Проверочная работа по литературе
II четверть; 6 класс
В. I
ЧАСТЬ I
Выберите из четырёх вариантов один ПРАВИЛЬНЫЙ ответ
Подзаголовок пьесы А.Н. Островского «Снегурочка»:
А) Зимняя сказка Б) Весенняя сказка
В) Летняя сказка Г) Осенняя сказка
На планете Земля Маленький принц приручил:
А) Барашка Б) Розу В) Змею Г) Лиса
Родина Attalea Princeps:
А) Мексика Б) Аргентина В) Бразилия Г) Колумбия
Фамилия директора Института Вечного Льда из сказки В. Каверина:
А) Шапкин Б) Башлыков В) Рукавицын Г) Тулупов
ЧАСТЬ II
Прочитайте фрагмент текста и ответьте кратко
(одним или двумя словами)
В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа и стекла. Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом. Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.
Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключенные растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались. Садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья, чтобы они не могли расти, куда хотят, но это плохо помогало. Для растений нужен был широкий простор, родной край и свобода. Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные создания; они помнили свою родину и тосковали о ней. Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо. Иногда, зимой, стекла обмерзали; тогда в оранжерее становилось совсем темно. Гудел ветер, бил в рамы и заставлял их дрожать. Крыша покрывалась наметенным снегом. Растения стояли и слушали вой ветра и вспоминали иной ветер, теплый, влажный, дававший им жизнь и здоровье. И им хотелось вновь почувствовать его веянье, хотелось, чтобы он покачал их ветвями, поиграл их листьями. Но в оранжерее воздух был неподвижен; разве только иногда зимняя буря выбивала стекло, и резкая, холодная струя, полная инея, влетала под свод. Куда попадала эта струя, там листья бледнели, съеживались и увядали.
Но стекла вставляли очень скоро. Ботаническим садом управлял отличный ученый директор и не допускал никакого беспорядка, несмотря на то что большую часть своего времени проводил в занятиях с микроскопом в особой стеклянной будочке, устроенной в главной оранжерее. (По В. Гаршину)
Какой художественный приём использовал автор в описании оранжереи: «красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне»?
Какое изобразительно-выразительное средство использовано в описании растений: «Растения стояли и слушали вой ветра»?
На каком художественном приёме построено описание жизни растений в оранжерее: «Как не прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?
ЧАСТЬ III
Выберите один из двух вопросов и дайте развёрнутый ответ
(не менее 5 – 7 предложений)
Объясните, почему Настенька из сказки «Лёгкие шаги» В. Каверина стала настоящей девочкой. Какие её личные качества и качества её друзей помогли ей стать человеком? Как вы понимаете выражение «быт человеком»?
Как вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь: зорко лишь сердце»? Раскройте смысл этого высказывания, обратившись к содержанию сказки «Маленький принц» и вашему личному опыту.
Проверочная работа по литературе
II четверть; 6 класс
В. II
ЧАСТЬ II
Выберите из четырёх вариантов один ПРАВИЛЬНЫЙ ответ
Секретарь Института Вечного Льда в сказке В. Каверина «Лёгкие шаги» носил:
А) солнцезащитные очки Б) 3D-очки
В) розовые очки Г) снеговые очки
Какое из растений в сказке В. Гаршина «Attalea Princeps» больше всего страдало от нехватки воды в оранжерее?
А) саговая пальма Б) кактус
В) корица Г) древовидный папоротник
Мизгирь, имя одного из героев сказки «Снегурочка» А.Н. Островского, переводится как:
А) сокол Б) паук В) волк Г) коршун
Какой герой сказки «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери живёт по правилу: «…встал поутру, умылся, привёл себя в порядок, сразу же приведи в порядок свою планету»?
А) Лис Б) Маленький принц В) Роза Г) Король
ЧАСТЬ II
Прочитайте фрагмент текста и ответьте кратко
(одним или двумя словами)
Шум приближавшегося поезда послышался издалека, круглый столб расширяющегося света несся перед ним, и вдруг стали видны станция, с которой свисал снег, лениво заглядывая в освещенные окна, ларек «Пиво – воды», знакомый извозчик из Дома Отдыха Престарелых Грачей, который стоял у ларька, держа кружку с пивом, и даже вылезающая из кружки, лопающаяся пена. Поезд налетел, пролетел, оставив всех в темноте, в тишине. Но прежде чем он пролетел, Петька ясно увидел какую-то девочку, перемахнувшую по воздуху через рельсы перед самым фонарем электрички. Он ахнул. И возчик тоже сказал: «Ух ты!» Но когда улеглись поднятые поездом снежные вихри, на той стороне не оказалось никого, кроме двух баб, закутанных так, что их можно было принять за двигающиеся мешки с картошкой.
Теперь до Немухина было недалеко, и Петька прибавил шагу. О девочке он подумал научно: «Обман чувств». Он любил обо всем думать научно. Но это не было обманом чувств, потому что через несколько минут он увидел ее на углу Нескорой и Малинового переулка. Она стояла, поглядывая по сторонам, точно размышляя, куда бы ей еще слетать, - такой у нее был воздушный вид. На ней было короткое ситцевое платье с большим бантом на спине, а за плечами что-то вроде накидочки. Она была без пальто, и это показалось Петьке интересным, но тоже не вообще, а с научной точки зрения.
- Хрю-хрю, - сказал он.
Девочка обернулась. Пожалуй, надо было поздороваться, но он поздоровался в уме, а вслух сказал:
- А пальто где? В школе забыла?
- Извините, - сказала девочка и присела. - Я еще не знаю, что такое «пальто».
Она, конечно, шутила. Любила же Петькина тетка говорить: «Я не знаю, что такое насморк».
- А где ты живешь?
- Нигде.
- А конкретно?
- Извините, - сказала девочка. - Я еще не знаю, что такое «конкретно».
- Между тем пора бы и знать, - рассудительно заметил Петька. - Тебе сколько лет?
- Второй день.
Петька засмеялся. Девочка была беленькая, а ресницы - чёрные, и каждый раз, когда она взмахивала ими, у Петьки - ух! - куда-то с размаху ухало сердце. (По В. Каверину)
Какое изобразительно-выразительное средство использовано в описании снега: «вдруг стали видны станция, с которой свисал снег, лениво заглядывая в освещенные окна…»?
Какой художественный приём использовал автор в следующем фрагменте: «О девочке он подумал научно: «Обман чувств». Он любил обо всё думать научно»?
Какое изобразительно-выразительное средство использовано в описании девочки: «Она стояла, поглядывая по сторонам, точно размышляя, куда бы ей еще слетать, - такой у нее был воздушный вид»?
ЧАСТЬ III
Выберите один из двух вопросов и дайте развёрнутый ответ
(не менее 5 – 7 предложений)
Объясните, какие качества помогли пальме из сказки В. Гаршина «Attalea Princeps» добиться цели? Кто и как помогал ей? Какие человеческие качества переданы в растениях оранжереи и какие из этих качеств вызывают у писателя восхищение?
Как вы понимаете высказывание А. де Сент-Экзюпери: «Ты в ответе за тех, кого приручил»? Раскройте смысл этого высказывания, опираясь на содержание сказки «Маленький принц» и ваш личный жизненный опыт?
Критерии оценивания
Вариант I |
№ задания | ответ | кол-во баллов |
1 | б | 1 б. |
2 | г | 1 б. |
3 | б | 1 б. |
4 | г | 1 б. |
5 | метафора | 1 б. |
6 | олицетворение | 1 б. |
7 | антитеза | 1 б. |
max | 7 б. |
Вариант II |
№ задания | ответ | кол-во баллов |
1 | г | 1 б. |
2 | а | 1 б. |
3 | б | 1 б. |
4 | б | 1 б. |
5 | олицетворение | 1 б. |
6 | метафора | 1 б. |
7 | сравнение | 1 б. |
max | 7 б. |
Критерии оценивания 8 (9) заданий
критерий | характеристика критерия | Кол-во баллов |
К 1 | Соответствие заданному вопросу |
Развёрнутый ответ соответствует заданному вопросу | 1 |
Развёрнутый ответ не соответствует заданному вопросу | 0 |
К 2 | Суждения аргументируются текстом художественного произведения | 2 |
Суждения аргументируются общими рассуждениями о содержании вопроса | 1 |
Суждения не аргументируются, текст художественного произведения не привлекается | 0 |
| max | 3 |
Max балл всей работы – 10
Шкала перевода баллов в отметку:
балл | 10 баллов | 8 – 9 баллов | 6 – 7 баллов | 0 – 5 баллов |
отметка | 5 | 4 | 3 | 2 |