Как уже было сказано – внеурочная деятельность – образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от классно-урочной системы, целью которой является формирование и развитие предметных, метапредметных и личностных результатов. Значит, внеурочная деятельность подлежит контролю и оценки. Из чего же они складываются, как оценить внеурочную деятельность, её результативность.
Контроль и оценку внеурочной деятельности следует осуществлять комплексно по нескольким параметрам:
1.Анализ общего состояния внеурочной деятельности:
- включённость обучающихся в систему внеурочной деятельности;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения этих результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта
2. Эффективность внеурочной деятельности:
- личность школьника ( на разных ступенях образования данный параметр будет уточняться в зависимости от становления личностных характеристик выпускника;
- детский коллектив;
- профессиональная позиция педагога.
Для достижения этих результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы. т. е. защищённой, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
3. Продуктивность внеурочной деятельности:
- уровень достижения ожидаемых результатов;
- достижения обучающихся выбранных видах внеурочной деятельности;
- рост мотивации к внеурочной деятельности.
На этом этапе оценивается - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Для достижения этих результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде, только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
4. Удовлетворённость участников деятельности её организации и результатами.
Функции по осуществлению контроля и оценки результатов внеурочной деятельности в нашей школе закреплены в должностных обязанностях соответствующих педагогических и руководящих работников образовательного учреждения.
Первым предметом диагностики является анализ её общего состояния.
Выделение этих результатов внеурочной деятельности позволяет: разрабатывать программы курсов внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижения результата определённого уровня; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности; оценивать качество программ внеурочной деятельности (потому, на достижение какого результата они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам).
Предметом контроля и оценки со стороны администрации становятся следующие аспекты:
- включённость обучающихся в систему внеурочной деятельности;
- содержание и способы организации внеурочной деятельности;
- ресурсное обеспечение процесса функционирования системы внеурочной деятельности обучающихся;
- продуктивность внеурочной деятельности;
- состояние удовлетворённости внеурочной деятельностью детей и взрослых, принимающих в ней участие.
Для сбора информации можно использовать таблицу учёта участия обучающихся во внеурочной деятельности, которая заполняется классным руководителем.
Наиболее сложной задачей является выявление продуктивности внеурочной деятельности школьников и изучение состояния удовлетворённости внеурочной деятельностью детей и взрослых, принимающих в ней участие, показателями продуктивности внеурочной деятельности являются знания, умения и навыки, сформированные у школьников по итогам внеурочной деятельности, достижения обучающихся в видах внеурочной деятельности.
Для изучения продуктивности внеурочной деятельности в соответствии с предлагаемыми показателями можно использовать такие методы, как беседа, тестирование, анализ результатов участия в мероприятиях состязательного характера (соревнования, конкурс, олимпиада), экспертная оценка специалистов, анализ содержания «портфеля достижений» ребёнка, метод незаконченного предложения.
Для изучения состояния удовлетворённости детей и взрослых принимающих участие во внеурочной деятельности, можно использовать такие диагностические приёмы и методы как педагогическое наблюдение, беседа, анкетирование, ассоциативный рисунок, незаконченный рассказ, неоконченный тезис.
На наш взгляд основными результатами внеурочной деятельности должны стать:
- формирование представлений о социальных ролях, правилах и нормах поведения;
- формирование реалистической позитивной осознанной самооценки;
- формирование у обучающегося реального представления о том, как его оценивают и воспринимают одноклассники, родители, учителя;
- развитие толерантности в межличностном общении и взаимодействии;
- формирование представления по трудовой деятельности, уважения к труду и его результатам;
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
Таким образом, контроль и оценка образовательных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитаниия и социализации), в частности:
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности обучающихся
- формирование у обучающихся социокультурной идентичности.