СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даная разработка представляет собой реферат по контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы.»














РЕФЕРАТ

на тему:

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ





















Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………………………………………………………5

1.1.   Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы……..5

1.2 Понятие об оценочной самостоятельности младших школьников…..…10

1.3 Методические аспекты развития оценочной самостоятельности младших школьников……………………………………………………………………..14

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ…………………..16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….…20






























ВВЕДЕНИЕ



К системе школьного образования выдвигает новые социальные требования Концепция модернизации российского образования . Современному обществу нужны люди, которые , способны к сотрудничеству ,могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, инициативные и самостоятельные, отличающиеся мобильностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны.

В последнее время достаточно много говорится о безотметочной системе оценивания. В связи с этим в системе школьного оценивания встаёт вопрос о том , чтобы сделать оценку учащихся более содержательной, объективной и дифференцированной. Во-первых это, по мнению отечественных психологов, позволит учителю не причинять вреда эмоциональному здоровью ребенка и, во-вторых, отслеживать знания и навыки.

Безотметочную систему оценивания необходимо сориентировать на решение еще одной стратегической задачи модернизации всей российской школы – формирование самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных в новых социально-экономических условиях быстро и эффективно найти свое место в обществе.

Безотметочное оценивание становится базовым педагогическим условием контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).

Необходимо создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников.

Объект исследования: контрольно-оценочная деятельность в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования: оценочная самостоятельность и её развитие в младшем школьном возрасте.

Цель исследования: изучить возможности развития оценочной самостоятельности у младших школьников.

Задачи исследования:

1.      Исследование теоретических аспектов контрольно-оценочной деятельности в начальной школе.

2.      Анализ современных исследований о развитии оценочной самостоятельности у младших школьников.

3.      Экспериментальное изучение возможностей развития оценочной самостоятельности у младших школьников.

Гипотеза исследования: контрольно-оценочная самостоятельность у младших школьников будет сформирована, если учащиеся будут поэтапно овладевать следующими умениями:

самооценка ученика предшествует учительской оценке;

самооценка ученика дифференцируется.
















ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Контрольно-оценочная деятельность на этапе начальной школы

В педагогике актуальной проблемой прошлого являлась проблема оценивания знаний и стремлений учащихся. Таковой она является и сегодня.

Формирование оценочной деятельности связано с раскрытием следующих понятий: «учебная деятельность», «оценка», «отметка», «умения».

Слова «оценка» и «отметка», согласно толковым словарям русского языка, не являются синонимами. Оценка - это мнение об уровне или качестве чего-либо или кого-либо; отметка - это установленное обозначение степени знаний ученика. При оценивании ответа ученика учитель сообщает свое личное мнение о выполненной работе конкретного ребенка. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний, умений и навыков ученика.

До настоящего времени не только в педагогической практике, но и в дидактической , и методической литературе, как и в различных нормативных документах допускается синонимичное понимание этих терминов. Поэтому часто используют слово отметка в сочетании с характеристиками процесса и результата оценивания [2].

Согласно энциклопедическому словарю, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей; один из важнейших регуляторов поведения личности.

6 – 7 летний ребенок в начале школьной жизни находится в зависимости от оценки окружающих взрослых людей [3].Учителем осуществляется оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников .Он даёт оценку ребенку с позиций эталона и при этом учит каждого элементарному оцениванию.

Задачи контрольно-оценочной деятельности учащихся и учителя решаются на разных этапах начального образования и в разных фазах учебного года.

Рассмотрим этапы, содержание и результаты контрольно-оценочной деятельности младших школьников в ходе начального этапа образования.

В формировании контрольно-оценочной деятельности учащихся 1 класса основной целью является их обучение сопоставлять свои действия с заданным образцом .Дети учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие, договариваются о выборе образца для сопоставления

В оценочной деятельности в 1-м классе закладывается два вида оценки:

а) Ретроспективная оценка, при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке .Предметом обсуждения становится несовпадение этих оценок[9]. На этом этапе обучения появляются различные формы фиксации оценки по заданным критериям (линеечки, оценочные листы и т.п.).

б) Рефлексивная оценка, основой которой являются знания о собственных возможностях и ограничениях ( способность видеть себя со стороны и анализировать собственные действия [9].

Таким образом, в ходе первого года обучения вводится важный принцип оценивания – взрослыми и детьми оцениваются только достижения, предъявленные самим ребенком. Ребенку дается право самому выбирать ту часть работы, которую он хочет сегодня предъявить учителю (или сверстникам) для оценки. Такой подход к оцениванию побуждает школьников к ответственному оценочному действию.

На последующих этапах начальной школы эта работа продолжается и совершенствуется.

Совершенствование работы учащихся над пооперационным контролем освоения способов деятельности происходит на втором этапе(2-4 классы). Его эффективность проявляется тогда, когда он связан с диагностикой причин ошибок и трудностей учащихся. Учащиеся осваивают разные задания, направленные на рефлексию общих способов действия . Начинается работа над формированием рефлексивного контроля, направленного на анализ способа действия.

Начинается работа над футурологической оценкой. Дети уже начинают задают вопросы типа: «Могу ли я справиться с заданием?», выбираются задания для самостоятельной работы с обозначенным уровнем сложности.

На завершении второго этапа формирования действий контроля и оценки младшие школьники могут:

– определить возможные «ошибкоопасные» места;

–наметить план коррекции и устранения ошибок ,установить причины их возникновения;

–выбрать способ действия, выделить задания, не соответствующие данному способу решения;

– классифицировать задания по сложности и выбирать их для индивидуальной самостоятельной работы;

– формализовать оценку своих действий .

На третьем этапе (второе полугодие 4 класса) учащиеся выходят на полный цикл контроля и оценки. С этой целью на данном этапе школьники начинают работу по созданию «карты знаний» и использованию ее для отслеживания траектории движения класса в учебном материале с фиксацией на ней индивидуальных достижений и трудностей по ходу учебного года . Ведущее место в обучении занимает рефлексивный контроль и прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.

Основными педагогическими условиями осуществления контрольно-оценочной деятельности учащихся должны стать:

1) как основа безотметочная система;

2) деятельностный подход в организации образовательного процесса;

3) поисково-исследовательский тип предметного содержания, ориентированный на решение ,поиск и конструирование разных способов учебно-познавательной деятельности;

4) ориентация в педагогической деятельности на методы , направленные на формирование желания младших школьников учиться.

Для оценки образовательных достижений учащихся используют следующие подходы:

1. Критериально-ориентированный, позволяющий оценить, насколько учащиеся достигли заданного уровня знаний, умений и навыков. Результат отражает, соответствует ли уровень достижений данного ученика требованиям стандарта.

2. Ориентированный на уровень развития конкретного ученика в данный момент времени. Сравнивается начальный уровень и объём усвоенного.

3. Нормативно-ориентированный, т. е. ориентированный на статистические нормы, определяемые для данной совокупности учащихся.

Различия всех трех подходов можно обнаружить в функциях или целях оценки, ее последствиях, в методах анализа результатов.

В качестве основных параметров оценочной деятельности выделены:

1) качество усвоения знаний, умений и навыков, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

2) степень сформированности учебной деятельности младшего школьника;

3) степень развития основных качеств умственной деятельности;

4) уровень развития познавательной активности, отношение к учебной деятельности.

При оценивании учитель выделяет успехи и намечает перспективы ребенку не только в усвоении знаний, но и в его умственном развитии, формировании его учебной деятельности, познавательной активности.

Каждый вид деятельности ребенка должен быть оценен. Эта работа ведётся систематически. Системность оценивания предполагает не только оценку результата, но и оценку принятия инструкции , оценку планирования, оценку хода выполнения .Именно систематичность в оценивании создает базу для самооценивания детьми своего труда и обеспечивает понимание критериев. Систематичность предполагает также организацию оценивания на всех этапах урока.

Таким образом, организация оценивания в условиях безотметочного обучения базируется на следующих требованиях:

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;

2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;

3) оценивание должно осуществляться последовательно;

4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;

5) оценка должна осуществляться на основе четких критериев, понятных ребенку;

6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, познавательную активность ребенка;

7) оценивание должно проводиться в системе.

Наиболее важным условием в условиях безотметочного обучения является эффективный выбор форм и способов оценивания.



1.2.Понятие об оценочной самостоятельности младших школьников



В младшем школьном возрасте развивается самооценка. Основой рефлексивной самооценки является способность видеть себя со стороны и анализировать собственные действия.

Ребенок, не умеющий оценивать свои возможности, нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Учебная самостоятельность младшего школьника начинается со способности понимания ребёнком, что он знает и что ему предстоит узнать.

При умелой работе учителя младший школьник научится не только оценивать границы своих возможностей, фиксировать трудность, но и анализировать ее причину. Можно обсудить с ребенком вслух его собственную работу .

Со 2 класса начальной школы ученики переходят на накопительную систему оценивания. Вместо отрицательных и положительных оценок за любое успешное действие ученик получает баллы успешности. Баллы ставятся за каждый вид задания отдельно, например, при решении задачи оценивается отдельно: умение делать чертеж, умение составлять алгоритм решения, умение правильно находить ответ и записывать его. По результатам выполненных заданий ученик набирает определенное количество баллов успешности.

Достижения ученика фиксируются оценкой и отметкой. Так как учебный материал организован по содержательно – целевым линиям развития, учитель отслеживает продвижение ученика по линии развития личности.

В связи с этим учитель продумывает на каких этапах, с какой частотой будет осуществляться текущий контроль за формированием необходимых умений. В начале изучения темы проводится стартовая оценка подготовки учащихся. Результаты такой оценки можно отметить с помощью «лесенки достижений», поместив фигурку, символизирующую исходный уровень владения данным навыком, на ту или иную ступеньку лесенки.

Рекомендуется отмечать не только ошибки в выполнении работы, но и все удачные места, делать поощрительные записи.

Полезно завести для каждого ребёнка «Лист индивидуальных достижений», в котором фиксируются текущие результаты по освоению программы. Учитель и дети могут отмечать в нём освоенные навыки, закрашивая определённую клеточку – полностью или частично.

В этом же листе можно отмечать продвижение ребёнка в освоении умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков, навыков творческой деятельности, опыта совместной работы и др. Лист заполняется каждую неделю или учителем или ребёнком под руководством учителя[6].

Степень обученности проверяется с помощью тематического и итогового контроля. В связи с этим для учащихся начальных классов созданы самостоятельные и контрольные (проверочные) работы по математике, по русскому языку, литературному чтению и т.д.

Самостоятельные работы носят обучающий характер. Иными словами, ученик имеет право многократно работать над своими ошибками до тех пор, пока не научится. Цель этих работ – выявить и своевременно устранить имеющиеся проблемы в знаниях. Ученики выполняют задания, которые вызвали у них затруднение. Отметку за самостоятельные работы (если она ставится) рекомендуется выставлять после доработки возможных ошибок. Главный критерий оценки самостоятельных работ – качество работы ребёнка над собой. Высокий уровень трудности самостоятельных работ позволяет детям хорошо подготовить себя к выполнению контрольных или проверочных работ.

Контрольные работы проверяют базовый уровень достижений. Их цель- контроль качества усвоения учебного материала.

Оценка усвоения знаний осуществляется через выполнение самостоятельных и проверочных работ, заданий из учебников. Требуются применять полученные знания к конкретной ситуации для её объяснения. Такого рода использование знаний приводит к построению человеком адекватной действительности целостной картины понятного для него мира. Школьник, самостоятельно полностью выполнивший весь необходимый объём заданий в учебнике, усвоит все необходимые в курсе знания. При этом он не столько будет помнить определение понятий и формулировки законов или правил, сколько будет уметь применять их в жизни .

Оценочная деятельность учителя не должна быть отдельной частью урока - она пронизывает всю его работу. Одновременно важно помнить, что следует оценивать не только результат учебного труда, но и особенно прилежание, стремление преодолеть трудности, проявить самостоятельность. Именно с этим связана одна из проблем, которая стоит перед учителем, - как организовать оценивание учебных достижений младших школьников, чтобы не свести его только к оцениванию знаний, умений и навыков, а охватить весь процесс учебной деятельности и его результаты.

Учитель может использовать методику «Лесенка» для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает сам себя, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Как показывает практика, самооценка детей, пришедших в первый класс, завышена, но в процессе обучения она становится адекватной .

В первых классах начальной школы безотметочное обучение может быть в форме зачёта по каждой теме.

Ученик выполняет определённый объём заданий в учебнике или данных учителем на определённую тему. По результатам этой работы он получает зачёт по этой теме. Это учит школьников планированию своих действий.

Для формирующейся личности маленького школьника важно не наличие отметки, а терпеливое объяснение того, что и как нужно делать. Оценка должна быть проявлением чуткости, доброжелательности. Учитель должен перейти на новый уровень понимания ошибок и стимулировать ребёнка к познанию через одобрение, создание ситуации успеха, поддержку и сотрудничество. Стимулирует младших школьников улыбка, кивок головой, выражение удивления или огорчения. Ребенку необходимо сопереживание учителя, оказание помощи в преодолении трудностей и неудач. Оценка должна отражать оптимистическое отношение взрослого к ребенку. Младший школьник стремится учиться не только потому, что узнает новое, но и потому, что учитель тоже будет радоваться его успехам и огорчаться в случае неудачи.

При оценивании устных и письменных работ учащихся необходимо в эмоциональной форме сформулировать словесную оценку, показать удовлетворение от успехов: «Молодец!»; «Отлично! »; «Хорошо, спасибо!»; «Не огорчайся, у тебя все получится..» Кроме того, в процессе оценивания учитель показывает ученику, чего он уже достиг, а что ему предстоит освоить: «Молодец! Но...» Это может быть важной функцией на всех этапах, и особенно на этапах актуализации знаний и применения новых знаний.

Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно – воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации) должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы.

1.3.Методические аспекты развития оценочной самостоятельности младших школьников.

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников связана прежде всего с формированием индивидуального учебного действия, в котором существует или осуществляется собственное отношение ребенка к средствам и способам понимания учебного содержания[1].

 Приведем только некоторые педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:

- прием «волшебные линеечки» ;

- прием «составление заданий с ловушками» ;

- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» ;

- прием «составление задачи, подобной данной» ;

- прием «составление задачи по чертежу» ;

- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» ;

- прием «составление проверочных заданий» ;

- прием «многоступенчатый выбор» ;

- прием « орфографические или математические софизмы» ;

- прием «умные вопросы» .

 Решение задач контрольно-оценочной самостоятельности осуществляется с помощью следующих педагогических средств:

а) работа с «картой знаний» учащихся;

«Карта знаний» является хорошим способом фиксации и обмена знаниями. Подобная работа является началом пути к созданию индивидуальной образовательной программы в старшей школе через построение индивидуальных образовательных траекторий в основной школе.

б) разновозрастное сотрудничество учащихся 1-4-х классов;

Учебную самостоятельность школьников развивает работа в качестве учителя. Эффекты разновозрастного сотрудничества крайне важны для повышения учебной мотивации, рефлексии и обобщения известных школьникам средств и способов действия в подростковом возрасте, формирование способности понимать и учитывать интеллектуальную позицию другого человека, работа с разными точками зрения.

в) предъявление личных достижений учащихся и класса.

Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребёнка, признание его успехов. С этой целью с первого класса каждым ребёнком заводится папка, название которой каждый ученик выбирает индивидуально «Мои успехи», «Мои достижения», «Моё творчество». В папку вкладываются все работы ученика, выделенные им как успешные и достойные признания окружающих. Индивидуальное портфолио состоит из нескольких разделов, которые ведут ученики, родители и учителя.

Подобное портфолио позволяет составить представление о личности ученика, проследить за ростом знаний и умений, порадоваться его успехам и неудачам. Работа с папками продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Портфолио помогает ученику оценить свои возможности и в дальнейшем реализовать их.

Итак, перечисленные выше педагогические условия, средства, формы организации образовательного процесса могут достаточно эффективно помочь учителю начальных классов формированию оценочной самостоятельности у учащихся как основы для становления умения учиться в основной школе.

ГЛАВА 2.ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ОЦЕНОЧНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.


Главная задача безотметочного обучения – отследить продвижение ребенка в освоении необходимых знаний, умений и навыков.

Самооценивание учащихся начинается в первом классе и пронизывает все учебные предметы. Учителем выбираются задания, в которых используется объективный однозначный критерий оценивания. На уроках математики и окружающего мира дети оценивали выполнение заданий по предложенным критериям . На уроках обучения грамоте для самооценки использовались задания, в которых критерием оценивания были правильность выполнения задания . Учитель стремится к тому, чтобы самооценка учащихся предшествовала учительской оценке.

На данном этапе осуществлялся дифференцированный подход при самооценке выполняемых заданий. При этом каждое умение оценивалось по одному или нескольким критериям.

Следует отметить, что для организации учебного процесса были использованы правила оценочной безопасности, разработанные Г.А. Цукерман[9].

Во втором и третьем классах младшие школьники самостоятельно выбирают учебные задания разного уровня трудности и стараются улучшить свои учебные достижения.

Соблюдение этих принципов осуществляется в ходе проведения тематического и итогового контроля по усвоению предметных знаний и умений по всем учебным предметам. В ходе формирования контрольно-оценочной самостоятельности используются знаки: “плюс, минус”, а также количественная оценка в баллах.

Основанием для итоговой аттестации в конце четверти, полугодия и учебного года является «Лист учебных достижений».

Текущие оценки, фиксирующие продвижение младших школьников в освоении всех умений, необходимых для формируемых навыков, можно также заносить в специальный «Лист индивидуальных достижений». В этом же листе можно отмечать продвижение ребенка в освоении иных умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др.

В конце темы рекомендуется провести проверочную работу, направленную на оценку сформированности планируемых навыков и умений. Принципиально важно, что при подготовке к ней учитель должен обсудить вместе с детьми критерии успешности ее выполнения. Чтобы зафиксировать не только конечный результат (например, решена или не решена математическая задача), но и проследить, где ребенок допустил ошибку и каких именно знаний, умений или навыков ему не хватило для успешного решения задания.

Следует отмечать положительные сдвиги в работе каждого учащегося по сравнению с его предыдущими работами, не допуская какого бы то ни было сравнения успешности работ разных учеников между собой.

В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года предложен оценочный лист. В нем отражены уровни овладения ключевыми умениями по каждому предмету. Результат усвоения предмета по каждому параметру может быть зафиксирован в процентах.

Еще одним средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является "Портфель достижений ученика», в который входят творческие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения, размышления об отобранных материалах и своем продвижении . При отборе образцов работ учеников учителю следует задуматься над следующими вопросами:

– что считать хорошим показателем для этого конкретного ученика;

– какие качества, свидетельствующие о развитии ребенка и его прогрессе в учебе, продемонстрированы в данном образце;

– как этот образец работы ученика соотносится с другими образцами из его "портфеля".

Систематическое использование "Портфеля достижений ученика" предоставляет учителю богатую информацию об индивидуальном развитии ребенка и способствует участию детей в оценке своей собственной работы.

Конечно, применение всех описанных форм оценивания в условиях безотметочного обучения требует высочайшего педагогического профессионализма от учителей и, самое главное, искренней веры в саму идею безотметочного обучения – пути к гуманизации российского образования, основанного на новой педагогической философии.

Для осуществления переноса в массовую практику педагогической технологии формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников необходимы определенные условия:

-отношения доверия и взаимопринятия между всеми субъектами образовательного процесса учебного заведения;

-необходимость иметь перспективу движения в этом направлении на последующих этапах образования. Начинаем работу по этой проблеме в первом классе.

Только после выполнения всех этих условий возможно приступить в школе к реализации выше обозначенных идей без ущерба как для детей, так и для всего образовательного процесса в школе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация начальной школы выступает ключевым звеном процессов реформирования, поскольку именно она задает направление творческого саморазвития на весь дальнейший жизненный путь личности.

Надежным инструментом повышения эффективности учебной деятельности является оценивание качества образования.

На современном этапе развития системы начального образования безотметочное обучение становится одним из ведущих средств решения стратегических задач школы первой ступени.

Безотметочное оценивание навыков строится на следующих принципах:

1.Содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ученика было оценено отдельно. 2.Оценочные шкалы должны быть все время разные и обладать гибкостью.

Оценка учителя - это, прежде всего, средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому ученики должны: с помощью учителя искать однозначные, предельно четкие критерии оценки, участвовать в разработке оценочных шкал вместе с учителем.

Самооценка ребенка должна предшествовать оценке учителя, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними.

В связи с этим можно сделать вывод, что младшие школьники на начальном этапе обучения существенно ниже по уровню самооценки и последняя имеет принципиально иную внешнюю и внутреннюю структуру, нежели самооценка детей в последующие периоды. Учащиеся нуждаются в специальном психолого-педагогическом воздействии с целью оптимизации процессов становления такого компонента самосознания как самооценка и в целом оценочной деятельности.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

2. Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова - М., Издатель РассказовЪ, 2004. - 300 с.

3. Изучение результативности обучения в начальных классах. - М.: ФНМЦ им. Л.В. Занкова, 2001.

4. Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. В кн.: Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В.Петровского). – М.: Просвещение, 1973, с. 66-97.

5. Мир детства. Младший школьник. Составители А.В. Захарова, В.И. Слободчиков. М.: Педагогика, 1981, 398 с.

6. Начальная школа: плюс .До и После №1, 2004 г. стр. 64 – 68.

7. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов.- М.: Академия, 2000.-184с.

8. Свиридова О.И., Лутошкина В.Н. Урочно-занятийная форма взаимодействия учителя и детей как условие развития учебной самостоятельности младших школьников // Сб. Педагогика развития: возрастная динамика и ступени образования. Ч.2.- Красноярск, 1997.-  с.113

9.Цукерман Г.А. Оценка без отметки. - Рига: ПЦ "Эксперимент", 1999.

10.Чошанов М.А. Америка учится считать: инновации в школьной математике США.- Рига: Эксперимент, 2001.- с.176-183.

11. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - В кн. Избранные психологические труды. М.: 1989, с.60-77.