Изучение нового материала. 12 – 41 мин | III. Разделение на группы (по усмотрению учителя), групповая работа. Класс разбивается на 3 групп, вариантов заданий 3. Задание1. Составьте кластер «Минеральный состав организма», используя текст 1 Текст 1 Макроэлементы содержатся в нашем организме в значительном количестве (больше 0,01% массы тела, иначе говоря, их содержание в теле взрослого человека измеряется граммами и даже килограммами). Макроэлементы подразделяют на: биогенные элементы, составляющие структуру живого организма. Из них формируются белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Это кислород, азот, водород, углерод, остальные макроэлементы: кальций, калий, магний, натрий, сера, фосфор. К микроэлементам относятся: железо, цинк, йод, селен, медь, молибден, хром, марганец, кремний, кобальт, фтор, ванадий, серебро, бор. Они участвуют во всех процессах жизнедеятельности и являются катализаторами биохимических реакций. Содержатся они в организме в маленьких дозах (менее 0,001% массы тела). ФО: взаимооценивание, словесное оценивание учителем Дескриптор: -
указывают макроэлементы -
указывают микроэлементы -
указывают границы содержание макроэлементов в организме -
указывают границы содержание макроэлементов в организме -
выделяют среди макроэлементов – биогенные элементы -
информация представлена в виде кластера Задание 2. Напишите небольшое эссе о макро- и микроэлементах, ответив на следующие вопросы: 1. В названии микроэлемент ощущается некоторая незначительность элемента, несущественность для нормального функционирования тела человека. Так ли это? Подтвердите свою позицию примерами. 2. У человека существует потребность в пополнении содержания макро – микроэлементов из внешней среды, можно ли утверждать, что чем больше того или иного минерала попадает в организм, тем лучше здоровье человека. 3. Каким именно образом макро- и микроэлементы попадают в организм человека? 4. Есть ли которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно? Для ответа на вопросы используйте текст 2. Текст 2 Минералы, которые нужны в большом количестве имеют приставку «макро», а те, что нужны лишь в незначительных дозах — «микро». Хотя микроэлементы нужны в небольших количествах их роль огромна, а дефицит приводит к серьезным болезням, например, при дефиците фтора развивается кариес зубов. Однако, при избытке фтора развивается другое заболевание - флюороз. Контролировать поступление витаминов и минералов помогает правильно составленный рацион. Чтобы составить здоровое меню, стоит ориентироваться на таблицы. В них перечислены эссенциальные элементы и продукты, в которых они содержатся. Существует группа условно-необходимых - это те минералы, которые важны для действия организма, но при этом их дефицит практически не встречается. Помимо этого есть те элементы, необходимость которых не выявлена - ванадий, рубидий. Их роль мало изучена, поэтому не существует норм по их потреблению. Выделяют также группу токсичных веществ: алюминий, кадмий, мышьяк, свинец. Эти элементы содержатся в организме и поступают с едой, но организм в них по последним исследованиям не нуждается. ФО: взаимооценивание, словесное оценивание учителем Дескриптор: Задание 3. Жители Альп почти поголовно страдали заболеваниями щитовидной железы из-за тотального дефицита йода в организме. Из-за этого люди имели огромные вздувшиеся пузыри на месте горла. Также следствием было огромное количество кретинов — умственно отсталых людей, населявших деревни. Причинами назывались «плохая вода», «застоявшийся воздух»… Только в 19-ом веке впервые появилось предположение, что виной всему — недостаток йода. Питались жители Альп в основном сыром и ржаным хлебом, в почвах и воде места их проживания йода было очень мало. Таблица 1 «Содержание йода в продуктах питания» Продукт | Содержание йода мкг ∕ 100 г продукта | Сыр швейцарский | 5 | Хлеб ржаной | 1,5 | Яблоки | 1 | Капуста | 3 | Сельдь | 40 | Минтай | 150 | Морепродукты (в среднем) | 40 | Докажите, используя данные Таблицы 1 «Содержание йода в продуктах питания» и Таблицы 29 «Суточное поступление элементов в организм человека» стр. 72-73 учебника, что рацион жителей Альп способствовал развитию данного заболевания и порекомендуйте им изменения рациона предохраняющие от данного заболевания. Учитывайте, что среднестатистический житель Альп съедал в сутки 1 кг хлеба и 300 - 400 г сыра. ФО: взаимооценивание, словесное оценивание учителем Дескриптор: -
Доказывают расчетами и табличными что рацион жителей Альп дефицитен по йоду. -
Приводят рекомендации по изменению рациона, приводящие к ликвидации дефицита йода в организме. IV. Задание PISA. Закрепление. V. Задача (Работа у доски) Из 7,8 г бензола получено 8,61 г нитробензола. Определите выход (в%) продукта реакции. 7,8г 8,61 г C6H6 + HNO3 → C6H5NO2 + H2O n = 1 моль n = 1 моль M = 78 г/моль M = 123 г/моль m = 78 г m = 123г 7,8 г/78 г = х/123г х = 7,8 *123 / 78 = 12,3 г 12,3 г – 100% 8,61 г – х % х = 70% | Работа в группах Выполняют на ноутбуках, самостоятельно Выполнение Самостоятельно в тетрадях. | Обсуждение учителя с классом Проверка по ключу на доске Проверка по ключу на доске Проверка по ключу на доске Обсуждение с учителем Проверка по ключу на доске | Карточки с заданиями (распечатанный материал), ватман, фломастеры https://bilimcenter.kz/schedule/16.03.2022/lesson/f9308a86-ccca-4a80-a233-71a6b6f633df Учебник Химия 9 (часть 2) Оспанова М. К. и др. , издательство «Мектеп» 2019.) | Работа с тестом |