КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО». 10 класс. ВАРИАНТ 1.
1. Важным отличием человека от животных является:
самосознание; 3) рефлексы;
инстинкты; 4) потребности.
2. Индивидуальность — это:
специфические черты, присущие человеку как биологическому организму;
темперамент человека, его характер;
неповторимое своеобразие как природного, так и общественного в человеке;
совокупность человеческих потребностей и способностей.
3. Понятие «личность» обозначает:
единичного конкретного человека, рассматриваемого в качестве биосоциального существа;
любого, кто принадлежит к человеческому роду, поскольку обладает присущими всем людям свойствами и качествами;
субъекта сознательной деятельности, обладающего совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые человек как субъект реализует в общественной жизни;
человека, достигшего совершеннолетия, обладающего всей полнотой прав и свобод, определенных гражданством.
4. И человеку и животному свойственна способность к:
самореализации; 3) самосохранению;
самопознанию; 4) самообразованию.
5. Какой признак является лишним в перечне свойств человека как личности:
профессионализм; 3) определенные моральные нормы;
активность; 4) особенности внешности.
6. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Главным в характеристике личности является общественная сущность.
Б. Новорожденный человек является личностью.
верно только А; 3) верны оба суждения
верно только Б; 4) оба суждения неверны
7. Социализация личности — это:
освоение опыта предыдущих поколений;
вид социальной ответственности;
реализация гражданином своих социальных прав;
моделирование результата социально-преобразующей деятельности.
8. Верны ли следующие суждения?
А. Изменение сознания людей является главной и основной целью практической деятельности.
Б. Изменение сознания людей является главной и основной целью духовной деятельности.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
9. Отличием деятельности человека от жизнедеятельности других живых существ является:
инстинктивное поведение;
эмоциональное переживание;
целеполагание;
подражание.
10. Знание, условия получения которого не осознаются:
творчество; 3) деятельность;
интуиция; 4) воображение.
11. Верны ли суждения о смысле жизни?
А. Проблема смысла жизни и смерти — одна из главных проблем всякой религии.
Б. С религиозной точки зрения, надо прожить жизнь так, как того требует воля Божия.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
12. Тип мировоззрения, отличительной особенно особенностью которого является то, что оно в решающей мере формируется под влиянием жизненных обстоятельств, опирается на личный опыт и здравый смысл:
обыденный;
научный;
религиозный;
гуманистический.
13. Верны ли суждения о самопознании?
А. Самопознание позволяет выявить в человеке его важнейшие особенности, сущность его «Я».
Б. Познавая себя, мы познаем мир, а узнавая мир, ближе подходим к самим себе.
1) верно только А; 3) верны оба суждения
2) верно только Б; 4) оба суждения неверны
14. Верны ли следующие суждения об ответственности личности?
А. Чувство ответственности дано человеку от рождения.
Б. Ответственность является исключительно внутренним качеством и не связана с внешними формами воздействия на человека.
верно только А;
верно только Б;
верны оба суждения;
оба суждения неверны.
15. Понятие «динамичная система» относится:
только к обществу; 3) и к природе, и к обществу;
только к природе; 4) ни к природе, ни к обществу.
16. К основным признакам общества как системы относятся:
природные условия;
отсутствие изменений;
общественные отношения;
этап исторического развития.
17. Что характеризует общество как динамичную систему:
наличие общественных отношений;
связи между подсистемами общества;
саморазвитие;
способы взаимодействия людей.
18. Примером взаимодействия природы и общества является:
1) глобальное потепление климата;
2) изменение демографической ситуации;
3) развитие сферы производства;
4) рост городов.
19. К духовной культуре относят:
знания
предметы быта
3) транспорт
4) оборудование
20. Культурными универсалиями называют:
1) совокупность норм поведения;
2) особенности национальной культуры;
3) совокупность знаний об обществе;
4) некоторые общие черты или формы, присущие всем культурам.
21. К социальной сфере жизни общества относят:
власть, государство;
производство материальных благ;
классы, нации;
наука, религия.
22. Отношения в процессе материального производства можно отнести к:
экономической сфере;
политической сфере;
социальной сфере;
духовной сфере.
23. Из перечисленного важнейшим институтом общества является (-ются):
семья; 3) природа;
право; 4) традиции.
24. Прочтите текст и выполните задания после него.
«Как известно, объективная истина есть содержание знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества; это – адекватное отражение субъектом окружающего мира. Общая характеристика истины применима к любой форме познания – и к естественно-научному, и к социальному отражению. Однако, отмечая общность, следует видеть специфику проявления истины в отражении общественных явлений. Необходимо учитывать особенности и объекта, и субъекта познания, и их отношений…
Объективная истина в общественных науках, как и естествознании, одна. Иначе быть не может, если строго придерживаться критерия научности в социальном познании. Но очевидно также и то, что процесс постижения объективной истины столь же труден, сколь и бесконечен. Развитие социального знания идет путем борьбы противоположных взглядов, концепций и теорий, путем их систематического пересмотра. Единственный объективный критерий истины – это практика…
При этом надо всегда иметь в виду, что критерием истины является не единичный опыт, не единовременный акт проверки, а общественная практика в ее историческом измерении.
Однако практика является относительным критерием социальной истины в том смысле, что она указывает истинность знания только для определенных исторических условий. Критерий практики настолько «определенен», чтобы отличать объективные знания от субъективных мнений и идеалистических заблуждений, чтобы стимулировать творческое развитие социального познания, и в то же время настолько «неопределенен», чтобы не позволять знаниям человека превратиться в «абсолют».
(А.М. Коршунов, В.В. Мантатов)
Задания:
Какие два определения объективной истины даны авторами?
О каких двух особенностях практики, как критерии истины в общественных науках говорится в тексте?
Охарактеризуйте, опираясь на знание курса, особенности объекта, субъекта и результатов социального познания.
Приведите три примера, подтверждающих три любых утверждения авторов (по вашему выбору). В каждом случае напишите сначала утверждение, а затем – соответствующий пример.