Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».
Цель: Проверить знания и умения учащихся по разделу «Синтаксис и пунктуация».
Развивать умение работать самостоятельно.
Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий.
Выполнил ученик (ца) 5 класса ____________________________.
Выпишите словосочетания. Обозначьте главное и зависимое слово, укажите, именное или глагольное.
Чахлая рябина мокнет под дождем. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Но давно под травой иссякли болтливые воды. ________________________________________________________________________________________________________________________________
Седой туман клубится тяжко над рекой.
_______________________________________________________________
__________________________________________________________________
В ясной тишине проходят тучки чередой ленивой.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите вид предложений по цели высказывания.
В небе выше самолета встали круглые ворота. (__________________)
Кто их строил в вышине? (____________________) Кто раскрасил так красиво? (____________________) Я бегу, бегу вперед, не могу догнать ворот! (____________________________)
Расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите обращения.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти косонька до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти коса не путайся, -
Маму дочка слушайся.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Правильно оформите прямую речь.
Стала Маша гостей созывать:
И Иван приди, и Степан приди,
И Сергей приди, и Матвей приди,
А Никитушка – ну , пожалуйста!
5. Распространите предложения.
Наступила весна. Выглянуло солнце. Зазеленела трава. Прилетели птицы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Расставьте знаки препинания. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения. Составьте схемы.
Подула зима холодом сорвала листья с деревьев и разметала их по дороге. _______________Собрались птицы покричали и полетели за высокие горы в теплые края._________________ Остались только воробьи вороны галки чижи и синички.___________________ Накинулась зима на зверей запорошила снегом поля завалила сугробами леса и посылает мороз за морозом._________________________ Морозы бойко бегут сердито молотками постукивают по озерам прудам рекам и морям мосты строят.
Синтаксический разбор предложения.
Дальше тянулись желтые огни деревни. _____________________________
Разобрать сложное предложение, составить схему.
Бывает в природе полная тишина, и вдруг зашепчутся на дереве листочки.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Из предложенных предложений составьте сложносочиненное и сложноподчиненное.
Ночью ударил мороз. Цветы к утру замерзли.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте и запишите предложения по схемам.
, и . ________________________________________________________________________________________________________________________________
Пь . ________________________________________________________________________________________________________________________________
____ и .
____________________________________________________________________________________________________________________________________
А: «П». ____________________________________________________________________________________________________________________________________