СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова

Просмотр содержимого документа
«Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова»


Контрольный тест по лирике М. Ю. Лермонтова


Ф.И. выполнившего работу: __________________________________________


1. Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова:

а) 1818-1883 б) 1814-1841

в) 1860-1904 г) 1828-1910

2. Как называется имение, где прошло детство М.Ю. Лер­монтова?

________ТАРХАНЫ__________________________________________________________________


3. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «Утес», «На севере диком»?

а) гражданская тематика; б) вольнолюбие;

в) пейзаж; г) тема одиночества.


4.Каким внутренним смыслом наполнены символические образы утёса, листка, сосны?

а) одиночества, изгнанничества; б) бунтарства, стихийного порыва;

в) непонятости, страдания, тоски; г) избранности.


5. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками
небесными, а в последней строфе отвергает это сравнение. Как вы это объясните?

а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий;

б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»;

в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны.


6. Что общего и в чём различие в значениях слов: «странники» и «изгнанники»? Продолжите фразы.

Объединяющим началом является ____________________________________________________

__________________________________________________________________________________.

Отличие в том, что ________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________.



7. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Дума».

Стихотворение "Дума" написано шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом, передающим патетические интонации.


8. Какая тема отражена в стихотворении «Дума»?

Стихотворение можно отнести к гражданско-философской лирике. Поэт старается осмыслить место своего поколения в истории.


9. Рассмотрите образ лирического героя в стихотворении «Дума».

Стихотворение написано от первого лица. В нем выражено личное отношение лирического героя к проблемам родины и своего поколения. Автор остро ощущает связь с современниками, вместе с ними судит и себя.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдем без шума и следа...

Позиция лирического героя звучит неоднозначно. Он показывает пороки своего поколения как свои собственные, но, с другой стороны, проводится идея, что, будучи поэтом, лирический герой стоит выше и имеет право судить, говорить правду, вскрывать нарывы об-щества.


10. Какова композиция стихотворения «Дума».

Композиционно стихотворение состоит из несколь-ких частей. Первые четыре и последние восемь строк представляют собой некое смысловое обрамление:

Его грядущее - иль пусто, иль темно...

В остальных трех частях Лермонтов прослеживает всю жизнь человека от рождения до самой смерти:

Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели...

В начале поприща мы вянем без борьбы...

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.


11. Какие изобразительно-выразительные средства использует М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Дума»?

Стихотворение эмоционально насыщено. Ради усиления ораторской патетики своих произведений Лермонтов использует словесно-изобразительные средства. Напряженная эмоциональность разнообразными синтаксическими приемами, из которых наиболее час-то используются восклицательные и вопросительные предложения, повторы, антитезы, параллелизмы, перехваты, анафоры и градации.

"Дума" написана высоким стилем, пафос стихотворения торжественный и эмоционально выразительный. Поэт активно использует сравнения, создающие необыкновенный образ описываемого состояния поэта и его чувства:

Как пир на празднике чужом.

Философские идеи также отражены через систему эпитетов.

Поэт томится "наукою бесплодной", его "голос благородный" звучит с "горечью и болью", но "угрюмая" толпа его не слышит. Задача поэта - "пронзительным стихом" ранить сердца людей, разбудить их для великих дел, но на губах лишь "горькая усмешка".

Большое значение играют метафоры: "Мы иссушили ум наукою бесштодной".

Для создания эффекта значимости и продолжительности поэт пользуется приемом анафоры на "и":

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь кипит в крови.

И предков скучны нам роскошные забавы,

И добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

Глядя насмешливо назад.



12. Определите размер, которым написано стихотворение «Дума».

Стихотворение "Дума" написано шестистопным ямбом, так называемым александрийским стихом, передающим патетические интонации.


13. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»:

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна.

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой,

В том крае, где солнца восход,

Одна и грустна на утёсе горючем

Прекрасная пальма растёт.


Какой художественный приём использует поэт в сти­хотворении?



14. Определите размер, которым написано стихотворение «На севере диком стоит одиноко...»?

На севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.


15. Определите размер, которым написано стихотворение «Нищий».

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.


1. К какому жанру относится произведение Лермонтова М.Ю. «Демон»?

1) рассказ

2) поэма

3) легенда

4) новелла


2. Кто из русских литературных критиков, находясь под впечатлением «Демона», писал:

«...содержание, добытое со дна глубочайшей и могущественнейшей натуры, исполинский взмах, демонский полёт – с небом гордая вражда, - всё это заставляет думать, что мы лишились в Лерм[онтове] поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина».

1) Писарев Д. И.

2) Добролюбов Н. А.

3) Белинский Г. И.

4) Анненков П. В.


3. Укажите место действия в произведении.

1) Грузия

2) Персия

3) Россия

4) Турция


4. Какое географическое название не упоминается в произведении?

1) Арагва

2) Кура

3) Дарьял

4) Терек


5. Тамара по происхождению

1) царевна

2) крестьянка

3) княжна

4) боярыня


6. Гудал – это

1) Демон

2) отец Тамары

3) брат Тамары

4) жених Тамары


7. Чем пренебрёг князь-жених перед опасной дорогой?

1) наказом родных

2) запретом Демона

3) благословением отца

4) молитвой


8. Укажите верное утверждение.

1) Жених Тамары погиб от пули осетина.

2) Жених увёз Тамару в Персию.

3) Жених Тамары улетел с Демоном.

4) Жених Тамары предпочёл другую невесту.


9. О чём просит Тамара отца?

1) не отдавать её в монастырь

2) отдать в священную обитель

3) отдать замуж за другого

4) отдать её Демону


10. Когда Тамара впервые увидела Демона, то он был

1) как ангел-небожитель

2) как «ада дух ужасный»

3) «похож на вечер ясный»

4) как «всадник бездыханный»


11. Почему Демон ходит задумчивый у стен монастыря?

1) жаждет мести

2) болен

3) впервые познал «тоску любви»

4) подслушивает разговор херувима с Тамарой


12. О чём спорят Ангел-херувим и Демон?

1) о Тамаре

2) об убийстве

3) о мести

4) о свободе


13. О чём умоляет Демон Тамару?

1) о бессмертии

2) о свободе

3) о дружбе

4) о любви


14. Душа Тамары досталась

1) Демону

2) никому

3) Ангелу

4) Гудалу


15. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?

Под ним Казбек, КАК ГРАНЬ АЛМАЗА,

Снегами вечными сиял...

(сравнение)


16. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?

И БАШНИ замков на скалах

СМОТРЕЛИ грозно сквозь туманы…

(олицетворение)


17. Какое средство выразительности использовано в приведённых строках?

И ДИК и ЧУДЕН был вокруг

Весь божий мир...

(эпитет)


18. Укажите, какой приём изображения использован в следующих строках?

На север видны были горы

При блеске утренней Авроры,

Когда синеющий дымок

Курится в глубине долины...

(пейзаж)


19. Какой стилистический прием, помогающий вселить веру в слова Демона, придать им вес, использует автор?

КЛЯНУСЬ я первым днем творенья,

КЛЯНУСЬ его последним днем,

КЛЯНУСЬ позором преступленья...

(анафора)


20. Укажите стихотворный размер, которым написано произведение.

(ямб)