Контрольный срез по биологии
за четвёртую четверть
класс
1.Перечислить царства живых организмов в порядке усложнения уровня организации.
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
_____________________
2.Ответить «да» или «нет».
Вирусы клеточные организмы:
А) да
В) нет
3. Задание на определение правильности суждений (Поставьте знак «+» рядом с номерами правильных суждений). Задание включает 10суждений.
1. Вирусы открыл Д.И.Ивановский.
2. «Отцом» систематики является Карл Линней.
3.Систематика – раздел биологии, изучающий классификацию растений.
4.Все живые организмы делятся на 6 царств.
5.Бактериофаги – вирусы, паразитирующие на бактериях.
6.Прокариоты – живые организмы, в клетках которых есть ядро.
7.Грибы относятся к эукариотам.
8.Лишайники – это мутуализм водорослей и грибов.
9.Растения питаются готовыми органическими веществами.
10.Для всех животных характерна двухсторонняя симметрия тела.
4.Рудименты – органы, характерные для далёких предков, утратившие своё первоначальное значение, но сохранившиеся у современных представителей видов.
Атавизмы –появление у отдельных особей каких-либо признаков, которые существовали у далёких предков, но были утрачены в процессе эволюции.
Выписать рудименты и атавизмы человека: ушная раковина, волосатость, аппендикс, многососковость, хвост, зубы мудрости, третье веко.
Рудименты:______________________________________________________________________________________________________________________________________
Атавизмы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Человек – существо биосоциальное. Приведите примеры биологических и социальных потребностей человека.
Биологические потребности человека:_______________________________________
______________________________________________________________________
Социальные потребности человека: ________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Эволюция человека.
Используя слова для справок, дополни схему, отражающую эволюцию человека.
![]()
![]()
![]()
![]()

Слова для справок: синантроп, неандертальцы, питекантроп, кроманьонцы.
7.Установить соответствие между формой древнего человека и местом и датой его обнаружения. (Ответы записать в виде сочетания буквы и цифры, например: А-2, В-1 и т.п.)
Историческая форма человека | Место и дата обнаружения | ответы |
А) Питекантропы | 1. Франция, 1868 год | |
В) Синантропы | 2. Германия, 1856 год | |
С) Гейдельбергский человек | 3. Германия, 1907 год | |
Д) Неандерталец | 4. Остров Ява , 1891 год | |
Е) Кроманьонцы | 5. Китай, 1937 год | |
8. Объясните высказывание: «Руки – это не только орудие труда, они являются продуктом труда».
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9.Человеческие расы.
Всё современное человечество, составляющее более 7 млрд. человек, говорящее на 2,5 тысяч различных языках, относится к одному виду – Человек разумный. Единство человечества объясняется общностью происхождения, анатомическим и физиологическим сходством, подчинением общим биологическим законам. Не смотря на это, в ходе приспособления к условиям обитания сформировались различные морфологические признаки: форма носа, цвет кожи, цвет и форма волос, разрез глаз и т.п. Поэтому человечество делится на три крупные расы: негроидная, европеоидная и монголоидная.
Назовите характерные признаки каждой расы.
Европеоидная раса: _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________.
Негроидная раса: ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
Монголоидная раса: ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
10. Ответить «да» или «нет» на следующие утверждения.
1. Антропосоциогенез –эволюционное развитие человека. Да/нет
2.Население Казахстана относится к виду Человек разумный. Да/нет
3.Австралопитек – современный человек. Да/нет
4.Коренное население Казахстана относится к европеоидной расе. Да/нет
5.Расизм – негативное явление в социальной эволюции человека. Да/нет
11.Термин «экология» введён в науку немецким учёным Э. Геккелем в 1866 году.
Экология изучает взаимоотношения живых организмов с окружающей средой.
Назовите не менее трёх экологических факторов, влияющих на жизнедеятельность живых организмов.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
12. Выберите правильный ответ:
Экологический фактор, связанный с деятельностью человека:
А) абиотический,
В) антропогенный,
С) биотический.
13. Заполните таблицу, распределив перечисленные абиотические и биотические факторы.
Экологические факторы: состав почвы, температура воздуха, паразитизм, симбиоз, солёность воды, хищничество, влажность, квартиранство.
Абиотические факторы | Биотические факторы |
| |
| |
| |
| |
14. Для жизнедеятельности любого живого организма есть факторы, которые ограничивают зону их существования. Эти факторы называют ограничивающими. К ограничивающим факторам относятся температура, влажность, вода, химический состав воды и почвы, свет, пища и т.п.
Прочитай утверждения и определи ограничивающий фактор для следующих организмов:
Утверждение | Ограничивающий фактор |
Вирус способен к размножению в клетке. | |
При половом размножении папоротников, спермии передвигаются в воде. | |
Ель хорошо растёт на плодородной почве. | |
В сравнении с соснами - одиночками, сосны в лесу намного выше. | |
Лишайники не растут в промышленных зонах. | |
Угорь живёт в пресноводных реках. | |
15.Привести по два примера на следующие взаимоотношения между живыми организмами:
Хищничество (хищник-жертва):___________________________________________________.
Паразитизм (паразит-хозяин):_____________________________________________________.
Симбиоз (взаимополезное взаимодействие):_________________________________________
______________________________________________________________________________.
16. Популяции разных видов, обитающих в определённом регионе, объединяются в одну систему и создают большие сообщества, которые называют биоценозами.
Выберите правильный ответ.
Понятие «биоценоз» в 1871 году в науку ввёл немецкий зоолог:
А) А.Тенсли,
В) К.Мебиус,
С) В.Н. Сукачёв.
17. Составные части (компоненты) биоценоза – это продуценты, консументы и редуценты.
Продуценты создают органическое вещество; консументы потребляют готовое органическое вещество; редуценты разрушают органическое вещество.
Распределить в три столбика составные части смешанного леса, имеющего следующий видовой состав: сосна, берёза, подберёзовики, бактерии гниения, дятел, костяника, грузди.
Продуценты | Консументы | Редуценты |
| | |
| | |
| | |
18. В биоценозе существуют постоянные пищевые связи (цепи питания), которые включают все компоненты биоценоза.
Составьте цепь питания, используя компоненты смешанного леса, предложенные в задании № 18. __________________________________________________________________________
19. Вставьте пропущенное слово. Живая оболочка земли – это_______________________ .
20. Выберите правильный ответ.
Основоположник учения о биосфере В.И. Вернадский:
А) да Средний балл:________
В) нет Оценка:_____________