I четверть. Контрольное тестирование по Истории России IX-XV века.
Часть 1.
1.Прочтите отрывок из летописи и укажите год, когда произошло данное событие
«Взяв дань у древлян князь сказал: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще». Услышав это, древляне держали совет со своим князем Малом: Если повадится волк к овцам, то перетаскает все стадо». Древляне выйдя из Искоростеня схватили князя и жестоко убили»
1.882 2. 912 3. 862 4. 945
Работа с картой.
1. Какая битва изображена на карте и когда она состоялась (дата)
2. Как построились войска Ливонского Ордена
3. Каков результат битвы (кто выиграл и кто проиграл)
3. Напишите понятие
1. Земля, дающаяся за службу
2. Запись по годам
3. Изображение, сделанное водяными красками по сырой штукатурке
4. Часть территории Руси, который давали младшим члена княжеского рода
5. Процесс собирания земель вокруг одного княжества
4. Соотнесите события с датой
Начало правления князя Игоря а.1223 ж. 941,945
Неудачные походы на Византию б.1097 з. 1380
Первое столкновение Руси с монгольской империей в.945 и. 1113
Куликовская битва г. 907, 911
Смерть Владимира Мономаха д. 912
Съезд в Любече е. 1125
5. Расположите в хронологической последовательности
1. Правление князя Святослава 2. Невская битва 3. Битва на р. Калка 4. Крещение Руси
5. Появление Русской Правды 6. Стояние на р. Угре
6. О ком идет речь
Он хотел превзойти своего предшественника. Однако два неудачных похода на Византию лишили его этой возможности. Он получил прозвище «Старый». Его жизнь погубила жадность. Решив получить больше дани с древлян этот князь поплатился жизнью.
7.Восстановите цепочку правителей.
Игорь, _________, ___________, __________ , Ярослав Мудрый
8.Найдите лишние события
а.1.Судебник 1494 2. Присоединение Новгорода 3. Русская правда 4. Государь Всея Руси
5. Присоединение Твери 6. Поход на Византию
б. 1. Битва на р. Воже 2. Сергий Радонежский 3. Невская битва 4. Куликовская битва 6. Междоусобная война
9. Соотнесите персоналии с событиями
Чингисхан 2.Нестор 3.Ольга 4. Василий III 5. Мамай 6. Марфа Борецкая
а. Ликвидация самостоятельности Новгорода б. Установление уроков и погостов
в. Присоединение Смоленска г. Битва на Калке д. Куликовская битва е. Повесть временных лет ж. Судебник
Часть 2.
1. После того, как стало известно о восстании в Твери, московский князь Иван Калита явился к хану в Орду. По приказу хана он во главе ордынского войска двинулся на Тверь и подавил восстание
1. Укажите год, когда произошли данные события
2. Какой князь правил в это время в Орде
3. Какие последствия для московского князя имело подавление восстания в Твери
2. Напишите причины принятия христианства
3. Кто изображен на картинках? Охарактеризуйте правление одного из князей (на выбор)
Четверть II. Контрольный тест по теме: «Россия в XVI-XVIIвв.»
Часть 1
1. Что из названного было одним из итогов военной реформы середины
XVI в.?
1. создание регулярной армии 2. введение рекрутчины
3. создание стрелецкого войска 4. появление «полков иноземного строя»
2. Что из названного относится к итогам внешней политики Ивана IV?
1. завоевание Россией выхода в Балтийское море
2. присоединение к России Сибирского ханства
3. окончание зависимости Руси от Золотой Орды
4. потеря Россией Смоленских и Черниговских земель
3. Кто из названных лиц был современником царя Ивана Грозного?
1. Симеон Полоцкий 2. Иван Федоров 3. Афанасий Никитин 4. Симон Ушаков
4. Кто из названных лиц был лидером «нестяжателей» в XVI в.?
1. Иосиф Волоцкий 2. патриарх Никон 3. Сергей Радонежский 4. Нил Сорский
5. Как назывались в России в XV - XVII вв. органы центрального управления, возглавляемые боярами или дьяками?
1. вече 2. думы 3. приказы 4. коллегии
6. Судебник 1550 г. утверждал:
1.«урочные лета» 2.Юрьев день 3. «заповедные лета» 4.пожилое
7. Событие, не относящееся к правлению Ивана IV?
1. Созыв первого Земского собора 2. Смерть царевича Дмитрия
3. Набеги крымских татар 4. Поход Ермака в Сибирь
8. Реформы Избранной рады проводились в:
1. 1533 - 1584 гг. 2. 1533 - 1538 гг. 3. 1549 - 1560 гг. 4. 1558 - 1583 гг.
9. Опричнина – это:
1. Меры, направленные на установление самодержавной власти Ивана IV
2.Территория, выведенная из-под управления Земского собора и Боярской думы
3.Личная охрана царя Ивана IV
4. Правительство, составленное из приближенных Ивану IV людей
10. Годы 1497, 1581, 1597, 1649 отражают основные этапы
1) борьбы России за выход к морю
2) образования Российского централизованного государства
3) борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость
4) закрепощения крестьян
11. «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича было принято в
1) 1649 г. 2) 1645 г. 3) 1646 г. 4) 1647 г.
12. Какое событие произошло в 1654 г.?
1) издание Жалованной грамоты дворянству
2) присоединение к России Левобережной Украины
3) принятие Соборного уложения
4) подписание Ништадтского мира со Швецией
13. Какое из положений содержалось в Соборном уложении 1649 г.?
1) объявление крепостного состояния крестьян наследственным
2) запрещение передавать поместья по наследству
3) установление Юрьева дня
4) введение опричнины
14. Как называлось в России XVI-XVIII вв. военно - служилое сословие, на которое были возложены функции охраны границ?
1) купечество 2) казачество 3) посадские люди 4) мещанство
15. Служилых и промышленных людей, организаторов и участников походов в Сибирь и на Дальний Восток в ХVII в. называли
1) опричниками 2) самозванцами 3) воеводами 4) землепроходцами
16. Кто из указанных лиц был современником царя Алексея Михайловича?
1) И. Волоцкий 2) патриарх Никон 3) Митрополит Макарий 4) Сергий Радонежский
17. Раскол Русской православной церкви в ХVII в. нашел отражение в противоборстве
1) патриарха Никона и протопопа Аввакума
2) Иосифа Волоцкого и Нила Сорского
3) митрополита Макария и священника Сильвестра
4) Ивана Грозного и Андрея Курбского
18. Понятие «отмена урочных лет» связано с документом
1) «Табель о рангах» 2) «Соборное Уложение» 1649 г.
3) «Судебник» 1497 г. 4) «Жалованная грамота дворянству»
Часть 2.
Расположите в хронологической последовательности следующие события.
А.Поход Ермака в Сибирь Б.Куликовская битва В. Грюнвальдская битва Г. Стоглавый собор
2. Установите соответствие между именами творцов культуры и их произведениями:
1.Аристотель Фиораванти а) икона «Троица»
2.Иван Федоров б) книга «Апостол»
3.Андрей Рублев в) послание Ивану IV Грозному
4.Афанасий Никитин г) Успенский собор в Москве
3. Прочтите отрывок из сочинения Г. Котошихина и напишите имя царя, в правление которого произошли описанные события.
«И видя царь, что в денгах почало быть воровство велико и много кровопролития учинилося, а те медные деньги год о году подешевели, сперва ходили рубль против рубля, а потом почали ходить по 2 и по 3 и по 4 и по 5 и по 6 и по 10… рублев медных денег за серебряный рубль… и в государстве серебряными денгами учала быть скудость, а на медные было все дoрoго и многие помирали с голоду: и умысля царь, чтоб еще чего меж людми денгах не учинилося, велел те медные денги оставить и не торговать…»
4.Назовите не менее четырех черт государственно - политического развития России во второй половине XVII в., свидетельствующих о переходе к абсолютной монархии. Приведите не мене трех положений «Соборного уложения» 1649 г.
Четверть III. Контрольный тест по теме: «Россия в XVIII в.»
Часть А
1. Название «Жалованная грамота» связано с правлением
А) Петра I Б) Анны Иоанновны В) Екатерины II Г) Елизавета Петровна
2. Расположите события в хронологическом порядке
А) основание Санкт-Петербурга Б) учреждение Академии наук
В) введение нового летоисчисления Г) создание Сената
3. Установите соответствие
1) Петр I А) учреждение Кабинета министров
2) Анна Иоанновна Б) присоединение Аляски
3) Елизавета Петровна В) политика меркантилизма
4) Екатерина II Г) взятие Берлина русскими войсками
4. О каком событии идет речь в документе:
«Крепость… столь укрепленная, столь обширная и которая казалась неприятелю непобедимою, взята страшным для него оружием российских штыков»
5. Документ, подписанный Анной Иоанновной перед вступлением на престол, назывался_______________
6. И. Мазепа, Карл ХII, Август II были современниками царя
1) Павла I 3) Ивана IV Грозного
2) Петра I 4) Бориса Годунова
7. В чье правление в России открытием Навигацкой, Артиллерийской, Инженерной и Медицинской школ было положено начало формированию системы профессионального образования?
1) Алексея Михайловича 3) Александра I
2) Петра I 4) Екатерины II
8. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева проходила в царствование
1) Екатерины II 3) Павла I
2) Екатерины I 4) Петра III
9. Среди имен русских архитекторов ХVIII в. укажите имя зодчего Зимнего дворца в Санкт - Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском селе.
1) В.И. Баженов 3) В.В. Растрелли
2) М.Ф. Казаков 4) И.Е. Старов
10. Указ о посессионных крестьянах появился в царствование
1) Павла 1 3) Михаила Федоровича
2) Ивана Грозного 4) Петра 1
11.Историческое полотно В.И. Сурикова «Меншиков в Березове» воссоздает события, связанные:
1) с дворцовым переворотом 3) со стрелецкими бунтами
2) с Северной войной 4) с крестьянским восстанием под предводительством Кондратия Булавина
12. Кто из названных лиц был государственным деятелем ХVПl в.?
1) Г. Потемкин 2) И. Пересветов 3) А. Ордин – Нащокин 4) А. Адашев
13. Как назывались центральные государственные учреждения, созданные Петром 1?
1) приказы 2) коллегии 3) министерства 4) ассамблеи
14. Рекрутская повинность в ХVIII в. – это
1) обязанность крестьян работать в хозяйстве помещика
2) способ комплектования русской армии
3) прикрепление крепостных крестьян к мануфактурам
4) способ формирования рынка рабочей силы
15. Какой из перечисленных ниже органов власти был создан в царствование Петра I?
1) Государственный совет 3) Верховный тайный совет
2) Государственная дума 4) Сенат
16. Отходниками в ХVIII в. называли
1) крестьян, уходивших из родных мест на заработки 2) беглых крестьян
3) переселенцев в Сибирь 4) крестьян, взятых в рекруты
17. Кондиции - это
1) условия вступления на престол Анны Иоанновны, выдвинутые Верховным тайным советом
2) условия прохождения службы в русской армии, принятые при Анне Иоанновне
3) свод правил поведения в дворянском кругу
4) название одной из глав «Домостроя»
18. Как назывались мануфактуры, на которых крепостные крестьяне отрабатывали барщину?
1) вотчинные 2) купеческие 3) казенные 4) крестьянские
Часть В
1.Кому из российских государей посвящены слова А.С. Пушкин
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник».
1) Ивану ПI 3) Борису Годунову
2) Петру 1 4) Павлу 1
2. Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите, как назывались условия, о которых идет речь.
«Увлечение идеей конституционной монархии заставило Д.М. Голицына прийти к решению ограничить самодержавие. Верховный тайный совет установил условия для императрицы: не выходить замуж, не назначать наследника престола, не иметь права объявлять войну, не налагать налоги, не присваивать звания выше полковника, без суда не лишать жизни, чести и имения дворян. Императрица также была обязана сохранять Верховный. тайный совет из восьми человек. Естественно, такие условия не нравились императрице, они сковывали ее полномочия, так как все вопросы она была обязана решать с согласия Верховного тайного совета».
1) кондициями 2) приказами 3) крестоцеловальной записью 4) регламентами
3. Кто из перечисленных лиц относится к сподвижникам Петра I?
А) В.В. Голицын Г) Б.П. Шереметев
Б) Д.М. Пожарский Д) А.Г. Орлов
В) Ф.Л. Лефорт Е) АД. Меншиков
Укажите верный ответ.
АВГ 2) БГД 3) ВГЕ 4) ГДЕ
4. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго
А) ассамблея 1) высший орган по делам законодательства
Б) Сенат и управления при императоре 2) первое в России высшее учебное заведение
В) кунсткамера 3) коллегия, ведавшая церковным управлением
Г) Синод 4) первый в России естественно-исторический музей
5) общественное собрание для отдыха, развлечений
Часть С.
С1.Прочитайте Манифест Пугачева и ответьте на вопросы:
Тех, кто делом и горячим сердцем и честию верит мне, таких людей, конечно, я буду жаловать землями, водами, рыбными ловлями, покосами, пашнями, лесом, порохом, деньгами, свинцом, хлебом, солью и прочим. Кто не повинуется и противится: бояр, генералов, майор, капитан и иные – голову рубить, имения взять. Стойте против них, голову рубите, если есть имущество, привезти царю: обоз, лошади и разное оружие доставьте царю, другие пожитки раздайте армейским людям. В одно время они вас объедали, лишали моих рабов воли и свободы, сейчас вы их рубите, но если не подчиняются. Кто повинуется, тот не противник – того не трогайте. Кто признает меня, кто нашел прямой путь ко мне, - пусть несет воинскую службу. Противников же казнить буду.
1Что обещал Пугачев своим сторонникам?
2.Какие меры он предлагал в отношении дворянства?
3.Всех ли дворян он рассматривал как противников
С2. Существует точка зрения, что в первой четверти XVIII века Россия вошла в число великих европейских держав. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих данную точку зрения.
С3. Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Культурные преобразования Петровской эпохи». Составьте план в соответствии с которым вы будите освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.
Четверть IV. Итоговый тест за курс истории России ХIХ века.
Часть А
А1. «Жандармом Европы» называли императора Николая Павловича, царствующего в Российской империи
1) с 1796 по 1801 год 3) с 1825 по 1855 год
2) с 1801 по 1825 год 4) с 1855 по 1881 год
А2. В 1897—1899 гг. министром финансов СЮ. Витте была проведена денежная реформа, ознаменовавшая введение:
1) золотого обращения 3) медного рубля
2) серебряного обращения 4) бумажных кредитных билетов
А3. В результате реформы системы народного просвещения, проведенной при Александре I,
1) университетам предоставлялась широкая автономия
2) деятельность студенческих организаций запрещалась
3) открылись земские школы для крестьянских детей
4) вводилось всеобщее среднее образование
А4. Прочтите отрывок из записок князя СП. Трубецкого и укажите название организации, о которой идет речь.
«...Сначала молодые люди ограничивались только разговорами между собою. Еще неизвестно было, что именно государь намерен был сделать; но в уверенности, что он искренно желает устроить благо России, решено было дать форму обществу и определить порядок действий, которыми намерены были поддерживать и подкреплять предположения государя. 9-го февраля 1816 года Пестель, Никита Муравьев, Сергей Шипов и Трубецкой положили основание обществу... Пестелю, Долгорукову и Трубецкому поручено было написать устав Общества, последний занялся правилами принятия членов и порядком действий их в обществе».
1) «Союз спасения» 3) «Общество соединенных славян»
2) «Союз благоденствия» 4) «Земля и воля»
А5. В каком году Россия подписала с Францией Тильзитский мирный договор?
1) в 1801 г. 3) в 1807 г. 2) в 1803 г. 4) в 1812 г.
А6. Крестьянам предоставлялась земля по реформе 1861 г.
1) за выкуп при содействии государства
2) за выкуп при содействии земских управ
3) за счёт государственной казны
4) за счёт ссуды помещика
А7. Что из названного является одной из причин русско-турецкой войны 1877—1878 гг.?
1) поддержка освободительной борьбы южных славян против Турции
2) стремление Турции завоевать Болгарию
3) союзнические обязательства России перед Англией и Францией
4) помощь Германии в расширении степени ее влияния на Балканах
А8. Прочтите отрывок из статьи КС. Аксакова «О русском воззрении» и укажите, к какому направлению общественно-политической мысли принадлежал автор.
«Русский народ имеет прямое право как народ на общечеловеческое, а не через посредство и не с позволения Западной Европы. К Европе относится он критически и свободно, принимая от нее лишь то, что может быть общим достоянием, а национальность европейскую откидывая...»
1) западникам 3) декабристам
2) славянофилам 4) народовольцам
А9. Что из названного относится к социально-экономическим процессам первой половины XIX в.?
1) формирование вотчинного землевладения
2) начало промышленного переворота
3) появление первых мануфактур
4) национализация промышленности
А10. Сражение под Смоленском, Бородинская битва, Тарутинский марш-маневр — героические страницы истории войны
1) Ливонской 3) Крымской 2) Отечественной 4) Русско-турецкой
А11. «Мы были дети 1812 года» – так говорили о себе
1) славянофилы 3) декабристы 2) марксисты 4) народовольцы
А12. Укажите изменения, преобразования, которые были проведены во время Великих реформ 1860-1870-х гг.
A) введение всеобщей воинской повинности
Б) ограничение барщины двумя днями в неделю
B) личное освобождение крепостных крестьян
Г) освобождение дворян от военной службы
Д) введение института присяжных заседателей
Укажите верный ответ
1)АБГ 2) АВД 3)БВГ 4) ВГД
Часть В.
В1. Какие из перечисленных ниже имен путешественников стали известны своими открытиями новых земель в XIX в. Укажите два верных имени из пяти предложенных.
1) И.Ф. Крузенштерн 4) С. И. Дежнев
2) Афанасий Никитин 5) Ф.Ф. Беллинсгаузен
3) Ермак Тимофеевич
В2. Установите соответствие между фамилиями полководцев и названиями войн, в которых они прославились
Полководцы Военные действия, сражения
1) И.В. Гурко а) оборона Шипкинского перевала
2) П.С. Нахимов б) Брусиловский прорыв
3) М.Д. Скобелев в) Бородинское сражение
4) М.И.Кутузов г) Синопское сражение
д) осада Плевны
В3. Какие из перечисленных ниже художественных полотен принадлежат кисти художников-передвижников? Укажите три картины из шести предложенных.
1) «Всадница» 4) «Бурлаки на Волге»
2) «Сватовство майора» 5) «Явление Христа народу»
3) «Грачи прилетели» 6) «Сельский крестный ход на Пасхе»
В4. Прочтите отрывок из официального документа и напишите имя императора, назначившего министрами указанных в списке чиновников.
«...3. Граф Канкрин — министр финансов...
4. Граф Бенкендорф — шеф жандармов...
6. Статс-секретарь граф Уваров — министр народного просвещения...
11. Генерал-адъютант граф Киселев — министр государственных имуществ».
Часть С
«Из всех родов западноевропейского социализма мы всецело сочувствуем анархистам, но полагаем, что осуществление анархических идеалов во всей их полноте в данный момент невозможно. Мы решаемся написать на своем знамени исторически выработанную формулу «ЗЕМЛЯ и ВОЛЯ». Эта формула может быть воплощена в жизнь только путем насильственного переворота.
Все внимание революционной партии должно быть устремлено: 1) помочь организоваться понимающим уже необходимость того революционным элементам в народе и слиться с существующими уже народными организациями революционного характера; 2) ослабить, расшатать, то есть дезорганизовать силу государства, без чего, по нашему мнению, не будет обеспечен успех никакого, даже самого широкого и хорошо задуманного, плана восстания».
С1. К какому общественно-политическому движению относится устав созданной организации? Когда была создана эта организация?
С2. Используя знания по истории, отметьте, какова была судьба этой организации?