СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по разделу: "Россия в XVI в"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольная работа рассчитана на повышенный уровень способностей обучающихся и может быть дана не только в рамках урока, но и в качестве домашнего задания.

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по разделу: "Россия в XVI в"»

Технологическая карта урока Истории России в 7 классе.

«Контрольная работа по разделу: «Россия в XVI в».



Цели деятельности учителя

Создать условия для проверки усвоения знаний по разделу «Россия в XVI в».

Тип урока

Контроль и учет знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями); получат возможность научиться: применять информацию из дополнительных источников при решении контрольных заданий, анализировать ее содержание.

Метапредметные (компоненты культурно – компетентного опыта, приобретенная компетентность): познавательные- воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, анализировать текст источника, структурирование знаний, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; коммуникативные – воспринимать текст контрольной работы с учетом поставленной учебной задачи; регулятивные – планировать свое действие и время в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, ответственность.

Формы обучения

индивидуальная.



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Формы взаимодействия

Форма контроля

1.Организационный

(1 мин)

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Приветствует обучающихся

- Проверим готовность к уроку.

Сообщают о готовности к уроку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

фронтальная

Устный опрос

2.Содержание контрольной работы

(38 мин)

Чтение и анализ заданий контрольной работы.

Раздает бланки контрольной работы по вариантам. Знакомит с содержанием контрольной работы, комментирует задания.


Вариант 1. (приложение 1)

Задание 1: 5 мин

Задание 2: 9 мин

Задание 3: 2 мин

Задание 4: 5 мин

Задание 5: 3 мин

Задание 6: 6 мин

Задание 7: 2 мин

Задание 8: 1 мин

Задание 9: 1 мин

Задание 10: 3 мин

Самостоятельная проверка контрольной работы

Вариант 2 (приложение 2)

Задание 1: 2 мин

Задание 2: 8 мин

Задание 3: 9 мин

Задание 4: 2 мин

Задание 5: 3 мин

Задание 6: 4 мин

Задание 7: 3 мин

Задание 8: 1 мин

Задание 9: 3 мин

Задание 10: 2 мин

Самостоятельная проверка контрольной работы



Задают вопросы по содержанию контрольной работы. Самостоятельное выполнение заданий контрольной работы.

Личностные: осуществляют ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные: используют информацию из дополнительных источников для решения задач; осознанно строят сообщения в письменной форме.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров.

Индивидуальная

Письменная контрольная работа

3. Итоги урока. Рефлексия.

(1 мин)

Обобщение полученных на уроке сведений.

Собирает бланки заданий с ответами обучающихся. Отвечает на вопросы учеников по заданиям контрольной работы. Благодарит за работу.

Проверяют свои ответы, сдают работы. Задают вопросы по заданиям контрольной работы.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные:

Осознают качество и уровень усвоения знаний.

Фронтальная, индивидуальная

Оценивание учащихся за работу на уроке





Приложение 1.

Контрольная работа по Истории России 7 класс по разделу «Россия в XVI веке».

Вариант 1.

ФИО_____________________________________________________________________

  1. Прочитайте отрывок из документа и ответьте на вопросы.

Новое плавание и открытие царства Московии по северо-западному пути в 1553 году, предпринятое рыцарем сэром Х. Уиллоуби и выполненное Ричардом Ченслером. (Климент Адамс).

Когда наши купцы заметили, что английские товары имеют мало спроса у народов и в странах вокруг нас , а между тем иностранные товары дают большую прибыль и цены на них сильно поднимаются, некоторые почтенные граждане Лондона … начали раздумывать между собой, как бы помочь этому тяжелому положению. видя, как удивительно растет богатство испанцев и португальцев вследствие открытия новых стран и поисков новых торговых рынков, они предположили, что могут добиться того же самого, и задумали совершенно новое и необыкновенное морское путешествие.

Тем временем наши люди узнали, что страна эта называется Россией, или Московией, и что Иван Васильевич (таково было имя их здешнего короля) правил далеко простиравшимися вглубь землями. Русские варвары, в свою очередь спрашивали у наших, откуда они и зачем они приехали, на что получали ответ, что приехали англичане, посланные к этим берегам превосходнейшим королем Эдуардом Шестым…

  1. О каких последствиях великих географических открытий упоминается в тексте?

___________________________________________________________________________________________________________

(появление новых рынков сбыта для европейских товаров, появление иностранных товаров, обогащение стран, которые владеют новыми территориями, начало эры колониализма)

  1. Вспомните, по какой причине «растет богатство испанцев и португальцев»?

________________________________________________________________________

(обогащение за счет новых заморских территорий, начало колониализма)

  1. Назовите 3 русских путешественников, которые совершали поездки в другие страны в XV – XVI веках.

________________________________________________________________________

(Афанасий Никитин, Семен Курбский, Петр Ушатый)


  1. Прочитайте отрывок из документа и заполните таблицу.

Книга о великом и могущественном царе России и князе Московском, о принадлежащих ему владениях, о государственном строе и о товарах его страны, записанная Ричардом Ченслером.

Россия изобилует землей и людьми и очень богато теми товарами, которые в ней имеются. Русские - отличные ловцы семги и трески …, они ведут также крупную торговлю вываренной из воды солью. В северной части страны находятся места, где водится пушнина - соболя, куницы, молодые бобры, бурые, черные и рыжие лисицы, выдры, горностаи и олени. Там добывают рыбий зуб; рыба эта называется морж. К западу от Холмогор есть город Новгород, где растет много хорошего льна и конопли, а также имеется очень много воска и меда… Там также очень много кож, равно как и в городе, называемом Псковом (Plesco); и во Пскове много льна, конопли, воска и меда…

Москва находится в 120 милях от Ярославля. Страна между ними изобилует маленькими деревушками, которые так полны народа, что удивительно смотреть на них. Земля вся хорошо засеяна хлебом, который жители везут в Москву в таком громадном количестве, что это кажется удивительным…

Занятие

Место или зона распространения

Описание

подсечно-огневая система

Северо-восточная и Северная Русь

Система земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

Пашенное земледелие с трехпольным севооборотом


Вся территория Российского государства

Поле делилось на три участка: для яровых, для озимых и третий незасеянный участок «отдыхал».


Промыслы


В общинах казаков, а также в северных районах (Псков, Новгород)

Охота (соболя, куницы, молодые бобры, бурые, черные и рыжие лисицы, выдры, горностаи и олени), рыболовство, бортничество, скотоводство.

Военная добыча/жалование

Запорожская Сечь

Казаки получали деньги, хлеб, боеприпасы от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов татар, а также получали добычу при набегах.


Ремесло


Российские города (Псков, Новгород, Ярославль, Тула, Смоленск и др.)

Селились слободами, в зависимости от специальности: кожевенники, сбитенщики, булочники, сапожники, гончары, плотники, столяры и т.д.


Торговля


Российские города (Псков, Новгород, Ярославль, Тула, Смоленск и др.)

Множество городских и деревенских рынков, ярмарки, где ремесленники продавали свои изделия, а крестьяне – овощи, мясо, рыбу. В международной торговле использовались купцы.


  1. Прочитайте отрывок из документа и вставьте пропущенные слова.

Сигизмунд Герберштейн. «Записки о московитских делах»

В различных местах, по всем частям своего владения, князь держит почтмейстеров с известным числом лошадей, для того чтобы царский гонец без замедления имел готовую лошадь, когда его куда-нибудь пошлют. Гонцу позволено выбирать лошадь по своему желанию. Когда я торопился из Новгорода Великого в Москву, то начальник почты, который на их языке называется ямщиком, озабочивался приводить мне с раннего утра тридцать, иногда сорок и пятьдесят лошадей, тогда как мне было нужно не более двенадцати. Таким образом, каждый из нас брал себе лошадь, которая казалась ему годною; усталых лошадей мы переменяли немедленно по приезде на другой постоялый двор, который они называют ямом, а седло и узда оставались у нас прежние.


  1. Прочитайте отрывок из «Повести о Псковском взятии» и объясните значение слов и выражений.

«И, созвав вече, начали думать (псковичи), выступить ли войной против государя или запереться в городе?.. И послал великий князь своего дьяка: “Если вы, отчина моя, посадники псковские и псковичи, еще хотите по-старому пожить, то должны исполнить две мои воли: чтобы не было у вас веча, и колокол бы вечевой сняли долой, и чтобы в Пскове были два наместника… А если этих двух повелений государя не примете и не исполните, то будет так, как государю Бог на сердце положит; а у него много силы готовой, и тогда прольется кровь тех, кто государевой воли не исполнит…» И заплакали тут горько псковичи. Как не выплакали они глаз вместе со слезами, как не разорвалось их сердце!..

Месяца января в 13-й день… спустили вечевой колокол со святой Живоначальной Троицы, и начали псковичи, глядя на колокол, плакать по своей старине и прежней воле…

И послали в Псков из Москвы знатных людей, купцов, устанавливать заново пошлины, потому что в Пскове не бывало пошлин; и прислали из Москвы казенных пищальников и караульных; и определили место, где быть новому торгу…

  1. Вече - _____________________________________________________________________________________

  2. Вечевой колокол – это символ_________________________________________________________________

  3. Великий князь - _____________________________________________________________________________

  4. «…плакать по своей старине и прежней воле» - __________________________________________________

  5. Пошлины - _________________________________________________________________________________

  6. Торг - ______________________________________________________________________________________

Ответы:

Вече - собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.

Вечевой колокол – это символ независимости Пскова, свободы города от воли великого князя.

Великий князь - старший по положению князь в древней Руси.

«…плакать по своей старине и прежней воле» - жалеть о том, что ранее свободный город потерял независимость.

Пошлины - косвенные налоги, которые, не образуя взаимосвязанной системы, взимались на территории государства.

Торг - место торговли, рынок в русском городе, где крестьяне и ремесленники продают, покупают, обменивают товары.


  1. Прочитайте отрывок из повести, вставьте географическое название и определите, о каком событии идет речь.

Царь Ахмат, услышав, что князь великий стоит у Оки на берегу со всеми силами, пошел к Литовской земле, обходя реку Оку и ожидая на помощь себе короля или его силы, и опытные проводники вели его к реке _____ на броды. Князь же великий сына своего, и брата, и воевод послал на _____ со всеми силами, и, придя, они стали на _____ и заняли броды и перевозы. А сам князь великий поехал из Коломны на Москву к церквам Спаса и Пречистой Богородицы и к святым чудотворцам, прося помощи и защиты православному христианству, желая обсудить и обдумать это … И молили его великим молением, чтобы он крепко стоял за православное христианство против басурман.

Ответ: ______________________________


  1. Прочитайте отрывок из «Степенной книги» и ответьте на вопросы после текста.

На двадцатом году возраста своего, видя государство в великой тоске и печали от насилия сильных и от неправд, умыслил царь привести всех в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы, разорить неправды, утолить вражду, приказал он собрать своё государство из городов всякого чина.

Когда выборные съехались, в воскресный день вышел с крестами на Лобное место и после молебна начал говорить митрополиту: «Молю тебя, святый владыко! Будь мне помощник и любви поборник. Знаешь сам, что я после отца своего остался четырёх лет, после матери восьми; родственники меня не берегли, а сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были».

В это время расположение царя к Алексею Фёдоровичу достигло высшей степени: в тот самый день, в который говорена была речь к народу, пожаловал Алексея Фёдоровича и сказал ему: «Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи души моей. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно…, боясь суда Божия; избери судей правдивых от бояр и вельмож».


  1. Каким термином в исторической науке характеризуется такое правление: «сильные мои бояре и вельможи обо мне не радели и самовластны были», и как оно повлияло на развитие государства.

_______________________________________________________________________________________________________

(Боярское правление, оно ослабило Российское государство, потому что между боярами велась постоянная борьба за власть).

  1. Назовите имя митрополита, который поддерживал деятельность Ивана Грозного.

______________________________________

(Макарий)

  1. О каком главном приближенном Ивана Грозного идет речь в тексте? Назовите фамилию государственного деятеля.

______________________________________

(Алексей Адашев)

  1. Каким термином называется совет приближенных Ивана Грозного? Кто, кроме упомянутых в тексте лиц, входил в совет?

________________________________________

(Избранная рада. Курбский, Воротынский, Шереметьев, Висковатый)


  1. Прочитайте отрывок из документа, назовите его и определите дату создания.

57. О крестьянском отказе. А крестьянам отказываться (переходить) из волости (в волость), из села в село в один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и в течение недели после Юрьева дня осеннего (26 ноября). Пожилое за дворы (крестьяне пусть) платят в полях из расчета рубль за двор, а в лесах полтина (за двор). Если какой-либо крестьянин поживет за кем-нибудь год и уйдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожилое за) четверть двора; если поживет два года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожилое за) полдвора; если поживет три года и пойдет прочь, то (пусть) он заплатит (пожилое за) три четверти двора; если поживет четыре года, то (пусть) он заплатит (пожилое) за весь двор.

Ответ: Судебник 1947г.


  1. Прочитайте отрывок из произведения «Временник Ивана Тимофеевича» и определите, о каком событии идет речь.

Как волков от овец, отделил он любезных ему от ненавидимых им, дав избранным воинам подобные тьме знаки: всех их он от головы до ног облек в черное одеяние и повелел каждому иметь у себя таких же, как и одежды, коней; всех своих воинов он во всем уподобил бесоподобным слугам.

Ответ: опричнина.


  1. Прочитайте отрывок из документа, назовите его и определите дату создания.

Лета 7106-го … царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, … давати суд и сыскивати накрепко всяими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

Ответ: Указ о беглых крестьянах, 1597 г.

  1. Прочитайте отрывок из «Письма о нелюбках» и выберите верные утверждения.

…нача старец Нил глаголати, чтобы у монастырей сел не было, а жили бы чернецы по пустыням, а кормили бы ся рукоделием, т. е. чтобы у них не было земельных имений с рабочим народонаселением, а чтобы монахи свои небольшие участки земли обрабатывали своими собственными руками…

  1. Проповеди нестяжателей совпадали с политикой Ивана III, который пытался лишить церковь части земельных владений.

  2. Государство поддержало нестяжателей, так как они хотели провести секуляризацию церковных земель.

  3. Нил Сорский – основатель еретического течения иосифлян.

  4. Государство поддержало иосифлян, так как они провозгласили первенство княжеской власти во всех вопросах, включая церковные.


Приложение 2.

Контрольная работа по Истории России 7 класс по разделу «Россия в XVI веке».

Вариант 2.

  1. Прочитайте отрывок из «Хождения за три моря» и назовите автора.

«Налгали мне псы бусурманы, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дешево, но зато пошлины большие да на море разбойников много».

«Познакомился я со многими индусами (на языке того времени — индеянами) и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали… Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится».

______________________________________________________________________


  1. Прочитайте отрывок из документа и заполните таблицу.

Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах.

О торговле. Товары, которые вывозятся оттуда в Германию, суть меха и воск, в Литву и Турцию - кожи, меха и длинные белые зубы животных, которых они сами называют моржами и которые живут в Северном море; из них обыкновенно турки искусно делают рукоятки кинжалов… В Татарию вывозятся седла, узды, одежды, кожи; оружие же и железо вывозятся только украдкой или по особому позволению областных начальников, в другие, северо-восточные страны. Однако они возят к татарам суконные и полотняные одежды, ножи, топоры, иглы, зеркала, кошельки и т. п. Торгуют они с большими обманами и хитростями и не скоро кончают торг, как писали некоторые.

Занятие

Место или зона распространения

Описание

подсечно-огневая система

Северо-восточная и Северная Русь

Система земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений.

Пашенное земледелие с трехпольным севооборотом


Вся территория Российского государства

Поле делилось на три участка: для яровых, для озимых и третий незасеянный участок «отдыхал».


Промыслы


В общинах казаков, а также в северных районах (Псков, Новгород)

Охота (соболя, куницы, молодые бобры, бурые, черные и рыжие лисицы, выдры, горностаи и олени), рыболовство, бортничество, скотоводство.

Военная добыча/жалование

Запорожская Сечь

Казаки получали деньги, хлеб, боеприпасы от государства, заинтересованного в охране своих рубежей от набегов татар, а также получали добычу при набегах.


Ремесло


Российские города (Псков, Новгород, Ярославль, Тула, Смоленск и др.)

Селились слободами, в зависимости от специальности: кожевенники, сбитенщики, булочники, сапожники, гончары, плотники, столяры и т.д.


Торговля


Российские города (Псков, Новгород, Ярославль, Тула, Смоленск и др.)

Множество городских и деревенских рынков, ярмарки, где ремесленники продавали свои изделия, а крестьяне – овощи, мясо, рыбу. В международной торговле использовались купцы.


  1. Прочитайте отрывок из документа и назовите различия и сходства русского самодержавия и европейского абсолютизма.

Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московитских делах.

Они открыто признают, что воля князя есть воля Бога и что князь делает, то делает по воле Божией… и, наконец, верят, что он есть исполнитель воли Божией. Оттого сам князь, когда его умоляют о каком-нибудь заключенном или в другом важном деле, обыкновенно отвечает: будет освобожден, когда Бог велит… Неизвестно, такая ли загрубелость народа требует тирана государя или от тирании князя этот народ сделался таким грубым и жестоким. Почти всех гнетет он тяжким рабством, так что тот, кому он приказал быть у себя во дворце, или идти на войну, или отправлять какое-нибудь посольство, принужден исполнять свою должность на свой счет, исключая юношей, боярских детей.


Линии сравнения

Западная Европа

Россия

Землевладение

Развитие феодального землевладения и заинтересованность феодалов в сильной центральной власти

Власть монарха

Абсолютизм

Самодержавие

Представитель Бога на земле, усиление роли монарха во всех сферах жизни.

Военное дело

Регулярная армия

Ополчение

Внешняя угроза

В связи с развитием колониализма, конфликты выходят за пределы Европы.

Постоянная угроза со стороны Орды и кочевых племен

Роль церкви

Контроль над монархом со стороны папы римского, католицизм.

Церковь – союзник и один из столпов власти великого князя и государя.

Роль государства в сословной системе

Система вассалитета

Система государственного подданства

Экономическая система

Товаро – денежные отношения

Господство натурального хозяйства


  1. Прочитайте отрывок из документа и вставьте имя русского монарха.

Паоло Джовио. Книга о Московитском посольстве

__________ не имеет еще полных сорока семи лет от роду и заслуживает предпочтения перед своими предками особо красивой наружностью, выдающимися духовными качествами, любовью и расположением к подданным и ратными подвигами. Так, он вышел победителем из шестилетней борьбы с ливонцами… Также и поляков, сряду в начале своего правления, он разбил в бою… А против татар… московиты сражались с неоднократным успехом, сильно мстя им за обиды, причиненные их внезапными набегами.

(Василий)


  1. Прочитайте отрывок из документа и впишите имя государственного деятеля.

«История провинции Ливония» летописца Б. Руссова

56. Как русские овладевают Смоленском, 1514 г. Так как город Смоленск вместе с замком были хорошо укреплены против нападений, то московит не мог силой взять их, хотя он сам лично, а также и его войско многократно пытались сделать это; однако случилось, к счастью великого князя, что знаменитый князь _____________, княжество которого лежало около Смоленска, и на племяннице которого был женат упомянутый великий князь московский, по некоторым причинам отложился от своего ленного господина, короля польского, и перешел к московиту. Этот ____________ обещал великому князю Василию, что если упомянутый великий князь предоставит ему в наследственный лен все смоленское княжество вместе с городом Смоленском, то он отнимет Смоленск у короля польского и даст его под защиту великого князя. Это была приятная услуга для московита. Поэтому он, не задумываясь долго, на вечные времена отдал упомянутому князю княжество вместе с городом Смоленском в наследственный лен.


  1. Прочтите отрывок из царской грамоты 1582г и укажите фамилию семьи купцов и промышленников, которым эта грамота была адресована.

…Писал к нам из Перми Василей Пелепелицын, что послали вы из острогов своих волжьских атаманов и казаков Ермака с товарищи воевати вотяки и вогуличи и Пелынские и Сибирские места сентября в 1 день, а в тот же день собрався Пелынской князь с сибирскими людьми и с вогуличи, приходил войною на наши Пермьские места, и к городу к Чердыни к острогу приступал, и наших людей побили, и многие убытки нашим людем починили. И то зделалось вашею изменою: вы вогуличь и вотяков и пелынцов от нашего жалованья отвели, и их задирали и войною на них приходили, да тем задором с Сибирским салтаном ссорили нас, а волжских атаманов, к себе призвав, воров, наняли в свои остроги без нашего указу. И мы послали в Пермь Воина Оничкова, а велели тех казаков Ермака

с товарыщи взяв, отвести в Пермь и в усолье в Камское, и туто им стоять велели, разделяся, и из тех мест на Пелынскаго князя зимою на нартах ходить воевать велели есмя тем всем казаком и пермичам и вятчаном с своими посланники с Воином с Оничковым да с Иваном с Глуховым, чтоб вперёд воинские люди, пелынцы, и отяки, и вогуличи с сибирскими людьми на наши земли войною не пришли и нашие земли не извоевали…

1) Демидовы

2) Строгановы

3) Мамонтовы

4) Морозовы


  1. Прочитайте отрывок из документа, назовите его и определите дату создания.

Лета 7106-го … царь и великий князь Фёдор Иванович всеа Русии указал. Которые крестьяне из-за бояр, и из-за дворян, и из-за приказных людей и из-за детей боярских, и из-за всяких людей, ис поместей, и из вотчин, ис патриарховых, и из митрополичих, и изо владычних, и из монастырьских вотчин выбежали до нынешнего 106-го году за пять лет, — и на тех беглых крестьян в их побеге и на тех помещиков и вотчинников, за кем они, выбежав, живут, тем помещиком, из-за ково они выбежали, … давати суд и сыскивати накрепко всяими сыски. А по суду и по сыску тех крестьян беглых з жёнами и з детми и со всеми их животы возити их назад, где хто жил.

Ответ: Указ о беглых крестьянах, 1597 г.


  1. Прочитайте отрывок из произведения «Временник Ивана Тимофеевича» и определите, о каком событии идет речь.

От замысла, (исполненного) чрезмерной ярости на своих рабов, он сделался таким, что возненавидел все города земли своей и в гневе своем разделил единый народ на две половины, сделав как бы двоеверным, — одних приближая, а других отстраняя, оттолкнув их как чужих, (так что) из-за его запрещения многие города не смели совсем и именем его называться; всю землю своей державы он, как топором, рассек на две половины.

Ответ: опричнина.


  1. Прочитайте отрывок из «Иного сказания» и впишите имя российского монарха.

Великие бояре, происходящие от скипетродержавного корня, родственники великому государю царю и великому князю Фёдору Ивановичу всея Руси и сами достойные принять скипетр, не захотели избрать царя между собой, но отдали решение на волю народа, ибо они и так были при царях велики, и честны, и славны, не только в великой Руси, но и в иных странах. И даже те, кто не хотел ______________, не смели против него говорить из-за его злого и лукавого нрава. Собранные же многие люди к честной лавре ________________ сторонниками были принуждаемы молить великую государыню инокиню Александру бить челом и просить на государство брата её ________________.

И патриарх, видя народное усердие и тщание, более всех захотел _______________ на государство, и ______________ сторонники и доброхоты принуждали к этому патриарха Иова. И патриарх со всем освящённым собором берёт святые иконы и пешком несут их туда, где народ молил ______________. Он же будто устыдился и принимает скипетр Российской державы, и венчался царским венцом в 1598 году, сентября в 3 день, и царствовал семь лет.

Ответ: Борис Годунов.


  1. Прочитайте отрывок из обращения патриарха Константинопольского Иеремии II (Траноса) царю Феодору Иоанновичу и определите, о какой религиозной концепции идет речь в тексте? Кто автор концепции?

По истине в тебе, благочестивый царь, пребывает Дух Святый, и от Бога такая мысль тобою будет приведена в дело, ибо Древний Рим пал Аполлинариевой ересью, а второй Рим, Константинополь, находится в обладании внуков агарянских, безбожных турок: твое же великое Российское царство, III Рим, превзошло всех благочестием, и все благочестивыя царства собрались в твое царство, и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей вселенной у всех христиан.

Ответ: концепция «Москва – третий Рим», монах Филофей.