СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль качества воды. Санитарно-топографическое обследование водоисточников.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПАрактическое занятия из цыкла тем: "Контроль качества воды".

Просмотр содержимого документа
«Контроль качества воды. Санитарно-топографическое обследование водоисточников.»

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3, № 4.

Дата _ _ _                                                                                          Время         4 часа

Тема: Контроль качества воды.                                                          

Санитарно-топографическое обследование водоисточников.

Цель занятия:

1. Научиться определять доброкачественность воды.

2. Воспитать у студентов ответственность за охрану водных ресурсов в стране.

3. Развить самостоятельность при выполнении заданий.

Приобретаемые умения и навыки: приобрести практические навыки по оценке качества воды для поения животных.

Место проведения: учебный кабинет.

Метод организации занятия: групповой.

Средства: оборудование и посуда для определения качества воды в лабораторных условиях; инструкционные карты, методические указания.

Техника безопасности: Соблюдать правила личной гигиены и технику безопасности при работе с кислотами.

Контрольные вопросы:

1. Назовите зоогигиенические нормативы питьевой воды?

2. Сколько в сутки выпивает воды корова, свиньи, лошадь, овца?

3. Какие способы обеззараживание и очистки Вы знаете?

Практическая работа

Задание № 1. Взять пробу воды для лабораторного анализа, пользуясь методичес-кими указаниями № 2. Записать порядок взятия пробы воды, сделать выводы.

Методические указания

Вода – растворитель питательных веществ и среда, в которой протекают физико-химические реакции, связанные с обменом веществ у животных.

Качество и количество воды влияет на здоровье, продуктивность и срок использования животных и птицы.

Коров за сутки выпивает до 100-110 литров воды, за год ей нужно 36 500 литров воды, что превышает ее массу тела в 50-60 раз. Недостаток воды животные ощущают очень остро. Потеря 10% воды вызывает ослабление сердечной деятель-ности, повышение температуры тела, понижение аппетита и секреции желудочного сока и т.д.

Отбор проб (ГОСТ 1863-2012).

 

Типы анализа воды

Тип

анализа

Перечень определений

Характер

анализа

I.

Физические свойства, температура, цвет, прозрачность, запах, вкус, содержание О2, СО2, рН, Н2S.

Газовый.

II.

Физические свойства, содержание О2, СО2, рН, Н2S, щелочность, общая жесткость, окисляемость, общее железо.

Сокращенный общий.

III.

Физические свойства, сухой осадок, содержание О2, СО2, рН, Н2S, щелочность, жесткость, окисляемость, азот нитратов, нитритов, фосфаты, сульфаты, хлориды.

Полный

общий.

Проба воды

На полный анализ отбираем воду в бутыль емкостью 5 литров с притертой пробкой. Для сокращенного анализа используют бутыль емкостью 2 литра, для газового анализа 0,5-1 литр. Предварительно бутыль чисто моют и ополаскивают дистиллированной водой.

Из кранов водопровода пробу берут после свободного спуска воды при помощи открытия крана в течение 10-15 минут.

Пробу из открытого водоема берут батометром.

Бутыль заполняют водой до верха. Перед ее закрытием верхней слой воды сливают так, чтобы под пробкой оставалось пространство.

Оформление сопроводительного документа:

  • название водоисточника и его местонахождение;

  • дата взятия пробы (год, месяц, число и час);

  • место и точка взятия пробы: для открытых водоемов – расстояние от берега и глубина; для скважины и колодцев – отметка устья и дно; продолжительность и интенсивность откачки;

  • температура воздуха и осадки в день отбора пробы и осадки за предшествующие 10 суток, сила и напряжение ветра;

  • температура воды;

  • особые условия, могущие оказать влияние на качество воды в источнике;

  • цель исследования;

  • место работы, должность и подпись лица, производившего отбор проб воды.

Задание № 2. Органолептические показатели воды. Определить химические приме-си в воде. Показатели определения качества воды записать в таблицу 5.

Органолептические показатели воды                                   Таблица 5.

Показатели

Проба воды

Температура, °С

Запах

Вкус

Цвет

Прозрачность

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Водопровод











Колодец











Водоем











Дистиллированная











Продолжение табл. 5

Показатели

Проба воды

Осадок

рН

Окисля-емость

Нитриты

Нитраты

Хлориды

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.

Норма

Показ.


12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Водопровод













Колодец













Водоем













Дистиллированная













Вывод: (пригодность воды для использования животным). Причина непригод-

ности. Способы обеззараживания воды и очистки _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Методические указания

Методика исследования воды:

1. Температура воды. Для определения температуры воды используем ртутный термометр. Термометр погружают в воду на 5 минут и отмечают показатели, не вынимая термометра из воды.

2. Запах определяют по исследованной пробе. В колбу емкостью 250 мл наливают 100 мл воды при 20°С, закрывают пробкой или часовым стеклом, взбалтывают и устанавливают запах по бальной шкале. В другую колбу вносят 100 мл пробы воды, закрывают и нагревают на водяной бане до 60°С, и после встряхивания определяют запах.

3. Вкус воды определяют в момент взятия пробы, при комнатной температуре и при 40 °С. Интенсивность вкуса и привкуса оценивают по бальной системе.

4. Цвет воды. Берут два одинаковых цилиндра емкостью 100 мл, в один нали-вают профильтрованную воду, в другой – дистиллированную. Цвет рассматривают на белом фоне и обозначают – бесцветная, светло-жёлтая, жёлтая, интенсивно желтая, бурая и т.д.

5. Прозрачность воды.  В один их двух одинаковых цилиндров наливают исследуемую воду, а во второй – для сравнения дистиллированную.

Оцениваем: прозрачная, слабо прозрачная, слабо мутная, сильно мутная.

Методы: сравнения, диска, кольца и шрифта (смотрите в учебнике стр. 97- 98).

6. Мутность и осадок.  Пробу воды хорошо взбалтывают и наливают в мерный цилиндр 30 см. В течение часа воду отстаивают при комнатной температуре. Степень осветление оценивают: осветление незаметно, слабое, сильное, вода прозрачная.

При оценке мутности: хлопьевидный, илистый, песчаный, серый, бурый, черный (смотрите табл. 29, стр. 98).

7. Активная реакция (рН). Под активной реакцией среды понимают содержание свободных активных ионов водорода.

В чистую пробирку наливают 3-5 мл исследуемой воды и добавляют 2-3 капли индикатора, перемешивают и определят рН.

Для точного определения рН используют рН – метром или потенулотетром.

Химические методы исследования проводят в химической лаборатории. Методика химического анализа в учебнике на стр. 95-123.

Задание для отчёта:

1. Заполнить таблицы 5, сделать анализ, выводы по работе в рабочей тетради.

Выводы:

 Оценка: __________                                            Подпись: _____________