ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общей и коррекционной педагогики и психологии
ПРОЕКТ
Контрольно-измерительные материалы
для оценки метапредметных планируемых результатов
по русскому языку учащихся 5 классов
по разделу
«Морфология. Имя существительное».
Автор проекта
Садикова Фарида Ахатовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №57» Кировского района города Казани.
Казань, 12.05.14-30.05.14
Концепция проекта.
С 2010 года в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» многие школы Республики Татарстан и Российской Федерации перешли на Стандарты второго поколения. Переход на новые стандарты обусловлен устаревшими взглядами на учебную деятельность и на ученика как на личность.
В данном проекте составители попытались реализовать цели и задачи, выдвинутые Стандартом.
Проект должен реализовать следующие задачи:
Показать преемственность основного образования с начальным;
Обеспечить предметные и метапредметные результаты учеником на уроках русского языка и литературы;
Нацелить учащихся на получение качественных знаний , применяемых на практике и в жизни.
Реализовать в проекте системно – деятельностный подход в обучении.
Воспитать инициативную, самостоятельную, творческую, толерантную и успешную личность.
Этот проект составлен с учетом возрастных особенностей учащихся.
Он позволяет:
- реализовать предметные и метапредметные результаты;
- овладевать личностными, регулятивными, коммуникативными, познава-тельными учебными действиями;
- применять на практике исследовательскую деятельность;
- владеть ИКТ- компетентностью.
Метапредметным результатом уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.
Учитель сталкивается с проблемой разработки контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку в условиях ФГОС в связи с недостаточностью материала. Данная работа поможет реализовать на уроках русского языка в 5 классе контрольно-измерительный материал для оценки УУД по разделу «Морфология. Имя существительное».
Цель проекта.
Разработка и реализация комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку для учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
Задачи проекта.
Изучение требования ФГОС для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку.
Определение планируемые познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты основной образовательной программы по русскому языку по разделу «Морфология. Имя существительное».
Разработка системы контрольно-измерительных заданий для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
Апробирование комплекта контрольно-измерительных материалов в условиях основной общеобразовательной школы.
Целевая группа проекта:
Учащиеся 5-ых классов МБОУ «СОШ №57»
Участники проекта:
Садикова Фарида Ахатовна
Партнеры – преподаватели ПМЦПК и ППРО и О КФУ
Сроки реализации проекта:
С 12 мая по 30 мая 2014 года
Место реализации проекта:
Общеобразовательная школа № 57 Кировского района города Казани
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный : разработка комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
2.Основной : реализация комплекта контрольно-измерительного материала для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
3.Заключительный : оценка комплекта контрольно-измерительного материала по русскому языку для учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
Ресурсное обеспечение проекта
Условия | Необходимо | Имеется |
Нормативно-правовые: Конституция РФ Закон «Об образовании» Федеральные образовательные стандарты Ладыженская Т.А. учебники «Русский язык» 5 класс Учебно-методический комплекс «Русский язык» 5 класс. Интернетные ресурсы ТСО | | + + + + + + + |
Материально-технические Интерактивная доска Ноутбуки Мультимедийный проектор | | + + + |
Кадровые: учителя, обучившиеся на курсах по проблемам ФГОС ООО | | + |
Научно-методические: Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 1995. Мальцева Л.И., П. И. Нелин. Русский язык. 5 класс. Тематические тесты по программе Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др./ Л.И. Мальцева, Нелин П. И. - Ростов н/Д:Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий,2011.-192 с. Мальцева Л.И., Э. С. Сурвилло. Русский язык.5 класс. Тематические тесты / Л.И.Мальцева, Э.С.Сурвилло- Ростов н/Д:Издатель Мальцев Д.А.; М.: НИИ школьных технологий,2012.-224 с. Малюнина В.А. Олимпиады по русскому языку. 5-6 классы.- М.: ВАКО, 2010 Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. -Творческий Центр Сфера , 2008.-96 с. Методическое пособие к учебнику «Русский язык. 5 класс» /М. М. Разумовская и др.-М.: Дрофа, 2012. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка.-М.: АЗЪ, 1995. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы. –М.: Просвещение, 2010. Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т. А. Ладыженская и др. | | + + + + + + + + + |
Мотивационные: Создание мотивации для разработки проекта Введение в рейтинговые показатели эффективность работы учителя, что в дальнейшем сможет влиять на повышение квалификационной категории. | + | + |
Финансовые: Зависят от администрации школы | + | |
Заключение.
Главное для учителя – помнить, что все учащиеся – звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. И наша задача – помочь ученикам в этом.
На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.
Риски реализации проекта:
недостаточная мотивация;
недостаточность знаний;
отсутствие учебных программ, учебников, методической литературы по русскому языку;
отсутствие разноуровневых заданий при выполнении контрольно – измерительных материалов для определения знаний учащихся.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура проекта
Концепция проекта.
Контрольно-измерительные материалы по разделу программы «Морфология. Имя существительное»:
Познавательные планируемые результаты.
Задания.
-Определить , какие типы речи использованы в тексте? -Пользуясь толковым словарем, определить значения слов.
- Пользуясь интернет- ресурсами, научной литературой,
дать ответ.
- Сделайть небольшую презентацию.
- Написать статью для газеты.
- Найти в тексте имя существительное, характеризующее качество человека.
- Выразить свое мнение.
- Найти в тексте предложения.
- Составить тест.
Регулятивные планируемые результаты.
Задания.
- Докажите, что это текст.
- Назовите главных героев текста.
- Составьте алгоритм.
4. Выпишите из текста словарные слова.
5. Заполните таблицу.
6. Сформулируйте правила, продолжите своими примерами.
7. Найдите в тексте имена существительные .
8..Составьте морфологическую характеристику имен существительных из текста.
Коммуникативные планируемые результаты.
Задания.
1. Объясните название текста.
2. Составьте историческую справку.
3.Сжато перескажите содержание текста.
4. Поделитесь своими впечатлениями от прочитанного текста с соседом по парте.
5. Напишите отзыв.
6.Ответьте на вопросы.
7. .Придумайте свое продолжение текста.
Разработанные задания позволяют выявлять на уроках регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД учащихся. Они раскрывают системно-деятельностный подход в обучении, способствуют раскрытию успешной и конкурентноспособной личности . Все задания направлены на планируемый и ожидаемый результат. Многие задания содержат базовый уровень . Среди них значком выделены задания повышенного уровня.
Задача учащихся- выбрать тот уровень , с которым он самостоятельно может справиться. Исходя из правильно выполненных заданий, учитель прогнозирует дальнейшее развитие предметных и метапредметных УУД.
Таким образом, опираясь на эти задания, учащиеся могут самостоятельно составлять тесты по изученной теме, разделу, работать над проектами, применяя ИКТ технологии.
Именно системнодеятельностный подход в обучении и поисково-творческая работа позволяют внедриться новым стандартам в образовательной процесс , что способствует повышению качества знаний учащихся.
Ожидаемые результаты реализации проекта
Создание комплекта контрольно-измерительных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку учащихся 5 классов по разделу «Морфология. Имя существительное».
Применение на уроках системно-деятельностного подхода в обучении учащихся.
Достижение предметных и метапредметных результатов через сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных действий, направленных на анализ своей деятельности и управление ею.
Сформированность общепользовательской ИКТ – компетентности обучающихся.
Приобретение учащимися опыта проектно – исследовательской деятельности.
Реализация современной цели урока ( «Умение учиться») и методических принципов инновационного урока ( субъективизация, метапредметность, деятельный подход, коммуникативность, рефлексия ).
Повышение качества образования в условиях введения ФГОС ОО.
Повышение профессиональной компетенции учителя по вопросам ФГОС ОО.
Контрольно-диагностический лист по разделу программы
«Морфология. Имя существительное».
ТЕКСТ №1
МАЛЬЧИК И ПТИЧКА
Один мальчик гулял в лесу и нашел гнездышко. А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками.
Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков. Он хотел взять одного и принести его домой. Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка. Упала и лежит в траве. Мальчик хотел схватить птичку, но она немножко попрыгала по земле и отбежала в сторону. Тогда мальчик побежал за ней. Он подумал, что птичка ушибла себе крыло и поэтому летать не может. Только мальчик подошел к птичке, а она снова запрыгала по земле и немножко отбежала. Мальчик опять за ней. Птичка вспорхнула и снова села в траву.
Тогда мальчик снял свою шапку и хотел этой шапкой накрыть птичку. Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела. Мальчик рассердился на птичку и пошел скорей назад, чтобы взять себе хоть одного птенчика. И он понял, что потерял то место, где было гнездышко.
Тогда мальчик догадался, что птичка нарочно упала с дерева и бегала по земле, чтобы подальше увести его от гнездышка. Так мальчик и не нашел птенчика. Он собрал немножко лесной земляники и пошел домой.
(По М. Зощенко)
Регулятивные планируемые результаты
Докажите, что это текст.
Ответ: это текст повествовательного типа, потому что предложения между собой связаны по смыслу и грамматически.
Из 3 абзаца выпишите предложение, в котором нет имени существительного.
Ответ: Только он подбежал к ней, а она вдруг вспорхнула и улетела.
Найдите в тексте имена существительные, относящиеся к правилу «Правописание имен существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами».
Ответ: гнездышко, червячками, мушками, птичками, птенчик.
Сгруппируйте имена существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Ответ:
-ышк – гнездышко; -ик- птенчик; -к- червячками, птичка, мушками.
Выпишите имя существительное, соответствующее данной схеме.



Ответ : земляники
Пользуясь текстом, подберите к словам «земля», «птица» однокоренные слова и формы одно и того же слова.
Ответ: формы одного и того же слова- земля, по земле; птичка, птичку.
Однокоренные слова- птица, птичка
Найдите «лишнее» слово.
Мальчик, птенчик, гнездышко, птичка, червячок.
Ответ: слово «гнездышко» неодушевленное имя существительное.
Из 2 абзаца выпишите имена существительные и распределите их по таблице.
Ответ:
Мальчик | Дерево | Земляника |
Камень | Крыло | Трава |
Найдите имена существительные, которые употребляются только в единственном числе. Составьте с ними предложения.
Ответ: земляника
Восстановите.
Мальчик обрадовался, что нашел таких славных птенчиков.
Птенчиков – имя существительное, обозначает ……….., отвечает на вопрос………., конкретное, ……склонения, ………числа,…………падежа, в предложении является……… .
Ответ: Птенчиков – имя существительное, обозначает предмет, отвечает на вопрос кто?, конкретное, 2 склонения, во множественном числе, в винительном падеже, в предложении является дополнением .
Познавательные планируемые результаты.
К какому стилю речи относится этот текст? Обоснуйте свой ответ.
Ответ: художественный стиль речи, потому что автор в своем тексте использовал художественно – выразительные средства, например: эпитеты, сравнения, однородные члены предложения.
Найдите в тексте имена существительные, образованные суффиксальным способом.
Ответ: червячками, мушками, птенчик, гнездышко, птичка.
Только он протянул к птенчикам руку, как вдруг с дерева камнем упала к его ногам птичка.
Какое изобразительно – выразительное средство использовано в предложении, выпишите его.
Ответ: камнем упала - сравнение, выраженное существительным в творительном падеже.
Напишите словарную статью слову «мушками».
Заполните таблицу.
| верно | Неверно |
Крыло - многозначное слово | | |
Ответ:
| верно | Неверно |
Крыло - многозначное слово | + | - |
Правильно ли образованы слова. Докажите правильность своего ответа.
Дом – домик, крыло – крылышко, шапка – шапочка.
Ответ: да.
Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.
По горизонтали:
Один из признаков имени существительного.
Род имени существительного, имеющее окончание – о-, -е-
Роль имени существительного в предложении
Ответ: ключевое слово – предмет.
Падеж
Средний
Подлежащее
Изучив газеты, журналы, интернет – ресурсы, подготовьте выступление о том, как птицы и животные защищают от врагов своих детей.
Составьте памятку « Как вести себя на природе».

10. Напишите отзыв на этот текст
Коммуникативные планируемые результаты.
В каком предложении первого абзаца выражается авторская позиция?
Ответ: А в гнёздышке сидели малюсенькие голенькие птенчики и пищали. Они ждали, когда мама прилетит и покормит их червячками и мушками.
Составьте сложный план текста.
Выучите понравившийся эпизод наизусть, расскажите своему товарищу.
Перескажите текст от I лица.
Составьте вопросы к тексту.
Викторина «Угадай птицу»








Ответ:
Утята.
Воробей.
Лебедь.
Аист.
Соловей.
Дятел.
Скворец.
Снегирь.
Дайте характеристику главному герою, используя имена существительные.
Ответ: хулиган, непоседа, эгоист, вредитель, враг природы
Составьте диалог на тему « Мог ли я оказаться на месте главного героя?»
Чему учит этот рассказ? Аргументируйте свой ответ.
Вспомните литературные произведения, в которых встречается подобная ситуация.
Ответ: А. Белов «Скворцы»
18