Контрольная работа по биологии в 5 классе за 3 четверть
Вариант 1
Утверждено на методсовете
Протокол № _____
от «__ » _______ 2017 г.
Часть А Дайте ответ на поставленный вопрос словами или словосочетаниями.
| 1 | Назовите животное и укажите среду его обитания. |
| 2 | Назовите животное и укажите среду его обитания. |
| 3 | Укажите характеристику и назовите фактор природы. |
| 4 | Укажите проблему и назовите фактор природы. |
| 5 | Как называются эти птицы? Какое приспособление к перенесению неблагоприятных условий изображено на рисунке? |
| 6 | Кто изображён на рисунке? Укажите вид приспособления к среде обитания. |
| 7 | Что связывает изображённых животных между собой? Как называется такая взаимосвязь? |
| 8 | Кто изображён на рисунке? Укажите природную зону. |
| 9 | Назовите животное и материк, на котором оно обитает. |
Часть В Выберите в каждом вопросе один ответ из трёх предложенных
1. К какой среде жизни относятся реки, пруды, моря?
1. почвенной; 2. водной; 3. наземно - воздушной.
2. В какой среде обитания чаще всего встречаются организмы – паразиты?
1. наземно - воздушной; 2. почвенной; 3. организменной.
3. Температура, освещённость, влажность – всё это факторы
1. неживой природы; 2. живой природы; 3. антропогенные.
4. Адаптация организмов к условиям их существования - это
1. привыкание; 2. приспособление; 3. образ жизни.
5. В цепи питания растения являются
1. разрушителями; 2. потребителями; 3. производителями.
6. Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды обитания образуют
1. природное сообщество; 2. резервацию; 3. место обитания
7. Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют
1. природное сообщество; 2. круговорот веществ; 3. круговорот энергии.
8. Бегемот, зебра, баобаб – всё это представители живой природы
1. Северной Америки; 2. Австралии; 3. Африки.
9. Утконос, ехидна, эвкалипт - всё это представители живой природы
1. Северной Америки; 2. Австралии; 3. Африки.
10. Койот, скунс, секвойя - всё это представители живой природы
1. Северной Америки; 2. Австралии; 3. Африки.
11. Пингвины, альбатросы, морские леопарды - всё это представители живой природы
1. Южной Америки; 2. Антарктиды; 3. Евразии.
Часть С
1. Установите соответствие
Природные зоны Описание природной зоны
1 | Тайга, смешанные и широколиственные леса. | А | Температура около +24 – 25 °С. Влажность – 2000 мм/год. Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают это равномерно в течение всего года. Высота деревьев 50 – 60 м. Крона - раскидистая, находится на вершине ствола. У деревьев нет годичных колец. Кора ствола зелёная. Много лазающих, прыгающих и летающих животных. |
2 | Пустыни и полупустыни. | Б | Преобладает травянистая растительность. Дожди выпадают в один сезон года, а другой сезон – сухой. Немногочисленные деревья листья сбрасывают в сухой сезон года. Листья у деревьев на верхушках, так как у земной поверхности много травоядных животных. Много крупных хищников. Здесь обитает самое крупное травоядное планеты. |
3 | Степи и лесостепи. | В | Осадков практически не выпадает. Средняя температура около +32°С. Корни растений глубоко уходят в землю. Листья превращены в колючки. Некоторые растения запасают влагу в стволах. Животный мир богаче растительного. Животные ведут ночной образ жизни. Некоторые животные роют норы. Часть животных запасает в теле жир и воду Здесь растёт дерево, о котором арабы говорят: «Царица оазиса, она купает свои ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей» |
4 | Тундра и лесотундра | Г | Белый мох на скале, а в расщелине лёд. Старый снег залежался, не тает. Дикий камень везде чёрной массой встаёт, да поток по ущелью стекает. А по скалам кругом все-то птицы во мгле, всё-то серые гаги рядами. Взглянешь сверху на них, будто марь на скале, словно туча лежит над волнами. |
5 | Арктические и антарктические пустыни | Д | Многие растения произрастают здесь подушками, что даёт им возможность лучшей защиты от ветра. Другие – стелются по земле, благодаря чему они лучше сохраняются под снежным покровом. Здесь встречаются грибы, размером выше деревьев. Из-за недостатка питательных веществ даже травоядные животные (северные олени) могут поедать леммингов (мелкие грызуны). |
6 | Влажные экваториальные леса | Е | Невообразимое пространство, покрытое пёстрым ковром всевозможных цветов, образующих сложную мозаику причудливого сплетения и представляющих отдельные пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный ковёр настолько красочен, что начинает рябить в глазах и взор ищет успокоения в далёкой линии горизонта. |
7 | Саванны и редколесья | Ж | Выпадает достаточное количество осадков. Встречаются как лиственные, так и хвойные деревья. Северные районы – хвойные породы, южные и западные районы – мелколиственные и широколиственные породы деревьев. Много птиц, копытных животных и хищников. Самое распространённое дерево – лиственница. Пермский край находится в этой зоне. |
2. Составьте пищевую цепь реки по схеме
Контрольная работа по биологии в 5 классе за 3 четверть
Вариант 2
Утверждено на методсовете
Протокол № _____
от «__ » _______ 2017 г.
Часть А Дайте ответ на поставленный вопрос словами или словосочетаниями.
| 1 | Назовите животное и укажите среду его обитания. |
| 2 | Назовите животное и укажите среду его обитания. |
| 3 | Назовите явление природа и фактор природы. |
| 4 | Назовите деревья и фактор природы. |
| 5 | Назовите животное. Какое приспособление к перенесению неблагоприятных условий изображено на рисунке? |
| 6 | Назовите растение. Какое приспособление к перенесению неблагоприятных условий изображено на рисунке? |
| 7 | Назовите группы участников в цепи питания. |
| 8 | Назовите растение. Укажите природную зону. |
| 9 | Назовите животное и материк, на котором оно обитает. |
Часть В Выберите в каждом вопросе один ответ из трёх предложенных
1. К какой среде жизни относятся леса, поля, луга?
1. почвенной; 2. водной; 3. наземно - воздушной.
2. В какой среде обитания чаще всего встречаются организмы, не имеющие органов зрения?
1. наземно - воздушной; 2. почвенной; 3. организменной.
3. Карьеры, терриконы, свалки – всё это факторы
1. неживой природы; 2. живой природы; 3. антропогенные.
4. Адаптация организмов к условиям их существования - это
1. образ жизни; 2. привыкание; 3. приспособление.
5. В цепи питания хищники являются
1. разрушителями; 2. потребителями; 3. производителями.
6. Совокупность организмов, тесно связанных между собой в пищевые цепи и обитающих на одной территории, вместе с условиями среды обитания образуют
1. место обитания; 2. экологическую нишу; 3. природное сообщество
7. Движение веществ из неживой природы через цепь живых организмов в неживую природу называют
1. круговорот веществ; 2. природное сообщество; 3. круговорот энергии.
8. Фараонов муравей, горилла, страус – всё это представители живой природы
1. Северной Америки; 2. Австралии; 3. Африки.
9. Волнистый попугайчик, коала, сумчатый дьявол - всё это представители живой природы
1. Северной Америки; 2. Австралии; 3. Африки.
10. Ленивец, лама, арахис - всё это представители живой природы
1. Северной Америки; 2. Австралии; 3. Южной Америки.
11. Выхухоль, тигр, гималайский медведь - всё это представители живой природы
1. Южной Америки; 2. Антарктиды; 3. Евразии.
Часть С
1. Установите соответствие
Природные зоны Описание природной зоны
1 | Степи и лесостепи. | А | Температура около +24 – 25 °С. Влажность – 2000 мм/год. Деревья не сбрасывают листву в течение одного сезона, а делают это равномерно в течение всего года. Высота деревьев 50 – 60 м. Крона - раскидистая, находится на вершине ствола. У деревьев нет годичных колец. Кора ствола зелёная. Много лазающих, прыгающих и летающих животных. |
2 | Пустыни и полупустыни. | Б | Преобладает травянистая растительность. Дожди выпадают в один сезон года, а другой сезон – сухой. Немногочисленные деревья листья сбрасывают в сухой сезон года. Листья у деревьев на верхушках, так как у земной поверхности много травоядных животных. Много крупных хищников. Здесь обитает самое крупное травоядное планеты. |
3 | Саванны и редколесья | В | Осадков практически не выпадает. Средняя температура около +32°С. Корни растений глубоко уходят в землю. Листья превращены в колючки. Некоторые растения запасают влагу в стволах. Животный мир богаче растительного. Животные ведут ночной образ жизни. Некоторые животные роют норы. Часть животных запасает в теле жир и воду Здесь растёт дерево, о котором арабы говорят: «Царица оазиса, она купает свои ноги в воде, а прекрасную голову – в огне солнечных лучей» |
4 | Тайга, смешанные и широколиственные леса. | Г | Белый мох на скале, а в расщелине лёд. Старый снег залежался, не тает. Дикий камень везде чёрной массой встаёт, да поток по ущелью стекает. А по скалам кругом все-то птицы во мгле, всё-то серые гаги рядами. Взглянешь сверху на них, будто марь на скале, словно туча лежит над волнами. |
5 | Влажные экваториальные леса | Д | Многие растения произрастают здесь подушками, что даёт им возможность лучшей защиты от ветра. Другие – стелются по земле, благодаря чему они лучше сохраняются под снежным покровом. Здесь встречаются грибы, размером выше деревьев. Из-за недостатка питательных веществ даже травоядные животные (северные олени) могут поедать леммингов (мелкие грызуны). |
6 | Арктические и антарктические пустыни | Е | Невообразимое пространство, покрытое пёстрым ковром всевозможных цветов, образующих сложную мозаику причудливого сплетения и представляющих отдельные пятна синего, жёлтого, красного, белого оттенков. Иногда растительный ковёр настолько красочен, что начинает рябить в глазах и взор ищет успокоения в далёкой линии горизонта. |
7 | Тундра и лесотундра | Ж | Выпадает достаточное количество осадков. Встречаются как лиственные, так и хвойные деревья. Северные районы – хвойные породы, южные и западные районы – мелколиственные и широколиственные породы деревьев. Много птиц, копытных животных и хищников. Самое распространённое дерево – лиственница. Пермский край находится в этой зоне. |
2. Составьте пищевую цепь леса по схеме
Ответы
Часть А: 1 балл ставиться за полный ответ, 0,5 балла ставится, если указан один из двух ответов, 0 баллов – оба ответа не верные.
Часть В, С1: каждый ответ оценивается в 1 балл
Часть С2: 3 балла ставится за полный ответ, 2 балла – за 1 ошибку, 1 балл – за две ошибки, 0 баллов – за три ошибки
Вариант 1 Вариант 2
№ | ответ | баллы | | № | ответ | баллы |
1 | осьминог, водная | 1 | | 1 | крот, почвенная | 1 |
2 | блоха, организменная | 1 | | 2 | ящерица, наземно – воздушная | 1 |
3 | температура, фактор неживой природы | 1 | | 3 | дождь, фактор неживой природы | 1 |
4 | свалка, антропогенный фактор | 1 | | 4 | берёза, ель, фактор живой природы | 1 |
5 | лебеди, птицы улетают на юг | 1 | | 5 | лиса, густой мех | 1 |
6 | бабочка, маскировка | 1 | | 6 | кактус, листья – колючки, ребристый стебель | 1 |
7 | пищевые связи, пищевая цепь | 1 | | 7 | производители, потребители, разрушители | 1 |
8 | чукча с оленем, тундра | 1 | | 8 | пальма, пустыня | 1 |
9 | овцебык, Северная Америка | 1 | | 9 | панда, Евразия | 1 |
| | | | | | |
1 | 2 | 1 | | 1 | 3 | 1 |
2 | 3 | 1 | | 2 | 2 | 1 |
3 | 1 | 1 | | 3 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | | 4 | 3 | 1 |
5 | 3 | 1 | | 5 | 2 | 1 |
6 | 1 | 1 | | 6 | 3 | 1 |
7 | 2 | 1 | | 7 | 1 | 1 |
8 | 3 | 1 | | 8 | 3 | 1 |
9 | 2 | 1 | | 9 | 2 | 1 |
10 | 1 | 1 | | 10 | 3 | 1 |
11 | 2 | 1 | | 11 | 3 | 1 |
| | | | | | |
1 | ж | 1 | | 1 | е | 1 |
2 | в | 1 | | 2 | в | 1 |
3 | е | 1 | | 3 | б | 1 |
4 | д | 1 | | 4 | ж | 1 |
5 | г | 1 | | 5 | а | 1 |
6 | а | 1 | | 6 | г | 1 |
7 | б | 1 | | 7 | д | 1 |
| | | | | | |
1 | например: водоросль - плотва-окунь - рак | 3 | | 1 | например: осина – заяц – волк – личинки мух | 3 |
ИТОГО | 30 | | ИТОГО | 30 |
«5» - 24 – 30
«4» - 16 - 23
«3» - 10 - 15
«2» - 1 - 9