СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Литература».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно-оценочные  средства  по учебной дисциплине «Литература».

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Литература».»

Министерство образования и науки РК БПОУ РК «Политехнический техникум»






«Утверждаю» ____ «Согласовано»________

Зам директора по УР Бурулова О.Г.

Директор «ПТ» Харкебенов А.Б.

«Рассмотрено» на заседании МК гуманитарных дисциплин

_____Председатель Атешова Р.У.


Контрольно-оценочные средства по учебной дисциплине «Литература».







Разработчик: Каширская Татьяна Николаевна, преподаватель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.







2017




Г. Лагань







Пояснительная записка.

Контрольно-оценочные средства разработаны в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180), а также рабочей программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины «Литература» разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС).

Программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих изучает литературу как базовый учебный предмет в объеме 195 часов.





















I. Паспорт комплекта оценочных средств

Таблица 1

Объект(ы) оценивания

Показатели

оценки

Знать основные теоретико-литературные понятия

Уметь оперировать терминами

Знание основных теоретико-литературных понятий


Умение сопоставить произведение, автора, тему

Знать основные факты жизни и творчества писателей-
классиков XIX- XX вв

Уметь выявлять авторскую позицию

Знание фактов жизни и творчества писателей и поэтов

Знать содержание изученных литературных произведений

Уметь определять род и жанр произведения;

воспроизводить содержание литературного произведения

Знание содержания литературных произведений


Умение отвечать на вопросы, анализировать стихотворный текст

Описание правил оформления результатов оценивания

Дифференцированный зачёт проводится в письменной форме (тест), в учебное время.

Общие положения

В результате сдачи дифференцированного зачёта обучающийся (студент) должен:

знать/понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX вв;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

-основные теоретико - литературные понятия

уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

- анализировать эпизод (сцену) изученного произведения;

- объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

-определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения, (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- участия в диалоге или дискуссии, оценки их эстетической значимости;

- самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости,

- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Структура дифференцированного зачёта:

Дифференцированный зачёт по литературе проводится в тестовой форме. Предлагаемый материал составлен с учётом обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) общего образования, а также государственного основного общего и среднего (полного) общего образования, который позволяет реализовать задачи обучения, программы.

Контрольные вопросы для проведения теста по литературе в 2014-15 учебном году включают

  • анализ и интерпретацию художественного произведения,

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей - классиков XIX-XX вв;

  • основные теоретико - литературные понятия

При разработке контрольных вопросов учитывалась специфика литературного образования в данном учреждении. Формулировки тем достаточно просты, конкретны.

Проверочный материал позволяет выявить у студентов уровень ключевых компетенций:

  • Регулятивной (умение применять полученные знания на практике, делать выводы, аргументировать свою позицию).

  • Коммуникативной (умение точно, ясно излагать свою мысль, подтверждать цитатами из анализируемого художественного произведения).

  • Творческой (способность к творческому мышлению, нестандартному подходу к решению задачи).

За контрольную работу ставится оценка в соответствии с действующими «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе».

  1. Структура работы:

На выполнение работы отводится 90 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 37 заданий.

Часть 1 включает 34 заданий (А1-А34).

Задания А1 – А10 – закрытый тестовый вопрос с заданной структурой ответа для оценки знания

Задания А11-А20: закрытый тестовый вопрос с альтернативным ответом (да, нет)

Задания А21-А34: – открытый тестовый вопрос на дополнение с заданными ограничениями для оценки знания (дополнить в тесте недостающее определение)

Часть 2 состоит из 2 заданий (В1-В2). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Задания повышенной сложности, которые оцениваются двумя баллами.

2 балла – задание выполнено верно, ошибок нет;

1 балл – допущена 1 ошибка;

0 баллов – допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ или его отсутствие).

Часть 3 состоит из одного задания – мини-сочинение (эссе, развёрнутый ответ). Задание оценивается 3 баллами.

3 балла -– задание выполнено верно, ошибок нет;

2 балла - допущена 1 ошибка (неточность в изложении)

1 балл – допущены 2-3 неточности в изложении фактов

0 баллов – допущены 4 и более ошибок (полностью неверный ответ или его отсутствие).

Компетенции.

задания.

Эмоционально – психологические

Закрытый тестовый вопрос с заданной структурой ответа для оценки знания

А1-А10

Регулятивные

Закрытый тестовый вопрос с альтернативным ответом (да, нет)

А11-А20

Социальные

Открытый тестовый вопрос на дополнение с заданными ограничениями для оценки знания (дополнить в тесте недостающее определение)

А21-А34

Аналитические

Множественный выбор

В1-В2

Творческие

Открытый тестовый вопрос для оценки умения

С



Объект(ы)

оценивания

Показатели оценки


Критерии оценки

Знать основные теоретико-литературные понятия

Уметь оперировать терминами


Знание основных теоретико-литературных понятий


Умение сопоставить произведение, автора, тему

Формулирует понятия

Сопоставляет произведение, автора, тему, эпоху

Знать основные факты жизни и творчества писателей-
классиков XIX- XX вв

Уметь выявлять авторскую позицию

Знание фактов жизни и творчества писателей и поэтов

Знает факты из жизни и творчества писателей и поэтов.

Выявляет авторскую позицию в произведении

Знать содержание изученных литературных произведений

Уметь определять род и жанр произведения;

воспроизводить содержание литературного произведения

Знание содержания литературных произведений


Умение отвечать на вопросы, анализировать стихотворный текст

Знает содержание литературных произведений

Умеет определять род, вид, жанр литературы

Критерии оценки:

«5» - выставляется, если студент набрал 40-41 балла.

«4» - 31-39 баллов

«3» - 20-30 баллов

«2» - менее 34 баллов

Дополнительные материалы и оборудование на зачёте не используются.

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

85 ÷ 100 (40-41)

5

отлично

70 ÷ 84 (31-39)

4

хорошо

50÷ 69 (20-30)

3

удовлетворительно

менее 50 (менее 20)

2

неудовлетворительно



Условия выполнения задания

1. Место проведения дифференцированного зачёта – кабинет. Время проведения – 90мин (2 урока)

2. Максимальное время выполнения задания: на каждое задание:

Часть А – примерное время выполнения одного задания – 1мин

Часть В – 2-3мин

Часть С – 5-7 мин

3. При подготовке к дифференцированному зачёту студенты могут пользоваться записями в тетради и литературой:

основная:

Учебники и учебные пособия:

1.

Литература. Книга для преподавателя (методическое пособие для начального и среднего профессионального образования )

Обернихина Г.А.

Мацыяка Е.В.

М., издательский центр «Академия»

2012

2.

Литература. Практикум.

Обернихина Г.А.

Мацыяка Е.В.

М., издательский центр «Академия»

2012

3.

Литература. Учебник (в двух частях)

Обернихина Г.А.

Мацыяка Е.В.

М., издательский центр «Академия»

2012
























Сводный рейтинговый лист по результатам тестовой работы.

Группа: ____________ литература Преподаватель: Каширская Т.Н. Дата: __.___.2017 год

Цель: установление уровня сформированности компетенций у обучающихся в соответствии с требованиями госстандарта образования.


Количественные критерии оценивания:

0 баллов - низкий уровень, 1 балл – средний уровень, 2 балла – высокий уровень сформированности компетенций.


Критерии оценивания

№ задания

























Формулирует понятия

29

1
























Сопоставляет произведение, автора, тему, эпоху

А6-А7,9-11, 14-23, 30-32

























Знает факты из жизни и творчества писателей и поэтов.

А1-А5,25-27,В1-2

























Выявляет авторскую позицию в произведении

С

























Знает содержание литературных произведений

А8, 12,13,24,

33-35

























Умеет определять род, вид, жанр литературы

28

















































ВАРИАНТ I

На выполнение тестовой работы по литературе даётся 2 часа (120 минут). Работа состоит из трёх частей.

Часть 1 включает 34 заданий (А1-А34).

Задания А1 – А10 – закрытый тестовый вопрос с заданной структурой ответа для оценки знания

Задания А11-А20: закрытый тестовый вопрос с альтернативным ответом (да, нет)

Задания А21-А34: – открытый тестовый вопрос на дополнение с заданными ограничениями для оценки знания (дополнить в тесте недостающее определение)

Часть 2 состоит из 2 заданий (В1-В2). Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Задания повышенной сложности, которые оцениваются двумя баллами.

2 балла – задание выполнено верно, ошибок нет;

1 балл – допущена 1 ошибка;

0 баллов – допущены 2 и более ошибок (полностью неверный ответ или его отсутствие).

Часть 3 состоит из одного задания – мини-сочинение (эссе, развёрнутый ответ). Задание оценивается 3 баллами.

3 балла -– задание выполнено верно, ошибок нет;

2 балла - допущена 1 ошибка (неточность в изложении)

1 балл – допущены 2-3 неточности в изложении фактов

0 баллов – допущены 4 и более ошибок (полностью неверный ответ или его отсутствие).

Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются.

«5» - выставляется, если студент набрал 49-50 баллов.

«4» - 41-48 баллов

«3» - 30-40 баллов

«2» - менее 30 баллов

Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимальное количество баллов.


А1. Назовите имя и отчество писателя Тургенева

  1. Сергей Сергеевич

  2. Иван Сергеевич

  3. Сергей Иванович

  4. Иван Иванович

А2. Назовите имя и отчество писателя Чернышевского

  1. Гавриил Гаврилович

  2. Николай Николаевич

  3. Николай Гаврилович

  4. Гавриил Николаевич

А3. Назовите имя и отчество поэта Толстого

  1. Лев Николаевич

  2. Алексей Константинович

  3. Константин Алексеевич

  4. Николай Николаевич

А4. Назовите имя и отчество писателя Некрасова

  1. Алексей Николаевич

  2. Николай Николаевич

  3. Алексей Алексеевич

  4. Николай Алексеевич

А5. Назовите имя и отчество писателя Горького

  1. Максим Максимович

  2. Максим Алексеевич

  3. Алексей Максимович

  4. Максим Сергеевич

А6. Кому принадлежит роман «Что делать?»

  1. И.С. Тургеневу

  2. М. Горькому

  3. Н.Г. Чернышевскому

  4. И.А. Бунину

А7. Какой роман Достоевского был назван Белинским первым социально – психологическим романом в русской литературе?

  1. «Преступление и наказание»

  2. «Бедные люди»

  3. «Бесы»

  4. «Униженные и оскорбленные»

А8. Раскольников покушается на жизнь старухи – процентщицы из-за

а) желания обогатиться

б) желания отомстить Алене Ивановне

в) желания проверить теорию

г) необходимости помочь близким

А9. Л.Н.Толстой написал автобиографическую трилогию:

а) «Детство. Отрочество. Юность»

б) « Детство. Юность. Мои университеты.»

А10. С каким театром сотрудничал А.П.Чехов?

а) Малый театр

б) «Современник»

в) Художественный театр

г) Театр имени Станиславского

А11. Имел ли Чехов приверженность к каким – либо политическим группировкам

а) да б) нет

А12. Главный герой пьесы «На дне» Васька Пепел?

  1. Да

  2. Нет

А13. В пьесе «На дне» Анна умирает от побоев мужа?

  1. Да

  2. Нет

А14. Произведение И.А. Бунина «Тёмные аллеи» - это сборник стихов?

  1. Да

  2. Нет

А15. Произведение «Облако в штанах» принадлежит С. Есенину?

  1. Да

  2. Нет

А16. В произведениях Маяковского раскрывается только тема революции?

  1. Да

  2. Нет

А17. Роман Б.Л. Пастернака называется «Профессор Живаго»?

  1. Да

  2. Нет

А18. Произведение А.А. Блока «Двенадцать» - это стихотворение?

  1. Да

  2. Нет

А19. Поэма Ахматовой «Реквием» посвящена матери?

  1. Да

  2. Нет

А20. Поэт О.Э. Мандельштам умер в лагерях?

  1. Да

  2. Нет

А21. Марина Цветаева покончила жизнь самоубийством?

  1. Да

  2. Нет



А22. В каком учебном заведении получал образование Ф. М. Достоевский?

А. Московский университет.

Б. Пажеский корпус.

В. Петербургское военно-инженерное училище.

Г. Царскосельский лицей.


А23. Какое произведение не принадлежит перу Ф. М. Достоевского?

А. «Бедные люди».

Б. «Белые ночи».

В. «Обрыв».

Г. «Братья Карамазовы».



А24. Соотнесите имя персонажа и описание его комнаты:

А. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, - вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело.


Б. …походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой. Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели… Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.


В. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной… Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике. Выходило.., что комната была проходная.


Г. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, .. крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты…


1. Алёна Ивановна.

2. Сонечка.

3. Мармеладовы.

4. Раскольников.

5. Порфирий Петрович.

А25. И.А. БУНИН Укажите рассказ И.А.Бунина, в котором автор использовал образ блоковской Незнакомки:

  • «Лёгкое дыхание»;

  • «Солнечный удар»;

  • «Натали»;

  • «Антоновские яблоки».

А26. В области какого литературного жанра И.А.Бунин выступил как новатор?

  • Повесть;

  • Роман;

  • Рассказ;

  • Очерк.

А27. Укажите, какой из перечисленных рассказов не принадлежит И.А.Бунину?

  • «Сны Чанга»;

  • «Лёгкое дыхание»;

  • «Солнечный удар»;

  • «Цветы запоздалые».


А 28. М.ГОРЬКИЙ. Определите жанр пьесы М.Горького «На дне».


А 29. « СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» Укажите, к какому литературному направлению наиболее близок символизм:

  1. Романтизм;

  2. Реализм;

  3. Классицизм;

  4. Сентиментализм.


А30. Назовите поэта 20 века – младосимволиста:

  1. А.А.Ахматова;

  2. А.А.Блок;

  3. З.Гиппиус;

  4. В.Брюсов


А 31. Поэтов какого направления вдохновляла философия В.С.Соловьёва?

  1. футуристов;

  2. акмеистов;

  3. символистов


А 32. Соотнесите название модернистского течения начала века и основные принципы, присущие ему:

А) символизм 1) отказ от мистической туманности, стремление к конкретности, красочности, предметности образов

Б) акмеизм 2) элитарность, возможность увидеть за внешним «мистически прозреваемую сущность». Ориентация на читателя - соавтора

В) футуризм 3) бунтарство, анархичность, эпатажность мировоззрения, экпериментаторство в области ритмики и рифмы


А 33. Чьё появление в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» описано так: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой…» «вышел в открытую колоннаду»?


А34. Кто из героев романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» произносит эти слова: «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны….»


А35. Как называется произведение А.А.Блока, в основу сюжета которого, по словам литературоведа, положены «не только «революцьонный шаг» героев, «но и весьма значимая… любовная история Петрухи, Катьки и Ваньки» ?

ЧАСТЬ В

В1. Установите соответствие между датой рождения и фамилией писателя (поэта).

1870


1880


1895


1892


1868


1893


1889


1891


1905




Шолохов, Булгаков, Горький, Бунин, Цветаева, Куприн, Мандельштам, Блок, Пастернак, Маяковский, Ахматова, Есенин.

В2. Допишите фамилию писателя (поэта):

Михаил Александрович ____________________

Алексей Максимович ______________________

Михаил Афанасьевич ______________________

Иван Алексеевич __________________________

Марина Ивановна _________________________

Александр Иванович _______________________

Осип Эмильевич ___________________________

Александр Александрович ____________________

Борис Леонидович _________________________

Владимир Владимирович _____________________

Анна Андреевна _____________________________

Сергей Александрович _________________________














ЧАСТЬ С

Напишите мини-сочинение (эссе, развёрнутый ответ) на одну из предложенных тем:

  1. Опишите историю создания пьесы М. Горького «На дне»

  2. Дайте характеристику сборнику И. Бунина «Тёмные аллеи»

  3. Опишите историю создания рассказа А. Куприна «Гранатовый браслет»

  4. Дайте характеристику цитате А. Блока «Сегодня я гений»

  5. Дайте характеристику цитате В. Маяковского «Чувствую мастерство»

  6. Опишите историю создания поэмы А. Ахматовой «Реквием»

  7. Опишите историю создания романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Интернет-ресурсы

  1. http://www.feb-web.ru/index.htm Фундаментальная электронная библиотека "Русская литература и фольклор".Совместный проект Института мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук (ИМЛИ РАН) иНаучно-технического центра "Информрегистр"Министерства по связи и информатизации Российской Федерации (НТЦ "Информрегистр")

  2. http://www.md.spb.ru/goncharov/ "Гончаров". Сайт научного коллектива, издающего Академическое Полное собрание сочинений русского писателя Ивана Александровича Гончарова.

  3.  Культура письменной речи. Ссылки на Интернет – ресурсы http://www.gramma.ru/

Словари:

  • http://slovari.gramota.ru

  • http://www.slovari.ru

  • http://www.rubricon.com

  • http://www.sokr.ru

  • http://slovari.yandex.ru

  • http://vidahl.agava.ru

  • http://www.glossary.ru

  • http://www.edic.ru

Литература

  1. Nobel Prize in Literature Winners 2001-1901http://www.almaz.com/nobel/literature/literature.html

  2. Всероссийский музей А.С. Пушкина http://www.pushkin.ru/

  3. Древнерусская литература http://old-russian.chat.ru/

  4. Жемчужины английской поэзии http://members.tripod.com/~poetry_pearls/

  5. Заветный список http://zs.phil.pfu.edu.ru/

  6. Иосиф Бродский. Полное собрание сочинений http://www.geocities.com/Athens/8926/Brodsky/

  7. Каталог. Историко-литературное изданиеhttp://litcatalog.al.ru/

  8. Классика. Ru http://www.klassika.ru/

  9. Литература в 10-м классе http://www.pereplet.ru/obrazovanie/shkola/PAGE1-16.html

  10. Литература http://www.litera.ru/

  11. М.А. Булгаков http://www.bulgakov.km.ru/

  12. Макондо – мир Габриэля Гарсиа Марке саhttp://macondo.h1.ru/index.php

  13. Марина Цветаева. Жизнь в искусстве http://www.mtu-net.ru/rayner/

  14. Приют спокойствия, трудов и вдохновения http://www.libnet.ru/cls/fulltxt/r00105.htm

  15. Рисунок акварелью http://risunok.da.ru/

  16. Роль портрета в художественном произведении http://www.omsk.edu.ru/~sch140/teacher/teach07b.htm

  17. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?»http://www.cl.ru/education/lib/data/r00104.htm

  18. Русская поэзия 60-х годов http://www.ruthenia.ru/60s/

  19. Русская поэзия http://home.udmnet.ru/wasja/poezia/

  20. Русский переплет http://www.pereplet.ru/

  21. Русский фольклор в современных записях http://www.folk.ru/

  22. Русский фольклорhttp://rusfolk.chat.ru/

  23. С пятиклассниками о понятии композицииhttp://www.sch57.msk.ru/collect/vlkcomp.htm

  24. Словесность http://www.litera.ru/slova/

  25. Электронная библиотека художественной литературы http://www.e-kniga.ru/