Учреждение: ОГСКОУ «Школа-интернат I и II видов г. Черемхово»
Номинация: методическая разработка
Контрольно-обобщающий урок по развитию слуха и формированию произношения в 10 классе (глухих) по теме «Всё о воде».
Климова Елена Анатольевна
Учитель-дефектолог
Аннотация: данное занятие проводилось как итоговое по предмету развитие слуха и формирование произношение с учащимися 10 класса, имеющими диагноз двухсторонняя сенсоневральная глухота.
Тема: Всё о воде
Задачи: тренировать в опознавании и распознавании речевого материала на слух и слухозрительно по теме «Вода»; упражнять в правильном построении развернутых фраз; учить самостоятельно рассуждать на поставленный вопрос; обобщить и систематизировать знания учащихся о воде, ее значении в жизни человека и необходимости бережного отношения к воде.
Ход занятия
Орг. момент
- [Здравствуйте]1 - Здравствуйте, Елена Анатольевна2
- [Как вы меня слышите?] - Я слышу вас хорошо (я вас не расслышал, повторите ещё раз)
- [На занятии говорите правильно все звуки, внимательно слушайте меня и друг друга]
– Я буду говорить внятно. (я буду стараться говорить правильно)
Основная часть
1. Сообщение темы занятия.
- [О чем мы сегодня будем говорить?] - Мы не знаем. Елена Анатольевна, о чём мы будем
говорить?
- Вы узнаете, отгадав загадку. (слайд)
Жидкое вещество, не имеет цвета, вкуса и запаха. В природе встречается в жидком, твердом и газообразном состоянии. Молекула этого вещества состоит из двух атомов водорода и одного кислорода. Самое распространенное вещество на земле. |
- Я думаю, что это вода. (Мы будем говорить о воде?)
- Тема нашего занятия «Всё о воде» (слайд)
2. Сообщение ученика (слайд)
С момента зарождения человечества считалось, что жизнь состоит из четырех элементов: земли, воздуха, огня и воды. На гербе водяного царства можно написать слова: «Никому не уступлю». Смысл его – великая роль воды в жизни Земли. Как замечательно говорили о воде великие люди! Аксаков назвал ее красой природы, Менделеев – кровью природы.
3. Работа с пословицами.
- Как вы понимаете следующие слова: (слайд)
Капля воды дороже золота. (Д. Менделеев) |
|
Нет на земле напитка лучше, чем стакан холодной чистой воды. (В Песков) |
Самостоятельные суждения учащихся.
Сообщение ученика: Первое из природных богатств, с которым встречается в своей жизни человек, это вода. Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.
Сообщение ученика: Человек когда-нибудь обойдется без нефти, алмазов, изобретет новые двигатели, но без воды он не сможет жить. Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.
4. Диалог «Значение воды для человека» (диалог ведут все ученики класса)
- Нужна ли человеку вода?
- Человек без воды не может прожить и несколько дней.
- Почему?
- Потому что вода – главный материал, из которого построено тело человека.
- Как ты думаешь, сколько воды содержит тело взрослого человека?
- Тело взрослого человека содержит воды около трёх четвертей (3/4) веса.
- Например?
- Если человек весит 60 кг, то воды в нём содержится 45 кг. ( 60 : 4×3 = 45)
- Сколько же жидкости расходует человек каждый день?
- Человек в сутки теряет 12 стаканов воды.
- Как это доказать?
- Если подышать на холодное стекло, то оно покроется капельками воды. Это вода ушла вместе с дыханием.
- А еще, какой пример можно провести?
- Когда жарко, то тело человека покрывается капельками воды – потом. Эта вода берется из тела человека.
- Как же пополнить этот расход воды?
- Человеку нужно много выпить и съесть.
- А почему съесть, разве воду едят?
- Когда вы едите хлеб, мясо, овощи, вы едите и воду.
- В этих продуктах тоже есть вода?
- В этих продуктах воды больше, чем твердого вещества.
- Сколько же в этих продуктах находится воды?
- Например, в мясе воды в 3 раза больше. Огурцы почти полностью состоят из воды.
5. Беседа «Вода и человек» (слайд)
Сообщение ученика: На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. В дождливую погоду он укрывается под зонтом от воды, льющейся с неба, летом отдыхает у воды, зимой обогревается батареями водяного отопления и любуется узорами на окнах. Без воды не обходится современное производство. Вода – древнейший источник энергии.
- [Водой заполнены моря и океаны], но может ли человек использовать эту воду?
- Почему? [Какая вода нам нужна?]
- Пресная.
Сообщение ученика: (слайд) Пресной воды в природе не так уж много. На каждые 100 литров воды приходится 2 литра пресной воды. Соленой воды в 50 раз больше, чем пресной. Не вся пресная вода может быть использована. Большая часть ее находится в виде недоступных огромных ледников Антарктиды. Этот континент покрыт километровой толщей льда. Льды Антарктиды содержат 2/3 запасов питьевой воды, оставшаяся 1/3 содержится в реках, озерах. Самое крупное пресное озеро Европы – Ладожское. В озере Байкал, самом глубоком в мире, содержится пресной воды больше, чем во всех пресных озерах земного шара. Соотношение воды мы видим на диаграмме: 97% - соленая вода, 2% - ледники, 1% - пресная вода.
6. Бережное отношение к воде (слайды)
Сообщение ученика: А теперь представьте себе заемной шар, а рядом – маленькую бочку, в которой умещается вся питьевая вода. Открывая кран, помните, что вы черпаете воду из этой бочки. Не расплескивайте слишком много! Давайте посчитаем: при утечке воды из крана за сутки набегает одно ведро. Сколько наберется за неделю? За месяц?
Сообщение ученика: Неравномерно распределена вся питьевая вода на земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. Более половины нашей планеты находится на жестком водном пайке, то есть воды не хватает. Воду покупают или ее выдают по карточкам.
7. Просмотр фрагмента фильма «Вода. /Великая тайна воды» (эксперименты японского ученого Масару Эмото)
- Исследования знаменитого японского ученого Масару Эмото показывают, что вода способная впитывать, хранить и передавать мысли и эмоции человека. Форма кристаллов льда, образующихся при замерзании воды, не только зависит от ее чистоты, но и изменяется в зависимости от того, какую над этой водой исполняют музыку, какие ей показывают изображения и произносят слова, и даже от того, думают люди о ней или не обращают на нее внимания. Как человек, так и вся наша Земля на 70% состоит из воды. (просмотр фильма + обсуждение увиденного)
III. Итог занятия
- [О чем мы сегодня говорили?]
- [Что нового и интересного узнали на занятии?]
- [Почему воду надо беречь?]
Оценивание речевой деятельности учащихся на занятии.
1 Фразы в квадратных скобках предъявляются учащимся на слух, исключая зрительное восприятие
2 Предположительные ответы учащихся