Тема: Контрольное изложение.
Цели:
1. Проверить умения слушать и анализировать текст, делить его на части;
составлять план текста; проверка навыка устного и письменного пересказа текста.
2. Развивать память, внимание, умение правильно выражать свои мысли.
3. Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предметные результаты: знать понятие «изложение»; уметь внимательно читать текст; составлять его план; пересказывать текст с опорой на план.
Личностные результаты: понимать значение знаний для человека и принимать его, иметь желание учиться.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД: формировать и удерживать учебную задачу; соотносить выполненное задание с образцом.
Познавательные: находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; строить осознанное речевое высказывание в письменной форме.
Коммуникативные: работать с соседом по парте, осуществлять самопроверку выполненной работы.
Оборудование: презентация, текст изложения.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 мин.)
-Здравствуйте, ребята!
Грамматика, грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она сложна, но без неё –
Плохое было бы житьё!
2.Сообщение цели урока.
- Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение о зайчике.
Заяц — животное, которое относится к классу млекопитающие, отряду зайцеобразные, семейству зайцевые, роду зайцы. Вопреки бытующему мнению они не относятся к грызунам и далеко не так безобидны. В случае опасности они проявляют агрессивность и оказывают сопротивление нападающему. С древних времен заяц является желанным трофеем для охотников из-за вкусного мяса и теплого меха. Средняя продолжительность жизни самцов не превышает 5 лет, самок – 9 лет, однако есть зафиксированные случаи более длительного срока жизни зайца – около 12-14 лет. Зайцы живут в открытых степных и лесостепных ландшафтах. Многочисленные популяции встречаются в пустынно-степных районах, на открытых лесных опушках, полях и лугах, местах массовых вырубок лесных массивов. В глубину леса они стараются не забираться, предпочитая районы с развитым сельским хозяйством. В рацион зайцев в весеннее и летнее время входят молодые ветви и побеги кустарников и деревьев, листья различных растений, клевер, одуванчик и другие травы. Не откажутся они от овощных и бахчевых культур.
Зимой зайцам приходится выкапывать из-под снега остатки сельскохозяйственных культур, питаться корой кустарников и деревьев, в том числе плодовых, нанося им вред.
Заяц отнюдь не труслив и не всегда добродушен. Зафиксирован случай, когда «косой», воспитанный овчаркой по имени Джером, быстро перенял у кобеля некоторые повадки, отважно кидался на собак, пытаясь их укусить.
3) Знакомство с содержанием текста.
Повторное чтение текста обучающимися самостоятельно.
Зайчик
Маленького зайца сильно потрепали вороны. У зайчишки была сломана лапка.
Ребята принесли бедняжку домой. Заяц бился в руках и вырывался. Папа достал бинт и завязал ножку. Дети посадили зайчика в ящик. Мама положила туда сена, морковку. Она поставила мисочку с водой.
Зайка прожил в доме целый месяц. Все ухаживали за зверьком. Ножка зажила. Зайчик стал выпрыгивать из ящика.
Тут и зима пришла. Выпал пушистый снег под цвет зайкиной шубки. Теперь его можно было выпускать в лес. Так ребята и сделали.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58ede40c40b1a/610269_1.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/04/12/s_58ede40c40b1a/610269_2.jpeg)
4) Анализ текста
-Кто потрепал маленького зайчика?
-Что было сломано у зайчика?
-Кто принес его домой?
-Как вел себя заяц?
-Что сделал папа для зайчика?
-Как устроили его и ухаживали за ним?
- Сколько времени прожил у них зайчик?
- Когда отпустили его на волю?
5) Составление плана
- Сколько пунктов будет в плане? (В плане три части – по количеству абзацев тексте.)
- Прочитаем каждую часть и придумаем название. Ученик читает вслух часть. Дети выделяют тему и основную мысль части и предлагают варианты названия
Примерные названия частей плана, который составят школьники для пересказа текста, могут быть такими:
Маленький больной зайчик.
Больной выздоровел.
Зайчик на свободе.
6.Физминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
7. Применение знаний при написании изложения
Орфографическая работа. Поиск слов с трудными написаниями, объяснение постановки знаков препинания
Самостоятельное чтение текста.
Пересказ текста с опорой на план (2-3 обучающихся).
8.Этап самостоятельной работы и контроля результатов своей деятельности
Письменное изложение текста своими словами.
Самоконтроль.
9. Итог урока. Рефлексия
10. Домашнее задание