СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольные работы по русскому языку в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольные диктанты, сочинения, изложения 

Просмотр содержимого документа
«Контрольные работы по русскому языку в 5 классе»

I полугодие

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1 Сочинение на тему «Памятный день летних каникул»

Цель работы: проверить сформированность рече­вых умений в объеме программы начальных классов (писать на тему, раскрывать основную мысль, чле­нить текст на части, подбирать заголовки), а также уровень грамотности в условиях свободного письма.

Задания к сочинению. 1. Расскажите об одном дне летних каникул так, чтобы было ясно, почему он запомнился больше других дней. 2. Озаглавьте сочинение. 3. Подсчитайте количество слов в тексте сочинения и укажите число в конце работы. (Под­считываются все слова, включая и служебные части речи.)

Схема анализа сочинения

  1. Тема раскрыта: полно, неполно, не раскрыта.

  2. Основная мысль: передана, отсутствует.

  3. Заголовок: отражает тему, отражает основную мысль, содержит экспрессию.

  4. Абзацы: выделены все, выделены не все, не вы­делены вовсе.

  5. Нарушена логика изложения, отсутствует связь между мыслями и микротемами.

  6. Число ошибок и недочетов: грамматических, ре­чевых, орфографических, пунктуационных.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 Диктант и задания к нему

Цель работы: проверить сформированность навыков правописания корней слов, разделительных ь и ъ, ь после шипящих в конце слов, буквенных сочетаний ти­па жи— ши, чк, чн и т. д.

  1. вариант*

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, ти^ хие, без ветра. Настоящие дни поздней осени.

В такой день идёшь по лесной тропинке, кругом тиши Нет даже шума деревьев, шелеста листвы. Только иногда раздается звук падающих шишек. На голых сучьях повис! ли капли росы от ночного тумана.

Легко дышит осенней свежестью грудь. Приятно идти по мягкому ковру из листьев.

Вдруг среди листвы мелькает пёстрый комок. Это пти ца. Она жива, но едва дышит. Ребята решают взять бедняж ку домой. Иначе её найдёт лисица и съест. (80 сл.)

  1. вариант

Мы идём по узкой дорожке берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. Под его яркими лучами ио крится голубое озеро. За ним широкой полосой легло бола то. Тут шагать опасно.

Входим в зелёную чащу. Ровными рядами стоят высо кие сосны. Редкий луч пробьётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этой местности живут пушистые белки. Вот зверё1$ прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъём ведёт в гору. Там конец нашего пути. (85 сл.)

Задания к диктанту. 1. Выпишите из текста 5 ело с разными орфограммами в корне. Подчеркните нул ную букву. 2. Выделите в первом абзаце безударны^ окончания имен прилагательных. 3. Выделите в лю бом предложении безударные личные окончания гла­голов.

Схема анализа диктанта

  1. Количество учащихся, писавших диктант.

  2. Общее количество ошибок: орфографических* пунктуационных.

  1. Количество ошибок: а) в корне слова (примеры типичных ошибок); б) в приставках; в) на употребле­ние разделительных ь, ъ; г) на употребление ь после итипящих; д) на буквенные сочетания жиши, чк, чн И т. д.

  2. Процент ошибок в корне слова по отношению ко всему числу орфографических ошибок.

Бели количество ошибок в корне не превышает 30% по отношению к общему числу, становление ор­фографического навыка идет успешно.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3 Проверочная работа по фонетике и орфоэпии

Цель работы: уметь характеризовать отдельные звуки вне слова и в составе слова, различать звуки и буквы, правильно произносить слова, указанные в орфоэпическом словарике учебника.

  1. Охарактеризуйте следующие звуки: [х], [д’], [ж] (I вариант); [л’], [к], [ш] (II вариант).

  2. Сделайте фонетический разбор слов: пятью (I вари­ант); семью (числительное) (II вариант).

  3. Обозначьте звуки на месте подчеркнутых букв, поставьте ударение в словах: Ильинична, термин, сорит (I вариант); Фоминична, тире, щавель (II вари­ант).

(Ударение в «трудных» словах дано для сведения учителя.)

  1. Перечислите буквы: не обозначающие звуков (I вари­ант); обозначающие два звука (II вариант).

  2. Укажите из орфоэпического словарика учебника пять слов, обозначая в них произношение и (или) ударение.

  3. (Для сильных учащихся.) Выберите правильный ответ:

  1. [с’] — согласная, мягкая, глухая.

  2. [с’] — согласный, мягкий, глухой.

Обоснуйте свой выбор.

Примечание. Пятое задание проверяется учителем Устно: ученик произносит каждое слово правильно, в соот­ветствии с пометами. Письменная форма проверки в данном случае неуместна, так как контролируется устная речь.



Идеально было бы провести всю проверочную рабо не прибегая к письму.

Схема анализа контрольной работы № 3

Задание 1. Неверно указаны тверд ость-мягкост; глухость-звонкость.

Задание 2. Типичные ошибки в фонетическом ра боре слов.

Задание 3. Типичные ошибки в обозначении зву. ков и в постановке ударения в словах.

Задание 4. Количество учеников, выполнивши* задание без ошибок.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4 Диктант и задания к нему

Цель работы: проверить навыки правописаний гласных и согласных в корнях слов, а также выявить уровень сформированности умений обнаруживать opt фограммы, дифференцировать их, правильно подбщ рать однокоренные слова.

Муравей и паук

Пришёл муравей к хозяину леса с просьбой нака­зать пастухов. Он обвинял их в том, что после еды они оставляют на земле хлебные крошки.

А хозяин леса жалел пастухов, позвал он в свидете! ли паука. Паук стал просить: «Не обижайте пастухов! Едят они на земле, поэтому* крошки остаются в тра| ве. Но там они не пропадают, их поедают птицы и тем насыщаются».

Рассердился лесной хозяин на муравья и безжало­стно спихнул его с большой высоты вниз.

С той поры муравей от падения с высоты посереди! не тонок. (85 сл.) '

(По Ф. Якобсонт

  1. Задания к диктанту. 1. Укажите графически, есть ли орфограмма в словах наказать (I вариант), обвинял (II вариант). Напишите, почему вы так считаете, вспомните, какие виды орфограмм в корне вы знаете. Напишите по одному примеру на разные слу­чаи (каждый пример запишите на отдельной строке).

  2. Запишите по 2—3 однокоренных слова к глаголам обвинял (I вариант), обижают (И вариант). Выде­лите корень.

Схема анализа диктанта

Орфография

  1. Количество учащихся, писавших диктант.

  2. Общее количество ошибок: орфографических, пунктуационных.

  3. Количество ошибок: а) в корне слова (примеры ти­пичных ошибок); б) в приставках; в) в других случаях.

  4. Процент ошибок в корне слова от всего числа орфографических ошибок (не должен превышать

30%).

Пунктуация

  1. Запятая в сложном предложении.

  2. Прямая речь.

  3. Восклицательное предложение.

  4. Лишние знаки.

Схема анализа заданий к диктанту*

Задание 1

1. Верно указана орфограмма в корне. 2. Задание не выполнено. 3. Дано верное объяснение. 4. Дано не­точное объяснение. 5. Объяснение отсутствует.

Задание 2

  1. Верно указаны виды орфограмм в корне. 2. Вер­но приведены примеры слов. 3. В указанных приме­рах есть ошибочные. 4. Задание не выполнено.

Задание 3

  1. Верно подобраны однокоренные слова. 2. Допу­щена одна ошибка. 3. Задание не выполнено.

  2. Написание выделенных слов по ходу диктанта разъясняется: слово поэтому пишется слитно; наречие вниз пишет слитно; наречие посередине пишется слитно.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5 Изложение «Барсучонок»

Цель работы: проверить умения: 1) подбирать к тексту заголовок, отражающий основную мысль тек­ста; 2) составлять план текста; 3) писать близкое к исходному тексту изложение, сохраняя в нем композш ционное строение и языковые средства, характерны® для художественного стиля речи и использованные ав| тором в данном фрагменте (конкретные слова и выражения, помогающие автору нарисовать картину; слои ва в переносном значении, создающие образ; разговорные, эмоционально-оценочные слова и выражения которые раскрывают отношение автора к тому, что од описывает).

Задание — см. учебник, упр. 383.

Схема анализа контрольной работы № 5

  1. План отражает структуру текста (есть вступле! ние, главная часть, заключение).

  2. Изложение написано по плану.

  3. Основная мысль передана.

  4. Заголовок отражает тему, основную мысль и со| держит экспрессию.

  5. Характерные для текста языковые средств! сохранены: сказовый порядок слов (ходили мы...1 уселся я...у, экспрессивные слова и выражения (усел\ ся, улёгся, пустился удирать, давай разгреш батъ, как зажужжит, попробуй ужаль, а емщ хоть бы что).

  6. Ошибки орфографические, пунктуационные, грамматические, речевые.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6 Анализ текста: определение стиля речи

Цель работы: проверить: 1) знание основных при4 знаков понятий «разговорный и художественный сти! ли», «научно-деловая речь»; 2) умение устанавливая* связь между конкретным текстом и типовой стили! стически значимой речевой ситуацией (умение «вы! читывать» ситуацию из текста); 3) умение находить в тексте языковые средства, характерные для задачи речи и условий общения.

Задания. 1. Спишите текст. 2. Определите стили речи, укажите речевую ситуацию, в которой можея быть использован этот текст. 3. Подчеркните слова и выражения, характерные для этого стиля речи.

  1. Тексты для анализа. вариант

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи­цы. Пахнет снегом и берёзовыми почками.

(По Б. Пастернаку)

  1. вариант

А какая Италия?

— Италия-то? Италия, сынок, хорошая. Жарко там, солнца много, фрукты всякие растут сладкие да вкусные. Все там чёрные от солнца ходят, разде­тые, а зимы вовсе нет.

(Ю. Казаков)

  1. вариант

Италия — государство на юге Европы, на Среди­земном море. Климат средиземноморский: жаркое, сухое лето и дождливая зима. Растительность южная: в горах — леса, на равнинах — поля, сады, виноград­ники.

ОСловарь-справочник)

Схема анализа контрольной работы № 6

  1. Стиль определен: верно, неверно.

  2. Речевая ситуация «вычитана» из текста, указа­ны ее признаки: условия общения (где?), (с кем?), задачи речи (з а ч е м?).

  3. Характерные языковые средства подчеркнуты: правильно и полностью, правильно, но не полностью, неправильно.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 7 Диктант и задания к нему

Цель работы: выявить зависимость формирования правописных умений от умений грамматических (уме­ния видеть структуру слова и предложения).

Погода стала меняться. Из-за горизонта быстро про­неслись низкие облака. Солнце нырнуло в тучи, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, сухие ли­стья сбросил в воду и погнал по реке.

«Мальчики, проводите меня домой!» — предложила Пина. Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки,

а потом стихает. Но вот зашуршал камыш, и на воде по*, вились кружки от первых капель*. Сплошной полосой п. шёл проливной дождь. Нина радостно закричала: «Бежим] ребята!»

Задания к диктанту. 1. В последнем предложе* нии первого абзаца выделите основу. 2. Состава те схему предложения, обозначенного звездочкой

  1. Выпишите из выделенных предложений словосф четания: I вариант — 1-е предложение, II вариант — 2-е предложение. 4. Сделайте морфологический раз- бор выделенных слов: I вариант — в голубом прф свете, II вариант — сплошной полосой. 5. Запи шите слова и разберите их по составу: I вариант — налетает, II вариант — стихает. Запишите дв| слова с таким же составом.

Схема анализа диктанта

Орфография

  1. Орфограммы в корне слова: а) проверяемые глас­ные; б) непроверяемые гласные; в) проверяемые со. гласные; г) непроверяемые согласные; д) чередующие! ся гласные.

  2. Ь в конце и середине слова.

  3. Гласный после шипящих в разных частях слова!

  4. Другие ошибки.

Пунктуация

  1. Запятая между однородными членами: а) при бессоюзном соединении; б) перед союзом а; в) отсутся вие запятой перед союзом и.

  2. Запятая в сложном предложении, части которо! го соединены союзом и.

  3. Знаки препинания при прямой речи.

  4. Запятая при обращении.

  5. Общее количество ошибок: орфографических! пунктуационных.

Схема анализа заданий к диктанту*

Задание 1

  1. Верно выделена грамматическая основа предло-1 жения. 2. Неверно выделена грамматическая основа предложения. 3. Задание не выполнено.

Задание 2

1. Верно составлена схема предложения. 2. Схема составлена неверно. 3. Задание не выполнено.

Задание 3

1. Все словосочетания выписаны верно. 2. Указаны

все словосочетания. 3. Ошибочно включена грам­матическая основа. 4. Нарушения в смысловой связи между словами. 5. Задание не выполнено.

Задание 4

1. Морфологический разбор выполнен без ошибок. 2 Допущены ошибки в обозначении: а) частей речи; б) морфологических категорий.

Задание 5

  1. Разбор по составу слова выполнен верно. 2. До­пущены ошибки в разборе. 3. Слова с таким же соста­вом подобраны верно. 4. Слова с таким же составом подобраны неверно. 5. Задание не выполнено.

II полугодие КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 8 Анализ текста: определение типа речи

Цель работы: проверить: 1) знание основных при­знаков понятия «типы речи»; 2) умение оформить от­вет в виде письменного рассуждения, пользуясь книж­ной (учебно-научной) речью.

Задания. 1. Спишите текст, укажите тип речи.

  1. Оформите свой ответ в виде связного письменного рассуждения.

Тексты для анализа.

  1. Пёрышки у свиристелей были коричневато-ро­зовые, крылья и хвост чёрные с белыми, жёлтыми и малиновыми полосками. Но особенно хорош хохол на голове, как будто лихо зачёсанный к затылку.

(По Г. Скребицкому)

  1. Совы — полезные птицы, так как они уничтожа­ют мелких и вредных грызунов. Одна сова ловит за сутки в среднем четырёх мышей.

(По С. Огневу)

  1. Ловко перелезая с ветки на ветку, попугай под­бирался к висевшему яблоку, срывал его своим мощ­ным клювом, затем брал в лапу и выгрызал клювом

с одной стороны из яблока мякоть. Потом достав; зёрнышки, с аппетитом их ел, а надкусанное яблоко бросал вниз на траву. Расправившись с одним, он ту; же направлялся к другому.

Схема анализа контрольной работы № 8

I. Образец определения типа речи (на пример текста-рассуждения).

  1. Тип речи определен верно; указано: а) на значе­ние причины; б) на невозможность использования приема «фотографирования».

Тип речи определен неверно: приведены неверные; доказательства (например, вместо признаков типа ре* чи названы признаки стиля).

  1. Приведены доказательства: ...

  1. Анализ формы ответа.

  1. В ответе-рассуждении имеются части: тезис, аргументы, вывод.

  2. Использована книжная речь с элементами разгр; ворной.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 9 Изложение «Джек здоровается»

Цель работы: проверить чувство языка, умение со-; хранить стиль исходного текста (в данном случае изобразительные средства художественного стиля ре чи), а также умение «видеть» и сохранять при пере* сказе типологическую структуру текста (в данном; случае — повествование с двумя вкраплениями опи­сания).

Задания к изложению. 1. Озаглавьте текст. 2. На­пишите изложение, сохраняя стиль и тип речи

  1. Отметьте на полях типы речи. 4. Подчеркните в тек сте слова и выражения, с помощью которых изображ ется, рисуется картина.

Мы с братом Серёжей ложились спать. Вдруг дверь] растворилась, и вошёл папа, а следом за ним болына красивая собака, белая, с коричневыми пятнами н боках. Морда у неё была коричневая, огромные уш свисали вниз.

— Папа, откуда? Это наша будет? Как её зовут? закричали мы, вскакивая с постелей и бросаясь к с баке.

Папа сказал, что эта охотничья собака теперь наша и что зовут её Джек.

Пёс, немного смущённый такой бурной встречей,
всё же дружелюбно завилял хвостом и позволил себя
погладить. Шерсть у Джека была короткая, блестя-
щая, гладкая, а из-под неё проступали сильные мус-
кулы. Он даже обнюхал мою руку и лизнул её мягким
розовым языком»

— Джек, здравствуй! — сказал папа.

Пёс подал ему лапу. Папа потряс её и снял с колен,
но Джек подал лапу опять. Так он «здоровался» раз
десять. Мы весело смеялись. (132 сл.)


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 10

Диктант и задания к нему

Цель работы: установить уровень сформированно-
Сти навыков правописания окончаний глаголов, кор-
ней с чередованием гласных, умения разграничивать


части сложного предложения и однородные члены предложения, связанные союзом и.

Как заяц спас старику жизнь

Однажды дедушка Семён пошёл поохотиться и за­брался в лесную глушь. Вдруг он заметил, что стелет- ся дым, а в чаще слышится треск. В лесу начался по- жар. Ветер гонит огонь дальше, и он разгорается силь- нее. Не выберешься из леса — погибнешь.

Старик торопится, бежит, тяжело дышит, а пожар разрастается. Ветви ёлок хлещут лицо, колются. Об­горевшие деревья рушатся. Охотник сбивается с до­роги.

Вдруг у самых ног он увидел зайчонка и бросился за ним. Звери легче определяют направление огня и спасаются. Вот они выбираются с места лесного пожа­ра...

Старик вылечил зайца и оставил жить у себя. Охотник заботится о зайчишке, и они всегда дружны. (104 сл.)

(По К. Паустовскому)

Задания к диктанту. 1. Выделите в рамочку без­ударные окончания глаголов I спряжения (I вари-; ант), II спряжения (II вариант). 2. Объясните право-1 писание окончаний одного из глаголов (укажите при­знак, который помогает определить принадлежность глагола к I или II спряжению). 3. Разберите по соста­ву слова разрастается (I вариант), выбираются (II вариант).

Примечания. 1. При записи последнего предложе­ния 1-го абзаца учащимся сообщается о постановке тире*

  1. Задания диктуются устно; первое задание выполняется по тексту диктанта (на него отводится 5—7 минут), при* выполнении второго задания глаголы выбираются (выпи! сываются) из текста (отводится 3—5 минут).

Схема анализа диктанта*

Орфография

  1. Орфограммы в корне слова: а) проверяемые! гласные; б) непроверяемые гласные; в) чередующиеся гласные.

  2. Гласные и согласные в приставках.

  3. Правописание глаголов: а) ь в глаголах 3-го ли­па единственного числа; б) безударные гласные в лич­ных окончаниях глагола; в) -тел и ться в глагола

4. Другие ошибки.

Пунктуация

  1. Знаки препинания при однородных членах: а) запятая между однородными членами при бессоюз­ном соединении; б) отсутствие запятой при однород­ных членах с союзом и.

  2. Запятая между частями сложного предложения:

а) перед союзом а; б) перед союзом и; в) перед союзом что.

Общее количество ошибок: орфографических, пунктуационных.

Схема анализа заданий к диктанту*

Задание 1

1. Верно выделены безударные личные окончания глаголов указанного спряжения. 2. Допущена хотя бы одна ошибка в обозначении безударных оконча­ний. 3. Допущено две и более ошибки.

Задание 2

  1. Дано верное объяснение правописания личного окончания глагола. 2. Признак принадлежности гла­гола к I или II спряжению указан неполно или неточ­но (записать примеры обозначений). 3. Признак ука­зан неверно. 4. Задание не выполнено.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 11

Сочинение на тему «Знакомьтесь, мой друг ...

(кот Мурзик, попугай Кеша и т. п.)»

Цель работы: проверить, умеют ли учащиеся, от­талкиваясь от формулировки темы: 1) уточнить ос­новную мысль и отобрать содержание высказывания так, чтобы тема сочинения была раскрыта, а основная мысль передана; 2) выбрать соответствующую теме и основной мысли форму изложения (ведущим типом Речи в сочинении должно быть описание предмета с

включенными в него фрагментами повествования и рассуждения); 3) выбрать нужный стиль речи (худо­жественный) и использовать в сочинении языковые средства, помогающие: а) нарисовать словом карти­ну; б) передать свое отношение к предмету речи;

  1. правильно строить текст типа описания предмета, * используя в «новом» для обозначения признаков предмета не только имена прилагательные, но и дру-| гие грамматические средства (глаголы, существи- f тельные со значением признака, определительные словосочетания), а в «данном», предупреждая лекси- ; ческий повтор, слова со значением части целого, ме-1 стоимения, контекстные синонимы.

Схема анализа сочинения

  1. Тема раскрыта: полно, неполно, не раскрыта.

  2. Основная мысль: передана, отсутствует.

  3. Использованы типы речи: описание, повествова­ние, рассуждение.

  4. Отобранные языковые средства: а) помогают на­рисовать картину (да, нет); б) передают отношение ав­тора к описываемому предмету (да, нет); в) помогают ] избежать лексического повтора в «данном» (да, нет);| г) помогают избежать грамматического повтора в «но-' вом» (да, нет).

  5. Число ошибок и недочетов: грамматических, ре-я чевых, орфографических, пунктуационных.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 12

Изложение с дополнительным творческим заданием

-'.УР

Цель работы: проверить умение «видеть» и сохранять при пересказе типологическую структуру текста (в данном случае повествование с двумя описаниями предмета — 2-й и 4-й абзацы), языковые средства, характерные для типа и стиля речи (художественного и разговорного — 2-й абзац), заменять при пересказе 1-е лицо 3-м, а также умение строить текст типа рассуждения (дополнительное задание).

Задания. 1. Напишите изложение от 3-го лица (мальчика зовут Дениской), сохраняя стиль и тип речи. 2. Дополните пересказ собственным рассужде нием в развитие основной мысли текста. (Правильно ли поступил Дениска, раздумав тренироваться на ]иишке?)

Друг детства

Я решил заняться боксом.

Мама достала со дна корзинки здоровущего плю­шевого мишку. И бросила его мне на диван.

— Погляди, какой тугой. Живот толстый. Ишь как выкатил! Чем не груша?

Я обрадовался. Устроил мишку на диване, чтобы мне удобней было об него тренироваться и развивать в себе силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но об­лезлый. У него были разные глаза. Один его собствен­ный — жёлтый, стеклянный, а другой большой бе­лый — из пуговицы от наволочки. Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами. Он расставил ноги и выпятил живот, а обе руки поднял, будто шутил, что он уже заранее сдаётся...

Вот он сидит на диване, мой бывший самый луч­ший друг, настоящий друг детства. Сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара... (127 сл.)

(По В. Драгунскому)

Схема анализа изложения с творческим заданием

  1. Структура текста:

описание сохранено полностью, сокращено, отсут­ствует.

  1. Языковые средства в описании:

для передачи значения признака в «новом» ис­пользованы: прилагательные, глаголы, словосочета­ния.

  1. 1-е лицо заменено 3-м: везде, не везде.

  2. Структура рассуждения соблюдена:

имеется: тезис, обоснование.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 13 Итоговый тест

С целью определения уровня базовой подготовки по русскому языку в мае необходимо провести пись­менную контрольную работу. Один из вариантов

такой проверки — тест. Тестовая форма проверки по­зволяет существенно увеличить объем контролируе­мого материала по сравнению с традиционной kohtJ рольной работой (диктантом с грамматическим за­данием) и тем самым создает предпосылки для повы-1 шения информативности и объективности результа­тов.

Предлагаем два варианта теста, нацеленного на проверку базовых умений и навыков. Каждый вари­ант теста состоит из четырех частей, проверяющих' вопросы, связанные с развитием речи, знание теории? по грамматике, лексике и словообразованию, право-1 писные умения (по орфографии и пунктуации). Тест включает задания средней трудности.

Выполненная работа оценивается двумя отметка­ми — «зачет» или «незачет» (за весь объем теста илш за отдельный его раздел). Считается, что ученик об­наружил достаточную базовую подготовку («зачет»), если он дал не менее 75% правильных ответов. Выполнение теста предполагает 56 правильных от-! ветов — это 100%; 75% составят 42 правильных от­вета. В этом случае следует считать работу выпол-^ ненной.

Каждый ученик получает листы с тестами. Вся работа производится на данных листах (без записи в тетради). Ученик должен выбрать правильные отве- ты и обвести их ручкой. За каждый правильный от­вет ученик получает 1 балл. Например:

Укажите существительные 3-го склонения.

1)мышь 2)карандаш 3)степь 4)дочь 5)мать

На проведение работы отводится 1 час. На одном из предшествующих уроков для подготовки учащихся к выполнению теста выделяется время (15 минут), и показывается, как надо выполнять тестовое зада­ние.

Рекомендуем записать на доске одно-два задания, аналогичные включенным в тест, выполнить их вме ете с учащимися и показать, как надо отмечать вы­бранные ими ответы. Остальные задания можно разо­брать устно.

Возможные варианты обращения к учащимся.

Ребята!

... (укажйте день) вы будете выполнять контроль­ную работу по русскому языку. Она отличается от привычных вам работ тем, что включает тестовые задания. Несколько таких заданий я написал(а) на доске.

Вот как выполняются эти задания: прежде всего надо внимательно их прочитать; затем выбрать ответ, который, по вашему мнению, считается правильным, и обвести кружком цифру, которая ему соответст­вует.

Давайте вместе выполним тестовые задания, запи­санные на доске.

(На доске заранее написаны задания. На первое из них отвечает сам учитель и на доске обводит кружком цифры 1, 2, 4, соответствующие верному ответу; для выполнения других заданий приглашает к доске уча­щихся. Необходимо убедиться в том, что все ученики правильно понимают, как надо отвечать на вопросы теста.

После выполнения тренировочных заданий учи­тель хвалит детей за проделанную работу и высказы­вает уверенность в том, что они успешно справятся с заданиями теста.)

Образцы заданий для коллективного выполне­ния.

I. Найдите имена существительные.

1)яблоня 2)рисование 3)плавать 4)радость

II.. Укажите, какое из данных окончаний надо вставить: В син..м небе звёзды блещут.

  1. –им 2)-ем



  1. Найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

(Т) Я долго любовался птицами. 2 Ваня все­гда говорил правду.

Уважаемые пятиклассники!

Вам предстоит ответить на 25 вопросов, про­веряющих вашу подготовку по русскому языку.

Ко всем вопросам теста дано несколько отве­тов, обозначенных цифрами 1, 2, 3, ... . Среди них может быть один верный ответ или не­сколько верных ответов.

Внимательно прочитайте задание и выпол­ните его. Обведите кружком цифры, которые со­ответствуют правильному ответу.

Пример 1. Определите тип речи.

В комнате стоял письменный стол, на нём чернильный прибор, пепельница, небольшое зеркало. Справа лежал старый ободранный ре­вольвер. Тут же у стола стояла красивая турец­кая сабля.

(По А. Гайдару)

  1. описание 2) повествование 3) рассуждение

Правильный ответ — описание. Значит, надо обвести кружком ответ с цифрой 1.

Пример 2. Укажите глаголы, которые употребле­ны в форме настоящего времени.

(I) несёт 2) везти (З) идёт (4) уходит

Рассуждайте так: на вопрос глагола настоящего времени что делает? отвечают три слова (несёт, идёт, уходит). Поэтому надо обвести кружком циф­ры 1, 3, 4, как это сделано в примере 2.

В вашем распоряжении — один урок. Постарай­тесь за это время ответить на все вопросы.

I вариант


Часть I

а. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения.

Дождик прошёл по садовой дорожке.

Капли на ветках висят, как серёжки,

Тронешь берёзку — она встрепенётся И засмеётся. До слёз засмеётся.

Дождь прошуршал по широкому лугу,

Даже цветы удивились друг другу;

В чашечках листьев, на каждой травинке По огонёчку, по серебринке.

(А. Яшин)

1) Дождик. 2) После дождя. 3) Хорошо после дож­дя! 4) Волшебник-дождь.

б. Укажите средство связи предложений.

В дальнем углу за печкой висела шинель. Она была ржавой от времени, с подпалинами и дырками. Мой отец носил её тогда, когда меня ещё не было на свете.

1) Лексический повтор. 2) Местоимение. 3) Сино­ним. 4) Однокоренные слова.

в. Определите тип речи.

На чёрной воде плавала громадная птица. Опере­ние её переливалось лимонным и розовым цветом. За­росшая курчавым пухом голова была маленькая, ве­личиною с яйцо. Огромный клюв с кожаным красным мешком как будто был приклеен к ней.

(По К. Паустовскому)

1) Повествование. 2) Описание предмета. 3) Описа­ние места. 4) Рассуждение.

г. Определите стиль речи.

  • Оля, а кто такой Тимур?

  • ...Это один царь такой, злой, хромой, из средней истории.

1) Художественный. 2) Научный. 3) Деловой. 4) Раз­говорный.

Д. Определите вид речи (см. текст задания «г»).

1) Монологическая речь. 2) Диалогическая.



Часть II

а. Укажите имена существительные.

1) Доброта. 2) Она. 3) Проводы. 4) Хождение. 5) Свежесть. 6) Жадничает. 7) Рыбачий. 8) Завтра­кают.

б. Укажите глаголы.

1) Беречь. 2) Жужжание. 3) Галдёж. 4) Желтеет.

  1. Струсил. 6) Скрипучий. 7) Хочу. 8) Свист.

в. Укажите, в каких случаях морфологические призна­ки имен существительных указаны неверно.

1) Фамилия — сущ. ср. рода. 2) Мыши — сущ. жен. рода. 3) Ель — сущ. 2-го скл. 4) На ветке — сущ. 1-го скл. 5) Из-за тучи — сущ. в предл. пад.

  1. В книге — сущ. в род. пад.

г. Укажите, в каких случаях морфологические призна­ки глаголов указаны неверно.

1) Бегал — глаг. сов. вида. 2) Прочитал — глаг. сов. вида. 3) Выстирал — глаг. несов. вида.

  1. Смотреть — глаг. I спр. 5) Слышать — глаг. II спр. 6) Строить — глаг. I спр.

д. Укажите словосочетания.

1) Подмигивать глазами. 2) Царевна догадалась.

  1. Взялся за кольцо. 4) Царевна очутилась.

е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом.

1) Быстро бежать. 2) Бег вприпрыжку. 3) Синее не­бо. 4) Синеет море.

ё. Укажите побудительные предложения


1) Расскажи мне сказку. 2) Люблю весну! 3) Куда ты поедёшь летом? 4) Сегодня мама пришла пораньше.

ж. Укажите предложение с обстоятельством.

1) Мяч ударился о дверь. 2) Убери книги в стол.

  1. Мальчик был весел.

з. Найдите сложные предложения.

В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут... 2) Тучка по небу идёт, бочка по морю плы­ вёт. 3) Мы объехали весь свет, торговали соболями, чернобурыми лисами. 4) Тут он в точку уменьшился, комаром оборотился... (А. Пушкин) 5) Мы хотели, чтобы скорей наступил день.


Часть III


а. Укажите слова с проверяемой гласной в корне.

1) Наслаждаться. 2) Сверкать. 3) Породниться. 4) Побелить. 5) Росточек. 6) Разместиться.

б. Укажите слова, в корне которых пишется а.

1) Опр..вдать. 2) Удалённый. 3) Помогает. 4) Добросердечный. 5) Хв..стливый. 6) Предлагать.

в. Укажите слова, в корне которых пишется о.

1) Взр..слеть. 2) Располагаться. 3)Р..стение.

  1. Прол..жить. 5) Р..сток. 6) Выр..стить.

г. Укажите слова, в которых после шипящих пишется о.

1) Ключ..м. 2)Ч..рствый. 3) Ш..рох. 4)Реш..тка.

  1. Удач..й. 6) Свинцовый.

д. Укажите словосочетания, в которых существитель­ные имеют окончание -и.

1) Прогуливаться по улиц.. . 2) Отдыхать в санато- ри.. . 3) Жить в селени.. . 4) Заботиться о молодёж.. .

  1. Хранить в тайн.. . 6) Строить на побережь.. .

е. Укажите глаголы с окончанием -ет.

1) НенавиДоТ. 2) Скач..т. 3) Кол..тся. 4) Прос..тся.

  1. Терп..т. 6) ВзгляНоТ.

ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на з.

  1. Бе..граничный. 2) Ра..давать. 3) Ра..целовать. 4) В..глянуть. 5) Ра..чистить. 6) И..следование.

ж. В конце каких предложений следует поставить во­просительный знак?

  1. В чём, скажи, виновна я

  2. Ты к нему теперь ступай

  3. Что ж качаешь головою

  4. Не губи меня, девица

з. Укажите, где перед союзом и необходима запятая.

1) Прошёл долгожданный дождь и оживил пожух­лую зелень. 2) Невинно небо голубеет и солнце ласко­вое греет. 3) Тёплый ветерок сушит крыши и ласково покачивает деревья.

и. В каких предложениях есть обращения, которые надо выделить запятой?

  1. Бабушка и я с братом поехали за город.

  2. Бабушка мы с братом уезжаем за город.

  3. Страна моя велика и могуча.

  4. Велика ты страна моя!

к. В каких предложениях есть пунктуационные ошиб­ки?

  1. Осыпался с берёзы лист и, как ковёр, устлал до­рогу...

  2. Улыбнулись сонные берёзки растрепали шёлко­вые косы...

  3. Школа тотчас наполнилась голосами, смехом, шарканьем ног...

  4. С классом мы побывали в Смоленске, Новгороде, Самаре и Вологде.

Часть IV

а. Укажите, от какого слова образовано существител: ное велосипедистка.

1) Велосипед. 2) Велосипедный. 3) Велосипедист.

б. Какое слово является однокоренным к прилагатель" ному куриный?

1) Курильщик. 2) Курятник. 3) Курение. 4) Кури­тельный.

в. Укажите слова, образованные приставочным спосо' бом.

1) Подождать. 2) Перепилить. 3) Перепёлка. 4) От­цовский. 5) Отцеплять. 6) Оборот. 7) Оборвать.

г. В каких словосочетаниях прилагательные употребле­ны в переносном значении?

1)Горячее сердце. 2)Горячий чай. 3) Горячи спор. 4) Горячая плита.

д. Как называются выражения сахарный снег, чугун­ный грохот, мёртвая тишина, золотая осень?

1) Фразеологизмы. 2) Эпитеты. 3) Метафоры. 4) Си­нонимы.

е. Укажите слова с нулевым окончанием.

1) (Много) ягод. 2) Лифтером. 3) Любить. 4) (Мно­го) молоточков. 5) Шутник. 6) (Белая) мышь. 7) Ма­шинистка. 8) Захотел.

ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели ^бс/пьП?

1) Туманность. 2) Глупость. 3) Безжалостный.

  1. Твёрдость. 5) Ясность. 6) Радость. 7) Звучность. 8) Безграмотность.

II вариант Часть I

а. Выберите заголовки, отражающие основную мысль стихотворения.

Пришла телеграмма, Пришла телеграмма —

Слов — меньше десятка. И боль отлетела...

Но вдруг поседела В строчках коротких

Упрямая прядка... Она уместилась.

Пришла телеграмма — Пришла телеграмма —

Лицо посветлело. И жизнь изменилась.

(Ф. Васильев)

1) Телеграмма. 2) Слово — это тоже дело. 3) При­шла телеграмма... 4) Пришла телеграмма — и жизнь изменилась.

б. Укажите средство связи предложений.

Вокруг города по низким пологим холмам раски­нулись леса. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по бере­гам. Сосны всё время тихонько шумели.

СЮ. Казаков)

1) Лексический повтор. 2) Местоимение. 3) Сино­нимы. 4) Однокоренные слова.

в. Определите тип речи.

Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притопывать ути­ной лапой. {По К. Паустовскому)

1) Описание предмета. 2) Описание места. 3) Рассу­ждение. 4) Повествование.

г. Определите стиль речи.

  • Мама, мама! Ты посмотри, какая забавная собачка: вся голенькая, а грива, как у льва.

  • Это, Машенька, пудель. Он не сам по себе такой, это его так постригли.

1) Художественный. 2) Научный. 3) Деловой. 4) Раз­говорный.

д. Определите вид речи (см. текст из пункта «г»).

1) Диалогическая речь. 2) Монологическая речь.

Часть II

а. Укажите имена существительные.

1) Они. 2) Всходы. 3) Теплота. 4) Яблочное. 5) Тру­сость. 6) Нянчит. 7) Вождение. 8) Обедают.

б. Укажите глаголы.

1) Пение. 2) Стеречь. 3) Топот. 4) Вертлявый.

  1. Синеет. 6) Буду. 7) Звон. 8) Имели.

в. Укажите, в каких случаях морфологические призна­ки существительных указаны неверно.

1) Тополь — сущ. жен. р. 2) Фасоль — сущ. жен. р. 3) О молодёжи — сущ. 2-го скл. 4) У де­вочки — сущ. в предл. пад. 5) В роще — сущ.: в род. пад. 6) В зелени — сущ. 3-го скл.

г. Укажите, в каких случаях морфологические призна­ки глаголов указаны неверно.

  1. Читал — глаг. сов. вида. 2) Пробежал —1 глаг. сов. вида. 3) Гнать — глаг. II спр. 4) Увидел — глаг. несов. вида. 5) Дышать — глаг. I спр. 6) Пи­лить — глаг. I спр.

д. Укажите словосочетания.

1) Вьётся вьюга. 2) По зеркальцу как хлопнет. 3) Воротился царь-отец. 4) Приветливо шутила.

е. Укажите словосочетания, в которых глагол является главным словом.

1) Чтение вслух. 2) Медленно читать. 3) Розовый закат. 4) Закат розовеет.

ё. Укажите побудительные предложения.

1) Как ты себя чувствуешь? 2) Хорошо весной! 3) Принеси мне книгу. 4) Ко мне пришёл друг.

ж. Укажите предложение с обстоятельством.

1) Корабль ушёл в море. 2) Я играю на пианино.

  1. Девочка была прилежной.

з. Найдите сложные предложения.

  1. Дверь тихонько заскрипела, и в светлицу входит царь...

  2. Пушки с пристани палят, кораблю пристать ве­лят.

  3. Гости князю поклонились, вышли вон и в путь пустились.

  4. В кухне злится повариха, плачет у станка тка­чиха.

(А. Пушкин)

  1. Я знал, когда приедет друг.

Часть III

а. Укажите слова с непроверяемой гласной корня.

1) Пшеница. 2) Ослепительный. 3) Обогреватель.

  1. Вокзал. 5) Железный. 6) Поразительный.

б. Укажите слова, в корне которых пишется о.

1) Взр..слеть. 2) Взбодриться. 3) Распол..гаться.

  1. Р..стение. 5) Прол..жить. 6) Д..бротный.

в. Укажите слова, в корне которых пишется а.

  1. Предл..жение. 2) Подр..сти. 3) Р..стущий.

  1. Р..СТОК. 5) Прил..гательное. 6) Пол..жил.

г. Укажите слова, в которых пишется ё после шипя-1 щих.

1)Ш..в. 2)Ш..пот. 3) Грач..м. 4)Деш..вый. 5) Ку-1 мач..вый. 6) Ч..рненький.

д. Укажите словосочетания, в которых существитель-Я ные имеют окончание -е.

1) Собраться на площад.. . 2) Расположиться в рощ.. . 3) Прогуляться по алле.. . 4) Служить в арми...

  1. Ошибиться в решени.. . 6) Росли в теплиц.. .

е. Укажите глаголы с окончанием ~ят (-am).

1)Круж..тся. 2)Реж..т. 3) Обид..т. 4)Бор..тся.

  1. Услыш..т. 6) Колышется.

ё. Укажите, в каких словах приставки оканчиваются на букву с.

1) П..расходовать. 2) И..жарить. 3) Разгонять. I

  1. Воскликнуть. 5) Ра..чувствоваться. 6) Бе..поко­иться.

ж. В конце каких предложений следует поставить во­просительный знак?

1) Посмотри, как он хлопочет 2) Что, Соколко, что | с тобою 3) Чего тебе надобно, старче 4) Будь нам | милая сестрица

з. Укажите, где перед союзом и необходима запятая.

1) Всё веселее светит солнце и природа пробужда-1 ется от спячки. 2) Бурно тают снега и весёлыми ручь-Я ями бегут по улице. 3) Радостно суетятся птицы и на- I полняют воздух своим гомоном.

и. Укажите, в каких предложениях есть обращения, Я и выделите их запятой.

1) Пригрей солнышко землю! 2) Солнышко пригре-Я вает землю. 3) Друг мой пришёл на помощь. 4) Помо-1 ги мне друг мой!

к. В каких предложениях допущены пунктуационные 1 ошибки?

1) Белеет парус одинокий в тумане моря голубом!..Я

  1. Играют волны ветер свищет... 3) День был свежий, *

солнечный, и безветренный. 4) Дельфины прыгали,
кувыркались и играли в воде.

Часть IV

а. Укажите, от какого слова образовано прилагательное

водянистый.

1) Вода. 2) Водяной. 3) Безводный.

б. Какие слова являются однокоренными к прилагатель­ному косолапый?

1) Сенокос. 2) Косоворотка. 3) Прикоснуться. 4) Ко­сичка.

в. Укажите слова, образованные сложением.

1) Котята. 2) Снегоочиститель. 3) Волнистый.

  1. Газопровод. 5) Беловатый. 6) Подорожник. 7) Гла­зомер.

г. В каких словосочетаниях прилагательные употребле­ны в переносном значении?

1) Железное корыто. 2) Железная воля. 3) Желез­ный характер. 4) Железное перо.

д. Как называются выражения взять себя в руки, закрыть рот на замок, развесить уши?

1) Омонимы. 2) Фразеологизмы. 3) Эпитеты. 4) Си­нонимы.

е. Укажите слова с нулевым окончанием.

1) Отварить. 2) Журналом. 3) Баянист. 4) Цветник.

  1. (Много) туч. 6) Бегает. 7) Столов. 8) Прибегал.

ё. Строение каких слов соответствует морфемной модели /"~N остьП?

1) Безоблачность. 2) Храбрость. 3) Бегать. 4) Ста­рость. 5) Смелость. 6) Вредность. 7) Ценность. 8) Без­ветренность.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс