СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контекстные задания по функциональной грамотности на уроках химии для учащихся 9 класса

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контекстные задания по функциональной грамотности на уроках химии для учащихся 9 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Контекстные задания по функциональной грамотности на уроках химии для учащихся 9 класса»



Краткосрочный план

Химия

9 класс

Раздел долгосрочного плана: 9.3В Химические элементы в организме человека

КГУ «Александровская общеобразовательная школа»

Дата: 16 марта 2022 г.

ФИО учителя: Курмангалиева Ж.К.


Класс: 9

Количество присутствующих: 14

отсутствующих: 0

Тема урока

Химический состав организма человека. Макроэлементы, микроэлементы и их значение

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

9.5.1.1 называть элементы, входящие в состав организма человека и объяснять их значение (О, С, Н, N, Ca, P, K, S, Cl, Mg, Fe);

9.5.1.2 исследовать типичный рацион питания жителей Казахстана и составлять сбалансированный рацион питания

Цели урока

Сформировать представление о том какие вещества составляют организм человека. Сформировать понятия макроэлементы, микроэлементы. Изучить элементы – макроэлементы, элементы- микроэлементы. Изучить суточную потребность человека в некоторых макроэлементах. Изучить роль некоторых макро- и микроэлементов в поддержании организма человека в здоровом состоянии. Сформировать умение оценивать сбалансированность рациона.

Критерии успеха

Учащийся достиг цели обучения, если

– знает какие вещества составляют организм человека

– знает, что такое макроэлементы, микроэлементы

– знает элементы – макроэлементы, элементы- микроэлементы

– знает суточную потребность человека в некоторых макроэлементах

– знает роль некоторых макро- и микроэлементов в поддержании организма человека в здоровом состоянии

– умеет оценивать сбалансированность рациона

Языковые цели

Определите языковые цели, включая примеры лексики и фраз.

Ученики могут: представить сообщение в устной форме в группе/паре, оценивая сбалансированность предложенного рациона.

Лексика и терминология, специфичная для предмета: макроэлементы, микроэлементы, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества

Привитие ценностей

Сотрудничество через работу в группе/паре. Уважение к труду, уважение друг к другу, бережное отношение к школьному оборудованию.


Межпредметные связи

химия- биология, химия –математика


Навыки использования ИКТ

Интерактивная доска


Предварительные знания

7.4A Химические элементы и соединения в организме человека





Ход урока:


Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

Работа с учащимися с ОПМ

Начало урока

Организация начала урока.

0 – 2 мин


Проверка готовности учащихся к уроку: наличие на столах дневников, учебников и учебных принадлежностей.

Напоминаем о соблюдении санитарно-гигиенических норм при коронавирусе.


Организационный момент

Учитель приветствует учащихся, делает отметку об отсутствующих.

Показать готовность к уроку

.

  1. соблюдение санитарно-гигиенических норм при коронавирусе

  2. слушать и слышать друг друга, подчиняться лидеру группы

  3. быть активными, высказывать свое мнение, уважая мнения других

соблюдать время, отведенное на работу

Словесные методы оценивания



Середина урока

Актуализация опорных знаний и умений.

2 – 7 мин


I. Вызов.Фронтальная беседа с классом:

1. Из каких групп веществ состоит тело человека и других живых сущеста?

2. Содержание каких веществ в теле человека вам известно? Каково содержание этих веществ в теле? Можно ли сказать, что одних веществ в теле человека больше других меньше?

3. Из чего состоят молекулы перечисленных вами веществ?

4. Можно ли в таком случае утверждать, что атомов одних элементов в теле человека меньше, а других больше?



Взаимоконтроль. Обмен тетрадями.








Учебник Химия 9 (часть 2) Оспанова М. К. и др. , издательство «Мектеп» 2019.)




Постановка целей урока

8-12 мин


II. Индивидуальная работа с учебником.

Задание. Проанализируйте материал Таблицы 27 стр. 71 учебника, а также материал учебника «Минеральный состав организма» стр. 70 (Химия 9 (часть 2) Оспанова М. К. и др. , издательство «Мектеп» 2019.)

Сформулируйте критерий на основании которого элементы разделены на 2 группы: микро- и макроэлементы.

Формулировка темы урока «Химический состав организма человека. Макроэлементы, микроэлементы и их значение»



Словесные методы оценивания,

Учебник Химия 9 (часть 2) Оспанова М. К. и др. , издательство «Мектеп» 2019.)


Работа по карточкам









Изучение нового материала.


12 – 41 мин


III. Разделение на группы (по усмотрению учителя), групповая работа. Класс разбивается на 3 групп, вариантов заданий 3.


Задание1. Составьте кластер «Минеральный состав организма», используя текст 1

Текст 1

Макроэлементы содержатся в нашем организме в значительном количестве (больше 0,01% массы тела, иначе говоря, их содержание в теле взрослого человека измеряется граммами и даже килограммами). Макроэлементы подразделяют на: биогенные элементы, составляющие структуру живого организма. Из них формируются белки, углеводы, жиры и нуклеиновые кислоты. Это кислород, азот, водород, углерод, остальные макроэлементы: кальций, калий, магний, натрий, сера, фосфор.

К микроэлементам относятся: железо, цинк, йод, селен, медь, молибден, хром, марганец, кремний, кобальт, фтор, ванадий, серебро, бор. Они участвуют во всех процессах жизнедеятельности и являются катализаторами биохимических реакций. Содержатся они в организме в маленьких дозах (менее 0,001% массы тела).

ФО: взаимооценивание, словесное оценивание учителем

Дескриптор:

  • указывают макроэлементы

  • указывают микроэлементы

  • указывают границы содержание макроэлементов в организме

  • указывают границы содержание макроэлементов в организме

  • выделяют среди макроэлементов – биогенные элементы

  • информация представлена в виде кластера

Задание 2. Напишите небольшое эссе о макро- и микроэлементах, ответив на следующие вопросы:

1. В названии микроэлемент ощущается некоторая незначительность элемента, несущественность для нормального функционирования тела человека. Так ли это? Подтвердите свою позицию примерами.

2. У человека существует потребность в пополнении содержания макро – микроэлементов из внешней среды, можно ли утверждать, что чем больше того или иного минерала попадает в организм, тем лучше здоровье человека.

3. Каким именно образом макро- и микроэлементы попадают в организм человека?

4. Есть ли которые оказывают токсическое действие и их присутствие в организме нежелательно?

Для ответа на вопросы используйте текст 2.

Текст 2

Минералы, которые нужны в большом количестве имеют приставку «макро», а те, что нужны лишь в незначительных дозах — «микро». Хотя микроэлементы нужны в небольших количествах их роль огромна, а дефицит приводит к серьезным болезням, например, при дефиците фтора развивается кариес зубов. Однако, при избытке фтора развивается другое заболевание - флюороз. Контролировать поступление витаминов и минералов помогает правильно составленный рацион. Чтобы составить здоровое меню, стоит ориентироваться на таблицы. В них перечислены эссенциальные элементы и продукты, в которых они содержатся. Существует группа условно-необходимых - это те минералы, которые важны для действия организма, но при этом их дефицит практически не встречается. Помимо этого есть те элементы, необходимость которых не выявлена - ванадий, рубидий. Их роль мало изучена, поэтому не существует норм по их потреблению. Выделяют также группу токсичных веществ: алюминий, кадмий, мышьяк, свинец. Эти элементы содержатся в организме и поступают с едой, но организм в них по последним исследованиям не нуждается.

ФО: взаимооценивание, словесное оценивание учителем

Дескриптор:

  • В эссе присутствуют ответы на поставленные вопросы

  • Логичность, последовательность, связанность материала эссе

Задание 3.

Жители Альп почти поголовно страдали заболеваниями щитовидной железы из-за тотального дефицита йода в организме. Из-за этого люди имели огромные вздувшиеся пузыри на месте горла. Также следствием было огромное количество кретинов — умственно отсталых людей, населявших деревни. Причинами назывались «плохая вода», «застоявшийся воздух»… Только в 19-ом веке впервые появилось предположение, что виной всему — недостаток йода. Питались жители Альп в основном сыром и ржаным хлебом, в почвах и воде места их проживания йода было очень мало.


Таблица 1 «Содержание йода в продуктах питания»

Продукт

Содержание йода мкг ∕ 100 г продукта

Сыр швейцарский

5

Хлеб ржаной

1,5

Яблоки

1

Капуста

3

Сельдь

40

Минтай

150

Морепродукты (в среднем)

40

Докажите, используя данные Таблицы 1 «Содержание йода в продуктах питания» и Таблицы 29 «Суточное поступление элементов в организм человека» стр. 72-73 учебника, что рацион жителей Альп способствовал развитию данного заболевания и порекомендуйте им изменения рациона предохраняющие от данного заболевания. Учитывайте, что среднестатистический житель Альп съедал в сутки 1 кг хлеба и 300 - 400 г сыра.

ФО: взаимооценивание, словесное оценивание учителем

Дескриптор:

  • Доказывают расчетами и табличными что рацион жителей Альп дефицитен по йоду.

  • Приводят рекомендации по изменению рациона, приводящие к ликвидации дефицита йода в организме.

IV. Задание PISA. Закрепление.













V. Задача (Работа у доски)

Из 7,8 г бензола получено 8,61 г нитробензола. Определите выход (в%) продукта реакции.

7,8г                             8,61 г
C6H +  HNO →  C6H5NO2 + H2O

n = 1 моль                 n = 1 моль

M = 78 г/моль           M = 123 г/моль

m = 78 г                     m = 123г

7,8 г/78 г = х/123г х = 7,8 *123 / 78 = 12,3 г  12,3 г – 100%  8,61 г – х % х = 70%




Работа в группах
























































































































Выполняют на ноутбуках, самостоятельно













Выполнение Самостоятельно в тетрадях.









Обсуждение учителя с классом





Проверка по ключу на доске



























Проверка по ключу на доске












































Проверка по ключу на доске






































Обсуждение с учителем














Проверка по ключу на доске







Карточки с заданиями (распечатанный материал), ватман, фломастеры
















































































































https://bilimcenter.kz/schedule/16.03.2022/lesson/f9308a86-ccca-4a80-a233-71a6b6f633df







Учебник Химия 9 (часть 2) Оспанова М. К. и др. , издательство «Мектеп» 2019.)










































































































































Работа с тестом











Конец урока

Подведение итогов урока.


42 – 45 мин


Рефлексия: В паре учащиеся выбирают одно предложение и отвечают.

1.Сегодня я узнал…

2.Было трудно…

3.Было интересно…

4.Я выполнял задания…

5.Я понял, что…

6.Теперь я могу…

7Я почувствовал, что…

8.Я приобрел…

9.Я научился…

10.У меня получилось…

11.Я смог…

12.Я попробую…

13.Меня удивило…

14.Урок дал мне для жизни…

15.Мне захотелось…


Домашнее задание:

Обязательное: параграф 46 упр. 5 стр. 74 (письменно)

По желанию: упр. 8 стр. 75

Проводят рефлексию, определяют уровень восприятия учебного материала

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!