Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской области «Татарский педагогический колледж»
Контрольно-оценочные средства
для проведения промежуточной аттестации по
МДК 04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями сотрудниками ДОУ
наименование междисциплинарного курса
44.02.01 Дошкольное образование
код, наименование специальности
Форма проведения: дифференцированный зачёт
Татарск, 2016
ОДОБРЕН на заседании кафедры Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. Зав. кафедрой _____________/Попова Т.А. Подпись Ф.И.О. | Разработан на основе Федерального государственного стандарта по специальности ППССЗ 44.02.01. Дошкольное образование Код, наименование специальности Заместитель директора по учебной работе./____________ / Данилова Г.С Подпись Ф.И.О. . |
Составитель:
Ерёменко И.Ю., преподаватель ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж» Ф.И.О, должность, наименование ОУ СПО
1. Паспорт комплекта оценочных средств
Предмет(ы) оценивания | Объект оценивания | Показатели оценки |
ПК 1.Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. | Решение ситуационного задания | -соответствие плана работы с родителями требованиям нормативно-методических документов -определение целей, задач и планирование работы с родителями в соответствии с требованиями к социальному, психическому и физическому развитию ребенка; - соответствие выбора форм и методов в плане работы с родителями современным целям и задачам дошкольного образования - точность определения целей и задач плана работы с родителями; -обоснованность выбора форм и методов работы с родителями; -рациональность распределения времени этапов работы с родителями |
ПК 2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | -соответствие содержания консультации выявленной проблеме -проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания в соответствии с результатами определения проблемного поля семьи; - выбор форм и методов индивидуального консультирования в соответствии с проблемным полем семьи; -проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания в соответствии с методикой её проведения; -точность и результативность проведенной диагностики проблем семейного воспитания; -правильность выбора форм и методов индивидуального консультирования -своевременность проведения индивидуальной консультации по проблемам семейного воспитания |
ПК 4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | соответствие подобранных методик и разработанных мероприятий выявленным проблемам семейного воспитания; - соответствие анализа и оценки результатов работы с родителями целям и задачам плана работы с родителями; - использование новых технологий при выборе форм, методов и приемов коррекции процесса взаимодействия с родителями -точность выбора методик диагностики результатов работы с родителями; -результативность проведенных анализа и оценки результатов работы с родителями; - рациональность распредения времени по коррекции процесса взаимодействия с родителями |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество | - организация собственной деятельности воспитателя с учетом взаимодействия с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения согласована с планом работы с родителями - выбор методов решения профессиональных задач адекватен поставленной цели; - самоанализ и самооценка качества решения профессиональных задач и эффективности выбранных для этого методов адекватны полученным результатам |
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | - выбор решения смоделированной нестандартной ситуации по взаимодействию с родителями и сотрудниками обоснован сравнительной оценкой рисков применения различных способов (по выбору студента) ее решения |
2. Описание системы оценивания
- Оценка выполнения практического задания осуществляется на основе заполнения оценочного листа:
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА |
ФИО СТУДЕНТА |
Задание. Решение ситуационного задания по организации взаимодействия с родителями и сотрудниками, оказанию педагогической помощи семье по вопросам воспитания, развития и обучения детей. |
Предметы оценки | Критерии оценки результата | Отметка о выполнении |
«да» | «нет» |
ПК 1.Определять цели, задачи и планировать работу с родителями | -соответствие плана работы с родителями требованиям нормативно-методических документов -определение целей, задач и планирование работы с родителями в соответствии с требованиями к социальному, психическому и физическому развитию ребенка; - соответствие выбора форм и методов в плане работы с родителями современным целям и задачам дошкольного образования - точность определения целей и задач плана работы с родителями; -обоснованность выбора форм и методов работы с родителями; -рациональность распределения времени этапов работы с родителями | | |
ПК 2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка. | -соответствие содержания консультации выявленной проблеме -проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания в соответствии с результатами определения проблемного поля семьи; - выбор форм и методов индивидуального консультирования в соответствии с проблемным полем семьи; -проведение индивидуальных консультаций по вопросам семейного воспитания в соответствии с методикой её проведения; -точность и результативность проведенной диагностики проблем семейного воспитания; -правильность выбора форм и методов индивидуального консультирования -своевременность проведения индивидуальной консультации по проблемам семейного воспитания | | |
ПК 4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними. | соответствие подобранных методик и разработанных мероприятий выявленным проблемам семейного воспитания; - соответствие анализа и оценки результатов работы с родителями целям и задачам плана работы с родителями; - использование новых технологий при выборе форм, методов и приемов коррекции процесса взаимодействия с родителями -точность выбора методик диагностики результатов работы с родителями; -результативность проведенных анализа и оценки результатов работы с родителями; - рациональность распредения времени по коррекции процесса взаимодействия с родителями | | |
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество | - организация собственной деятельности воспитателя с учетом взаимодействия с сотрудниками дошкольного образовательного учреждения согласована с планом работы с родителями - выбор методов решения профессиональных задач адекватен поставленной цели; - самоанализ и самооценка качества решения профессиональных задач и эффективности выбранных для этого методов адекватны полученным результатам | | |
ОК 3.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях | - выбор решения смоделированной нестандартной ситуации по взаимодействию с родителями и сотрудниками обоснован сравнительной оценкой рисков применения различных способов (по выбору студента) ее решения | | |
После заполнения оценочного листа осуществляется подсчёт количества набранной отметки «да» за выполненное задание и перевод его в соответствующий балл-отметку (2,3,4,5).
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой:
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
отметки «да» | балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
II. Комплект оценочных средств
- Типовое задание
Текст задания:
Решение ситуационного задания по организации взаимодействия с родителями и сотрудниками, оказанию педагогической помощи семье по вопросам воспитания, развития и обучения детей.
Содержание ситуационных заданий.
1. Мне тридцать лет. С первым мужем жизнь не сложилась, был он очень грубым и жестоким. Разошлись, когда сыну едва исполнилось 6 лет. Сейчас ему 11. Все эти годы мы жили вдвоём, и я старалась, как могла, заменять ему обоих родителей. Зарабатывала неплохо, ни от какой работы не отказывалась. Но это не значит, что я безмерно баловала сына. Понимала, что он должен знать цену деньгам, объясняла сыну, что не могу купить дорогую игрушку, так как деньги надо копить на квартиру. Так и были всё время вдвоём, и вот, когда я уже перестала надеяться устроить свою личную жизнь, встретила мужчину.
Он на 10 лет старше меня, спокойный, серьёзный. Сын отнёсся к нашим отношениям нормально, без ревности. Так вот, проблема в том, что мужа совершенно не устраивает мой сын – он и “ленивый”, и “эгоист”, и “наглый”. Сын с детства помогал мне в основном по мужской части: ремонт в квартире сделать, починить чего. А муж молоток в руках держать не умеет. Прошу: хотя бы поговори с ним, пообщайся. В ответ слышу: ”Почему это я должен к нему подлизываться?!” Придёт с работы – ни привета сыну, ни “как дела”. Будто мальчика для него нет и вовсе.
У мужа есть дочь от первого брака, ей было три года, когда они расстались. И вот уже 10 лет дочь живёт с мамой и отчимом, а с отцом родным не видится. А я живу между двух огней. Недавно муж сказал, что так вот больше жить не хочет. Мне что же – родного ребёнка в детский дом отдавать? Ну, уж нет. И при всём при этом, ко мне муж относится хорошо. В общем, запуталась я совсем. Подскажите, как быть?
Задания к ситуации:
Назовите основные проблемы, стоящие перед семьей в целом.
Встречались ли Вы с подобными проблемами раньше и что Вы знаете об их решении?
Какие методы, на Ваш взгляд, могут оказаться эффективными при работе с каждым членом семьи?
Разработайте примерный план разговора, беседы с участниками данной ситуации (укажите цель, задачи, результат, который Вы хотите достичь).
2. Мама пришла забрать Иришу из детского сада. Ей 5 лет. Воспитатель, увидев маму, заявляет ей: «Ваша дочь совершенно не умеет играть с другими детьми, она отбирает игрушки. Сегодня укусила Васю». В разговор вступает методист: «Сегодня на занятии в музыкальном зале она громко смеялась и толкалась, когда другие дети пели». Воспитатель из другой группы: «А на прогулке она стукнула ведерком Лену из младшей группы». Заходят другие родители, мама Иры стоит, растеряно вместе с Иришей. Затем, взволнованная и расстроенная идет с ней домой.
Задания к ситуации:
1. Дайте оценку поведения воспитателя.
2. Определите, как следует построить беседу с мамой Ириши.
3. Шестилетний Володя живет с мамой. Папа не живет с ними – он разошелся со своей женой. Мать не разрешает мужу бывать у себя дома. Отец старается устраивать встречи с сыном где-нибудь вне дома. Он, встречаясь с мальчиком, дарит ему игрушки, конфеты. Когда ребенок возвращается от отца, мама старается сделать все, чтобы ребенок получил дома больше: конфет, игрушек. «Вот как мамочка тебя любит, все-все тебе покупает. Ты скажи в следующий раз отцу, не нужны мне твои конфеты, у нас дома все есть».
Задания к ситуации:
1. Оцените поведение отца и матери Володи.
2. Как может повлиять конфликт между отцом и матерью на ребенка?
3. Какие типичные ошибки совершают и мать и отец.
4. Как должен быть разрешен конфликт?
4. Я – одинокая мать. Имею семилетнего ребенка. Дочь совсем не знает отца, хотя он жив. Я внушала дочери мысль с малых лет, что ее отец выполнял важное государственное задание и погиб. Это обман с моей стороны, но мне стыдно, что я не имею мужа. Связь была кратковременной. Живем мы в деревне, дочь скоро пойдет в школу, и она перестала мне верить. Однажды в городе мы случайно встретили отца Любы, он подошел к нам и стал спрашивать, как мы поживаем, называя ее доченькой. Люба «дичилась», и молчала. Что мне делать дальше?
Задания к ситуации:
1. Выделите тот круг проблем, ориентируясь на которые вы будете строить беседу с мамой.
2. Как такой мезофактор, как тип поселения, повлиял на данную проблему?
3. Составьте план разговора с мамой девочки.
5. Новый воспитатель педагог знакомится с группой детей, конец года, впереди выпускной детского сада, а там и школа. Требуется составить характеристику на ребенка, дать рекомендации учителям и определить степень готовности ребенка к школе. Придя, домой к Феде, дверь ей открыл отец – человек угрюмый, с жестким взглядом. Федя играл возле окна с машинкой. «Что натворил?» спросил отец, узнав, что перед ним педагог из ДОУ. «Ничего, просто пришла познакомиться». «Если что, вы мне скажите уж я ему задам, они у меня вот где сидят». И он многозначительно сжал кулак.
Задания к ситуации:
1. Назовите, какие стили взаимоотношений в семье вы знаете. 2. Охарактеризуйте стиль взаимоотношений в этой семье. 3. Дайте рекомендации по выстраиванию отношений с отцом ребенка.
6. Мама жалуется: «Специально из-за Наталки поехали на море. За все двадцать дней ни разу шерстяной свитер с себя не сняла: как утро - просит надеть и так до вечера в нем ходит. Придем на пляж – садиться подальше от воды. Пробовали на руках заносить, заходится в плаче. И так все время. Не отдых, одно мучение»
Педагог в течение дня спрашивает Наталку об отдыхе, четырехлетняя Наталка выпаливает: «А негром я все-таки не стала. И акулы меня не съели!».
Задания к ситуации:
1. Как бы вы вечером начали бы разговор с мамой, узнав о причине такого «странного» поведения ребенка на летнем отдыхе?
2. Какие мероприятия нужно проводит с родителями при организации летнего отдыха детей?
3. Составьте тематику этих мероприятий в зависимости от возврата детей и типа учреждения.
7. Даша жила в течение ряда лет то у бабушки, то у родителей, испытывая на себе совершенно разные воспитательные влияния. Дед и бабушка во всем девочке потакали. Мать же была строга, часто снимала туфлю и шлепала Дашу. Через некоторое время мать, жалея Дашу, осыпала ее ласками и лакомствами, пытаясь компенсировать причиненное зло добром. Но успеха не приносили ни строгость, ни поблажки. Даша упряма, постоянно пытается настоять на своем, часто бросается на пол и бьется в истерике. Когда мать даже за дело журит ее, она раздражается и злиться. В детском саду она ни с кем не дружит, постоянно обижается на воспитателя и других детей.
Задания к ситуации:
1. Определите стили воспитания в семье бабушки и матери ребенка. 2. Дайте рекомендации маме по воспитанию ребенка в семье. 3. Какие формы работы вы будете использовать при работе с этой семьей? 4. Какими методами изучения семьи нужно руководствоваться, чтобы определить стиль педагогического взаимодействия взрослых и детей в семье?
8. Устав от бесконечных скандалов и невыносимого характера жены, муж ушел к другой женщине. Пятилетний Серёжа остался с мамой. Встречаться с сыном мать категорически запретила. В новогодний вечер, сын решается позвонить отцу. «Ты кому звонишь? Папочке своему? С новым годиком поздравить хочешь, с новым счастьем? Так ему не нужны твои звонки. Он же бросил тебя и при этом нашел другую женщину, у нее свой сыночек есть, готовенький. А ты ему не нужен». Серёже стало не хватать воздуха. Он стал задыхаться.
Задания к ситуации:
1. К каким последствиям может привести подобное поведение матери?
2. Наметьте план работы с такой семьей.
3. Обозначьте круг профилактических мероприятий, исключающих подобные последствия разводов.
9. Отношения в семье довольно сложные. Муж мало занимается воспитанием ребенка, фактически устранился от домашних дел и проблем, свободное время предпочитает проводить вне дома, в компании друзей. Жена никак не привыкнет к этому, негодует, возмущается каждый раз, когда тот уходит. Единственный же свидетель ее возмущения шестилетняя дочь, которая постоянно выслушивает гневные материнские реплики о недостатках отца («безответственный человек, «лодырь», «бездельник»). Подобные реплики она отпускает и в ДОУ, забирая ребенка.
Задания к ситуации:
1. К каким последствиям может привести подобно поведение матери и отца? 2. Укажите формы работы социального педагога с такой семьей.
3. Обратите внимание на возраст девочки.
4. Как возраст ребенка влияет на взаимоотношения с родителями разных полов?
10. Мать ревностно относиться к малейшим проявлениям самостоятельности ребенка. Она буквально караулит, когда ребенок сделает какую-либо ошибку при выполнении домашнего поручения, особенно если тот отказался от помощи. Это дает возможность матери долго рассуждать на тему: «Вот всегда так – не дослушаешь до конца мать, потом все вкривь и вкось делаешь. Рано тебе быть самостоятельным, учись у меня».
Задания к ситуации:
1. Какие стили воспитания вы знаете? 2. Какой стиль взаимоотношений преобладает в семье? 3. Как вы будете организовывать работу с такой мамой? 4. Обоснуйте этапы работы, ее формы и методы.
11. Отец, поддавшись доводам воспитателя о влиянии мужчины на воспитания личности ребенка, берет 5-летнего Славу на рыбалку. Невыспавшийся и проголодавшийся ребенок, просидев неподвижно на мостике часа полтора, начинает вертеться и задавать отцу вопросы. Тот нервничает: «Ты мне всю рыбу распугаешь – помолчи». Еще через час сын проситься домой, на что отец раздражается еще больше. «Я так и знал, нельзя слушать эту воспитательницу, я ведь говорил, вырастить, вот тогда и буду им заниматься!».
Задания к ситуации:
1. Какую ошибку допустили воспитатель и папа?
2. Как нужно было построить беседу с отцом ребенка, чтобы не возникла эта ситуация? Составьте вопросы к беседе.
12. Студентка лет 20 призналась в том, что очень хочет ребенка. «Муж мне не нужен совсем. В крайнем случае, выйду замуж, чтобы пальцем не показывали, а потом все равно разведусь». Лена из семьи вполне благополучной. Родители горячо любят дочь и делают все, чтобы уберечь ее от ошибок. Друзья, увлечения, выбор вуза все под их контролем.
Задания к ситуации:
1. Какие проблемы пытается решить Лена рождением ребенка? 2. Какими аргументами следует руководствоваться при планировании рождения ребенка? 3. Спланируйте мероприятия для студентов, посвященные проблеме планирования семьи.
13. Детский сад, в который ходит Марина, находиться далеко от дома, приходиться рано вставать. Будит девочку обычно мама, которая сама встает рано, затем заходит в комнату дочери и бодро, громко говорит: «Марина, пора вставать!» Девочка вздрагивает и просыпается. В тихий час, засыпает плохо, постоянно вздрагивая, часто просыпается с плачем, не хочет ложиться в постель.
Задания к ситуации:
1. Что такое режим? Какие функции он выполняет?
2. Зависит ли режим от: возраста ребенка, образа жизни, темперамента?
3. Кто должен соблюдать режим: ребенок, родители, вся семья в целом?
4. Какие формы вы будите использовать для работы с такой мамой?
14. В троллейбус входит женщина с мальчиком лет четырех. Свободных мест много, но он непременно хочет занять место на первой скамье, где уже сидит девочка одногодка с мамой. Он настойчиво тянет: «А я хочу сидеть здесь!». Его мама требовательно смотрит на непонятливую пассажирку. В конце концов, та встает, девочка продолжает, сидеть возле окна. Мальчик залазит на сиденье и тут же вырывает у девочки игрушку. Девочка плачет, мать мальчика снисходительно: «Ну что ты плачешь, поиграет - отдаст. Стыдно быть такой жадной».
Задания к ситуации:
1. Мама этого ребенка пришла к вам на прием. Назовите последовательность этапов организации общения с матерью мальчика.
2. В чем вы видите конечный результат работы с такой семьей?
15. Родители приходят с работы. Мать заходит на кухню и видит: сын-подросток чистит картошку. Впервые в жизни по собственному желанию решил приготовить ужин! Чем не повод для материнского одобрения? Однако первая реакция матери – выхватить нож, она выговаривает: «Ты с ума сошел? Кто так чистить! Сколько картошки перепортил!».
Задания к ситуации:
1. Какие в будущем проблемы появятся в этой семье?
2. Что можно сделать для того, чтобы их негативные последствия не сказались на поведении ребенка?
2. Условия выполнения задания
Место (время) выполнения задания – аудитория ГАПОУ НСО «ТПК».
Форма выполнения – индивидуальная.
Максимальное время выполнения задания: 120 минут; студенты «вслепую» выбирают ситуацию.
Вы можете воспользоваться:
- примерной основной образовательной программой дошкольного образования
(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 15 мая 2015 г. № 2/15)
- образовательными программами дошкольного образования – сайт www.firo.ru
- методической копилкой по МДК04.01.
3.Правила выполнения задания
-для успешного выполнения задания студентам необходимо владеть всем теоретическим материалом по курсу МДК 04.01.
-на все теоретические вопросы необходимо дать ответ.
-для выполнения практической части в решении ситуации, необходимо продумать мероприятия, их формы, методику организации и проведения.
-все перечисленные особые условия необходимо отразить письменно и сдать преподавателю на проверку.
Описание правил оформления результатов оценивания
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам
промежуточной аттестации производится по следующим параметрам:
Оценка «отлично» / «зачтено». Ответы на поставленные вопросы излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Полно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Делаются обоснованные выводы. Демонстрируются глубокие знания теории и методики физического воспитания. Соблюдаются нормы письменной речи.
Оценка «хорошо» / «зачтено». Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Базовые знания теории и методики физического воспитания используются, но в недостаточном объеме. Материал излагается уверенно. Раскрыты причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируется умение анализировать материал, однако не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Соблюдаются нормы письменной речи.
Оценка «удовлетворительно» / «зачтено». Допускаются нарушения в последовательности изложения. Имеются упоминания об отдельных базовых понятиях теории и методики физического воспитания. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, с трудом решаются конкретные задачи. Имеются затруднения с выводами. Допускаются нарушения норм письменной речи.
Оценка «неудовлетворительно» / «не зачтено». Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по междисциплинарному курсу. Не раскрываются причинно-следственные связи между явлениями и событиями. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм письменной речи.