СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольный срез по общей биологии для учащихся 9 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал является проверочной работой (срез) по общей биологии. Рекомендуется для учащихся 9-11 классов.

Просмотр содержимого документа
«Контрольный срез по общей биологии для учащихся 9 класса»

Контрольный срез по биологии

за четвёртую четверть

  1. класс

1.Перечислить царства живых организмов в порядке усложнения уровня организации.

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

_____________________

2.Ответить «да» или «нет».

Вирусы клеточные организмы:

А) да

В) нет

3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений). Задание включает 10суждений.

1. Вирусы открыл Д.И.Ивановский.

2. «Отцом» систематики является Карл Линней.

3.Систематика – раздел биологии, изучающий классификацию растений.

4.Все живые организмы делятся на 6 царств.

5.Бактериофаги – вирусы, паразитирующие на бактериях.

6.Прокариоты – живые организмы, в клетках которых есть ядро.

7.Грибы относятся к эукариотам.

8.Лишайники – это мутуализм водорослей и грибов.

9.Растения питаются готовыми органическими веществами.

10.Для всех животных характерна двухсторонняя симметрия тела.


4.Рудименты – органы, характерные для далёких предков, утратившие своё первоначальное значение, но сохранившиеся у современных представителей видов.

Атавизмы –появление у отдельных особей каких-либо признаков, которые существовали у далёких предков, но были утрачены в процессе эволюции.

Выписать рудименты и атавизмы человека: ушная раковина, волосатость, аппендикс, многососковость, хвост, зубы мудрости, третье веко.

Рудименты:______________________________________________________________________________________________________________________________________

Атавизмы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________


5.Человек – существо биосоциальное. Приведите примеры биологических и социальных потребностей человека.

Биологические потребности человека:_______________________________________

______________________________________________________________________

Социальные потребности человека: ________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6.Эволюция человека.

Используя слова для справок, дополни схему, отражающую эволюцию человека.


Слова для справок: синантроп, неандертальцы, питекантроп, кроманьонцы.


7.Установить соответствие между формой древнего человека и местом и датой его обнаружения. (Ответы записать в виде сочетания буквы и цифры, например: А-2, В-1 и т.п.)

Историческая форма человека

Место и дата обнаружения

ответы

А) Питекантропы

1. Франция, 1868 год


В) Синантропы

2. Германия, 1856 год


С) Гейдельбергский человек

3. Германия, 1907 год


Д) Неандерталец

4. Остров Ява , 1891 год


Е) Кроманьонцы

5. Китай, 1937 год



8. Объясните высказывание: «Руки – это не только орудие труда, они являются продуктом труда».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


9.Человеческие расы.

Всё современное человечество, составляющее более 7 млрд. человек, говорящее на 2,5 тысяч различных языках, относится к одному виду – Человек разумный. Единство человечества объясняется общностью происхождения, анатомическим и физиологическим сходством, подчинением общим биологическим законам. Не смотря на это, в ходе приспособления к условиям обитания сформировались различные морфологические признаки: форма носа, цвет кожи, цвет и форма волос, разрез глаз и т.п. Поэтому человечество делится на три крупные расы: негроидная, европеоидная и монголоидная.

Назовите характерные признаки каждой расы.

Европеоидная раса: _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________.

Негроидная раса: ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

Монголоидная раса: ____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.


10. Ответить «да» или «нет» на следующие утверждения.

1. Антропосоциогенез –эволюционное развитие человека. Да/нет

2.Население Казахстана относится к виду Человек разумный. Да/нет

3.Австралопитек – современный человек. Да/нет

4.Коренное население Казахстана относится к европеоидной расе. Да/нет

5.Расизм – негативное явление в социальной эволюции человека. Да/нет

11.Термин «экология» введён в науку немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.

Экология изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.

Назовите не менее трёх экологических факторов, влияющих на жизнедеятельность живых организмов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


12. Выберите правильный ответ:

Экологический фактор, связанный с деятельностью человека:

А) абиотический,

В) антропогенный,

С) биотический.

13. Заполните таблицу, распределив перечисленные абиотические и биотические факторы.

Экологические факторы: состав почвы, температура воздуха, паразитизм, симбиоз, солёность воды, хищничество, влажность, квартиранство.

Абиотические факторы

Биотические факторы










14. Для жизнедеятельности любого живого организма есть факторы, которые ограничивают зону их существования. Эти факторы называют ограничивающими. К ограничивающим факторам относятся температура, влажность, вода, химический состав воды и почвы, свет, пища и т.п.

Прочитай утверждения и определи ограничивающий фактор для следующих организмов:

Утверждение

Ограничивающий фактор

Вирус способен к размножению в клетке.


При половом размножении папоротников, спермии передвигаются в воде.


Ель хорошо растёт на плодородной почве.


В сравнении с соснами - одиночками, сосны в лесу намного выше.


Лишайники не растут в промышленных зонах.


Угорь живёт в пресноводных реках.


15.Привести по два примера на следующие взаимоотношения между живыми организмами:

Хищничество (хищник-жертва):___________________________________________________.

Паразитизм (паразит-хозяин):_____________________________________________________.

Симбиоз (взаимополезное взаимодействие):_________________________________________

______________________________________________________________________________.

16. Популяции разных видов, обитающих в определённом регионе, объединяются в одну систему и создают большие сообщества, которые называют биоценозами.

Выберите правильный ответ.

Понятие «биоценоз» в 1871 году в науку ввёл немецкий зоолог:

А) А.Тенсли,

В) К.Мебиус,

С) В.Н. Сукачёв.

17. Составные части (компоненты) биоценоза – это продуценты, консументы и редуценты.

Продуценты создают органическое вещество; консументы потребляют готовое органическое вещество; редуценты разрушают органическое вещество.

Распределить в три столбика составные части смешанного леса, имеющего следующий видовой состав: сосна, берёза, подберёзовики, бактерии гниения, дятел, костяника, грузди.

Продуценты

Консументы

Редуценты










18. В биоценозе существуют постоянные пищевые связи (цепи питания), которые включают все компоненты биоценоза.

Составьте цепь питания, используя компоненты смешанного леса, предложенные в задании № 18. __________________________________________________________________________

19. Вставьте пропущенное слово. Живая оболочка земли – это_______________________ .

20. Выберите правильный ответ.

Основоположник учения о биосфере В.И. Вернадский:

А) да Средний балл:________

В) нет Оценка:_____________