Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Вводная контрольная работа №1
по теме « Повторение изученного в начальных классах»
Диктант
Осень.
Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.
А у нас появляются зимние гости. Вот на березе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена березы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.
Грамматическое задание
Озаглавьте текст
Обозначьте части речи 1 вариант в 4 предложении 2 абзаца, 2 вариант в 3 предложении 2 абзаца
Найдите в тексте диктанта слово с сомнительной согласной в корне (1 вариант), непроверяемой согласной в корне (2 вариант), обозначьте орфограмму
Выделите морфемы в словах резкий, отлетом, птички (1 вариант), зимние, рассвете, грачи (2 вариант)
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 2
по теме « Синтаксис и пунктуация»
Диктант.
Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.
Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.
Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.
Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.
А в это время другие давно уже его хлеб утащили.
(По Г. Скребницкому.)
Дополнительные задания.
1. Составьте схему предложения с прямой речью.
2. Составьте схему второго предложения (I вариант); четвёртого предложения (II вариант).
3. Выделите условными обозначениями два обстоятельства (I вариант); два дополнения (II вариант). Укажите, к какому слову в предложении они относятся, какими частями речи выражены.
4. Подберите проверочные слова к 3-м словам с орфограммой «Проверяемые гласные в корне» (I вариант); «Проверяемые согласные в корне» (II вариант).
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 3
по теме « Фонетика. Орфоэпия»
Диктант.
Обезьяны.
Обезьяны бывают разные. Есть совсем маленькие, ручные. Оки на ладошке поместятся. А есть огромные, такие сильные, что их боятся даже леопарды. У некоторых обезьян мощные хвосты, которые помогают им ловко перескакивать с дерева на дерево. У толстохвостки хвост большой и пушистый, как у лисы.
Шёрстка у обезьян тоже разная. У одних она гладкая и не очень плотная, у других — густая.
Есть обезьяны, у которых во рту имеются специальные защёчные мешочки. В них прячут запасы: плоды, орехи, ягоды.
Обезьяны живут в джунглях Африки, Индии и в тропических лесах Южной Америки.
(По Г. Снегирёву.)
Дополнительные задания.
1. Запишите цифрой, сколько раз в предложении У одних она гладкая... встречается звук [т] (I вариант); звук [д] (II вариант).
2. Выпишите три слова, в которых есть мягкий согласный, укажите, как обозначена в них мягкость согласных.
3. Выпишите два слова, в которых есть гласные в слабой позиции.
4. Укажите, сколько звуков в слове ягоды (I вариант); обезьяны (II вариант).
5. Расположите в алфавитном порядке слова в предложении А есть огромные... (I вариант); в предложении Есть обезьяны, у которых... (II вариант).
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 4
по теме «Лексика»
1.Определите слово по его значению, запишите это слово:
А) слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению;
Б) слова, имеющие несколько лексических значений.
2. Спишите словосочетания, к выделенным словам подберите антонимы.
Подчеркните синонимы одной чертой.
Ярко св..ркнуть, с..яние звёз.., и..ти ц..почкой, зам..тать порошей, злая
в..юга, угр..жать бедой, жу..кая метель, прове..ти ноч.., ж..лезная выдер..ка, старались помоч.., смутные оч..ртания.
3. Расположите синонимы в порядке усиления признака:
Холод, стужа, мороз.
4. Выберите из материала для справок к каждому из данных слов толкование и оформите запись в виде предложения. Сделайте синтаксический разбор одного из получившихся предложений.
Образец. Рис—это злаковое растение.
Арена, кокон, грелка, деликатес.
Материал для справок.
Изысканное кушанье. Прибор для согревания. Цирковой манеж. Оболочка, в которой гусеница превращается в куколку.
5. Спишите стихотворение, вставив нужные буквы, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении.
Зябнет осинка, Дайте осинк..
Дрожит на ветру, Пальто и ботинки,
Стынет на солнышк.., Надо согрет..ся
Мёрзнет в жару. Бедной осинке.
( И. Токмакова.)
6. Запишите примеры омонимов. Составьте с ними предложения.
7. Запишите антонимы к словам:
Утро, длинный, умный, день, маленький.
8. Запишите синонимы к слову смеяться.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 5 за 2 триместр
по теме « Морфемика»
Диктант.
Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперед.
Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.
Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь еще не прошел. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.
(85 слов.)
(По Б. Тимофееву.)
Грамматическое задание.
Найдите три слова, в которых основа равна корню.
Запишите по два слова: 1) с приставками, которые не изменяются на письме; 2) с приставками на -з (-с). Графически объясните правописание приставок.
Запишите слова с корнем -раст- — -рос- (I вариант); -лаг---лож- (II вариант). Подберите к ним 3—4 однокоренных слова.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 6
по теме « Имя существительное»
1 вариант
1.Какого признака нет у существительного:
А) рода Б) числа
В) падежа Г) времени
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам Б) числам
В) падежам Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) тенью Б) полотенцем
В) в революции Г) семьей
4. Укажите существительные женского рода:
А) мозоль Б) тюль
В) кофе Г) какао
5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) вермишель Б) такси
В) фальшь Г) пальцы
6. Укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) о песн.. Б) о професси…
В) об отношени… Г) у дорог…
7. В окончании каких существительных пишется О:
А) борщ..м Б) ковш..м
В) дач.й Г) гордец..м
8. В каких существительных нужен Ь:
А) нет крыш.. Б) мощ..
В) камыш… Г) полноч…
9. Сделайте морфологический разбор существительного: писать сочинение
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 6
по теме « Имя существительное»
2 вариант
1. Какого признака нет у существительного:
А) рода Б) числа
В) падежа Г) времени
2. Имя существительное изменяется по:
А) родам Б) числам
В) падежам Г) склонениям
3. Найдите существительные 1 склонения:
А) печью Б) лошадкой
В) на лекции Г) образованием
4. Укажите существительные женского рода:
А) фальшь Б) шоссе
В) пианино Г) кафе
5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:
А) ветошь Б) макароны
В) сани Г) выводы
6. укажите существительные, в которых пишется окончание И:
А) на улиц… Б) в арми..
В) по географи… Г) к насып…
7. В окончании каких существительных пишется О:
А) с луч..м Б) грач..м
В) суш..й Г) молодц..м
8. В каких существительных нужен Ь:
А) много груш… Б) лещ…
В) помощ… Г) глуш…
9. Сделайте морфологический разбор существительного: читать текст
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 7
по теме «Глагол. Орфография»
Диктант.
Звуки осеннего леса.
Тихо и светло бывает в лесу осенним днём. Листья продолжают осыпаться и больше не затеняют землю. Ветер не шумит Кроной, птицы не щебечут. Они уже улетели на юг. Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними расстилается Мягкий ковёр из сухих листьев. Изредка попадаются молоденькие дубки, на которых ещё не опали листья. Они вспыхивают на Солнце в просветах между стволами, будто факелы. И гулкое эхо раздаётся в лесу, как в большом пустом доме.
В таком лесу далеко слышится каждый звук. Нет-нет да и хрустнет сухая ветка, зашуршат опавшие листья. Это или заяц проскочит, или осторожно лисица пробирается среди кустов.
(По Е. Носову.)
Дополнительные задания.
1. Произведите синтаксический разбор предложения В таком лесу... (I вариант); Между ними расстилается... (И вариант).
2. В этом же предложении укажите глагол, назовите его морфологические признаки.
3. Выпишите по два глагола несовершенного вида (I вариант) и совершенного вида (II вариант).
4. Найдите глагол с чередующейся гласной в корне, объясните выбор буквы в этом слове.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Контрольная работа № 8
по теме « Глагол»
Диктант.
Кто сеет в лесу.
Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнётся сев?
Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках лёгкие семена. Одни ветер с поляны унёс, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.
Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями.
(По Э. Шиму.)
Дополнительные задания.
I вариант
1. Произведите синтаксический разбор первого предложения.
2. Поставьте глаголы трудились, увидишь в неопределённую форму.
3. Обозначьте морфемы в словах передвигаться, кротовую, (на) бороздках.
4. Найдите два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.
II вариант
1. Произведите синтаксический разбор последнего предложения.
2. Поставьте глаголы насыпали, запутались в неопределённую форму.
3. Обозначьте морфемы в словах расположились, свечками, свободного.
4. Найдите два глагола совершенного вида и два глагола несовершенного вида.
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Итоговая контрольная работа № 9
по теме « Повторение изученного в 5 классе»
Вариант 1.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
река широка
характеристика героя
длинный день
пролистал газету
А2. В каком предложении есть обстоятельство?
Майор привез мальчишку на лафете.
Тускло льется свет лампады.
Вместе с тихим сном сливалось убаюкиванье грёз.
Улыбнулись сонные березки, растрепали шёлковые косы.
A3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
Больше всего Ваня любил конечно сказки.
Полно доченька не плачь.
Старый Лондон пахнет ромом дымом жестью и туманом.
Но кукушка на сосне кукует и тропинка к берегу ведет.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Все соседи только про неё и говорят — «Работница — золотые руки!»
Как-то юнга Дудочкин кинул в море лот, и на эту удочку клюнул кашалот.
В кабинете висели портреты писателей: Пушкина, Лермонтова, Толстого.
Цепочка натянулась, вырвала из трухлявого столба крючок и вместе с замком хлопнулась в воду.
А5. В каком слове все согласные звуки звонкие?
край
сгореть
роль
взгляд
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
подушка мЯгка
квартАл
нАчала
свеклА
А7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
умыват..ся, дрож..
нет задач.., под..ехать
катаеш..ся, борщ..
нал..ю, линюч..
А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
ч..рный, плеч..
ц..фра, пальц..
заб..ру, ката..м
и..пугать, ра..бег
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
рю..зак, диало..
морж.., синиц..
г..мнастика, г.роизм
подр..сти, прилагательное
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1 )3а окном порхали снежинки; одна из них, побольше, упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока наконец не превратилась в женщину, закутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звёздочек. (2)Она была так прелестна и нежна, но изо льда, из ослепительного, сверкающего льда, и всё же живая! (З)Глаза её сияли, как звёзды, но в них не было ни теплоты, ни покоя. (4)Она кивнула мальчику и поманила его рукой. (5)Мальчуган испугался и спрыгнул со стула; мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую птицу.
В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
В2. Из предложения (4) выпишите слово (слова) с приставками.
ВЗ. Из предложения (2) выпишите краткие прилагательные.
В4. Из предложения (1) выпишите вводное слово.
В5. Из предложений (4, 5) выпишите синонимы.
В6. Сколько всего грамматических основ в предложении 5? Ответ запишите цифрой.
С1. Напишите, как вы думаете, почему Кай испугался Снежной королевы? (Ответ должен быть полным.)
Контрольно-измерительные материалы по русскому языку
в 5 классе
Итоговая контрольная работа № 9
по теме « Повторение изученного в 5 классе»
Вариант 2.
А1. Какая пара слов не является словосочетанием?
очень яркий
вокруг костра
неизвестная планета
спутник Земли
А2. В каком предложении есть обстоятельство?
Подснежников корзину несите во дворец!
Я покинул родимый дом, голубую оставил Русь.
Шелестят зелёные сережки, и горят серебряные росы.
Море качало утлый кораблик.
A3. В каком предложении надо поставить только одну запятую (знаки препинания не расставлены)?
О чём ты заинька плачешь?
Такой тёплой зимы старожилы пожалуй не припомнят.
Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
Тигр раскрыл пасть раздался страшный рык.
А4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
Большие сани понеслись быстрее и затем свернули в переулок.
На страницах журнала «Новый Робинзон» печатались известные писатели: С. Маршак, Б. Житков, Е. Шварц.
«Я не ветеринар» — сказал Карл Петрович и захлопнул крышку рояля.
Как-то ночкой чёрною вышел капитан, и в трубу подзорную ищет он кита.
А5. В каком слове все согласные звуки глухие?
цапля
весть
шумный
шубка
А6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
щавЕль
дОговор
понЯли
помощь нУжна
A7. В каком ряду в обоих словах пишется Ь?
вертет..ся, овощ..
стереч.., картеч..
МОЩ..НЫЙ, В..ЮНОК
горяч.., под..ём
А8. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
расст..лать, кле..м
отц.., лекц..я
врач..м, расч..ска
во..мущение, бесполезный
А9. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
б.гряный, фиолетовый
моноло.., во..зал
выл..жить, водор.сли
птиц.., корж..к
Прочитайте текст и выполните задания В1—В6 и С1.
(1 )Герда приплыла к большому вишнёвому саду, в котором приютился домик с красными и синими стёклами в окошках и с соломенной крышей. (2)У дверей стояли два деревянных солдата и отдавали честь всем, кто проплывал мимо. (З)Герда закричала им она приняла их за живых, но они, понятно, не ответили ей. (4)Вот она подплыла к ним ещё ближе, лодка подошла чуть не к самому берегу, и девочка закричала ещё громче. (5)Из домика вышла, опираясь на клюку, старая-престарая старушка в большой соломенной шляпе, расписанной чудесными цветами.
В1. Из предложения (1) выпишите существительное с чередованием согласной в корне.
В2. Из предложения (2) выпишите слово (слова) с приставками.
ВЗ. Из предложения (5) выпишите прилагательные, выступающие в роли эпитетов.
В4. Из предложения (3) выпишите вводное слово.
В5. Из предложения (4) выпишите синонимы, обозначающие действия.
В6. Сколько всего грамматических основ в предложении (4)? Ответ запишите цифрой.
С1. Напишите, как вы думаете, почему Герда отправилась в опасное путешествие. (Ответ должен быть полным.)