СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстная задача. Литература. 5 класс. Прочитайте текст и выполните задания. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания разработаны для итогового урока по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Контекстная задача. Литература. 5 класс. Прочитайте текст и выполните задания. М.Ю. Лермонтов «Бородино»»

Контекстная задача. Литература. 5 класс.

Прочитайте текст и выполните задания

М.Ю. Лермонтова «Бородино»


– Скажи-ка, дядя, ведь недаром
– Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

– Да, были люди в наше время,
– Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то Господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилёг вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражён булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек!
Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не Божья воля,
Не отдали б Москвы!

1837


Вопросы и задания

  1. Какому историческому событию посвящено это стихотворение?____________________

  2. Что вы знаете о войне 1812 года?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. От чьего лица ведется повествование?________________________________________

  2. Сопоставьте  стихотворение М.Ю. Лермонтова  и картину П.Е. Заболотского  «Старый солдат». Что их объединяет?



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  На героя каких произведений устного народного творчества похож старый солдат?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Афанасий Столыпин – брат бабушки поэта, участник войны 1812 года, артиллерист- «бородинец». Он когда-то живо и образно поведал М. Ю. Лермонтову о ходе великой битвы. В каком раннем стихотворении Лермонтов выразил восхищение подвигом русских воинов? _________________________________________________________

  2. Выпишите из стихотворения устаревшие слова, найдите им современные синонимы. Проанализируйте уместность употребления устаревших слов в стихотворении.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подберите ключевые слова из стихотворения, характеризующие основные части плана:

  1. Отступление

___________________________________________________________________________

  1. Выбор места сражения

_________________________________________________________________________

  1. Ожидание боя

___________________________________________________________________________

  1. Ночь перед сражением

___________________________________________________________________________

  1. Битва

___________________________________________________________________________

  1. Бой закончился

___________________________________________________________________________

  1. Представьте, что вы художник, которому надо сделать иллюстрацию к стихотворению. Какие краски для своих картин вы выберите, подчеркните: белый, красный, оранжевый, синий, черный, серый, зеленый, желтый, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый, сиреневый

. Объясните свой выбор. ___________________________________________________________________________

  1. В стихотворении найдите слова, которые передают звуки боя.______________________

___________________________________________________________________________

  1. Прочитайте текст и ответьте на вопрос: «Почему война 1812 года называется Отечественной?»

Причинами войны стали отказ Российской империи активно поддерживать континентальную блокаду против Великобритании (Англии), а также политика Наполеона в отношении европейских государств, не интересуясь мнением и интересами России. На первом этапе войны русская армия с боями отступала от границ России до Москвы, дав под Москвой Бородинское сражение. В начале второго этапа войны наполеоновская армия стремилась уйти на зимние квартиры в неразорённые войной местности, а затем отступала до границ России, преследуемая русской армией, голодом и морозами. Война закончилась почти полным уничтожением наполеоновской армии, освобождением территории России и переносом военных действий на земли Варшавского герцогства и Германии в 1813 году.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Найдите поэтическое описание героев стихотворения.

А. Михаил Илларионович Кутузов

________________________________________________________________________________________________________________________________________











Б. Петр Иванович Багратион

____________________________________________________________________________________________________________________

















  1. «…И клятву верности сдержали
    Мы в Бородинский бой.»

О какой клятве говорит автор?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. В стихотворении Лермонтова звучит тема патриотизма. А что значит в наше время «быть патриотом»? 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!