Контекстная задача. Литература. 5 класс.
Прочитайте текст и выполните задания
М.Ю. Лермонтова «Бородино»
– Скажи-ка, дядя, ведь недаром
– Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
– Да, были люди в наше время,
– Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!
1837
Вопросы и задания
Какому историческому событию посвящено это стихотворение?____________________
Что вы знаете о войне 1812 года?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
От чьего лица ведется повествование?________________________________________
Сопоставьте стихотворение М.Ю. Лермонтова и картину П.Е. Заболотского «Старый солдат». Что их объединяет?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М. Ю. Лермонтову о ходе великой битвы. В каком раннем стихотворении Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов? _________________________________________________________
Выпишите из стихотворения устаревшие слова, найдите им современные синонимы. Проанализируйте уместность употребления устаревших слов в стихотворении.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подберите ключевые слова из стихотворения, характеризующие основные части плана:
Отступление
___________________________________________________________________________
Выбор места сражения
_________________________________________________________________________
Ожидание боя
___________________________________________________________________________
Ночь перед сражением
___________________________________________________________________________
Битва
___________________________________________________________________________
Бой закончился
___________________________________________________________________________
Представьте, что вы художник, которому надо сделать иллюстрацию к стихотворению. Какие краски для своих картин вы выберите, подчеркните: белый, красный, оранжевый, синий, черный, серый, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, сиреневый
. Объясните свой выбор. ___________________________________________________________________________
В стихотворении найдите слова, которые передают звуки боя.______________________
___________________________________________________________________________
Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему война 1812 года называется Отечественной?»
Причинами войны стали отказ Российской империи активно поддерживать континентальную блокаду против Великобритании (Англии), а также политика Наполеона в отношении европейских государств, не интересуясь мнением и интересами России. На первом этапе войны русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав под Москвой Бородинское сражение. В начале второго этапа войны наполеоновская армия стремилась уйти на зимние квартиры в неразорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами. Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Найдите поэтическое описание героев стихотворения.
А. Михаил Илларионович Кутузов
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Б. Петр Иванович Багратион
____________________________________________________________________________________________________________________
«…И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.»
О какой клятве говорит автор?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________