КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО». 10 класс. ВАРИАНТ 2 ВА
1. Человека от любого животного отличает способность к:
1) обмену информацией с себе подобным;
подражанию (усвоению форм и поведения других);
сотрудничеству (совместному изготовлению орудий труда);
4) передаче и взаимному усвоению различных эмоциональных состояний.
2. Понятие «индивид» обозначает:
любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;
социальную индивидуальность, неповторимость, которая формируется в процессе воспитания и деятельности человека под влиянием конкретной социокультурной среды.
3. Понятие «личность» обозначает:
единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;
человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.
4. Постоянным внутренним побудителем всякой активности человека выступают:
мотивы;
цели;
потребности;
способности.
5. Какой признак является лишним в перечне свойств человека как личности:
ценностная ориентация;
возраст;
разумное поведение;
активность.
6. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. В человеке самой природой заложено умение жить в обществе.
Б. Личность может формироваться только в человеческом обществе.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
7. Верны ли следующие суждения о социализации человека?
А. Социализация осуществляется в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств в жизни.
Б. Социализация осуществляется в результате целенаправленного воздействия общества через систему образования.
верно только А; 3) верны оба суждения;
верно только Б; 4) оба суждения неверны.
8. Верны ли следующие суждения о человеческой деятельности?
А. Взаимодействие с окружающим миром — специфическая характеристика человеческой деятельности.
Б. Человеческая деятельность имеет цели и мотивы.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
9. Признаком человеческой деятельности, отличающей ее от поведения животных, является:
проявление активности;
целеполагание;
приспособление к среде обитания;
взаимодействие с окружающим миром.
10. Творчество, в широком смысле — это:
деятельность, порождающая нечто новое;
изобретательская деятельность;
рационализаторская деятельность;
деятельность, порождающее нечто новое, социально значимое.
11. Что понимает большинство философов под смыслом жизни?
вопрос о том, зачем живет человек;
картину мира личности;
вопрос о том, как достичь счастья;
вопрос о том, что есть жизнь.
12. Тип мировоззрения, отличительная особенность которого состоит в разработке теоретически и фактически обоснованной картины мира:
1) обыденный;
2) научный;
3) религиозный;
4) гуманистический
13. Верны ли суждения о самопознании?
А. Самопознание невозможно, поскольку объект такого познания постоянно меняется.
Б. Самопознание возможно, несмотря на изменчивость самого объекта познания.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны верны оба суждения;
14. Верны ли следующие суждения о свободе личности?
А. Свобода человека проявляется в осознанном выборе при принятии решений.
Б. Единственным ограничением свободы человека являются его моральные принципы.
1) верно только А; 3) верны оба суждения;
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны верны оба суждения;
15. Понятие «динамичная система» относится:
только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;
только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.
16. Понятие «общество» не включает в себя положение:
часть материального мира;
система;
формы объединения людей;
природная среда.
17. Что характеризует общество как динамичную систему:
стабильность элементов;
неизменность социальных групп;
обособленность от природы;
обновление социальных форм.
18. Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества:
1) принятие нового Трудового кодекса;
2) влияние рек на хозяйственную жизнь славян;
3) установление прожиточного минимума;
4) предоставление льгот ветеранам войны.
19. К материальной культуре относят:
здания;
знания;
символы;
нормы.
20. Первоначальное значение слова «культура» — это:
создание искусственных материалов;
возделывание почвы;
правила поведения в обществе;
создание художественных произведений
21. Демографические изменения в государстве отражают прежде всего проявление сферы жизни общества:
экономической; 3) политико-правовой;
социальной; 4) духовной.
22. Отношения между представителями различных конфессий характеризуют:
экономическую сферу; 3) социальную сферу;
политическую сферу; 4) духовную сферу.
23. Устойчивая совокупность людей, учреждений, деятельность которых направлена на
выполнение общественных функций и строится на основе определенных норм, называется:
1) сферой общественной жизни;
этапом общественного развития;
социальным институтом;
социальным элементом.
24. Прочтите текст и выполните задания после него.
«Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…
Объективная истина в общественных науках, как и естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…
При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.
Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определенен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».
(А.М. Коршунов, В.В. Мантатов)
Задания:
Какие два определения объективной истины даны авторами?
О каких двух особенностях практики, как критерии истины в общественных науках говорится в тексте?
Охарактеризуйте, опираясь на знание курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.
Приведите три примера, подтверждающих три любых утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.