ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3, № 4.
Дата _ _ _ Время 4 часа
Тема: Контроль качества воды.
Санитарно-топографическое обследование водоисточников.
Цель занятия:
1. Научиться определять доброкачественность воды.
2. Воспитать у студентов ответственность за охрану водных ресурсов в стране.
3. Развить самостоятельность при выполнении заданий.
Приобретаемые умения и навыки: приобрести практические навыки по оценке качества воды для поения животных.
Место проведения: учебный кабинет.
Метод организации занятия: групповой.
Средства: оборудование и посуда для определения качества воды в лабораторных условиях; инструкционные карты, методические указания.
Техника безопасности: Соблюдать правила личной гигиены и технику безопасности при работе с кислотами.
Контрольные вопросы:
1. Назовите зоогигиенические нормативы питьевой воды?
2. Сколько в сутки выпивает воды корова, свиньи, лошадь, овца?
3. Какие способы обеззараживание и очистки Вы знаете?
Практическая работа
Задание № 1. Взять пробу воды для лабораторного анализа, пользуясь методичес-кими указаниями № 2. Записать порядок взятия пробы воды, сделать выводы.
Методические указания
Вода – растворитель питательных веществ и среда, в которой протекают физико-химические реакции, связанные с обменом веществ у животных.
Качество и количество воды влияет на здоровье, продуктивность и срок использования животных и птицы.
Коров за сутки выпивает до 100-110 литров воды, за год ей нужно 36 500 литров воды, что превышает ее массу тела в 50-60 раз. Недостаток воды животные ощущают очень остро. Потеря 10% воды вызывает ослабление сердечной деятель-ности, повышение температуры тела, понижение аппетита и секреции желудочного сока и т.д.
Отбор проб (ГОСТ 1863-2012).
Типы анализа воды
Тип анализа | Перечень определений | Характер анализа |
I. | Физические свойства, температура, цвет, прозрачность, запах, вкус, содержание О2, СО2, рН, Н2S. | Газовый. |
II. | Физические свойства, содержание О2, СО2, рН, Н2S, щелочность, общая жесткость, окисляемость, общее железо. | Сокращенный общий. |
III. | Физические свойства, сухой осадок, содержание О2, СО2, рН, Н2S, щелочность, жесткость, окисляемость, азот нитратов, нитритов, фосфаты, сульфаты, хлориды. | Полный общий. |
Проба воды
На полный анализ отбираем воду в бутыль емкостью 5 литров с притертой пробкой. Для сокращенного анализа используют бутыль емкостью 2 литра, для газового анализа 0,5-1 литр. Предварительно бутыль чисто моют и ополаскивают дистиллированной водой.
Из кранов водопровода пробу берут после свободного спуска воды при помощи открытия крана в течение 10-15 минут.
Пробу из открытого водоема берут батометром.
Бутыль заполняют водой до верха. Перед ее закрытием верхней слой воды сливают так, чтобы под пробкой оставалось пространство.
Оформление сопроводительного документа:
название водоисточника и его местонахождение;
дата взятия пробы (год, месяц, число и час);
место и точка взятия пробы: для открытых водоемов – расстояние от берега и глубина; для скважины и колодцев – отметка устья и дно; продолжительность и интенсивность откачки;
температура воздуха и осадки в день отбора пробы и осадки за предшествующие 10 суток, сила и напряжение ветра;
температура воды;
особые условия, могущие оказать влияние на качество воды в источнике;
цель исследования;
место работы, должность и подпись лица, производившего отбор проб воды.
Задание № 2. Органолептические показатели воды. Определить химические приме-си в воде. Показатели определения качества воды записать в таблицу 5.
Органолептические показатели воды Таблица 5.
Показатели Проба воды | Температура, °С | Запах | Вкус | Цвет | Прозрачность |
Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Водопровод | | | | | | | | | | |
Колодец | | | | | | | | | | |
Водоем | | | | | | | | | | |
Дистиллированная | | | | | | | | | | |
Продолжение табл. 5
Показатели Проба воды | Осадок | рН | Окисля-емость | Нитриты | Нитраты | Хлориды |
Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. | Норма | Показ. |
| 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Водопровод | | | | | | | | | | | | |
Колодец | | | | | | | | | | | | |
Водоем | | | | | | | | | | | | |
Дистиллированная | | | | | | | | | | | | |
Вывод: (пригодность воды для использования животным). Причина непригод-
ности. Способы обеззараживания воды и очистки _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Методические указания
Методика исследования воды:
1. Температура воды. Для определения температуры воды используем ртутный термометр. Термометр погружают в воду на 5 минут и отмечают показатели, не вынимая термометра из воды.
2. Запах определяют по исследованной пробе. В колбу емкостью 250 мл наливают 100 мл воды при 20°С, закрывают пробкой или часовым стеклом, взбалтывают и устанавливают запах по бальной шкале. В другую колбу вносят 100 мл пробы воды, закрывают и нагревают на водяной бане до 60°С, и после встряхивания определяют запах.
3. Вкус воды определяют в момент взятия пробы, при комнатной температуре и при 40 °С. Интенсивность вкуса и привкуса оценивают по бальной системе.
4. Цвет воды. Берут два одинаковых цилиндра емкостью 100 мл, в один нали-вают профильтрованную воду, в другой – дистиллированную. Цвет рассматривают на белом фоне и обозначают – бесцветная, светло-жёлтая, жёлтая, интенсивно желтая, бурая и т.д.
5. Прозрачность воды. В один их двух одинаковых цилиндров наливают исследуемую воду, а во второй – для сравнения дистиллированную.
Оцениваем: прозрачная, слабо прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.
Методы: сравнения, диска, кольца и шрифта (смотрите в учебнике стр. 97- 98).
6. Мутность и осадок. Пробу воды хорошо взбалтывают и наливают в мерный цилиндр 30 см. В течение часа воду отстаивают при комнатной температуре. Степень осветление оценивают: осветление незаметно, слабое, сильное, вода прозрачная.
При оценке мутности: хлопьевидный, илистый, песчаный, серый, бурый, черный (смотрите табл. 29, стр. 98).
7. Активная реакция (рН). Под активной реакцией среды понимают содержание свободных активных ионов водорода.
В чистую пробирку наливают 3-5 мл исследуемой воды и добавляют 2-3 капли индикатора, перемешивают и определят рН.
Для точного определения рН используют рН – метром или потенулотетром.
Химические методы исследования проводят в химической лаборатории. Методика химического анализа в учебнике на стр. 95-123.
Задание для отчёта:
1. Заполнить таблицы 5, сделать анализ, выводы по работе в рабочей тетради.
Выводы:
Оценка: __________ Подпись: _____________