СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные диктанты по русскому языку. 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие для обучающихся 9 класса с умственной отсталостью  представляет собой диктанты по русскому языку.

Объем  выполняемой работы и количество орфограмм в ней соответствуют требованиям программы. При этом тексты подобраны так, что учитель имеет возможность осуществить контроль за качеством усвоения как новой темы, так и ранее изученных.

Диктанты расположены по темам в порядке их изучения.

Просмотр содержимого документа
«Контрольные диктанты по русскому языку. 9 класс.»

Контрольные диктанты по русскому языку.

9 класс.

Тема: Повторение. Простое и сложное предложение (союзы И, А, НО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Жатва.

Солнце еще греет, а ночью уже прохладой веет. В лесу еще поет птичий хор, но голосов в нем убавилось. Осень в лесу свои порядки заводит. Желтит она листья деревьев, румянит рябину. Жаль, что люди не видят этой красоты. Торопятся они на поля, где урожай поспел. Гудят комбайны, и течет зерно в грузовики.

А в старину машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали. Люди заботились, чтобы новый урожай был не хуже старого.

Тяжела уборочная страда, но звучат на полях пени. (82 слова)

Тема: Звуки и буквы. Разделительный Ъ и Ь.

Из истории хлеба.

Кто первый бросил в землю пшеничное зерно, связал первый сноп колосьев?

Хлеб появился в глубокой древности. В каменном веке люди съедали зерна сырыми. Потом из густой зерновой каши стали выпекать лепешки. Эти плотные подгорелые куски были мало съедобны.

Затем зерна стали растирать камнем и смешивать с водой. Так появилась первая мука и первый хлеб. Позже научились делать тесто. Может быть у хозяйки случайно попали в тесто дрожжи. И на огне зарумянился пышный, мягкий каравай. (77 слов)

Тема: Правописание приставок. Приставки ИЗ-, ВОЗ-, БЕЗ-, РАЗ-.

Кто прав?

Погожим осенним утром поднялся в небо воздушный змей. Глянул он на золотые леса и стал восхищаться красотой осени. Услыхала его сорока и полетела всем-всем рассказывать.

Услышал сороку воробей, стал возмущаться. Плохо ему – червяки и жуки исчезли. Стала беспокоиться сорока. Спрашивает у зайца, хороша ли осень. Зайцу тоже плохо, измучился весь. Скоро прятаться будет негде. Медведь в лесу сгребал листья, матрас набивал. Расхваливал добрую и ласковую осень. И белка рада грибам и орехам.

Задумалась сорока. Надо у людей спросить. (80 слов)

Тема: Имя существительное. Падежные окончания ед. и мн. ч.

Флейта и ветер.

В парке музыкант играл на флейте. Чудесная мелодия была слышна птицам, деревьям и цветам. Даже ветер прилег под кустиком послушать пение флейты. Много было в этом звуке и радости, и грусти. Напевала флейта о солнце, о жаворонке, о ласковом свете любимых глаз.

Смолкла песня. Музыкант ушел, а флейту оставил. Ветер подлетел к флейте и подул в нее. Загудела флейта, как осенняя непогода. Ветер снова подул, но флейта только гудела.

Удивился ветер. Почему флейта не слушается, почему не играет? (81 слово)

Задание: Сделать грамматический разбор выделенных существительных.

Тема: Имя прилагательное. Правописание падежных окончаний.

Кикимора.

Все видели ворону. Все узнают ее по оперенью и крючковатым хищным когтям. По ленивому полету, по гордому виду – вроде важная птица. А на самом деле – разбойница!

Одна ворона отличалась дерзкими проделками, и я прозвал ее Кикиморой. Сядет она на дерево рядом с рыболовом и дежурит.

Однажды ловил я рыбу. Кончилась у меня наживка. Пошел подкопать червей. Подхожу опять к реке, а навстречу летит Кикимора черной головешкой. В длинном клюве блестит моя самая жирная рыбина.

Проворонил рыбку, проворонил!

Задание: Во втором предложении сделать грамматический разбор имен прилагательных.

Тема: Правописание личных местоимений.

Эхо.

Живет в лесу эхо. Что мы о нем знаем? Знаем, что у него есть голос. Оно отвечает нам.

Эхо – голос тишины. Ему не лень откликаться на наш призыв. Ребята заблудились, а эхо их ободрит. Они запели, и эхо с ними поет. Каждый наш поступок в лесу порождает отклик. Ты идешь и цветы палкой сшибаешь, а эхо за тобой бежит, сердится. Ты дерево срубил тайно – эхо на весь лес стучит по твоей совести. Ты птицу убил – заплакало по ней эхо. (80 слов)

Тема: Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с –ТЬСЯ и –ТСЯ.

Земля.

Человек появляется на свет на земле. Тут он растет, познает мир и жизнь. Так рождается чувство ответственности перед землей, которая дала ему все. И в землю человек уходит после смерти.

В легендах всех народов герой припадает к родной земле, чтобы набраться сил. Землей человек клянется, с горстью родной земли отправляется в дальние страны. За землю солдат умирает, но не отдает ее врагам.

Из любви к маленькому клочку земли рождается сыновнее чувство к Отчизне. (74 слова)

Тема: Частица НЕ с глаголами.

С любовью к природе.

Ты любишь лес с орехами, ягодами и грибами. Ты любишь зимой проложить лыжню по мягким сугробам. А как весело стряхнуть с еловых веток снежные комья! Но лес, река, луг не могут сами позаботиться о себе. Не умеет защитить себя и птицы, насекомые, мелкие зверушки. А вы, ребята, можете сделать много доброго.

Не ломайте веток! Не топчите молодую поросль! Берегите птиц, муравьев. Не приносите вреда природе. А затем придет желание больше узнать о жизни животных и растений. (79 слов)

Тема: Повелительная форма глагола ед. и мн. ч.

Полезные советы.

Учитесь собирать лекарственные растения. Делайте сбор в сухую погоду утром и вечером. В жаркую пору дня оставьте работу. Клубни, корни, кору укладывайте в мешки. Листья, цветы, плоды должны лежать свободно. Их собирайте в корзину. Сырье долго не храните. Оно портится. Бросьте все дела и займитесь сортировкой растений. Очистите их от земли, разложите и просушите. Не забудьте упаковать сухие растения. Готовую упаковку подпишите, отметьте дату и спрячьте в темное место. (71 слово)

Задание: В предпоследнем предложении сделать грамматический разбор глаголов.

Тема: Глагол (обобщение).

Свойство знаний.

Есть одно свойство у знаний. Когда ничего не знаешь, то ничему и не удивляешься. Гнилушки светятся? А почему бы им не светиться. Стекляшки тоже блестят. Звезда упала? Ну и что? Падают же с неба дождик и град. Листья осенью пожелтели? Так им полезно.

Как помочь незнайке? Он все принимает за должное. Удивляется только тот, кто уже что-то узнал. Узнал, сравнил и задумался.

Чем больше мы знаем, тем чаще нам приходится изумляться. Чем больше изумляешься, тем интереснее становится жизнь. (80 слов)

Тема: Правописание числительных.

Болдинская осень.

В августе 1830 года Пушкин уезжал из Москвы в Болдино. Дорога предстояла в пятьсот верст. Перед отъездом дни были печальными. Умер любимый дядюшка, который привозил его учиться в лицей.

3 сентября Пушкин по тряским дорогам добрался до Болдино. Осеннее деревенское одиночество оказалось очень плодотворным. Тетради заполнялись новыми стихами, повестями, сказками. Поэту писалось легко.

Только в декабре Пушкин вернулся в Москву. Впереди еще будет шесть лет жизни. Будут написаны прекрасные произведения. Но такая болдинская осень уже не повторится. (79 слов)

Тема: Правописание наречий с О и А на конце.

Певчая дорожка.

Разные в лесу бывают дороги. Бывают такие, что прямо пойдешь – назад не вернешься. Налево пойдешь – в чаще заблудишься. Направо пойдешь – в болоте увязнешь.

Но бывают и другие дороги. По таким пойдешь – на всю жизнь запомнишь. Нужно только выйти из дома еще затемно, а к рассвету быть у лесной тропинки. Вот слева у развилки поет иволга. Изредка тонким голоском ей отвечает трясогузка. Вот справа у тропинки бормочет тетерев. Снова и снова трещит впереди кузнечик.

Идешь по певчей дорожке и радуешься. (81 слово)

Тема: Части речи.

Славный русский полководец.

Суворов с детства мечтал стать военным, но рос слабым ребенком. Тогда мальчик решил закаляться. В зимние холода все одевают теплые шубы, а Суворов накинет легкую куртку и целый день проводит на улице. Наступает весна. Только вскроются реки. Никто не думает купаться, а Суворов уже в студеной воде плавает. Наконец он окреп и поступил на военную службу.

Семьдесят лет прожил Суворов. Пятьдесят из них – в армии. Тридцать пять сражений провел Суворов. И в каждом был победителем. (73 слова)

Задание: Выделенное предложение разобрать по частям речи.

Тема: Знаки препинания в простых и сложных предложениях.

Вот так вывод!

Учитель рассказывал о скорости распространения звука. Ребята поняли, что звук распространяется не очень быстро. На улице дети играли в мяч. Мы увидели, как мяч ударился о землю. Потом мяч летит в воздухе, а мы только слышим звук удара.

Мишке показалось очень интересным это заявление. Он сделал для себя полезный вывод. После урока мальчик попросил учителя пересадить его на первую парту, что рядом с дверью. Хитрому Мишке хотелось первым слышать звонок на перемену. (75 слов)

Тема: Прямая речь (кавычки, двоеточие, заглавная буква).

Д.М. Карбышев.

Выше всего в жизни Карбышев ставил верность Родине и долгу.

Великая Отечественная война застала генерала на границе. Ему предлагали вернуться в Москву, но он отвечал: «Я солдат и не могу бросить фронт». При переправе через Днепр его раненого взяли в плен. Фашисты хотели склонить Карбышева к сотрудничеству, предлагали деньги. Но Дмитрий Михайлович отвечал: «Я Родиной не торгую».

Три года в лагерях он боролся против врагов. История сохранила для нас последние слова героя: «Думайте о Родине, товарищи, и мужество вас не покинет». (82 слова)

Тема: Повторение за год.

Кому что удивительно.

Таньку ничем не удивишь. Она всегда говорит: «Ничего удивительного».

Никто не мог перепрыгнуть через огромную лужу, а я перепрыгнул. Все удивились, кроме Таньки. Сначала я очень старался ее удивить. Чего я только не делал. Она не удивляется. Мама даже испугалась, думала, что мне нездоровится.

Однажды я сел на лавочку и стал читать книжку о водолазах. Так увлекся. Страниц семьдесят прочитал. Я даже не видел Таньку. Она говорит: «Удивительно! Вот не подумал бы. Он читает!» (77 слов)



Н.Г. Галунчикова

Э.В. Якубовская