СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная контрольная работа является итоговой работой за 2 четверть. Состоит из трёх частей: 1-4 задания - тестовые, с выбором одного ответа; 5 - 7 задания - с указанием одного ответа (теория литературы); 8/9 задания - развёрнутый ответ на предложенный вопрос (на выбор). Прилагаются критерии ответов и шкала перевода баллов в отметку

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по литературе»

Проверочная работа по литературе

II четверть; 6 класс

В. I

ЧАСТЬ I

Выберите из четырёх вариантов один ПРАВИЛЬНЫЙ ответ

  1. Подзаголовок пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»:

А) Зимняя сказка Б) Весенняя сказка

В) Летняя сказка Г) Осенняя сказка


  1. На планете Земля Маленький принц приручил:

А) Барашка Б) Розу В) Змею Г) Лиса


  1. Родина Attalea Princeps:

А) Мексика Б) Аргентина В) Бразилия Г) Колумбия


  1. Фамилия директора Института Вечного Льда из сказки В. Каверина:

А) Шапкин Б) Башлыков В) Рукавицын Г) Тулупов


ЧАСТЬ II

Прочитайте фрагмент текста и ответьте кратко

(одним или двумя словами)

В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом. Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.

Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключенные растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. Иногда, зимой, стекла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. Крыша покрывалась наметенным снегом. Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали.

Но стекла вставляли очень скоро. Ботаническим садом управлял отличный ученый директор и не допускал никакого беспорядка, несмотря на то что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее. (По В. Гаршину)



  1. Какой художественный приём использовал автор в описании оранжереи: «красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне»?



  1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в описании растений: «Растения стояли и слушали вой ветра»?


  1. На каком художественном приёме построено описание жизни растений в оранжерее: «Как не прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?



ЧАСТЬ III

Выберите один из двух вопросов и дайте развёрнутый ответ

(не менее 5 – 7 предложений)

  1. Объясните, почему Настенька из сказки «Лёгкие шаги» В. Каверина стала настоящей девочкой. Какие её личные качества и качества её друзей помогли ей стать человеком? Как вы понимаете выражение «быт человеком»?



  1. Как вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь: зорко лишь сердце»? Раскройте смысл этого высказывания, обратившись к содержанию сказки «Маленький принц» и вашему личному опыту.











Проверочная работа по литературе

II четверть; 6 класс

В. II

ЧАСТЬ II

Выберите из четырёх вариантов один ПРАВИЛЬНЫЙ ответ

  1. Секретарь Института Вечного Льда в сказке В. Каверина «Лёгкие шаги» носил:

А) солнцезащитные очки Б) 3D-очки

В) розовые очки Г) снеговые очки



  1. Какое из растений в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps» больше всего страдало от нехватки воды в оранжерее?

А) саговая пальма Б) кактус

В) корица Г) древовидный папоротник



  1. Мизгирь, имя одного из героев сказки «Снегурочка» А.Н. Островского, переводится как:

А) сокол Б) паук В) волк Г) коршун



  1. Какой герой сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери живёт по правилу: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету»?

А) Лис Б) Маленький принц В) Роза Г) Король



ЧАСТЬ II

Прочитайте фрагмент текста и ответьте кратко

(одним или двумя словами)

Шум приближавшегося поезда послышался издалека, круглый столб расширяющегося света несся перед ним, и вдруг стали видны станция, с которой свисал снег, лениво заглядывая в освещенные окна, ларек «Пиво – воды», знакомый извозчик из Дома Отдыха Престарелых Грачей, который стоял у ларька, держа кружку с пивом, и даже вылезающая из кружки, лопающаяся пена. Поезд налетел, пролетел, оставив всех в темноте, в тишине. Но прежде чем он пролетел, Петька ясно увидел какую-то девочку, перемахнувшую по воздуху через рельсы перед самым фонарем электрички. Он ахнул. И возчик тоже сказал: «Ух ты!» Но когда улеглись поднятые поездом снежные вихри, на той стороне не оказалось никого, кроме двух баб, закутанных так, что их можно было принять за двигающиеся мешки с картошкой.

Теперь до Немухина было недалеко, и Петька прибавил шагу. О девочке он подумал научно: «Обман чувств». Он любил обо всем думать научно. Но это не было обманом чувств, потому что через несколько минут он увидел ее на углу Нескорой и Малинового переулка. Она стояла, поглядывая по сторонам, точно размышляя, куда бы ей еще слетать, - такой у нее был воздушный вид. На ней было короткое ситцевое платье с большим бантом на спине, а за плечами что-то вроде накидочки. Она была без пальто, и это показалось Петьке интересным, но тоже не вообще, а с научной точки зрения.

- Хрю-хрю, - сказал он.

Девочка обернулась. Пожалуй, надо было поздороваться, но он поздоровался в уме, а вслух сказал:

- А пальто где? В школе забыла?

- Извините, - сказала девочка и присела. - Я еще не знаю, что такое «пальто».

Она, конечно, шутила. Любила же Петькина тетка говорить: «Я не знаю, что такое насморк».

- А где ты живешь?

- Нигде.

- А конкретно?

- Извините, - сказала девочка. - Я еще не знаю, что такое «конкретно».

- Между тем пора бы и знать, - рассудительно заметил Петька. - Тебе сколько лет?

- Второй день.

Петька засмеялся. Девочка была беленькая, а ресницы - чёрные, и каждый раз, когда она взмахивала ими, у Петьки - ух! - куда-то с размаху ухало сердце. (По В. Каверину)



  1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в описании снега: «вдруг стали видны станция, с которой свисал снег, лениво заглядывая в освещенные окна…»?



  1. Какой художественный приём использовал автор в следующем фрагменте: «О девочке он подумал научно: «Обман чувств». Он любил обо всё думать научно»?


  1. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в описании девочки: «Она стояла, поглядывая по сторонам, точно размышляя, куда бы ей еще слетать, - такой у нее был воздушный вид»?





ЧАСТЬ III

Выберите один из двух вопросов и дайте развёрнутый ответ

(не менее 5 – 7 предложений)

  1. Объясните, какие качества помогли пальме из сказки В. Гаршина «Attalea Princeps» добиться цели? Кто и как помогал ей? Какие человеческие качества переданы в растениях оранжереи и какие из этих качеств вызывают у писателя восхищение?


  1. Как вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Ты в ответе за тех, кого приручил»? Раскройте смысл этого высказывания, опираясь на содержание сказки «Маленький принц» и ваш личный жизненный опыт?









































































Критерии оценивания


Вариант I

задания

ответ

кол-во баллов

1

б

1 б.

2

г

1 б.

3

б

1 б.

4

г

1 б.

5

метафора

1 б.

6

олицетворение

1 б.

7

антитеза

1 б.

max

7 б.




Вариант II

задания

ответ

кол-во баллов

1

г

1 б.

2

а

1 б.

3

б

1 б.

4

б

1 б.

5

олицетворение

1 б.

6

метафора

1 б.

7

сравнение

1 б.

max

7 б.





























Критерии оценивания 8 (9) заданий

критерий

характеристика критерия

Кол-во баллов

К 1

Соответствие заданному вопросу

Развёрнутый ответ соответствует заданному вопросу

1

Развёрнутый ответ не соответствует заданному вопросу

0

К 2

Суждения аргументируются текстом художественного произведения

2

Суждения аргументируются общими рассуждениями о содержании вопроса

1

Суждения не аргументируются, текст художественного произведения не привлекается

0


max

3


Max балл всей работы – 10


Шкала перевода баллов в отметку:


балл

10 баллов

8 – 9 баллов

6 – 7 баллов

0 – 5 баллов

отметка

5

4

3

2