СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольная работа по теме "Паронимы" 11 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: определить уровень   сформированности у учащихся  понятия о лексической норме (употребление в речи паронимов)

Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по теме "Паронимы" 11 класс»

Составитель: Богомолова Е. В., учитель русского языка и литературы МГБОУ лицея № 2.



Контрольная работа

Тема: Паронимы и паронимия

Тип работы: тестирование

Вид контроля: итоговый

Цель: определить уровень сформированности у учащихся понятия о лексической норме (употребление в речи паронимов)

Задачи: проверить такие речевые умения учащихся, как грамматическое конструирование, комбинирование языковых единиц на основе семантических связей, контекстное разграничение узуального и неузуального употребления паронимов в речи, классификация средств выразительности.

Год обучения: 10

Описание заданий: работа состоит из 4-х заданий. Задание 1 – подбор паронимической пары к исходному слову проверяет сформированность понятия паронимии как языкового феномена и является подготовительным для выполнения заданий высокой степени сложности. Задание 2 – определение лексической сочетаемости единиц. Задание позволяет проверить умение грамматического конструирования более сложных языковых единиц и комбинирования слов на основе их лексической сочетаемости, что является облигаторным признаком разграничения паронимов в речи. Задание 3 – разграничение паронимов в контексте. Предложенная форма работы соответствует экзаменационному заданию (А2) и проверяет умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка. Задание 4 – анализ средств выразительности является заданием высокой степени сложности и проверяет умение оценивать письменное высказывание с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

Содержание работы:

1. Подберите паронимическую пару к словам:

невежа - …; абонемент - …; орудие - …; жар - …; гарант - …; горячий - …; дефектный - …; жестокий - …; скрытый ( о вещи) - …; эффектный - …; динамичный - …; лакированный - …; максималистский - …; обидный - …; оборонительный - …; ограничительный - …; опасливый - …; отборный - …; памятливый - …;почтенный - …; поэтический - …; правдивый - …; практический - …; рассудительный - …; рассыпной - …; реалистический - …; редакторский - …; рекомендательный - …; рискованный - …; рыбий - …; сборный - …; жёстко - …; сыто - …; безответно - …; надеть - …; нарушить - …; обосновать - …; обсудить - …; освоить - …; предоставить - …; сигнализировать - … .

2.Составьте словосочетание, подобрав к паронимам подходящие по смыслу слова-распространители:

Враждебный или вражеский?

Полк, армия, тактика, стратегия, политика, оборона, наступление, атака, расположение, позиция, пехота, авиация, артиллерия, дивизия, техника, оружие, танк, бомба, миномёт, автомат, пуля, выстрел, засада, огонь, лагерь, окоп, траншея, землянка, архив, документы, снайпер, разведчик, наблюдатель связной, пулемётчик, парламентёр

Встряхнуть или стряхнуть?

Людей, брата, ковёр, артиста, дорожку, больного, скатерть, простыню, туристов, плед, солдат, одежду, альпинистов, плащ

Выбор или выборность?

Невесты, жениха, депутатов, судей, подруги, развлечений, ректора, ветвей власти, костюма, одежды, должностей, подарка

Высокий или высотный?

Гость, дом, доверие, сооружение, честь, гостиница, награда, телебашня, пост, строительство, положение, роль, стиль, язык, помыслы, вдохновение, литература , чувство, идеалы, тема, порыв

Информативность или информатизация?

Сообщение, общество, доклада, страна, лекция, политика, выступление, народное хозяйство, высказывание, текст, статья, экономика, почерк, интенсивная, низкая, недостаточная, нужная, необходимая, осуществить, определить, финансировать, выявить, обеспечить, оценить, ускорить, усилить, распространить, увеличить, направить, уменьшить

3. Разграничьте паронимы

В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?

1)Заяц – осторожный, ПУГЛИВЫЙ зверь, спасающийся от любой опасности стремительным бегством.

2) Дед Ермолай ПУГЛИВЫМ отродясь не был: на медведя зимой ходил с одной рогатиной.

3) На ПУГЛИВОГО да ленивого одно лекарство – кнут.

4)ПУГЛИВЫЙ змеёй и верёвки боится.

В каком предложении вместо слова ОТЧЁТЛИВЫЙ нужно употребить ОТЧЁТНЫЙ?

1)Стрельников услышал ОТЧЁТЛИВЫЙ гул канонады.

2)ОТЧЁТЛИВЫЙ звук гудка уплывающего теплохода больно отозвался в сердце ЗИМИНА.

3)Тяжёлые, ОТЧЁТЛИВЫЕ шаги послышались на лестнице.

4)ОТЧЁТЛИВОЕ собрание председателей домовых комитетов решили провести в мае.

В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

  1. Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.

  2. Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно сменялась подавленностью.

  3. Он был ИСКУСНЫМ оратором, и его всегда слушали с большим вниманием.

  4. ИСКУСНЫЙ пловец успешно преодолевает эту дистанцию.

В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1)Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен.

3)Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.

4)ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.

В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

1)Нобелевская премия – ПРИЗНАНИЕ выдающихся заслуг физика Жореса Алфёрова.

2)Его любовное ПРИЗНАНИЕ смутило женщину до слёз.

3) Учительница горячо защищала Вовку, и он испытывал к ней глубокое чувство ПРИЗНАНИЯ.

4)Мальчишки бросились врассыпную, и это было ПРИЗНАНИЕМ несомненной моей победы.

В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?

1)Это моё ДОБРОВОЛЬНОЕ решение – служить в армии.

2) Только свободный, ДОБРОВОЛЬНЫЙ труд делает человека счастливым.

3)ДОБРОВОЛЬНАЯ армия белогвардейцев отчаянно сражалась с красными на юге России.

4)ДОБРОВОЛЬНАЯ помощь пострадавшим – благородное дело.

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1)Долгое время ребятам не удавалось ОСВОИТЬ понятие паронимов.

2)Во время практики на производстве мы можем ОСВОИТЬ новейшие технологии.

3)Оказалось, что этот человек в совершенстве ОСВОИЛ приёмы ведения тайных дел.

4)Первопроходцам трудно ОСВОИТЬ новые земли.

В каком предложении вместо слова ДОВОЛЬНО нужно употребить ДОСТАТОЧНО?

1)Работа постового милиционера ДОВОЛЬНО опасная.

2)Первые рассказы писателя ДОВОЛЬНО примитивны и по форме, и по содержанию.

3)Мой дядя ДОВОЛЬНО долго работал репортёром в газете.

4)Занятых денег будет ДОВОЛЬНО для покупки нового автомобиля.



4.Как называется стилистическая фигура, использованная в предложениях:

1)И без того жёсткий порядок стал жестоким. (А. С. Пушкин)

2) Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? (А. С. Пушкин)

3)Нечего их ни жалеть, ни жаловать. (А. С. Пушкин)

4)Начнут гладью, а кончат гадью. (Н. В. Гоголь)



Ответы:

1.Подберите паронимическую пару к словам:

невежа –невежда; абонемент -абонент; орудие - оружие; жар -жара; гарант - гарантия; горячий - горячительный; дефектный - дефективный; жестокий - жёсткий; скрытый ( о вещи) - скрытный; эффектный - эффективный; динамичный - динамический; лакированный - лаковый; максималистский - максимальный; обидный - обидчивый; оборонительный - оборонный; ограничительный - ограниченный; опасливый - опасный; отборный - отборочный; памятливый - памятный; почтенный - почётный; поэтический - поэтичный; правдивый - правильный; практический - практичный; рассудительный - рассудочный; рассыпной - рассыпчатый; реалистический - реалистичный; редакторский - редакционный; рекомендательный - рекомендованный; рискованный - рисковый; рыбий - рыбный; сборный - сборочный; жёстко - жестоко; сыто - сытно; безответно - безответственно; надеть - одеть; нарушить - разрушить; обосновать - основать; обсудить - рассудить; освоить - присвоить; предоставить - представить; сигнализировать - сигналить .

2.Составьте словосочетание, подобрав к паронимам подходящие по смыслу слова-распространители:

Враждебный

вражеский

политика, позиция

Полк, армия, тактика, стратегия, оборона, наступление, атака, расположение, пехота, авиация, артиллерия, дивизия, техника, оружие, танк, бомба, миномёт, автомат, пуля, выстрел, засада, огонь, лагерь, окоп, траншея, землянка, архив, документы, снайпер, разведчик, наблюдатель, связной, пулемётчик, парламентёр .

Встряхнуть

Стряхнуть

Людей, брата, артиста больного, туристов, солдат, альпинистов

ковёр, дорожку скатерть, простыню, плед, одежду, плащ

Выбор

Выборность

Невесты, жениха, подруги, развлечений, костюма, одежды, подарка


депутатов, судей, ректора, ветвей власти, должностей

Высокий

Высотный

Гость, доверие, честь, награда, пост, положение, роль, стиль, язык, помыслы, вдохновение, литература , чувство, идеалы, тема, порыв

дом, сооружение, гостиница, телебашня, строительство

Информативность

Информатизация

Сообщения, доклада, лекции, выступления, высказывания, текста, статьи, почерка, недостаточная, определить, выявить, усилить, оценить, увеличить, уменьшить

общества, страны, политики, народного хозяйства, экономики, интенсивная, низкая, нужная, необходимая, осуществить, финансировать, обеспечить, ускорить, распространить, направить



3. Разграничьте паронимы

В каком предложении вместо слова ПУГЛИВЫЙ нужно употребить ПУГАНЫЙ/ПУГАННЫЙ?

4)

В каком предложении вместо слова ОТЧЁТЛИВЫЙ нужно употребить ОТЧЁТНЫЙ?

4)

В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?

2)

В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

4)

В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

3)

В каком предложении вместо слова ДОБРОВОЛЬНЫЙ нужно употребить ДОБРОВОЛЬЧЕСКИЙ?

3)

В каком предложении вместо слова ОСВОИТЬ нужно употребить УСВОИТЬ?

1)

В каком предложении вместо слова ДОВОЛЬНО нужно употребить ДОСТАТОЧНО?

4)

4.Как называется стилистическая фигура, использованная в предложениях:

1)И без того жёсткий порядок стал жестоким. (А. С. Пушкин)

2) Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? (А. С. Пушкин)

3)Нечего их ни жалеть, ни жаловать. (А. С. Пушкин)

4)Начнут гладью, а кончат гадью.(Н. В. Гоголь)

парономазия



Литература:

  1. Баронова М. М. Русский язык: Задания с выбором ответа: Часть А: темы «Орфоэпия», «Словообразование», «Лексика и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Орфография», «Пунктуация», «Текст», «Языковые нормы». – М. : АСТ:Астрель, 2011. - 158с.

  2. Бельчиков Ю. А. словарь паронимов русского языка. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО 2Издательство Астрель», 2004. - 458 с.

  3. Егораева Г. Т.Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий и методических рекомендаций. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 - 420 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!