Административная контрольная работа по обществознанию для 10 класса
I вариант
Часть I
1. Понятие общество включает:
А) Природную среду обитания Б) Способы взаимодействия людей
В) Принцип неизменности элементов Г) Окружающий мир
2. К элементам общества относится:
а) производительные силы б) природные ландшафты
в) атмосферный воздух г) недра Земли.
3. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной деятельности – это:
а) производственные отношения б) общественные отношения
в) межнациональные отношения г) политические отношения.
4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
а) Уровень воспитанности б) Вся преобразовательная деятельность человека
в) Производство материальных ценностей г) Художественное творчество
5. Культура, произведения которой рассчитаны на знатоков называется:
- А. Народной Б. Массовой В. Национальной Г. Элитарной
6. К наукам, изучающим общество, из перечисленных относится:
А)анатомия Б)философия В)генетика Г)математика
7. Отношения природы и общества состоят в том, что:
А) общество и природа взаимосвязаны Б)общество не зависит от природы
В)природа полностью зависит от общества Г)общество не влияет на природу.
8. Нормы права, в отличие от норм морали,
а) регулируют общественные отношения
б) обеспечиваются силой общественного мнения
в) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
г) выражаются в форме официальных документов
9. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей
1) верно только А 2) верно только В
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
10. Потребность – это:
1) общая ориентация человека на определенный вид деятельности
2) осознаваемая человеком необходимость в том, что нужно для поддержания
организма человека
3) процесс, в результате которого человеком создаются материальные блага
4) побуждение к действию
11. Существуют разные смыслы понятия "экономика». Экономику как науку
иллюстрирует:
1) производство консервов для домашних животных
2) расчёт параметров экономического роста страны
3) оказание образовательных услуг
4) биржевая игра на разнице курсов валют
12. Установите соответствие
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА СОСТАВЛЯЮЩИЕ
А) Экономическая сфера 1) взаимодействие классов, социальных групп
Б) Политическая сфера 2) Деятельность государственных органов,
политических партий
В) Духовная сфера 3) Мораль, религия, философия
Г) Социальная сфера 4) отношения в процессе производства
13. Что относится к вертикальной социальной мобильности?
Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную
квартиру на девятом этаже в том же доме;
Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;
В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из
армии;
Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;
Д) гражданка вступила в повторный брак;
Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.
14. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
|
ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
|
А) инженеры
Б) челябинцы
В) депутаты
Г) американцы
Д) коммунисты
|
1) территориальный
2) профессиональный
3) политический
|
Часть I I. Прочитайте текст и выполните задания.
Социальный статус
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
1.Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
2.Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
3.Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
Просмотр содержимого документа
«контрольная работа по обществознанию для 10 класса, 1 вариант»
Административная контрольная работа по обществознанию для 10 класса
I вариант
Часть I
1. Понятие общество включает:
А) Природную среду обитания Б) Способы взаимодействия людей
В) Принцип неизменности элементов Г) Окружающий мир
2. К элементам общества относится:
а) производительные силы б) природные ландшафты
в) атмосферный воздух г) недра Земли.
3. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической и культурной деятельности – это:
а) производственные отношения б) общественные отношения
в) межнациональные отношения г) политические отношения.
4. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:
а) Уровень воспитанности б) Вся преобразовательная деятельность человека
в) Производство материальных ценностей г) Художественное творчество
5. Культура, произведения которой рассчитаны на знатоков называется:
А. Народной Б. Массовой В. Национальной Г. Элитарной
6. К наукам, изучающим общество, из перечисленных относится:
А)анатомия Б)философия В)генетика Г)математика
7. Отношения природы и общества состоят в том, что:
А) общество и природа взаимосвязаны Б)общество не зависит от природы
В)природа полностью зависит от общества Г)общество не влияет на природу.
8. Нормы права, в отличие от норм морали,
а) регулируют общественные отношения
б) обеспечиваются силой общественного мнения
в) соответствуют общепринятым представлениям о добре и зле
г) выражаются в форме официальных документов
9. Верны ли следующие суждения о деятельности?
А. Деятельностью называют целенаправленную активность животных.
Б. Деятельность человека направлена на удовлетворение его потребностей
1) верно только А 2) верно только В
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
10. Потребность – это:
1) общая ориентация человека на определенный вид деятельности
2) осознаваемая человеком необходимость в том, что нужно для поддержания
организма человека
3) процесс, в результате которого человеком создаются материальные блага
4) побуждение к действию
11. Существуют разные смыслы понятия "экономика». Экономику как науку
иллюстрирует:
1) производство консервов для домашних животных
2) расчёт параметров экономического роста страны
3) оказание образовательных услуг
4) биржевая игра на разнице курсов валют
12. Установите соответствие
СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА СОСТАВЛЯЮЩИЕ
А) Экономическая сфера 1) взаимодействие классов, социальных групп
Б) Политическая сфера 2) Деятельность государственных органов,
политических партий
В) Духовная сфера 3) Мораль, религия, философия
Г) Социальная сфера 4) отношения в процессе производства
13. Что относится к вертикальной социальной мобильности?
Запишите соответствующие буквы в алфавитном порядке.
А) гражданин переехал из двухкомнатной квартиры на пятом этаже в трехкомнатную
квартиру на девятом этаже в том же доме;
Б) рядовой инженер назначен руководителем проекта;
В) офицер лишен воинского звания за совершение неблаговидного поступка и уволен из
армии;
Г) мелкий торговец продуктов питания начал заниматься продажей подержанных вещей;
Д) гражданка вступила в повторный брак;
Е) секретарь согласился выполнять дополнительные обязанности.
14. Установите соответствие примером социальной группы и признаком, по которому она выделена. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП | ПРИЗНАКИ ВЫДЕЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП |
А) инженеры Б) челябинцы В) депутаты Г) американцы Д) коммунисты | 1) территориальный 2) профессиональный 3) политический |
Часть I I. Прочитайте текст и выполните задания.
Социальный статус
Социальный статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он — просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов. Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин — с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен — он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
1.Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
2.Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
3.Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.