СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные работы по литературе по творчеству Грибоедова, Пушкина, анализ текста

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по литературе»

Контрольная работа № 1

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»


Задание 1

В эссе «Чужое горе» из сборника «Родная речь» Пётр Вайль и Александр Генис так определяют основной конфликт пьесы: “…Конфликт Чацкого с обществом Фамусова — прежде всего стилистический, языковой. Чацкий изъясняется изящно, остроумно, легко, а они — банально, основательно, тяжеловесно… Всё весёлое в пьесе (читай: поверхностное, легкомысленное) принадлежит Чацкому. Этим он и раздражает общество”.


Но мы вдруг встречаем такой искусно составленный монолог (коллаж, центон), который, казалось бы, противоречит идее “языкового конфликта”:


А всё Кузнецкий мост и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:

Губители карманов и сердец!

Когда избавит нас творец

От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!

И книжных и бисквитных лавок! —

По шутовскому образцу:

Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,

Рассудку вопреки, наперекор стихиям;

Движенья связаны, и не краса лицу;

Смешные, бритые, седые подбородки!

Как платья, волосы, так и умы коротки!..


Задание


1. Укажите, каким героям принадлежат эти строки, и сформулируйте конфликт пьесы, выразителями которого эти герои являются.


2. Подумайте над тем, почему слова двух противоборствующих сторон удалось так изящно соединить в монологе-коллаже. Постарайтесь обосновать своё мнение и с точки зрения стилистики, и с позиций идейного содержания пьесы. (Подсказка: какие ещё конфликты можно обнаружить в пьесе и на какой намекает данный текст?)


3. Подтвердите или опровергните мнение Гениса и Вайля о наличии “стилистического” (“языкового”) конфликта в пьесе, используя цитаты.


Задание 2


В альманахе «Русская Талия» за 1825 год были напечатаны отрывки грибоедовской комедии. Эта публикация позволила обсуждать пьесу в печати. Одним из самых ярких недоброжелательных отзывов о комедии явился отзыв М.А. Дмитриева («Замечания на суждения “Телеграфа”»), опубликованный в журнале «Вестник Европы» (1825, № 6).


По отрывку нельзя судить о целой комеди_; о х_рактере главного действ__щего лица можно! Г. Грибоедов хотел представить ________ и ________ человека, который не нравит_ся обществу людей не образованных. Если бы комик исполнил с_ю мысль то х_рактер Чацкого был бы занимателен, окружающие его лица ________, вся картина _______ и _______! Мы видим в Чацком человека который злословит и говорит все что н_ придёт ему в голову: такой человек наскучит во всяком обществе и чем общество образованнее, тем он наскучит________! Встрет_вшись с девиц_й в котор__ влюблён и с котор__ н_сколько лет не видался он не находит другого разговора кроме ругательств и насмеш_к над её батюшкой и знакомыми. Потом на вопрос молодой графини зачем он не женился в чужих краях отвечает грубой дерзостью! Мудр_но ли что от такого лица разбегутся и примут за ___________?


Чацкий есть не что иное как сум__брод который находит_ся в обществе людей совсем не ________, но _______ и который умничает перед ними, потому что сч_тает себя умнее: всё смешное — на стороне Чацкого! Чацкий, который должен быть умнейшим лицом пьесы, представлен менее всех рассудительным!


Короче г. Грибоедов из_бр_зил очень удачно не которые портреты но не совсем попал на нравы того общества которое в_думал опис_вать и не дал главному х_рактеру надлежащ_й с ними против_положности.


(По М.А. Дмитриеву. Замечания на суждения «Телеграфа»)


Задание


1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, исправьте орфографические ошибки.


2. В выделенном жирным шрифтом фрагменте на место пропуска подберите подходящее по смыслу наречие, а другие пропуски заполните следующими краткими и полными прилагательными (род, число, падеж можно менять в зависимости от контекста): умный, образованный, необразованный, сумасшедший, глупый, поучителен, забавен, смешон.


3. Сделайте текст более связным. Для этого дополните его цитатами и пояснениями, приведёнными ниже, и вставьте в текст союзы и вводные слова: но, но, а; например, словом, итак, следовательно, естественно.


Цитаты и пояснения


Он хочет отличит_ся то остроумием, то каким то бранчивым п_три_тизмом перед людьми, которых пр_зирает; он пр_зирает их а между тем очевидно хотел бы что бы они его уважали!


Сама Софья говорит о нём: “Не человек, змея!”


Это такая нес__бразность х_рактера с его назначением которая должна отнять у действ__щего лица всю его зан_мательность и в которой не может дать отчёта ни автор, ни самый изыскательный критик.

































Контрольная работа № 2

Творчество А.С. Пушкина

I. Определите мотивы (темы) лирики А.С. Пушкина.

1. «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа»;

2. «Деревня», «Вольность», «Во глубине сибирских руд…»;

3. «Море», «Погасло дневное светило».

4. «Вновь я посетил…», «Напрасно я бегу к сионским высотам…», «Брожу ли я вдоль улиц шумных».

II. Из какого стихотворения эти строки?

1. Я твой: я променял порочный двор Цирцей,

Роскошные пиры, забавы, заблужденья

На мирный шум дубров, на тишину полей…

2. Услышишь суд глупцов и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

3. Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений…

4. И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод.

III. Определите стихотворный размер приведенного отрывка.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

IV. Укажите количество стоп в стихе.

О, если б голос мой умел сердца тревожить!

V. Напишите ключевую фразу в определении следующих лирических жанров:

1. Ода –

2. Элегия –

3. Сонет –

4. Дружеское послание –

5. Идиллия -

VI. Соотнесите средства художественной выразительности:

1. Не пропадет ваш скорбный труд

И душ высокое стремленье. А. Метонимия

2. Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел. Б. Метафора

3. Природой здесь нам суждено

В Европу прорубить окно. В. Эпитет.

4. Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. Г. Сравнение

5. Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где легкокрылая мне изменила радость. Д. Инверсия.

6. Прозрачный лес один чернеет… Е. Олицетворение.

7. Уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей Ж. Антитеза

Ты ждал, ты звал… я был окован. З. Анафора


VII. Как можно определить пафос вступления к поэме «Медный всадник»?

1. Задумчивый, печальный;

2. Трагический;

3. Философский;

4. Торжественный, горделивый.

VIII. Каково отношение А.С. Пушкина к Петру I в поэме «Медный всадник»?

1. Восторженное;

2. Негативное;

3. Двойственное;

4. Равнодушное.

IX. С кокой целью Петр решает «… в Европу прорубить окно»?

1. Расширить торговые отношения с Европой;

2. «…назло шведу»

3. Для того чтобы вывести Россию из вековой изоляции и возвысить ее роль на международной арене.

X. Какими средствами А.С. Пушкин передает свой восторг от Петербурга?

1. Внутренними монологами;

2. Прямыми авторскими оценками;

3. Словами героя-рассказчика;

4.Через демонстрацию мнения Петра I.

XI. Какие средства художественной выразительности использует А.С. Пушкин в следующих строках из поэмы «Медный всадник»:

…И перед младшею столицей

Померкла древняя Москва,

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова…

1. Метафора:

2. Антитеза;

3. Сравнение;

4. Олицетворение.

XII. Какие строки, посвященные городу на Неве, не принадлежат перу А.С. Пушкина?

1. Только камни нам дал чародей,

Да Неву буро-желтого цвета,

Да пустыни немых площадей,

Где казнили людей до рассвета.

2. Зажгутся нити фонарей,

Блеснут витрины и тротуары.

В мерцанье тусклых площадей

Потянутся рядами пары.

3. По оживленным берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен…

XIII. Докажите, что образ Евгения, героя поэмы «Медный всадник», можно считать образом маленького человека. Сформулируйте свой ответ в виде сочинения-миниатюры.































Контрольная работа № 3

Творчество М.Ю. Лермонтова


Каков основной мотив лирики Лермонтова?

А) мотив свободы Б) мотив гордого одиночества В) мотив усталости от жизни


2.Как бы вы определили основной пафос лирики Лермонтова?

А) трагический Б) иронический В) сатирический


3. Какие отношения складываются между творчеством М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина?

А) отношение преемственности Б) отношения сходства В) отношения контраста


Почему в стихотворении «Дума» Лермонтов употребляет местоимении «мы», а не «вы»?

А) потому что не отделяет себя от своего поколения

Б) такой прием обусловлен лирическим родом стихотворения

В) благодаря этому приему стихотворение получает трагический пафос


Какое чувство является ведущим в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…»?

А) гордость и независимость

Б) преклонение перед любимой женщиной

В) грусть от разлуки с ней


О каком времени года говорится в следующем фрагменте стихотворения? Выделите наиболее характерные для Лермонтова приемы изображения природного мира.

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка…

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой…

Основываясь на стихотворениях М.Ю. Лермонтова, прочитанных вами, заполните таблицу


Основные мотивы лирики Названия стихотворений


Прочитайте стихотворение Лермонтова и выполните задания. (см. стр.110 «Хрестоматия…» ч.2)

I. К какому типу лирики относится стихотворение Лермонтова «Расстались мы, но твой портрет…»?

А) пейзажная Б) патриотическая В) любовная

4) гражданская

II. Ведущей темой в стихотворении является тема:

А) любви В) природы

Б) родины Г) свободы

III Как называется лексическое средство, использованное поэтом в строке: «Там храм оставленный – все храм…»?

А) профессионализм В) старославянизм

Б) неологизм Г) диалектизм

IV Лирический герой стихотворения

А) никогда не был влюблен

Б) мечтает о счастливом продолжении любви

В) забыл обо всем

Г) по-прежнему хранит портрет своей возлюбленной

V Укажите название художественного средства, основанного на сопоставлении и использованного в строках: «…но твой портрет/ …Как бледный призрак лучших лет…»

____________________________


VI Определите размер, которым написано стихотворение, способ рифмовки


Ответы:

1.б 6 лето

2 а 7 -

3 а 8 1в

4 а 2а

5 а 3в

5 сравнение

6 4-х стопный ямб, перекрестный способ


Контрольная работа № 4

Проверочная работа по тексту поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души»

Задание 1. Узнайте героя


1. “Это был среднего роста, очень недурно сложённый молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”;

2. “...герой наш уже был средних лет и осмотрительно-охлаждённого характера”;

3. “...малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом”;

4. “...маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши, когда, высунувши из тёмных нор острые морды, насторожа уши и моргая усом, они высматривают, не затаился ли где кот или шалун мальчишка, и нюхают подозрительно самый воздух”;

5. из людей, “известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан...”


(Ключ: Ноздрёв, Чичиков, Петрушка, Плюшкин, Манилов)

Задание 2. Узнайте героя


1. “Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке... самый крепкий и на диво стаченный образ...”;

2. “...человеческие чувства, которые и без того не были в нём глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине”;

3. “...был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории”;

4. “На взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару...”;

5. “...умел хорошо держать себя. Говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует. Словом, куда ни повороти, был очень порядочный человек”.


(Ключ: Собакевич, Плюшкин, Ноздрёв, Манилов, Чичиков)


Задание 3. Определите, на чьём дворе вы оказались


1. “Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было тёмно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер”;

2. “На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековое стояние... Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, какой идёт только на мельницы да на корабли”;

3. “Вошедши на двор, увидели там всяких собак... Тут были все клички, все повелительные наклонения: стреляй, обругай, порхай...”;

4. “...были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций, пять-шесть берёз небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»”;

5. “...изветшавший тёс на крышах везде был заменён новым, ворота нигде не покосились, а в обращённых к нему крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две”.

(Ключ: у Плюшкина, у Собакевича, у Ноздрёва, у Манилова, у Коробочки)


Задание 4. Узнайте героя


1. “Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал: распускал небылицу, глупее которой трудно выдумать, расстраивал свадьбу”;

2. “Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через эту реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом”;

3. такой человек “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, всё отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены”;

4. “В приёмах своих господин имел что-то солидное и высмаркивался чрезвычайно громко”;

5. “...никакими средствами и стараниями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги...”


(Ключ: Ноздрёв, Манилов, Коробочка, Чичиков, Плюшкин)


Задание 5. Узнайте героя


1. “Должно сказать, что подобное явление редко встречается на Руси, где всё любит скорее развернуться, нежели съёжиться, и тем поразительнее бывает оно, что тут же в соседстве подвернётся помещик, кутящий во всю ширину русской удали и барства”;

2. “Кроме страсти к чтению, он имел ещё два обыкновения, составлявшие две другие его характеристические черты: спать не раздеваясь, так, как есть, в том же сюртуке, и носить всегда с собою какой-то свой особенный воздух, своего собственного запаха, отзывавшийся несколько жилым покоем, так что достаточно было ему только пристроить где-нибудь свою кровать, хоть даже в необитаемой дотоле комнате, да перетащить туда шинель и пожитки, и уже казалось, что в этой комнате лет десять жили люди”;

3. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”;

4. “Таких людей приходилось всякому встречать немало. Они называются разбитными малыми, слывут ещё в детстве и в школе за хороших товарищей и при всём том бывают весьма больно поколачиваемы”;

5. “...чиновники... рассматривая это дело каждый про себя, нашли, что лицо _____ , если он поворотится и станет боком, очень сдаёт на портрет Наполеона”.


(Ключ: Плюшкин, Петрушка, Манилов, Ноздрёв, Чичиков)


Задание 6. Узнайте хозяина


1. “Слова были прерваны странным шипением, так что гость было испугался; шум походил на то, как бы вся комната наполнилась змеями; но, взглянувши вверх, он успокоился, ибо смекнул, что стенным часам пришла охота бить”;

2. “...больше всего было табаку. Он был в разных вещах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками”;

3. “...повёл их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабли и два ружья — одно в триста, а другое в восемьсот рублей... Вслед за тем показалась гостям шарманка”;

4. “Никак бы нельзя было сказать, чтобы в комнате сей обитало живое существо, если бы не возвещал его пребывание старый, поношенный колпак, лежащий на столе”;

5. “Стол, кресла, стулья — всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства, — словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже _________!» или «И я тоже очень похож на _________!»”

(Ключ: Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Плюшкин, Собакевич)


Задание 7. Вставьте пропущенные слова


1. “...Та же копчёная люстра со множеством висящих стёклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истёртым клеёнкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чашек, как ___________”;

2. “Бесчисленны, как ___________, человеческие страсти, и все не похожи одна на другую, и все они, низкие и прекрасные, вначале покорны человеку и потом уже становятся страшными властелинами его”;

3. “Неизвестно, как он это делал, но только нос его звучал, как _________”;

4. “Чёрные фраки мелькали и носились врознь и кучами там и там, как носятся ___________”;

5. “Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в _________________, дороги везде бархатные...”;

6. “Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как ___________”;

7. “...автор любит чрезвычайно быть обстоятельным во всём, и с этой стороны, несмотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как ___________ “;

8. “Это чтение совершалось более в лежачем положении в передней, на кровати и на тюфяке, сделавшемся от такого обстоятельства убитым и тоненьким, как ___________ ”.


(Ключ:

1) птиц на морском берегу;

2) морские пески;

3) труба;

4) носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жаркого июльского лета;

5) в рай;

6) сахар;

7) немец;

8) лепёшка).


Задание 8


1. Кого “насмерть” не любил учитель Павлуши “за то, что он сказал: «По мне, уж лучше пей, да дело разумей»”?


а) Пушкин; б) Крылов; в) Державин; г) Гоголь.


2. С какими успехами закончил Чичиков училище?


а) удовлетворительно; б) хорошо; в) отлично; г) не закончил.


3. Когда преподавателя, “любителя тишины и поведения”, выгнали из училища, какую помощь оказал ему Павлуша?


а) никакой; б) взял на себя его содержание; в) дал пятак серебра; г) дал тысячу рублей.


4. Кем были родители Чичикова?


а) дворяне; б) крестьяне; в) это неизвестно.


5. Отец советовал Павлуше: “Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а _________ не выдаст, в какой бы беде ты ни был”.


а) подруга; б) мать; в) копейка; г) Родина.


6. Что помогало Чичикову добиваться повышения по службе?


а) ум; б) поведение; в) деньги; г) связи.


7. Кто был “грозой и отчаянием всего польского жидовства”?


а) Ноздрёв; б) Чичиков; в) Шамшарёв; г) Гоголь.


8. “Именно, пронесли слухи, что Чичиков не более, не менее, как ...”


а) миллиардер; б) миллионщик; в) мультимиллионер; г) нищий.


9. Каким словом предлагает назвать Чичикова автор?


а) подлец; б) герой; в) вор; г) приобретатель.



Шкала оценивания


Каждый ответ равен 1 баллу.


9 баллов — “отлично”;


8 баллов — “хорошо”;


7–6 баллов — “удовлетворительно”;


менее 6 баллов — “неудовлетворительно”.




Контрольная работа № 5

Комплексный анализ текста А.И.Солженицын «Лиственница»


А. И. Солженицын «Крохотки» (1996-1999)

ЛИСТВЕННИЦА


Что за диковинное дерево!

Сколько видим её — хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда — по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно — осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично — мельканием солнечных искр.

Сказать, что — сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань — наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде — не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, — знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть — и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Ведь — и люди такие есть.



Контрольная работа № 6 Анализ лирического произведения

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания А1-А5; В1-В4; С1.

Родная земля


В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем ее в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах.

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовет так свободно – своею.

А1. В какой сборник вошло стихотворение А.Ахматовой «Родная земля»?

  1. «Вечер»;

  2. «Четки»;

  3. «Белая стая»;

  4. «Подорожник».

А2. Ведущей в стихотворении является тема:

  1. Любви;

  2. Родины;

  3. Природы;

  4. Свободы.

А3. Как называется фонетическое средство, использованное поэтом в строках:

Да, для нас это грязь на калощах,

Да, для нас это хруст на зубах.

  1. Ассонанс;

  2. Анафора

  3. Эпифора;

  4. Аллитерация.

А4. В какой строке стихотворения выражена его основная идея?

  1. Но ложимяс в нее и становимся ею,

  2. О ней не вспоминаем даже.

  3. Да, для нас это грязь на калощах,

  4. Да, для нас это хруст на зубах.

А5. Лирическая героиня стихотворения:

  1. Понимает, что родину покинуть необходимо;

  2. Боится страшного суда, поэтому решает не покидать родину;

  3. Не связывает себя с родиной;

  4. Ассоциирует себя с родной землей.


В1. В строке: « И мы мелем, и месим, и крошим…» использован художественный прием, основанный на воспроизведении одних и тех же слов. Назовите этот прием.

В2. Выпишите слово из второй строфы стихотворения, которое является синонимом слова земля и отражает восприятие лирической героини.

В3. Укажите название художественно-выразительного средства, использованного в следующих словосочетаниях: «стихи навзрыд не сочиняем», « не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи».

В4. Определите размер, которым написано стихотворение.

С1. Как лирическая героиня воспринимает родную землю? Как вы думаете, почему?