Контрольные диктанты по русскому языку.
9 класс.
Тема: Повторение. Простое и сложное предложение (союзы И, А, НО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Жатва.
Солнце еще греет, а ночью уже прохладой веет. В лесу еще поет птичий хор, но голосов в нем убавилось. Осень в лесу свои порядки заводит. Желтит она листья деревьев, румянит рябину. Жаль, что люди не видят этой красоты. Торопятся они на поля, где урожай поспел. Гудят комбайны, и течет зерно в грузовики.
А в старину машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали. Люди заботились, чтобы новый урожай был не хуже старого.
Тяжела уборочная страда, но звучат на полях пени. (82 слова)
Тема: Звуки и буквы. Разделительный Ъ и Ь.
Из истории хлеба.
Кто первый бросил в землю пшеничное зерно, связал первый сноп колосьев?
Хлеб появился в глубокой древности. В каменном веке люди съедали зерна сырыми. Потом из густой зерновой каши стали выпекать лепешки. Эти плотные подгорелые куски были мало съедобны.
Затем зерна стали растирать камнем и смешивать с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб. Позже научились делать тесто. Может быть у хозяйки случайно попали в тесто дрожжи. И на огне зарумянился пышный, мягкий каравай. (77 слов)
Тема: Правописание приставок. Приставки ИЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, РАЗ-.
Кто прав?
Погожим осенним утром поднялся в небо воздушный змей. Глянул он на золотые леса и стал восхищаться красотой осени. Услыхала его сорока и полетела всем-всем рассказывать.
Услышал сороку воробей, стал возмущаться. Плохо ему – червяки и жуки исчезли. Стала беспокоиться сорока. Спрашивает у зайца, хороша ли осень. Зайцу тоже плохо, измучился весь. Скоро прятаться будет негде. Медведь в лесу сгребал листья, матрас набивал. Расхваливал добрую и ласковую осень. И белка рада грибам и орехам.
Задумалась сорока. Надо у людей спросить. (80 слов)
Тема: Имя существительное. Падежные окончания ед. и мн. ч.
Флейта и ветер.
В парке музыкант играл на флейте. Чудесная мелодия была слышна птицам, деревьям и цветам. Даже ветер прилег под кустиком послушать пение флейты. Много было в этом звуке и радости, и грусти. Напевала флейта о солнце, о жаворонке, о ласковом свете любимых глаз.
Смолкла песня. Музыкант ушел, а флейту оставил. Ветер подлетел к флейте и подул в нее. Загудела флейта, как осенняя непогода. Ветер снова подул, но флейта только гудела.
Удивился ветер. Почему флейта не слушается, почему не играет? (81 слово)
Задание: Сделать грамматический разбор выделенных существительных.
Тема: Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний.
Кикимора.
Все видели ворону. Все узнают ее по оперенью и крючковатым хищным когтям. По ленивому полету, по гордому виду – вроде важная птица. А на самом деле – разбойница!
Одна ворона отличалась дерзкими проделками, и я прозвал ее Кикиморой. Сядет она на дерево рядом с рыболовом и дежурит.
Однажды ловил я рыбу. Кончилась у меня наживка. Пошел подкопать червей. Подхожу опять к реке, а навстречу летит Кикимора черной головешкой. В длинном клюве блестит моя самая жирная рыбина.
Проворонил рыбку, проворонил!
Задание: Во втором предложении сделать грамматический разбор имен прилагательных.
Тема: Правописание личных местоимений.
Эхо.
Живет в лесу эхо. Что мы о нем знаем? Знаем, что у него есть голос. Оно отвечает нам.
Эхо – голос тишины. Ему не лень откликаться на наш призыв. Ребята заблудились, а эхо их ободрит. Они запели, и эхо с ними поет. Каждый наш поступок в лесу порождает отклик. Ты идешь и цветы палкой сшибаешь, а эхо за тобой бежит, сердится. Ты дерево срубил тайно – эхо на весь лес стучит по твоей совести. Ты птицу убил – заплакало по ней эхо. (80 слов)
Тема: Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ТЬСЯ и –ТСЯ.
Земля.
Человек появляется на свет на земле. Тут он растет, познает мир и жизнь. Так рождается чувство ответственности перед землей, которая дала ему все. И в землю человек уходит после смерти.
В легендах всех народов герой припадает к родной земле, чтобы набраться сил. Землей человек клянется, с горстью родной земли отправляется в дальние страны. За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам.
Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне. (74 слова)
Тема: Частица НЕ с глаголами.
С любовью к природе.
Ты любишь лес с орехами, ягодами и грибами. Ты любишь зимой проложить лыжню по мягким сугробам. А как весело стряхнуть с еловых веток снежные комья! Но лес, река, луг не могут сами позаботиться о себе. Не умеет защитить себя и птицы, насекомые, мелкие зверушки. А вы, ребята, можете сделать много доброго.
Не ломайте веток! Не топчите молодую поросль! Берегите птиц, муравьев. Не приносите вреда природе. А затем придет желание больше узнать о жизни животных и растений. (79 слов)
Тема: Повелительная форма глагола ед. и мн. ч.
Полезные советы.
Учитесь собирать лекарственные растения. Делайте сбор в сухую погоду утром и вечером. В жаркую пору дня оставьте работу. Клубни, корни, кору укладывайте в мешки. Листья, цветы, плоды должны лежать свободно. Их собирайте в корзину. Сырье долго не храните. Оно портится. Бросьте все дела и займитесь сортировкой растений. Очистите их от земли, разложите и просушите. Не забудьте упаковать сухие растения. Готовую упаковку подпишите, отметьте дату и спрячьте в темное место. (71 слово)
Задание: В предпоследнем предложении сделать грамматический разбор глаголов.
Тема: Глагол (обобщение).
Свойство знаний.
Есть одно свойство у знаний. Когда ничего не знаешь, то ничему и не удивляешься. Гнилушки светятся? А почему бы им не светиться. Стекляшки тоже блестят. Звезда упала? Ну и что? Падают же с неба дождик и град. Листья осенью пожелтели? Так им полезно.
Как помочь незнайке? Он все принимает за должное. Удивляется только тот, кто уже что-то узнал. Узнал, сравнил и задумался.
Чем больше мы знаем, тем чаще нам приходится изумляться. Чем больше изумляешься, тем интереснее становится жизнь. (80 слов)
Тема: Правописание числительных.
Болдинская осень.
В августе 1830 года Пушкин уезжал из Москвы в Болдино. Дорога предстояла в пятьсот верст. Перед отъездом дни были печальными. Умер любимый дядюшка, который привозил его учиться в лицей.
3 сентября Пушкин по тряским дорогам добрался до Болдино. Осеннее деревенское одиночество оказалось очень плодотворным. Тетради заполнялись новыми стихами, повестями, сказками. Поэту писалось легко.
Только в декабре Пушкин вернулся в Москву. Впереди еще будет шесть лет жизни. Будут написаны прекрасные произведения. Но такая болдинская осень уже не повторится. (79 слов)
Тема: Правописание наречий с О и А на конце.
Певчая дорожка.
Разные в лесу бывают дороги. Бывают такие, что прямо пойдешь – назад не вернешься. Налево пойдешь – в чаще заблудишься. Направо пойдешь – в болоте увязнешь.
Но бывают и другие дороги. По таким пойдешь – на всю жизнь запомнишь. Нужно только выйти из дома еще затемно, а к рассвету быть у лесной тропинки. Вот слева у развилки поет иволга. Изредка тонким голоском ей отвечает трясогузка. Вот справа у тропинки бормочет тетерев. Снова и снова трещит впереди кузнечик.
Идешь по певчей дорожке и радуешься. (81 слово)
Тема: Части речи.
Славный русский полководец.
Суворов с детства мечтал стать военным, но рос слабым ребенком. Тогда мальчик решил закаляться. В зимние холода все одевают теплые шубы, а Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступает весна. Только вскроются реки. Никто не думает купаться, а Суворов уже в студеной воде плавает. Наконец он окреп и поступил на военную службу.
Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят из них – в армии. Тридцать пять сражений провел Суворов. И в каждом был победителем. (73 слова)
Задание: Выделенное предложение разобрать по частям речи.
Тема: Знаки препинания в простых и сложных предложениях.
Вот так вывод!
Учитель рассказывал о скорости распространения звука. Ребята поняли, что звук распространяется не очень быстро. На улице дети играли в мяч. Мы увидели, как мяч ударился о землю. Потом мяч летит в воздухе, а мы только слышим звук удара.
Мишке показалось очень интересным это заявление. Он сделал для себя полезный вывод. После урока мальчик попросил учителя пересадить его на первую парту, что рядом с дверью. Хитрому Мишке хотелось первым слышать звонок на перемену. (75 слов)
Тема: Прямая речь (кавычки, двоеточие, заглавная буква).
Д.М. Карбышев.
Выше всего в жизни Карбышев ставил верность Родине и долгу.
Великая Отечественная война застала генерала на границе. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я солдат и не могу бросить фронт». При переправе через Днепр его раненого взяли в плен. Фашисты хотели склонить Карбышева к сотрудничеству, предлагали деньги. Но Дмитрий Михайлович отвечал: «Я Родиной не торгую».
Три года в лагерях он боролся против врагов. История сохранила для нас последние слова героя: «Думайте о Родине, товарищи, и мужество вас не покинет». (82 слова)
Тема: Повторение за год.
Кому что удивительно.
Таньку ничем не удивишь. Она всегда говорит: «Ничего удивительного».
Никто не мог перепрыгнуть через огромную лужу, а я перепрыгнул. Все удивились, кроме Таньки. Сначала я очень старался ее удивить. Чего я только не делал. Она не удивляется. Мама даже испугалась, думала, что мне нездоровится.
Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку о водолазах. Так увлекся. Страниц семьдесят прочитал. Я даже не видел Таньку. Она говорит: «Удивительно! Вот не подумал бы. Он читает!» (77 слов)
Н.Г. Галунчикова
Э.В. Якубовская