ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум»
Утверждаю ______________________________________ Ф.И.О. руководителя ОУ ______________________________________ подпись «____» _________________ 20___г. |
Контрольно-измерительные материалы
для проведения промежуточной аттестации
по предмету
ОДБ.06. «Естествознание»
в рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
по специальности СПО 080214 «Операционная деятельность в логистике»
Рыльск 2013 г.
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине ОДБ.06. «Естествознание» составлен на основе требований Федерального образовательного стандарта среднего профессионального образования, Типового положения об образовательном положении среднего профессионального образования (утв. Постановлением Правительства РФ 18 июля 2008 года №543) и рекомендации ФИРО.
Разработчики:
ОБОУ СПО «Рыльский аграрный техникум», преподаватель Кузьменко И.В., Дягилева А.В.
Эксперты от работодателя:
_______________________________________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_______________________________________________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
1. Паспорт контрольно-измерительных материалов
1.1. Область применения контрольно-измерительных материалов
Контрольно-измерительные материалы предназначены для оценки результатов освоения дисциплины ОДБ.06. «Естествознание»
1.2. Проверяемые результаты обучения
Код | Результаты освоения (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результата |
| Уметь: Приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: | |
У1 | Атомно-молекулярное строение вещества; | Умение объяснять атомно-молекулярное строение вещества; |
У2 | Существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей; | Умение объяснять существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей |
У3 | Волновые и корпускулярные свойства света; | Умение объяснять волновые и корпускулярные свойства света; |
У4 | Необратимость тепловых процессов; | Умение объяснить необратимость тепловых процессов; |
У5 | Зависимость свойств вещества от структуры молекул; | Умение анализировать зависимость свойств вещества от структуры молекул; |
У6 | Зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов; | Умение определять зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов; |
У7 | Клеточное строение живых организмов; | Умение объяснять клеточное строение живых организмов; |
У8 | Роль ДНК как носителя наследственной информации; | Умение объяснять роль ДНК как носителя наследственной информации |
У9 | Эволюцию живой природы; | Умение объяснять эволюцию живой природы; |
У10 | Взаимосвязь компонентов экосистемы; | Умение анализировать взаимосвязь компонентов экосистемы; |
У11 | Влияние деятельности человека на экосистемы. | Умение анализировать влияние деятельности человека на экосистемы. |
| Знать: смысл понятий: | |
З1 | Естественнонаучный метод познания; | Знание естественнонаучный метод познания; |
З2 | Электромагнитное поле; | Знания о электромагнитном поле; |
З3 | Электромагнитные волны; | Знание о электромагнитных волнах; |
З4 | Эволюция Вселенной | Знание о эволюции Вселенной; |
З5 | Химическая связь; | Знания о химической связи; |
З6 | Химическая реакция; | Знания о химической реакции; |
З7 | строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | знать строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; |
З8 | сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | Знание биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; |
1.3. Таблица сочетаний проверяемых знаний и умений
Результаты освоения (объекты оценивания) | Основные показатели оценки результатов | № варианта |
У-1 | Умение объяснять атомно-молекулярное строение вещества; | |
У-2 | Умение объяснять существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей; | №2 |
У-3 | Умение объяснять волновые и корпускулярные свойства света; | №1 |
У-4 | Умение объяснить необратимость тепловых процессов; | №2 |
У-5 | Умение анализировать зависимость свойств вещества от структуры молекул; | №1 |
У-6 | Умение определять зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов; | №2 |
У-7 | Умение объяснять клеточное строение живых организмов; | |
У-8 | Умение объяснять роль ДНК как носителя наследственной информации | |
У-9 | Умение объяснять эволюцию живой природы; | |
У-9 | Умение анализировать взаимосвязь компонентов экосистемы; | |
У-10 | Умение анализировать влияние деятельности человека на экосистемы. | |
З-1 | Знание естественнонаучный метод познания; | |
З-2 | Знания о электромагнитном поле; | |
З-3 | Знание о электромагнитных волнах; | |
З-4 | Знание о эволюции Вселенной; | |
З-5 | Знания о химической связи; | |
З-6 | Знания о химической реакции; | |
З-7 | знать строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; | |
З-8 | Знание биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; | |
Вариант 1.
Часть I.
При выполнении заданий I части, нужно выбрать один правильный ответ из четырех. Правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы по разделу: «Физика»
1. Указать, в каких из приведенных ниже случаев изучаемое тело можно принять за материальную точку:
а) при расчете дальности полета снаряда; б) вычисляют давление трактора на грунт;
в) определяют объем стального шарика; г) во всех перечисленных случаях
2. Автомобиль массой 103кг движется равномерно по мосту на высоте 10м над поверхностью Земли. Скорость автомобиля равна 10 м/с. Чему равна кинематическая энергия автомобиля?
а) 105 Дж; б) 104 Дж: в) 5∙104Дж; в) 5∙103Дж
3. Две тележки движутся навстречу друг другу по гладкой дороге. Для расчета модуля скорости их движения после сцепки можно воспользоваться:
а) законом сохранения механической энергии;
б) законом сохранения импульса;
в) и законом сохранения механической энергии, и законом сохранения импульса;
г) среди приведенных ответов нет правильного
4.Что называют броуновским движением:
а) движение частиц б) беспорядочное движение частиц
в) беспорядочное движение частиц взвешенных в жидкости или газе в) тепловое движение
5. Какое значение температуры по шкале Цельсия соответствует 200 К по абсолютной шкале Кельвина?
а) -473oC б) -73oC в) +73oC г) +473oC
6. Процесс, происходящий при постоянном давлении, называется…
а) изобарным б) изотермическим в) изохорным г) адиабатным
7. Тепловая машина за один цикл получает от нагревателя количество теплоты 10 Дж и отдает холодильнику 6 Дж. КПД машины….
а)40%, б) 60 %, в)38 %, г) 67 %
8. Материалы, в которых нет свободных электрических зарядов, называются
а) Диэлектриками б) Проводниками в) Парамагнетиками г) Диамагнетиками
9. Чему равна сила тока в проводнике, если за 3 секунды через его поперечное сечение переносится заряд 6Кл?
а) 1,8А б) 0,5А и) 18А г) 2А
10. Магнитное поле создаётся:
а) Только постоянными магнитами б) Только проводником с током
в) Постоянными магнитами и проводниками с током г) Среди ответов нет верного
11. При строительстве атомных электростанций необходимо решать следующую экологическую проблему:
а) уменьшении стоимости строительства;
б) предотвращение радиоактивных выбросов в атмосферу;
в) уменьшение габаритов ядерного реактора;
г) оценка запасов расцепляющихся материалов.
Вопросы по разделу: «Химия с элементами экологии»
1. С водой не взаимодействует:
а) Са; б) Hg; в) Na; г) K.
2. При взаимодействии СО2 с водой образуется:
а) соль; б) кислота; в) оксид; г) основание.
3. Формула гидроксида цинка:
а) ZnO; б) Zn (OH)2; в) Zn (NO3)2; г) ZnCl2.
4. Выберите бескислородные кислоты:
а) H2 S; б) H3 PO4; в) H2 SO3; г) H NO3.
5. Выберите формулу сернистой кислоты:
а) H2 S; б) H2 SO3; в) H2 SO4; г) Н2 SiО3.
6. Какую функции углеводы выполняют в клетке:
а) энергетическую и строительную;
б) строительную, энергетическую и защитную;
в) строительную, энергетическую, транспортную, функцию узнавания;
г) энергетическую, запасающую, структурную и защитную.
7. К моносахаридам относятся:
а) рибоза, сахароза, мальтоза; б) крахмал, гликоген, дезоксирибоза;
в) глюкоза, фруктоза, рибоза; г) сахароза, мальтоза, лактоза.
8. Белки – биологические полимеры, мономерами которых являются:
а) нуклеатиды; б) моносахариды; в) аминокислоты; г) АТФ.
9. Из-за накопления в атмосфере оксидов серы происходит:
а) парниковый эффект; б) расширение озоновых дыр;
в) выпадение кислотных дождей; г) уменьшение прозрачности атмосферы.
10. Озоновый слой необходим для сохранения жизни на Земле, так как он:
а) предотвращает метеоритные дожди; б) поглощает инфракрасное излучение;
в) поглощает ультрафиолетовое излучение; г) замедляет испарение воды из атмосферы.
Вопросы по разделу: «Биология с основами экологии»
1. Основной структурной единицей, из которой состоит организм животного считают:
а) кровеносную систему; б) живую клетку; в) нервную ткань; г) внутренний скелет.
2. Из прокариотических клеток состоят:
а) корневые волоски растения; б) мышечные волокна аскариды;
в) вирус листа табачной мозаики; г) болезнетворные бактерии организма человека.
3. Согласно учению Ч. Дарвина, главной движущей силой эволюции органического мира считают:
а) модификационные изменения особей; б) процесс бесполого размножения;
в) искусственный отбор; г) естественный отбор.
4. В своих трудах Ч. Дарвин описал и объяснил процесс эволюции как:
а) историческое развитие живой природы;
б) индивидуальное развитие живых организмов;
в) стремление особей к самосовершенствованию;
г) последовательное превращение одних видов в другие.
5. Влажность среды, необходимая для жизни организмов, - это фактор:
а) биологический; б) абиотический; в) антропогенный; г) непериодический.
6. В.И. Вернадский - автор учения о:
а) биогеоценозах; б) фотопериодизме;
в) происхождении культурных растений; г) ведущей роли живого вещества в биосфере.
7. Ткань тела человека, которая состоит из клеток с множеством отростков и обладает свойствами раздражимости и возбудимости это:
а) скелетная мускулатура; б) мерцательный эпителий;
в) плотная соединительная ткань; г) нервная ткань.
8. Голосовые связки человека расположены в:
а) гортани; б) глотке; в) надгортаннике; г) трахее.
9. Большой круг кровообращения в организме человека берет начало в:
а) левом желудочке; б) левом предсердии;
в) правом предсердии; г) правом желудочке.
10. Способность организма бороться с чужеродными клетками служит основой:
а) созревания половых клеток; б) осуществлении рефлексов;
в) иммунитета; г) эмбриогенеза.
Часть II.
Для записи ответов этой части сначала запишите условия задачи, а затем её полное решение/ Правильное и полное решение оценивается в три балла.
1. «Автомобиль проезжает первые 60 км пути со средней скоростью 20 км/ч и следующие 40 км со средней скоростью 8 км/ч. Средняя скорость автомобиля?
2. В 200 г. воды растворили 16 г. сахара. Определите массовую долю сахара (ω, %) в полученном растворе.
3. Фрагмент цепи ДНК содержит 15 нуклеотидов. Определите число нуклеотидов в молекуле иРНК, число видов молекул ТРНК, участвующих в синтезе белка, число аминокислотных остатков в белковой молекуле.
Вариант 2.
Часть I.
При выполнении заданий I части, нужно выбрать один правильный ответ из четырех. Правильный ответ оценивается в один балл.
Вопросы по разделу «Физика»
1.Что называют механическим движением тела?
а) Всевозможные изменения, происходящие в окружающем мире.
б) Изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.
в) Движение, при котором траектории всех точек тела абсолютно одинаковы.
г) Перемещение тела под действием силы
2. Созревший абрикос массой 50 г падает с дерева на землю. Чему равна его потенциальная энергия относительно поверхности Земли в тот момент, когда он находится на высоте 2 м от нее?
а) 0,1Дж б)1Дж в)100Дж г)1кДж
3. Куда направлен вектор импульса тела?
а) в направлении движения тела б) в направлении ускорения тела;
в) в направлении действия силы г) импульс тела – скалярная величина.
4.Что является лишним в 3-х положениях МКТ:
а) все вещества состоят из частиц б) частицы движутся беспорядочно
в) частицы друг с другом не соударяются в) при движении частицы взаимодействуют друг с другом
5. Какое значение температуры по шкале Цельсия соответствует 300 К по абсолютной шкале Кельвина?
а) -573oC б) -27oC в) +27oC г) +573oC
6. Процесс, происходящий при постоянной температуре, называется…
а)изобарным б)изотермическим в)изохорным г)адиабатным
7. Тепловая машина за цикл от нагревателя получает количество теплоты 100 Дж и отдает холодильнику 75 Дж. Чему равно К.П.Д. машины ?
а) 75% б) 43% в) примерно 33% г) 25%
8. Частица, имеющая положительный электрический заряд:
а) нейтрон; б) электрон; в) протон г) фотон.
9. Как изменится сила кулоновского взаимодействия двух небольших заряженных шаров при увеличении расстояния между ними в 3 раза?
а) уменьшится в 3 раза б) увеличится в 3 раза в) увеличится в 9 раз г) уменьшится в 9 раз
10. Магнитное поле обнаруживается по действию на …
а) Магнитную стрелку б) Прямой проводник с током
в) Рамку с током г) Верны все предложенные ответы
11. Радиосвязь на коротких волнах может осуществляться на Земле за пределами прямой видимости в результате:
а) дифракции волн: б) отражения от ионосферы и поверхности Земли;
в) отражения от Луны; г) интерференции волн
Вопросы по разделу: «Химия с элементами экологии»
1. С водой взаимодействует:
а) Сu; б) Pt; в) Нg; г) K.
2. При взаимодействии SО3 с водой образуется:
а) соль; б) кислота; в) оксид; г) основание.
3. Формула гидроксида железа (III):
а) Fе2 O3; б) Fе (OH)3; в) Fе (NO3)3; г) FеCl3.
4. Выберите двухосновные кислоты:
а) H2 S; б) H3 PO4; в) HCl; г) HNO3.
5. Выберите формулу азотной кислоты:
а) HNO3. б) H2 SO3; в) H2 SO4; г) Н2 SiО3.
6. Какую функции жиры выполняют в клетке:
а) энергетическую и строительную;
б) строительную, энергетическую и защитную;
в) строительную, энергетическую, транспортную, функцию узнавания;
г) энергетическую, запасающую, структурную и защитную.
7. К дисахаридам относятся:
а) рибоза, сахароза, мальтоза; б) крахмал, гликоген, дезоксирибоза;
в) глюкоза, фруктоза, рибоза; г) сахароза, мальтоза, лактоза.
8. Из всех органических веществ основную массу в клетке составляют:
а) белки; б) углеводы; в) жиры; г) вода.
9. Озоновый слой необходим для сохранения жизни на Земле, так как он:
а) предотвращает метеоритные дожди; б) поглощает инфракрасное излучение;
в) поглощает ультрафиолетовое излучение; г) замедляет испарение воды из атмосферы.
10. Из-за накопления в атмосфере оксидов серы происходит:
а) парниковый эффект; б) расширение озоновых дыр;
в) выпадение кислотных дождей; г) уменьшение прозрачности атмосферы.
Вопросы по разделу: «Биология с основами экологии»
1. В соответствии с положениями современной клеточной теории:
а) клетки возникают из межклеточного вещества;
б) ядро способно преобразовываться в клетку;
в) новые клетки образуются путем деления родительских клеток;
г) органоиды, объединяясь формируют новые клетки.
2. Доказательство общности происхождения разных царств живой природы служит:
а) клеточное строение особей; б) использование кислорода в процессе дыхания;
в) способность к половому размножению; г) питание готовыми органическими веществами.
3. Согласно эволюционной теории главной причиной борьбы за существование является:
а) ограниченность существующих ресурсов; б) модификационная изменчивость;
в) скачкообразный мутационный процесс; г) необратимость процесса видообразования.
4. Творческая роль естественного отбора, как главной движущей силой эволюции заключается в:
а) формировании новых видов и увеличении биоразнообразия;
б) возникновении искусственных популяций;
в) развитии новой оболочки Земли – ноосферы;
г) образовании новых особей с полезными для человека свойствами.
5. Среди названных экологических факторов к биотическому фактору относится:
а) движение ветра; б) повышение температуры воздуха;
в) ультрафиолетовое излучение; г) увеличение грызунов в популяции.
6. Главную роль в круговороте веществ в биосфере выполняют:
а) живые организмы; б) абиотические факторы;
в) организмы – гетеротрофы; г) антропогенные факторы.
7. Какая ткань формирует кости человека:
а) нервная; б) соединительная; в) гладкая мышечная; г) поперечнополосатая мышечная.
8. Половая система включает:
а) мочеточник; б) матку; в) почки; г) надпочечники.
9. Какие вещества пищи подвергаются обработке желчью в кишечнике:
а) белки; б) жиры; в) углеводы; г) аминокислоты.
10. Основной структурной и функциональной единицей нервной системы человека служит:
а) нерв; б) нейрон; в) нервный узел; г) центральная нервная система.
Часть II.
Для записи ответов этой части сначала запишите условия задачи, а затем её полное решение/ Правильное и полное решение оценивается в три балла.
Хоккеист слегка ударил клюшкой по шайбе, придав ей скорость 2 м/с. Чему будет равна скорость шайбы через 4с после удара, если в результате трения о лед она движется с ускорением 0,25 м/с2?
Сколько граммов соли и воды надо взять для приготовления 350 г. 12% раствора.
Фрагмент молекулы ИРНК содержит 12 нуклеотидов. Определите, сколько триплетов входит в состав матричной цепи ДНК. Установите, какой процент в молекуле ДНК составляют цитозиновые, адениновые и гуаниновые нуклеотиды, если известно, что тимина – 31%.
Ключ к ответам
Вариант 1
Часть 1
Ответы по разделу «Физика»
1.а
2.а
3.б
4. в
5.б
6. а
7. а
8. а
9. г
10.в
11.б
ответы по разделу: «Химия с элементами экологии»
б
б
б
а
б
в
а
в
в
в
ответы по разделу: «Биология с основами экологии»
б
г
г
а
б
г
г
а
а
в
часть 2
12,5 км/ч
7.4 %
Нуклеотидов в иРНК-15; тРНК- 5; аминокислотных звеньев -5
Вариант 2
Часть 1
Ответы по разделу «Физика»
1.б
2.б
3.а
4. в
5.в
6. б
7. г
8. в
9. г
10.г
11.б
ответы по разделу: «Химия с элементами экологии»
г
б
б
а
а
г
г
а
в
в
ответы по разделу: «Биология с основами экологии»
в
а
а
а
г
а
б
б
б
б
часть 2
3м/с
42 г вешества, воды 308 г.
4 триплета ДНК; адениновые основания -31%; гуаниновые -19%; цитозиновые -19%;
Критерии оценки
39-35 баллов –«5»
З4-30 баллов – «4»
29-24 балла - «3»
23 и менее баллов «2»