни к какому результату (кроме ухудшения отношений между супругами) кружения вокруг вопросов распределения власти в семье и выражения взаимных симпатий и антипатий. С появлением в семье детей они начинают выполнять функцию средства для напряженных межличностных контактов родителей с ними и между собой (дети и их проблемы начинают служить «мостиком» для общения родителей). Субсистема пары почти полностью поглощается родительской субсистемой, так как конфликты внутри этой субсистемы менее деструктивны для отношений между родителями, чем конфликты внутри субсистемы пары. |
25 | Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях. Семьи, ориентированные на успех ребенка. Возможная разновидность внутренне неблагополучной семьи — кажущиеся совершенно нормальными типичные семьи, где родители вроде бы уделяют детям достаточно внимания и придают им значение. Весь диапазон семейных взаимоотношений разворачивается в пространстве между возрастными и индивидуальными особенностями детей и предъявляемыми им со стороны родителей ожиданиями, которые, в конечном счете, формируют отношение ребенка к себе и к своему окружению. Родители внушают детям стремление к достижениям, что часто сопровождается чрезмерной боязнью неудачи. Ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов, боится, что его будут любить, лишь пока он все делает хорошо. Эта установка не требует специальных формулировок: она ясно выражается через повседневные действия - ребенок постоянно находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения только по причине ожидания вопроса о том, как обстоят его школьные (спортивные, музыкальные и т.п.) дела. Он заранее уверен, что его ждут «справедливые» упреки, назидания, а то и более серьезные наказания, если ему не удалось добиться ожидаемых успехов. |
26 | Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей. Членам неблагополучных семей бывает трудно воспринимать информацию, выражаемую вербально. Поэтому диалог с ними зачастую превращается в псевдо-диалог, когда психолог и члены семьи говорят в параллельных монологах, в то время как подразумевается, что они обмениваются информацией. Некоторые психологи склонны расценивать это как сопротивление, хотя имеет место непонимание. Для того, чтобы его преодолеть, рекомендуется репрезентация информации через соответствующую моторную активность, а не через описание образов (иконическая репрезентация) или оперирование абстрактными понятиями (символическая репрезентация). Например, испытывая массивную атаку со стороны членов семьи, психолог меняет свое место и садится среди членов семьи. Он говорит: «Очень трудно находиться здесь, будучи атакуемым вами. Я чувствовал, что выпадаю из вашей среды». Язык движения привлекает каждого, а слово может остаться незамеченным. Другой способ инактивного формулирования -помещение одного из членов семьи за зеркало одностороннего видения. Например, немолодая женщина, которая жаловалась на неспособность своей взрослой дочери управляться с маленькими детьми, была помещена за зеркало одностороннего видения, откуда должна была наблюдать за тем, как ее дочь управляется с детьми. Выяснилось, что при отсутствии материнской гиперопеки дочь довольно скоро научилась с ними управляться. Женщина поняла, что она сама своей неуемной активностью мешает формированию адекватной родительской позиции у дочери.
|
27 | Психологические закономерности эмоциональных отношений как основы семейной жизни/ виды, динамика, значение. аттракция понимается как:- притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;- особенность объекта, который способствует вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику взаимодействия между этим человеком и объектом;- эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;- эмоциональный компонент межличностного общения. Фундаментальное свойство аттракции проявляется во внутрисемейном общении, в возможности при ее наличии открыто выражать свои чувства, в том числе несогласие, не опасаясь разрушить внутрисе-мейную ситуацию. Отношения симпатии играют многообразную роль в жизнедеятельности семьи. Во-первых, они удовлетворяют чрезвычайно важную потребность членов семьи в эмоциональном общении, симпатии. Во-вторых, эти отношения играют основную роль в усилении просемейных мотивов и ослаблении антисемейных. Отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Человеку, который симпатичен, а особенно которого любят, многое прощается. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям его характера. Возникает эффект «растворения фрустрации». Таким образом, отношения симпатии выполняют многообразную интегрирующую функцию в семье: снимают и смягчают фрустрационные состояния, снижают взаимную агрессивность членов семьи, создают более благоприятные условия для разрешения межличностных конфликтов и формирования взаимопонимания в семье. В силу этих обстоятельств развитие отношений симпатии означает и усиление сплоченности семьи, ее способность противостоять широкому кругу отрицательных и разрушающих ее факторов |
28 | Позиция консультанта. Перенос и контрперенос в консультировании. Перенос — это неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии. В консультировании и психотерапии переносу свойственны такие черты: 1. Перенос всегда ошибочен в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете, т. е. приписывает ему черты, свойственные другим людям в других обстоятельствах и времени. 2. Перенос бывает положительным и отрицательным. Положительный перенос основывается на зависимости клиента от идеализированного образа отца, любящего и опекающего, вызывающего чувство защищенности и потребность в творческом самовыражении. Отрицательный перенос основывается на испытанных в детстве чувствах отвержения и враждебности. Если в консультировании эти установки не изменяются, терапия становится невозможной. 3. Перенос — бессознательный процесс. Хотя чувства клиента по отношению к консультанту могут быть и вполне сознательными, но сам факт, что они привнесены из других, более ранних отношений, не осознается. 4. Перенос чаще возникает в сферах, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями. Gelso и Fretz (1992) различают тотальное (слишком широкое) и классическое определение контрпереноса. Тотальное определение охватывает все эмоциональные реакции консультанта на клиента. К контрпереносу тогда относятся и совершенно естественные реакции консультанта, не связанные с его внутренними конфликтами. Классическое определение характеризует контрперенос как ответную реакцию на перенос клиента. Промежуточное определение обрисовывает контрперенос как проецирование консультантом своих проблем на предоставленный клиентом материал, как связанный с переносом, так и не связанный с ним. Наиболее часто встречаются следующие причины контрпереноса: 1. Стремление консультанта понравиться клиентам, быть принятым ими и хорошо оцененным. 2. Боязнь консультанта, что клиенты могут о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.п. 3. Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиентам, сексуальные фантазии, связанные с клиентами. 4. Чрезмерная реакция на клиентов, провоцирующих у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами. 5. Стремление занимать пророческую позицию и давать клиентам навязчивые советы, как им следует жить.
|
29 | Первичное интервью. Интервью – первая основательная встреча консультанта и клиента. Она может состоять из диагностического опроса, откровенного разговора, элементов переговоров. Первичное интервью – неотъемлемая часть консультирования. Каждый из участников – и консультант, и клиент, должны ответить себе на ряд значимых вопросов, в том числе определиться, будут ли следующие встречи. Консультант должен принять решение – сможет ли он оказать клиенту необходимую помощь, а клиент понять – комфортно ли ему с консультантом, готов ли он продолжать работу непосредственно с этим специалистом. Для того чтобы выработать необходимое решение консультанту необходимо проделать определенную серьезную работу – умело собрать нужную информацию, сделать верные выводы. Первичное интервью может быть инициировано консультантом или клиентом, может быть сосредоточено на разных задачах, но так или иначе основная цель для консультанта – совместное с клиентом исследование основания для консультирования. Этот этап позволяет так же подвести клиента к определению целей консультирования и помочь в создании согласованной программы совместной работы. Только после того, как этот шаг выполнен, может начинаться работа по достижению собственно целей терапевтической работы. |
30 | Психотерапевтический контракт.Процесс проработки. Психотерапевтический контракт - это ясно сформулированное соглашение между пациентом и психотерапевтом о совместной работе, цель которой - избавление пациента от Психологических затруднений. Прежде чем заключить этот контракт, пациент и психотерапевт должны прийти к общему мнению относительно необходимости психотерапии и реального участия в ней. Затем им необходимо утвердить цели и процедуры, которые будут использоваться для достижения этих целей. Наконец, им нужно уладить специфические организационные вопросы, касающиеся времени, места, частоты сеансов и их оплаты. В данной главе рассматривается деятельность психотерапевта по реализации этих трех аспектов заключения психотерапевтического контракта.
|
51 | Разные типы динамики психологического консультирования. 1. Установление контакта с клиентом. На этой стадии консультант устанавливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение. 2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии консультант стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное определение проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента понять свою роль в возникновении проблемы, однако не навязывает своих решений. 3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы. Для клиента становится очевидным невозможность оставаться в “прошлом”, так сказать, пассивном качестве заказчика на решение его собственных проблем. Он начинает занимать активную рефлексивную позицию не только по отношению к новой, будущей модели жизни, но и процессу своего возможного участия в ее реализации. 4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблем. Осуществляется их критическая оценка. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Психолог должен объяснить, что некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение. Клиент должен усвоить, что частичная неудача в самостоятельной реализации выбранного плана - еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью. 5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни. При необходимости возможно уточнение плана решения. Может определяться конкретное домашнее задание, а также обсуждаться вопрос о необходимости обращения и к другим специалистам.
|
52 | Структура психологического консультирования. Эклектическая модельвключает в себя следующие технические этапы: ? этап исследования проблем клиента,предполагающий: 1.установление контакта с клиентом, или раппорта, который определяется как присоединение консультанта к клиенту через отражение его эмоций, поведения, жестов, особенностей речи и т.п., происходящее, как правило, на интуитивном уровне; 2.формирование климата обоюдного доверия; поддержку и эмпатию со стороны консультанта и отсутствие критики; 3.поощрение клиента на выражение чувств и углубленное рассмотрение проблемы им самим; ? этап двумерного определения проблем,включающий: уточнение различных аспектов проблемы клиента до понимания сути проблемы консультантом и клиентом с одной точки зрения, то есть консультант должен понять проблему клиента так, как сам клиент воспринимает ее, и не вносить в это понимание своих интерпретаций и гипотез; определение проблемы конкретным понятием, фразой, чтобы клиент согласился с таким определением; в случае возникновения трудностей в точном определении проблемы - возврат на стадию уточнения и прояснения; ? этап идентификации альтернатив,включающий: обсуждение всех возможных альтернатив решения данной проблемы совместно с клиентом; побуждение клиента к самостоятельному продуцированию альтернатив, ненавязывание собственных решений проблемы; ? этап планирования,содержащий: сравнение, анализ и критическую оценку выбранных решений с точки зрения предыдущего опыта клиента и его внутренней, субъективной и объективной готовности к их осуществлению; ; осознание сложности и нерешаемости некоторых проблем; составление плана реалистичного решения проблемы; разработку способов прогнозирования исхода проблемы при применении того или иного решения; ? этап деятельности,включающий: последовательную реализацию выбранного плана действий; учет и анализ всех возможных факторов, способных оказать влияние на результат действий клиента: различные обстоятельства, временные и эмоциональные затраты; обсуждение возможности частичной или полной неудачи и способов реагирования и действий клиента в этом случае, подведение клиента к осознанию неудачи как не конечного результата намеченных действий, а возможности получить обратную связь и изменить, скорректировать намеченный план действий; ? этап оценки и обратной связи,включающий: оценку клиентом совместно с консультантом полученного результата и уровня достижения поставленной цели; обобщение достигнутых результатов; анализ текущей ситуации и в результате принятие решения о завершении консультирования либо выявление возможных более глубоких проблем и возврат на предыдущие стадии работы.
|
53 | Завершение отношений консультирования. Имеются по крайней мере еще два способа облегчить окончание отношений клиента и консультанта. Первый из них включает использование метода затухания. Диксон и Гловер (Dixon & Glover, 1984) определяют затухание как «постепенное уменьшение влияния искусственных структур, созданных для достижения желательных изменений» (р. 165). Другими словами, клиенты постепенно прекращают получать подкрепления, стимулирующие определенного рода поведение. Конечная цель всего консультирования состоит в том, чтобы помочь клиентам стать менее зависимыми от консультанта и сессий консультирования и больше зависеть от себя и от взаимоотношений с другими. В процессе консультировании клиенты должны также научиться распознавать положительное подкрепление в естественных случайных обстоятельствах. Для того чтобы способствовать «затуханию», сессии консультирования могут проходить все реже и реже или просто становиться укороченными (Cormier & Cormier, 1991). Другой способ облегчить завершение отношений консультирования состоит в том, чтобы помочь клиенту развить навыки успешного решения проблем (Dixon & Glover, 1984). Клиенты, так же как и все остальные, постоянно сталкиваются с проблемами. Если консультанты смогут помочь своим клиентам научиться более эффективно справляться с трудностями, клиенты больше не будут нуждаться в отношениях консультирования. В этом заключается процесс распространения опыта консультирования на реальную жизнь. В идеальном случае этот процесс включает образовательные и профилактические мероприятия, а также обучение навыкам принятия решения для каждодневной жизни и кризисных ситуаций. |
54 | Трудные клиенты (агрессивные, депрессивные и т.д.), специфика работы с трудными клиентами. Прежде всего, вы должны понять, что цель данного человека – это выбить вас из колеи, чем более эмоционально вы на него реагируете, тем хуже. При этом, Вас выслушивать такой клиент не намерен. Это очень сильно затягивает диалог, решить вопрос с конфликтным клиентом быстро не получится. Вот основные правила работы с таким клиентом: Проявлять спокойствие и невозмутимость. Не подавать вида, что его слова Вас как то задевают; Дать возможность выговориться клиенту, не стоит его перебивать; Говорить медленно, тихо и монотонно. Это его рано или поздно успокоит; Использовать технику активного слушания, демонстрировать, что вы понимаете, что хочет клиент; Не спорить, не обвинять клиента. Ваша задача предложить выход из ситуации, а не Предлагать выход из ситуации, аргументированно объяснять, почему вы не можете сделать, как просит клиент; При проявлении агрессии, мата сразу закончить диалог, сказать, что вызываете полицию для составления административного правонарушения. Указать, что есть свидетели. Долго говорить на эмоциях очень трудно. Рано или поздно, конфликтный клиент устанет и сам даст слабину. Всё что Вам требуется это измотать клиента своей невозмутимостью и готовностью слушать его. Как вести себя с проблемным клиентом Проблемный клиент, пытается вас обвинить в каком либо действии, хотя вы к нему не имеете отношения. Опасность данный вид клиентов представляет для тех, кто не обладает должным опытом работы и не понимает разделения ответственность между продавцом и клиентом. Так же трудности могут возникнуть у тех, кто излишне клиентоориентирован. Это когда сотрудник настолько ценит клиента, что готов наносить ущерб интересам компании и самому себе. Методика работы с проблемным клиентом очень проста – нужно уметь разделять ответственность компании, продавца и покупателя. И если клиент не переходит в другие стадии трудных клиентов, то работать с ним легко. Единственный навык, который вам необходимо выработать, это умение отказывать, не говоря слово «нет». Вот небольшое, обучающее видео про это:
|
55 | Этические аспекты психологического консультирования. Этические аспекты психологического консультирования.(по Кочюнасу) 1. Консультант ответственен в своей работе: 2. Клиент должен принять решение о своем вступлении в процесс психологического консультирования осознанно, поэтому до начала процесса консультирования консультант обязан во время первой встречи предоставить клиенту максимум информации о процессе консультирования: Конфиденциальность:
|
56 | Правовые аспекты психологического консультирования. Кроме этических норм профессия консультирования регламентируется также правовыми нормами. Закон — это точная формулировка руководящих стандартов, установленных для того, чтобы гарантировать юридическую и моральную справедливость. Закон не диктует, что является этически верным в данной ситуации, он определяет, что является законным. Поставщики услуг в сфере психического здоровья были полностью информированы о том, что они могут и чего не могут делать по закону. Такие ситуации часто предполагают обмен информацией между клиентами, консультантами и представителями судебной системы. Однако в США обмен информацией может быть ограничен правом на конфиденциальность, правом на защиту частной жизни и правом на защиту сообщения, которые обеспечиваются правовыми актами. При этом С. Глэддинг отмечает, что консультант обязан сообщить своим клиентам о потенциальных ситуациях, в которых конфиденциальность может быть нарушена. У клиентов имеется немало прав в процессе консультирования, как юридических, так и этических, но они зачастую не знают об этом. С. Глэддинг указывает, что одна из первых задач консультантов заключается в информировании клиентов об их правах. Поскольку хранение информации о клиентах - одна из пяти важнейших задач, имеющих отношение к правовой ответственности консультанта, часто возникает вопрос о том, что должно входить в досье. В основном досье должно содержать всю информацию относительно клиента, необходимую для его или ее лечения. Количество и типы форм в клиентском досье варьируют в разных агентствах и у разных специалистов, но шесть категорий документов обычно включаются всегда. 1. Идентифицирующая, или входная, информация. 2. Оценочная информация. 3. План воздействия. 4. Примечания. 5. Итоговое резюме. 6. Другие данные. |
57 | Основные техники воздействия (конфронтация, интерпретация, паузы молчания, задавание вопросов, активное слушание и т.д.) в психологическом консультировании. Акцентирование эмоциональных переживаний. Другой способ работы с чувствами в процессе консультирования — акцентирование эмоциональных переживаний через акцентирование так называемых эмоционально заряженных слов. При этом используется техника "эхо". Эта техника заключается в том, что консультант повторяет точно то слово, которое сказал клиент. Однако повторять следует не любое слово, а наиболее эмоционально заряженное. Тогда беседа будет развиваться вглубь, к пониманию основных мотивов клиента. Ведь известно, что эмоции являются маркерами мотивов. "Носителями" эмоций в рассказе клиента являются наречия и прилагательные, а если их нет — глаголы. Именно наречия и прилагательные обозначают отношение клиента к чему-либо, качество действия. Акцентируя, уточняя это слово, консультант может выйти на уровень чувств. Последовательное акцентирование чувств дает возможность развивать диалог в глубину. Например, клиент говорит: "Я медленно подошла к дому". Консультант спрашивает: "Медленно?" Таким образом акцентируется ключевое эмоциональное слово, так как именно это слово концентрирует в себе эмоции клиента. Такой вопрос-эхо направляет рассказ клиента в сторону пояснения своих чувств и своего отношения к происходящему. 8. Паузы молчания. Многие начинающие консультанты боятся пауз. Им кажется, что паузы в беседе могут быть интерпретированы как признак низкой квалификации консультанта. Иногда это действительно так — когда пауза возникает потому, что консультант не знает, что сказать дальше. В таком случае нужно обращаться к супервизору и работать над техникой консультирования. Но иногда паузы могут нести мощный терапевтический эффект, и тогда они могут рассматриваться как особые технические приемы консультирования. Время паузы воспринимается в процессе консультирования по-особому. Пауза воспринимается обычно как значительно более длительная, чем это есть на самом деле. Выдержать даже минутную паузу бывает не так легко. Нормальная пауза может длиться 30-40 с. Молчание во время консультации может нести разный смысл: • бессодержательное молчание — когда собеседники испытывают неловкость, скорее всего вызвано тем, что консультант не знает, что дальше делать; • содержательное молчание — когда молчание наполнено смыслом; такие паузы переживаются как значимые моменты консультирования и могут выдерживаться значительно дольше, чем обычные паузы. Например, такая пауза может означать осмысление, обобщение без слов всего сказанного после важного смыслового фрагмента беседы. Терапевтическая ценность молчания заключается в том, что молчание в значимые моменты увеличивает эмоциональное взаимопонимание консультанта и клиента, предоставляет возможность клиенту погрузиться в себя и изучать свои чувства, установки, а также позволяет клиенту понять, что ответственность за исход консультации лежит на нем. Молчание клиента в процессе консультирования может иметь различные смыслы. 1. Паузы в начале беседы могу быть вызваны тревогой, растерянностью, плохим самочувствием клиента. В этом случае необходимо клиента ободрить, снять тревогу. 2. Реальная активность клиента — он молчит, так как подбирает слова, обдумывает, что скажет дальше. В этом случае нужно дать ему время на обдумывание. 3. Пауза может быть вызвана тем, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны друг друга. В некоторых случаях консультант может использовать это как прием для демонстрации клиенту его ответственности за беседу. Однако злоупотреблять таким приемом тоже нельзя. 4. Оба, и консультант и клиент, оказались в тупике, произошла потеря контакта. В этом случае пауза вызывает неприятные чувства, неловкость. Тогда консультанту необходимо попытаться исправить ситуацию, восстановить контакт с клиентом. 5. Пауза может означать сопротивление клиента, попытку манипуляции консультантом ("Ну-ка давай, а я посмотрю"). В этом случае нужно прерывать манипуляции выходом на открытое общение, работать с сопротивлением клиента. 6. Много пауз возникает, когда беседа протекает на поверхностном уровне, т.е. клиент и консультант избегают обсуждения важных вопросов. В этом случае консультант может использовать технику конфронтации или другими способами попытаться углубить диалог. 7. Смыслом паузы может быть глубокое обобщение без слов — в этом случае ее нужно выдерживать столько, сколько необходимо. Общий принцип работы с паузами — необходимо прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивное. 9. Тон и громкость голоса. Важно подобрать нужный тон голоса в беседе с клиентом. Общий принцип — тон, громкость, скорость речи консультанта должны приближаться к соответствующим характеристикам речи клиента, т.е. необходима "подстройка" к клиенту по параметрам пара- и экстралингвистики. Той консультанта должен быть доброжелательным, в то же время соответствовать тому, что говорится. Приглушенный голос помогает создать ощущение доверительности, интимности. Варьирование громкости голоса при изменениях в состоянии клиента помогает сохранить и усилить консультативный контакт, создать ощущение взаимопонимания. 10. Предоставление информации. Психолог не дает прямых советов в процессе консультации, так как это нарушает принцип ответственности клиента. Однако в некоторых случаях клиенту необходима дополнительная информация для принятия решения или ликвидации проблемы, и такая информация ему может быть предоставлена психологом. Предоставление информации можно рассматривать как отдельную технику консультирования. Виды информации, которая может предоставляться в процессе консультирования: информация о процессе консультирования, поведении консультанта, об условиях консультирования — месте и времени его проведения, оплате. Иногда клиенты задают вопросы с целью устраниться от обсуждения своих проблем. Это своего рода уход от ситуации консультирования, например: "Что вы думаете о современной семье?" В этом случае необходимо перевести разговор на их собственные проблемы: "А почему вас это интересует? А что вы об этом сами думаете? А что происходит в вашей семье?", — иначе консультант может уйти от темы консультации в общие рассуждения. Но если эти вопросы являются выражением реальной тревоги клиента — лучше на них кратко ответить и затем все равно выходить на личные проблемы клиента. 11. Интерпретация — это преобразование смысла. Использование интерпретации помогает установить причинные связи между поведением и переживанием клиента, при этом клиент видит себя и свои трудности новым способом. Перечислим типы интерпретации. 1. Установление связи между раздельными утверждениями, проблемами, событиями. 2. Акцентирование особенностей, противоречий поведения или чувств клиента. 3. Интерпретация способов психологической защиты, реакций сопротивления и переноса. ("Судя по нашей беседе, побег является для вас способом борьбы со страхом неудачи".) 4. Увязывание нынешних событий, мыслей и переживаний с прошлым. 5. Предоставление клиенту иной возможности понимания его чувств, поведения или проблем. Интерпретация — это основная техника воздействия, поэтому ее используют ближе к концу консультирования, на этапе воздействия, по никогда не используют в начале консультации. Правила использования интерпретации. 1. Интерпретация не должна быть слишком глубокой, она связывается только с тем, что клиент уже знает. 2. Важна своевременность интерпретации, готовность клиента ее принять. 3. Эффективность использования интерпретации зависит от личности клиента. Клиенты с высокой самооценкой и образованием более чувствительны к интерпретации. 4. Не следует использовать много интерпретаций в одной консультации — это может вызвать актуализацию психологических защит у клиента. 5. Интерпретацию следует формулировать как допущения, гипотезы, но не категорично. Такая формулировка способствует принятию интерпретации клиентом. Об эффективности применения интерпретации может свидетельствовать реакция на нее клиента. Если клиент равнодушно реагирует на интерпретацию, не замечая ее, рассказывает дальше что-то свое — это значит, что интерпретация, скорее всего, была ошибочной, не затронула ключевые мотивы клиента; в этом случае необходимо пересмотреть консультативную гипотезу. Если же клиент реагирует па интерпретацию враждебно, отвергает ее, возможно, интерпретация попала в корень проблемы, однако была высказана не своевременно, клиент не готов к ее принятию. Точная и своевременная интерпретация вызывает "ага-реакцию" у клиента, инсайт, новый взгляд на проблему, при этом он может испытывать разные чувства — от глубокой задумчивости до восторга, а иногда может и разрыдаться. 12. Конфронтация — это демонстрация клиенту его способов психологической защиты. Использование техники конфронтации возможно только при взаимном доверии, иначе конфронтация может быть воспринята клиентом как агрессия со стороны консультанта. Перечислим случаи использования техники конфронтации. 1. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на противоречия в его поведении, мыслях, чувствах. Эта техника выполняется в две ступени: а) констатируется определенный аспект поведения клиента; б) "но (однако)..." — описывается противоречивое поведение. В противоположность интерпретации, при использовании конфронтации прямо указывается на причины и истоки противоречия. 2. Конфронтация с целью помочь увидеть ситуацию такой, какова она есть в действительности, вопреки представлению о пей клиента в контексте его потребностей. 3. Конфронтация с целью обратить внимание клиента на его уклонение от обсуждения некоторых проблем ("Вы ничего не говорите о своей сексуальной жизни"). 4. Прерывание повествования клиента — тоже вид конфронтации, используется тогда, когда клиент уходит от темы. Ограничения использования конфронтации: 1) не использовать как наказание клиента; 2) не использовать конфронтацию для разрушения механизмов психологической защиты; 3) не использовать конфронтацию для удовлетворения потребностей и самовыражения консультанта. Неправильное использование конфронтации, как правило, означает, что консультант решает свои личные проблемы. Правила использования конфронтации: 1) тщательно охарактеризовать содержание неадекватного поведения клиента и его контекст, но не высказывать все одновременно; 2) подробно изложить последствия противоречивого поведения; 3) помочь клиенту найти способы преодоления проблем; 4) конфронтация не должна быть категоричной и агрессивной (использовать слова-смягчители "мне кажется", "если я не ошибаюсь"). 13. Самораскрытие консультанта в процессе консультирование — достаточно спорная техника. В некоторых теоретических ориентациях самораскрытие не допускается вообще (например, в классическом психоанализе). В некоторых же оно является одной из основных техник. Самораскрытие означает демонстрацию консультантом своего эмоционального отношения к клиенту, обсуждаемой проблеме, и т.п. — т.е. открытое предъявление собственной личности клиенту. Перечислим ограничения на использование техники самораскрытия. 1. Когда клиент слишком много знает о консультанте, он меньше фантазирует о нем, поэтому самораскрытие не используется в психоаналитически ориентированном консультировании. 2. Откровенность консультанта подразумевает разделение своих проблем с клиентом, что антитерапевтично. 3. В начале консультирования самораскрытие недопустимо, так как его использование может увеличить тревогу клиента. Виды самораскрытия: 1) выражение своих непосредственных реакций по отношению к клиенту или ситуации "здесь и теперь"; 2) рассказ о своем жизненном опыте, схожем с ситуацией клиента. Позитивное самораскрытие — когда консультант выражает поддержку, одобрение клиента; негативное — по сути, конфронтация с клиентом. Правила самораскрытия: 1) самораскрытие должно быть искренним, иначе контакт с клиентом будет потерян; 2) нельзя злоупотреблять самораскрытием, оно должно происходить только под контролем профессиональной личностной позиции, иначе консультацию нельзя будет назвать профессиональной консультацией; 3) самораскрытие должно быть своевременным и соответствовать целям консультанта, нельзя излишне затягивать самораскрытие; 4) самораскрытие нельзя использовать в начале консультации, оно используется на поздних стадиях консультирования при наличии хорошего консультативного контакта. 14. Структурирование консультирования — это организация отношений консультанта с клиентом, выделение отдельных этапов консультирования, оценка их результатов, предоставление клиенту информации о процессе консультирования, резюмирование. Структурирование происходит в течение всего консультирования, шаг за шагом. Каждый новый этан консультации начинается с оценки того, что уже достигнуто. При этом важно участие клиента в планировании процесса консультирования. Структурирование важно еще и потому, что оно обеспечивает осознание клиентом того, что происходило на консультации, и соответственно, повышение ее эффективности. |
58 | Тестирование в практике психологического консультирования (ограничения и показания). Любая проблема психологического характера, возникающая у клиента и требующая проведения психологического консультирования, почти всегда в реальной жизни имеет определенные, сугубо индивидуальные проявления, причем даже тогда, когда ее психологическое содержание выражено примерно одинаково у разных людей. Например, весьма распространенной среди потенциальных клиентов является повышенная личностная тревожность, недостаточная уверенность в себе. Однако разные люди проявляют тревожность и чувствуют себя недостаточно уверенно в жизни по-разному. Другой типичный пример: почти у всех людей есть определенные недостатки в развитии способностей и в чертах характера, но для каждого человека они опять же носят сугубо индивидуальный характер. Поэтому если, например, два разных клиента обратились в психологическую консультацию с жалобой на дефицит в развитии интеллектуальных способностей, то это вовсе не означает, что их проблемы идентичные и их нужно решать одинаковым способом. Еще сложнее практически обстоит дело с недостатками в характере человека: они в большинстве случаев в связи с уникальным индивидуальным жизненным опытом каждого человека должны в психологической консультации решаться по-разному. Без проведения специальной психодиагностики личности клиента решить задачу успешности психологического консультирования в этом случае практически невозможно. Однако и тогда, когда уже поставлен точный диагноз проблемы клиента, нужда в проведении психодиагностики полностью не отпадает. Консультант-психолог, как бы он тщательно ни изучал личность клиента при постановке диагноза его проблемы, все же наверняка не знает о нем и о сути проблемы всего. Кроме того, достаточно трудно бывает заранее точно определить, с какими реальными (а они порой бывают неожиданными) проблемами в жизни может столкнуться клиент, выполняя практические рекомендации психолога-консультанта. Поэтому часто требуется продолжать психодиагностическое изучение клиента как личности и его взаимоотношений с окружающими людьми в постконсультационный период, т.е. тогда, когда он уже практически приступил к выполнению рекомендаций, полученных в психологической консультации.
|
59 | Игротерапия, арттерапия, психогимнастика. Игротерапия направлена на облегчение эмоциональ-ного стресса у детей с помощью разнообразных выразительных игровых материалов. Игра для ребенка – это одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отрегулированы различные конфликты и неурядицы (Вебб, 1991; Оклендер В., 1997). 2. Арттерапия — это группа методов психологической коррекции, основанная на искусстве и творчестве. Психогимнастика - это метод, при котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов. Кто является автором термина, не известно. Термин «психогимнастика» может иметь широкое и узкое значение, разные авторы вкладывают в него неодинаковое содержание.
|
60 | Консультирование по проблемам детско-родительских отношений. Усиление когнитивного аспекта. здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и т.д. Работа преимущественно с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них. Нередко используется групповая форма работы, где условием внутренних и внешних изменений становится сама ситуация социального влияния. Это выражается в следующем: участники группы подвержены влиянию руководителя и других участников группового процесса; участники идентифицируются друг с другом и руководителем группы; каждый из участников присваивает групповой опыт через работу с собственными и чужими проблемами. На занятиях особое место отводится анализу семейных отношений, приёмов и методов воспитания в прародительских семьях. Неотъемлемой частью занятий являются домашние задания для родителей, знакомство с различными играми и раскрытием психологических аспектов той или иной игры. |
81 | Основные направления психологического консультирования. Особенности терапевтического контакта и целей консультирования. В психологическом консультировании для каждой проблемной ситуации и каждой отдельной отрасли, где в настоящее время идет активное использование консультативной помощи психологов-практиков, намечаются специфические стратегии оказания психологической помощи. Определим области и направления психологического консультирования в практической психологии, выделив те из них, которые уже можно назвать приоритетными, и те, которые только начинают испытывать потребность в профессиональном взаимодействии с прикладной психологией. Теоретически можно выделить три основных направления психологического консультирования: индивидуальное, профессиональное и организационное (его еще называют промышленным). В каждом из этих направлений можно назвать специфические области, или сферы, психологического воздействия. Индивидуальное консультирование включает возрастно-психологическое консультирование, консультирование детско-родительских отношений, добрачное консультирование, семейное консультирование, психологическую помощь разводящимся супругам, послеразводное консультирование, собственно индивидуальное консультирование. Профессиональное консультирование включает профориентационное консультирование и профессиональный отбор; консультирование по проблемам профессиональной пригодности и профессиональной адаптации личности; диагностику и обучение персонала новым технологиям; разрешение индивидуальных и групповых профессиональных конфликтов; консультирование по поводу планирования карьеры; консультирование в целях повышения самооценки и личностного роста; консультирование в ситуации поиска и потери работы; консультирование по проблеме самопрезентации и профессионального резюме временно неработающих специалистов. Организационное консультирование включает консультирование организаций, персонала организаций; консультирование по проблемам структуры и развития организаций (подбор, отбор, обучение и развитие); формирование и поддержку организационной культуры; кадровое консультирование; консультирование руководителей; групповое консультирование по методам принятия решений, по решению конкретных проблем организации (конфликты, инновации и т.п.); консультирование по профессионально-кадровому отбору и потенциалу организаций; консультирование по созданию компьютерных банков кадровой информации; маркетинговое консультирование и консультирование по поводу организации рекламы и рекламных услуг организации или предприятия. Все вышеперечисленные направления и области психологического консультирования не означают, однако, что психолог-консультант может успешно работать в любой из этих областей прикладной психологии. Прежде всего речь может идти об узкопрофессиональной направленности деятельности практического психолога, когда учитываются специализация по базовому образовательному диплому, наличие опыта работы в данной сфере практической психологии, свидетельства о профессиональной аттестации или соответствующих образовательных сертификатов, дипломов государственного образца о дополнительном профессиональном образовании с правом ведения профессиональной деятельности поданной специальности. |
82 | Первичная консультация. Заключение контракта. Первой встрече с клиентом консультант должен уделить особое внимание. Клиент приходит за психологической помощью с двумя сильными чувствами — страхом и надеждой. Консультант обязан ослабить страх и укрепить надежду. Правильное объяснение процесса консультирования с особым подчеркиванием полной зависимости успеха от сотрудничества консультанта и клиента корректирует ожидания клиентов и уменьшает тревогу. С самого начала первой встречи консультант должен заботиться о том, чтобы клиент принял на себя ответственность за свои проблемы, т.е. признал в их происхождении свое авторство. Клиент несет ответственность и за осмысленное использование времени консультирования. Консультант разделяет с клиентом ответственность и указывает, что он заинтересован в обсуждении проблем клиента и возможных альтернатив их решения. Консультант обязан не столько освобождать клиента от страданий, сколько придать его страданиям конструктивное направление. Страдание может быть использовано как важная сила, вызывающая изменение личности в процессе консультирования Важнейшие цели первой консультативной встречи: 1. Поощрять открытое, искреннее и всеобъемлющее общение по проблемам, которые клиенту хочется обсудить во время встречи, с раскрытием факторов, вызывающих эти проблемы. 2. Продвинуться в направлении более глубокого понимания клиента, большего уважения к нему и взаимопонимания. 3. Настроить клиента на конкретную полезность каждой консультативной встречи. 4. Передать клиенту понимание того, что он должен быть активным участником решения своих проблем. 5. Обозначить проблемы для дальнейшей работы. Психотерапевтический контракт — это соглашение, чаще всего устное, между клиентом и психотерапевтом о совместной работе, целью которой является избавление клиента от психологических затруднений. Суть психотерапевт контракта состоит в достижении договоренности по трем основным вопросам: 1. согласие клиента на консультирование или психотерапию 2. цели консультирования 3. организационные вопросы (время и место консультирования, частота встреч и оплата).
|
83 | Процессивная процедура психологического консультирования. Консультирование по процессу является методом изменения и развития организаций. Целью применения данного метода является повышение производительности и/или улучшение психологического климата в организации, достигаемые при участии независимого внешнего консультанта. Отправной точкой для работы является предположение, что при анализе в решении проблем руководство организации нуждается в поддержке. В качестве центральной задачи ставится не только решение актуальных проблем организации, но и приобретение навыков анализа, оценки и решения проблем самой организацией клиента. Следовательно, консультант должен выполнить две задачи: с одной стороны, помогать в решении существующих проблем, с другой -- показать организации пути самостоятельного решения проблем в будущем. Во время процессного консультирования используются методы, специально разработанные для обеспечения взаимодействия с клиентом, которые можно разбить на две основные группы: 1) организационная диагностика; 2) организационные интервенции. Организационная диагностика -- это совокупность методов, посредством которых консультант собирает информацию о состоянии организации клиента. Основными методами диагностики являются индивидуальные и групповые интервью, наблюдение за деятельностью организации изнутри, знакомство с документами и историей организации. Результатом диагностики обычно служит краткий отчет, содержащий структурированное изложение полученной информации, возможно, с перечнем выявленных проблем. Этот отчет служит как бы «затравкой» для дальнейшей работы клиента и консультанта. Организационные интервенции -- это мероприятия, связанные с воздействием на организацию, которые призваны внести в ее деятельность позитивные изменения и закрепить их. Лица, которые по своему положению могут и должны принимать участие в стратегическом планировании деятельности и развития организации, знакомятся с результатами диагностики, а затем приглашаются на специальную встречу -- сессию стратегического планирования. При процессном консультировании консультанты на всех этапах проекта активно взаимодействуют с клиентом, побуждая его высказывать свои идеи, соображения, предложения, проводить при помощи консультантов анализ проблем и выработку решений. Все это происходит в рамках мероприятий и процедур, предложенных консультантом (консультант на все время работы остается независимым внешним экспертом, сохраняя дистанцию между собой и организацией клиента). При этом роль консультантов заключается в организации и управлении процессами сбора информации и ее анализа, а также разработки, обсуждения, оценки и принятия решений, полученных в процессе совместной с клиентом работы и приведении их в систему рекомендаций.
|
84 | Эмпатия как базовый навык психологического консультирования. . В психологическом консультировании одним из самым важным ключом является Эмпатия. Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Тот или иной уровень эмпатии является профессионально необходимым качеством для всех специалистов, работа которых непосредственно связана с людьми. Существует широкий диапазон проявлений эмпатии. На одном полюсе находится позиция полного погружения в мир чувств партнера по общению. Имеется в виду не просто знание эмоционального состояния человека, а именно переживание его чувств, сопереживание. Такую эмпатию называют аффективной, или эмоциональной. Другой полюс занимает позиция более отвлеченного, объективного понимания переживаний партнера по общению без значительного эмоционального вовлечения в них. В связи с этим различают следующие уровни эмпатии: · сопереживание (когда человек испытывает эмоции, полностью идентичные наблюдаемым); · сочувствие (эмоциональный отклик, побуждение оказать помощь другому); · симпатия (теплое, доброжелательное отношение к другим людям). Эмпатия содержит в себя вчувствование, при котором консультант не теряется в системе ценности клиента, благодаря этому консультант работает глубиной и в системе ценности клиента, но чувство его не перегружает на столько, что он не мог с ним справиться. |
85 | Анализ трансфера в консультативном взаимодействии. Трансфер — это перенесение на психоаналитика чувств, которые клиент ранее испытывал по отношению к другим людям, прежде всего к родителям. Это могут быть конфликтные переживания, например любовь и страх. Заново переживая их, но направляя уже на психотерапевта, клиент как бы вызывает их к жизни. Признаками трансфера в психоаналитической процедуре являются ... Психотерапевт придерживается следующей манеры поведения. Он не прекращает развития трансфера, не исправляет искажений в восприятии отношений, но и не принимает роли, которую ему навязывает клиент, не провоцирует трансферных реакций. Это не означает, что аналитик бездействует. |
86 | Роль и место супервизии в психологическом консультировании/ Супервизия – это один из методов поддержки и повышения квалификации в терапии и консультировании. Это форма консультирования психотерапевта в ходе его работы более опытным коллегой, позволяющая психотерапевту, т.е. супервизируемому, систематически видеть, осознавать и анализировать свои профессиональные действия и свое профессиональное поведение. Цель: развитие Знаний Умений Навыков, способствовавших совершенствованию профессиональной деятельности психотерапевта. |
87 | Терапевтическое пространство отношений «консультант – клиент»: физический и эмоциональный компоненты.
|
88 | Этические принципы в психологическом консультировании. Основные этические принципы работы консультанта: 1. Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций. 2. Компетентность. Консультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования. 3. Добровольность. Клиент участвует в консультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин. 4. Конфиденциальность. Информация, полученная консультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам. 5. Активность. Клиент самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к психологу. Консультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки консультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения. 6. Позитивный эффект. Консультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента, с учетом перспектив его развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность. 7. Лояльность. Консультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого являются приоритетными. В общении с любым клиентом консультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему. Консультант, как и другие профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность и обусловливает особую важность этических принципов в психологическом консультировании и психотерапии. Вот почему во всех странах создаются кодексы профессиональной этики, регламентирующие профессиональную деятельность консультанта.
|
89 | Технологии установления терапевтического контакта. Присутствие и слушание. Если присутствие и слушание — это навыки, которые позволяют консультанту установить связь с миром клиента, то эмпатия — это навык, который позволяет консультанту передать клиенту свое понимание его мира. Поскольку эмпатия — это навык, то это то, чему можно научиться. Однако сообщение понимания не обязательно предполагает выражение посредством слов. |
90 | Специальные вопросы психологического консультирования. Особенности работы в экстремальных ситуациях. Ростчисла экстремальных ситуаций (техногенных и природных катастроф, межнациональных конфликтов, террористических актов) в нашей стране за последние годы диктует необходимость подготовки специалистов, способных оказывать экстренную психологическую помощь жертвам подобных ситуаций. Несмотря на всю важность и актуальность проблем оказания экстренной психологической помощи населению в экстремальных ситуациях, эти задачи в настоящее время все еще остаются достаточно новыми для психолога. В рамках теории посттравматического расстройства и возникшей в конце 80-х годов кризисной психологии оформилось понятие «психическая травма» (психотравма). Событие, которое воспринимается человеком как угроза его существованию, которое нарушает его нормальную жизнедеятельность, становится для него событием травматическим, то есть потрясением, переживанием особого рода (Черепанова, 1996). Психологам и психотерапевтам все чаще приходится работать с людьми, перенесшими психическую травму, такими, как: вынужденные переселенцы и беженцы, жертвы захвата в заложники, люди, пережившие бомбежки, обстрелы, гибель родственников, разбойные нападения, а также широкомасштабные природные и техногенные катастрофы (Владиславова, 2001). Главное содержание психологической травмы составляет утрата веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю. Травма влияет на восприятие времени, и под ее воздействием меняется видение прошлого, настоящего и будущего. По интенсивности переживаемых чувств травматический стресс соразмерен со всей предыдущей жизнью. Из-за этого он кажется наиболее существенным событием жизни, как бы «водоразделом» между происшедшим до и после травмирующего события, а также всем, что будет происходить потом. Если раньше основную озабоченность вызывали такие последствия экстремальных ситуаций, как количество смертей, физических болезней и травм, то сейчас среди специалистов растет обеспокоенность их последствиями для психосоциального и душевного здоровья населения. Из людей, перенесших психотравму, 80 процентов нормально функционируют, а у 20 процентов через некоторое время (2–6 месяцев) возникают те или иные проблемы в одной или нескольких сферах жизни: аффективной, психосоциальной, профессиональной, психосоматической (Пергаменщик и др., 1999). Незамедлительное психотерапевтическое вмешательство, как можно ближе по времени к перенесенной травме, позволяет предотвратить многие нежелательные последствия и переход процесса в хроническую форму. По наблюдениям исследователей, на психическое состояние наиболее тяжелое воздействие оказывают катастрофы, вызванные умышленными действиями людей. Техногенные катастрофы, происходящие по неосторожности или случайному стечению обстоятельств, переживаются менее тяжело, но все же тяжелее, чем природные катаклизмы. Именно поэтому в данной главе достаточно большое место занимают вопросы, связанные с психологией терроризма.
|