СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа для учащихся 10 класса (углубленный уровень)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа составлена в соответствии с учебником "Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень". В.В.Бабайцева. Вертикаль. Дрофа.2016. Содержит вопросы по теории и задания в форме ЕГЭ (задания 1-7, 14, 19)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа для учащихся 10 класса (углубленный уровень)»

Контрольная работа №1

Вариант 1

  1. В чем заключается познавательная функция языка?

  2. Что обозначает термин «язык»?

  3. В каких сферах деятельности функционирует русский язык как государственный?

  4. К какой семье языков относится русский язык?

  5.   Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Чтобы не ка­зать­ся не­ле­пым и смеш­ным, сле­ду­ет пра­виль­но упо­треб­лять тер­ми­ны.

2) Пра­виль­ность упо­треб­ле­ния слов из од­но­го си­но­ни­ми­че­ско­го ряда обу­слов­ле­на ре­че­вой си­ту­а­ци­ей.

3) Не­об­хо­ди­мо верно ис­поль­зо­вать в своей речи из­вест­ные вы­ра­же­ния.

4) При­ня­тые в ме­ди­ци­не вы­ра­же­ния: орган обо­ня­ния, верх­ние ко­неч­но­сти и т.п. сле­ду­ет упо­треб­лять толь­ко в со­от­вет­ству­ю­щем кон­тек­сте.

5) При вы­бо­ре слов из од­но­го си­но­ни­ми­че­ско­го ряда не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать осо­бен­но­сти ре­че­вой си­ту­а­ции.

(1)Каж­дое слово или вы­ра­же­ние из си­но­ни­ми­че­ско­го ряда хо­ро­шо зву­чит толь­ко в опре­делённой си­ту­а­ции, а в дру­гих слу­ча­ях может ока­зать­ся не­ле­пым или смеш­ным. (2) в ме­ди­ци­не и в био­ло­гии при­ня­то упо­треб­лять вы­ра­же­ния: орган обо­ня­ния (нос), верх­ние ко­неч­но­сти(руки) и т.п. (3)Но если кто-ни­будь вме­сто из­вест­но­го вы­ра­же­ния: «Не суйте нос в чужие дела» ска­жет «Не суйте орган обо­ня­ния в чужие дела», вы при­ми­те этого че­ло­ве­ка за шут­ни­ка или ино­стран­ца, плохо зна­ю­ще­го рус­ский язык.

  1.   Какое из при­ведённых ниже слов или со­че­та­ний слов долж­но быть на месте про­пус­ка во вто­ром пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

Од­на­ко

Чтобы

На­при­мер

В связи с этим

На­о­бо­рот



  1.  Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова СЛОВО. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. СЛО́ВО, -а, мн. слова, слов, сло­вам, ср.

1. Еди­ни­ца языка, слу­жа­щая для на­име­но­ва­ния по­ня­тий, пред­ме­тов, лиц, дей­ствий, со­сто­я­ний, при­зна­ков, свя­зей, от­но­ше­ний, оце­нок. Зна­ме­на­тель­ные и слу­жеб­ные слова. Про­ис­хож­де­ние слов. С. в с. (о пе­ре­во­де, пе­ре­ска­зе: бук­валь­но). Не на­хо­жу слов или не хва­та­ет (нет) слов для чего-н. (не в со­сто­я­нии вы­ра­зить что-н. от вол­не­ния, воз­му­ще­ния). С. за с. (о по­сте­пен­ном раз­ви­тии раз­го­во­ра, спора; разг.). В одно с. (употр. в слу­ча­ях, когда двое или мно­гие ска­за­ли од­но­вре­мен­но одно и то же; разг.).Слова не до­бить­ся от кого-н. (труд­но вы­звать на раз­го­вор). Сло­вом не об­мол­вил­ся кто-н. (не про­изнёс ни слова, про­мол­чал; разг.). Двух слов свя­зать не может кто-н. (перен.: о том, кто не умеет по­нят­но из­ло­жить свою мысль; разг. неод.).

2. ед. Речь, спо­соб­ность го­во­рить. Дар слова.

3. обыч­но мн. Раз­го­вор, бе­се­да, что-н. ска­зан­ное. По­нять друг друга без слов. Рас­ска­зать в не­мно­гих сло­вах. Спа­си­бо на доб­ром слове (за хо­ро­шие, доб­рые слова). Пе­рей­ти от слов к делу. Пе­ре­дать что-н. на сло­вах (устно). Взять свои слова об­рат­но (от­ка­зать­ся от ска­зан­но­го). 

  1.   В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

ис­чЕр­пав

включЁнный

ба­ло­вАть­ся

кУ­хон­ный

пОд­час (мы за­бы­ва­ем о чём-то, на­ре­чие)

  1.   В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово. 

ДЛИ­ТЕЛЬ­НЫЙ ка­шель у ребёнка не­ред­ко яв­ля­ет­ся симп­то­мом серьёзного за­бо­ле­ва­ния.

В БО­ЛО­ТИ­СТОЙ почве со­дер­жит­ся мало кис­ло­ро­да и пи­та­тель­ных ве­ществ, не­об­хо­ди­мых рас­те­ни­ям.

Об­шир­ные тер­ри­то­рии Си­би­ри и Даль­не­го Во­сто­ка рас­по­ло­же­ны в зоне ВЕЧ­НОЙ мерз­ло­ты.

К не­га­тив­ным ЭКО­ЛО­ГИЧ­НЫМ фак­то­рам от­но­сят­ся хи­ми­че­ское за­гряз­не­ние воды и уни­что­же­ние зелёных на­саж­де­ний.

Не­яс­ный свет, ЗЛО­ВЕ­ЩИЙ и хо­лод­ный, то ути­хал, то раз­го­рал­ся.

  1.   В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

вкус­ные ТОРТЫ

по­смот­рел более СТРО­ЖЕ

ПО­ПРО­БУ­ЕМ по­мочь

не ЕЗ­ДИ­ТЕ быст­ро

ЧЕТ­ВЕ­РО уче­ни­ков

  1.  Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

    ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

    ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

    А) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

    Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

    В) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

    Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

    Д) не­пра­виль­ное упо­треб­ле­ние па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

    1) Не при­зна­вая на­ше­го права на этот пруд, лишь маль­чиш­кам с буль­ва­ра было дано ло­вить в нём рыбу, ла­зать зимой по ле­дя­ным ва­лу­нам и стро­ить снеж­ные кре­по­сти.

    2) Ин­те­рес­ным яв­ля­ет­ся и факт, ко­то­рый вошел во все мифы и ле­ген­ды мира, что ос­но­ва­те­ли всех воз­ник­ших после по­то­па ци­ви­ли­за­ций, по­яви­лись вдруг, при­плыв с ка­ко­го-то дру­го­го, ис­чез­нув­ше­го ма­те­ри­ка.

    3) Песня зву­ча­ла всё силь­нее и силь­нее, по­кры­вая шум ба­ра­ба­нив­ше­го дождя по мок­ро­му ас­фаль­ту.

    4) Счи­та­ет­ся, что ат­лан­ты, уце­лев­шие по окон­ча­нию ка­та­клиз­ма, раз­бре­лись по всему свету и пе­ре­да­ли свои зна­ния и егип­тя­нам, и майя, и ац­те­кам.

    5) Язык и стиль ко­ме­дии «Горя от ума» за­слу­жи­ва­ют осо­бо­го рас­смот­ре­ния.

    6) Пе­тер­бург­ский пе­ри­од в твор­че­стве А.С. Пуш­ки­на не толь­ко ха­рак­те­ри­зу­ет­ся боль­шей сти­ли­сти­че­ской сво­бо­дой, но и лом­кой жан­ро­вых гра­ниц.

    7) Ми­сти­ка этого факта за­клю­ча­ет­ся еще и в том, что очер­та­ния Ат­лан­ти­ды, пред­став­лен­ные на ста­рин­ной карте 1665 года, пол­но­стью сов­па­да­ют с кон­ту­ра­ми Ан­тарк­ти­ды!

    8) Еще дол­гое время в серд­цах людей будет теп­лить­ся на­деж­да, что найти «зем­ной рай» и раз­га­дать тайну ска­зоч­ной Ат­лан­ти­ды воз­мож­но.

    9) При­тя­га­тель­ность и магия Ат­лан­ти­ды за­клю­ча­ет­ся как раз в том, что до­сто­вер­но не­из­вест­но, су­ще­ство­ва­ла пре­крас­ная стра­на во­об­ще, или это плод фан­та­зий Пла­то­на о не­сбы­точ­ном, но таком же­лан­ном мире.

  2.  Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н

 И гу­стое мо­ло­ко, лью­ще­е­ся из глиня(1)ого кув­ши­на, и пыш­ный ка­ра­вай в плетё(2)ой кор­зи­не, и спол­за­ю­щая сал­фет­ка вы­пи­са(3)ы ху­дож­ни­ком во всех де­та­лях и с осо­бой вы­ра­зи­тель­но­стью.

  1.   Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

К остро­му за­па­ху кра­пи­вы при­ме­ши­ва­ет­ся душ­но­ва­тый запах ме­ду­ниц (1) и (2) когда вы по­гла­ди­те ру­ка­ми рас­ту­щие травы (3) чтобы ощу­тить их неж­ную бар­ха­ти­стость (4) то руки про­пах­нут хо­ло­дя­щим за­па­хом мяты.

Контрольная работа №1

Вариант 2

  1. В чем заключается коммуникативная функция языка?

  2. Что означает термин «речь»?

  3. Что такое речевая деятельность и что является результатом ее деятельности?

  4. В каких сферах международной деятельности используется русский язык?

  5. Ука­жи­те два пред­ло­же­ния, в ко­то­рых верно пе­ре­да­на ГЛАВ­НАЯ ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте. За­пи­ши­те но­ме­ра этих пред­ло­же­ний.

1) Сде­лан­ные из при­род­ных ма­те­ри­а­лов пред­ме­ты ис­поль­зо­ва­лись древ­ни­ми лю­дь­ми в быту, и се­год­ня мно­гие пред­ме­ты, ко­то­рые нас окру­жа­ют, также сде­ла­ны из камня и ме­тал­ла, де­ре­ва и на­ту­раль­ных во­ло­кон.

2) Со­вре­мен­ный че­ло­век дол­жен пом­нить, что за­па­сы при­род­ных ма­те­ри­а­лов, ис­поль­зу­е­мых с древ­них времён по се­го­дняш­ний день, не без­гра­нич­ны.

3) Люди долж­ны пом­нить о том, что за­па­сы при­род­ных ма­те­ри­а­лов могут ис­сяк­нуть, по­это­му нужно ис­поль­зо­вать и ис­кус­ствен­но со­здан­ные ма­те­ри­а­лы.

4) Древ­ние люди ис­поль­зо­ва­ли толь­ко при­род­ные ма­те­ри­а­лы: из­го­тав­ли­ва­ли ткани из на­ту­раль­ных во­ло­кон, стро­и­ли дома из трост­ни­ка и де­ре­ва, об­ра­ба­ты­ва­ли камни и ме­тал­лы.

5) За­па­сы при­род­ных ма­те­ри­а­лов, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся с древ­но­сти по се­го­дняш­ний день, не без­гра­нич­ны, и это дол­жен пом­нить со­вре­мен­ный че­ло­век.

(1)Мно­гие пред­ме­ты, ко­то­рые нас окру­жа­ют, сде­ла­ны из при­род­ных ма­те­ри­а­лов — од­но­го или не­сколь­ких. (2)С древ­ней­ших времён люди ис­поль­зо­ва­ли эти ма­те­ри­а­лы: они из­го­тав­ли­ва­ли ткани из на­ту­раль­ных во­ло­кон, стро­и­ли дома из трост­ни­ка и де­ре­ва, об­ра­ба­ты­ва­ли камни и ме­тал­лы, со­зда­вая раз­лич­ные пред­ме­ты. (3) со­вре­мен­ный че­ло­век, ис­поль­зу­ю­щий при­род­ные ма­те­ри­а­лы се­год­ня, дол­жен ду­мать о том, что их за­па­сы не без­гра­нич­ны.

  1. Какое из при­ведённых ниже слов (со­че­та­ний слов) долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии? Вы­пи­ши­те это слово.

Хотя

По­это­му

Лишь

Од­на­ко

На­при­мер,

  1. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова МА­ТЕ­РИ­АЛ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (1) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи. МА­ТЕ­РИА́Л [рья ], -а, муж.

1. Пред­ме­ты, ве­ще­ства, иду­щие на из­го­тов­ле­ние чего-н. Стро­и­тель­ный м.

2. Ис­точ­ник, све­де­ния, слу­жа­щие ос­но­вой для чего-н. М. для био­гра­фии пи­са­те­ля. М. для на­блю­де­ний.

3. обыч­но мн. Со­бра­ние до­ку­мен­тов по ка­ко­му-н. во­про­су. Папка для слу­жеб­ных ма­те­ри­а­лов. Ма­те­ри­а­лы след­ствия.

4. Тканьёвое, три­ко­таж­ное или син­те­ти­че­ское из­де­лие, пред­на­зна­чен­ное для шитья. Шер­стя­ной м. Не­тка­ные ма­те­ри­а­лы. М. на пла­тье.

  1. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

 врУ­чишь

крАны

дО­вер­ху

на­ли­лА

вЕрба

  1. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Вдруг силь­ный тол­чок ВСТРЯ­ХИ­ВА­ЕТ ма­ши­ну... В ку­зо­ве все ва­лит­ся на пол.

Гу­стые за­рос­ли ку­стар­ни­ка че­ре­до­ва­лись с ВЕЧ­НЫ­МИ ду­бо­вы­ми ро­ща­ми и берёзо­вы­ми ле­соч­ка­ми.

Среди ВЕЧ­НЫХ че­ло­ве­че­ских цен­но­стей наи­бо­лее важ­ной для него была чест­ность.

Быст­рым по­ры­ви­стым дви­же­ни­ем она ВСТРЯХ­НУ­ЛА длин­ной косой с за­плетёнными в неё яр­ки­ми бан­та­ми.

ВОС­ПО­МИ­НА­НИЯ отца о его пре­бы­ва­нии в экс­пе­ди­ции по­че­му-то тре­во­жи­ли меня.

  1. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова. Ис­правь­те ошиб­ку и за­пи­ши­те слово пра­виль­но. 

к ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ ПЯ­ТО­МУ году

ЖГЁТ ко­стер

пачка МА­КА­РОН

фильм ИН­ТЕ­РЕС­НЕЕ

слад­ких ПО­МИ­ДО­РОВ

  1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми и пред­ло­же­ни­я­ми, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца. 

    ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ

    ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ

    А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

    Б) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

    В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

    Г) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем

    Д) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

     

    1) Уде­ляя осо­бое вни­ма­ние ме­ди­цин­ско­му обес­пе­че­нию, умень­ши­лось ко­ли­че­ство про­студ­ных за­бо­ле­ва­ний среди пе­хо­тин­цев.

    2) В вашем до­кла­де от­ра­же­ны вол­ну­ю­щие про­бле­мы ге­не­ти­ков всего мира.

    3) Га­зе­та «Труд» опуб­ли­ко­вал сен­са­ци­он­ную ста­тью.

    4) Все, кто на­пи­сал ре­цен­зию на «от­лич­но», дали глу­бо­кий ана­лиз про­из­ве­де­ния и обос­но­ва­ли свою точку зре­ния.

    5) Со­вре­мен­ные пуб­ли­ци­сты пе­ча­та­ют свои про­из­ве­де­ния на стра­ни­цах жур­на­ла «Со­вре­мен­ник».

    6) В ос­но­ве сю­же­та пьесы «Вла­сти тьмы» — ис­то­рия нрав­ствен­но­го па­де­ния и по­сле­ду­ю­ще­го по­ка­я­ния сла­бо­воль­но­го кре­стья­ни­на.

    7) Дву­лет­ние рас­те­ния в пер­вый год своей жизни не толь­ко цве­тут, а на­кап­ли­ва­ют пи­та­тель­ные ве­ще­ства в кор­нях.

    8) Ту­ри­сты, по­бы­вав­шие во Двор­це съез­дов, об­ра­ти­ли вни­ма­ние на от­ли­чие этого зда­ния от дру­гих крем­лев­ских по­стро­ек.

    9) Бла­го­да­ря по­строй­ке но­во­го тон­не­ля дви­же­ние на до­ро­ге стало более ин­тен­сив­ным.

  2.  Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся НН. 

Обой­дя дом с дру­гой сто­ро­ны, я уви­дел не­боль­шую каме(1)ую при­строй­ку со стек­ля(2)ой две­рью, окружё(3)ую гу­стым бо­ярыш­ни­ком; крыль­цо и ска­мей­ка у входа были раз­ру­ше(4)ы.

  1. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые 

Яркая зе­лень ка­мы­ша пе­ре­ме­ши­ва­лась на жи­во­пис­ном лес­ном бо­ло­те с бе­лы­ми об­ла­ка­ми цве­ту­ще­го дя­ги­ля и куд­ря­во­го ив­ня­ка (1) и (2) когда идёшь краем леса (3) то не­воль­но хва­та­ешь­ся за длин­ные ветки бо­лот­ных ку­стар­ни­ков (4) ко­то­рые про­тя­ну­лись к тро­пин­ке.















3402625

3402633

25

25

например

Однако

1

1

подчас

вручишь

экологическим

ВЕКОВЫМИ

строго

жжёт|

16354

23167

блистать

недосягаемый

Преобразование

непреложный

Прибрежный

приподнять

кремниевый

письмецо

назначивший

тратятся

несправедливость

4

Чтобынаизусть

Сначалатоже

123

123

15

12

3

14

1234

2

14

14

134

134

25

345

124

134

непоследнееслово|

последнее слово

Вопросответ

7

16

5196

8529